Всех приветствую, хочу затронуть тему философии в играх.
Так как, я не знаю на сколько хорошо вы знакомы с таким понятием как философия, стоит начать с самого начала. Я расскажу, что такое философия, а потом порассуждаем о ней в самой игре.
Видео вариант
И так, во-первых, я не говорю, что знаю истину, но это не помешает мне пофилософствовать, некоторые могут ошибочно подумать, что преподаватель философии обязательно является философом, но это не так.
Скажите мне является ли учитель литературы, писателем или поэтом? А является ли архитектор, строителем? Или кинокритик, режиссёром? Иногда, очень редко, но как правило нет.
И что бы направить ваши мысли в нужное русло, придется еще глубже углубится в этот термин.
Слово «философия» греческого происхождения и состоит из двух частей. «Филия» переводится как «любовь», «софия» – как «мудрость». Таким образом, философия буквально означает любовь к мудрости.
А слова мудрец и философия не являются синонимами.
А если еще проще, мудрец все знает.
Философ, стремится узнать.
Копаясь в интернете на эту тему, я наткнулся на интересную цитату.
Пифагор в беседе с царем Леонтом произнес слова, ставшие впоследствии крылатыми: «Я не мудрец, но только философ».
И вот тут, у меня возник очень серьёзный вопрос, сказанное мной, ранее звучит красиво и логично. Но, а где подтверждение, что это правда? Что Пифагор и вправду говорил данное выражение царю, где доказательства? А может и не было подобного разговора, а данная цитата была выдвинута только для того что бы показать ум Пифагора и разграничить такие понятия как мудрец и философ?
В философии принято разбирать вопросы метафизические, от греческого "мета", которое переводится как “за, после” и физика, что обозначает “природа, то что нас окружает” Cлово метафизика будет, переводится буквально как, то что идет после природы. Я надеюсь, объяснил достаточно просто.
А еще философия хорошо пересекается с экономикой, порассуждайте сами. Экономика отвечает на вопросы, как сделать лучше, как увеличить благополучие, как распределить ресурсы.
Отвечая на эти вопросы, мы будет руководствоваться философией, которая будет отвечать на вопросы, а что для нас есть хорошо или плохо? В чем смысл этой деятельности? Зачем нам это?
Например, хорошо ли заботится о слабых и больных? Если общество говорит да, хорошо. Экономика будет говорит, то как распределить ресурсы, чтобы этого достичь.
Вот в этом ключе и пойдет мой дальнейший разговор об игре готике, о вопросах морали главного персонажа и игрока, о том, что хотели нам сказать разработчики этой игрой, для чего мы играем в готику до сих пор, ведь сюжет нам известен. в чем смысл жизни? Ой нет на этот вопрос, наверное, где нить в другом месте порассуждаю…
Поговорим кто же главный персонаж игры и почему у него нет имени? Согласитесь, на эти вопросы нет прямого ответа и возможно даже сами разработчики не вкладывали в это какой-то смысл, ведь стоит задать один вопрос, что бы необходимость в познании пропала, ЗАЧЕМ? Зачем создавать персонажу прошлое, которое не будет использоваться в игре.
Но, человеческий разум требует ответов, и вы можете найти кучу видео, о том, кем же был наш безымянный, учеником алхимика, бывшим военным, обычным крестьянином. Вообще здорово что люди пытаются найти ответ, но в итоге лишь могут выдавать ложную истину без доказательств.
Но на этот вопрос можно ответить без лжи, правда сделать это сможет только тот, кто придумал безымянного, то есть разработчики, что бы они не сказали о нём, это будет является истиной, потому что это не ваш мир, вы в нём просто наблюдатель, а они творцы.
Если они даже скажут, прямым текстом, что у безымянного нет прошлого, вы не сможете это оспорить
Даже руководствуясь своей логикой, что у каждого человека есть прошлое, значит и у безымянного оно должно быть. Я вам скажу, необязательно, это даже в лор игры вписывается, если вспомнить, что безымянный избранный Иноса, то Инос просто мог создал его из нечего.
А почему у безымянного нет обычного имени? Почему разработчики не дали ему любое имя. Конечно, можно сказать, то, что это придуманный мир и разработчики сами решают, что в нем есть и чего нет, даже если в этом отсутствует логика.
Но здесь не все так просто, имя может быть абсолютно любое, у кого и у чего угодно. А когда имя персонажа неизвестно, вы можете назвать его абсолютно любым именем, включая своим собственным, а значит, вы будете проектировать свой собственный характер на персонажа.
Возможно разработчики хотели показать нам, то, что вы сами решите судьбу главного героя, потому что вы им и являетесь. Разработчики красиво скрыли имя главного персонажа от нас, а когда к нему обращаются по имени или рассказывают о нём, это остается за кадром, красивый ход, который заставляет нас отыгрывать не зарине подготовленный сценарий, а импровизировать и учитывать свой собственный моральный выбор.
А если коснутся вопроса морали, добра и зла. Добрый или злой главный герой? Давайте так, если руководствоваться тем, что зло это – то из-за чего люди умирают не своей смертью, то из-за чего люди угнетенные и ущемлены в чём-то. Тогда главный герой борется со злом (в этом смысле), но делает ли его это добрым? Ведь путь, главного героя к концу игры, можно охарактеризовать, как цель оправдывает средства. Является ли убийство злодея хорошим поступком? хотя само убийство по определению аморально. Наверное, здесь должен каждый для себя сам разграничить понятия добра и зла. А я же скажу, что, играя в готику, нам приходится выбирать из двух зол. Какое из них меньшее, выбирайте сами.
А на чью бы сторону стали бы вы? Чем бы вы руководствовались, выбирая к кому присоединится?
- К старому лагерю? Быть бессердечным и выполнять то что вам скажут?
- К Новому лагерю? Олицетворяя себя с вором и разбойником, но сражаясь за правое дело?
- Или к Болотному лагерю? Потому что вам не понравилась не та и не другая сторона или вам просто нравится болотник и не хотите нечего делать?
У вас нет в игре другого выбора, вы проиграете если не выберите сторону. Но какой путь является наименьшем злом? Тяжело сделать выбор, когда не знаешь последствий, выбрав не ту сторону, вы будете угнетать себя, за совершенный поступок и постараетесь побыстрее его забыть, или загрузитесь и сделаете по-другому. Я и сам этим грешу.
Конечно если вы руководствуетесь тем, кто сильней, к тому и пойду. Ведь быть на стороне победителя лучше. Победителей не судят, проигравших не вспоминают. Выбор будет очевиден. Если вы руководствуетесь такой логикой, то ваш девиз по жизни, цель оправдывает средства. И я считаю это плохо, это оооочень плохо, но не всегда.
А кстати, если забыть про само зло, в виде спящего, является ли создания купола для заключенных хорошей идей? Я не нашел информации, для чего вообще спящий увеличил размеры барьера, но вопрос в другом, мог ли барьер выпускать людей до вмешательства спящего. Я буду думать, что да, иначе какой свободный человек согласится там работать?
Но, нужна ли была тюрьма, с которой невозможно сбежать? Я уверен вы скажите, конечно, в чем тогда смысл тюрьмы. Кто так ответил, тот не увидел главный вопрос, который заключался в том нужна ли тюрьма, а не какая она.
Я понимаю решение короля использовать неоплачиваемый труд заключенных для достижения цели, но хорошо и выгодно ли это? Идет война, а главная стратегическая позиция находится у заключенных, у тех людей, которых королевство изгнала и заставляет работать как рабов, это может оказаться фатальной ошибкой, взвалить на плечи заключённых условия победы. Кто будет работать усердней, патриот своей страны или заключенный который с радостью поднимет меч на своих хозяев? Кстати, когда барьер изменил свою структуру, они так и сделали, они перестали быть заключенными у себя под куполом, а король стал зависим от них.
У этой монеты две стороны, кто-то должен был быть на поле боя, и из начальных соображений, что на поле боя должны быть патриоты своей страны, а заключенные, горбатится на них под угрозой смерти, звучит здраво и логично. И вправду не выдавать же оружие, преступникам и убийцам.
Но правильно ли это? Правильно ли наказывать человека, не давая ему шанса на искупление, Робар 2-ой мог использовать заключенных как пушечное мясо, к тому же нашлись бы заключенные, которые захотели бы искупить свою вину и пошли бы в бой без страха умереть, потому что терять больше нечего, они бы сражались намного яростней чем любой солдат робара 2-го. Конечно, было бы много грабежей и аморальных поступков с такими людьми, но на войне все средства хороши не так ли? Историю напишут победили, а то какой ценой она далась, можно в дальнейшем скрыть и править страной которая победило зло.
Сюжет готики, конечно не об этом, но скажите мне, что лучше проиграть или выиграть любой ценой? Слово проиграть, в этом случае, будет обозначать, то что вас как будто бы и не было, ни как государство, ни как нация, ни как человека, даже ни как личности.
Давайте теперь вернемся к вопросу добра и зла, мы считаем демонов, таких как спящий, как исключительное зло. Но они ведь себя такими вряд ли считают? Пытаясь понять невозможное, зачем демонам все это было нужно, я все чаще вспоминаю одно выражение. Смысл, которого в следующем:
Что люди в их понимании лишь пчелы, которые просто живут своей жизнью. И только пасечник, (в нашем случае демон) знает, что на самом деле, они собирают мед для него. Но пчелы никогда не поймут этого, потому что пасечник выходит за пределы их масштабов мышления.
Нам остается лишь догадываться, о истинных целях их существования, и чем красивее разработчики скроют от нас правду, тем сильней охота разгадать загадку.
Еще хотелось бы поговорить о таком понятнее как альтруизм, которое обозначает готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Как ни странно, в готике присутствуют персонажи с этим качеством, ну по крайне мере к главному герою. Я думаю вы и без меня назовете имена этих персонажей. Диего, Мильтен, Лестер, Горн.
Понятно, что разработчики заложили это качество в них, но случайно ли? Я бы хотел задаться вопрос, а что разработчики хотели показать нам этой игрой? То что они умеют программировать и создавать игры? Или рассказать историю, безымянного человека, который начинает с низов и становится спасителем заключенных? Вряд ли, как я сказал ранее некоторым персонажем присуще качество альтруизма, что может научить нас помогать другим и заводить новых друзей,
Мир готики далеко не дружелюбный, приходится учится вопросу доверия к другим людям, многие захотят нас просто избить и ограбить, а в некоторых ситуациях мы сами можем быть в роли убийцы и грабителя, или совершить акт альтруизма и посмотреть реакцию людей,
Это не просто игра, где мы ходим и убиваем монстров, она может помочь нам социализироваться в обществе, поможет принять правильные решения в жизни, помогает поставить границу между меньшим и большим злом. Даже если вы отыгрываете злого персонажа, это не будет обозначать, то что вы научитесь делать другим плохо, наоборот, вы поймете, что так делать лучше не надо и запомните это.
Кстати, изначально главный герой является эгоистом, полное противоречие альтруизму, не успев попасть за барьер, он сразу хочет выбраться из него и готов на все, чтобы это сделать, его даже не волнует, что он освободит всех заключённых, которые могут пойти убивать и грабить.
Представьте себе ситуацию, трем разработчикам игр задали один вопрос, зачем вы работаете?
Первые ответили, другого не умеем.
Вторые ответили, чтобы заработать деньги.
Последние ответили, мы создаем шедевр.
Лучшие комментарии
Или вот например: вкладывал ли разработчик какой-то философский посыл в кривую боевку и управление?