YS: Memories of Celceta
Платформы: PS4, PS Vita, PC.
Пройдено на: PS Vita.
В уши ударяет восхитительный мелодичный рок, светит яркое солнце в нежно-голубом небе, в лицо дует лесной ветер, на горизонте маячат зазубрины листвы деревьев, прикрытые сизой дымкой. Рядом ютятся руины древних городов, чуть поодаль высится опоясанная движущимися кольцами башня. В руках — меч, за душой — желание раскрыть тайну. Это — квинтэссенция ощущений от серии

Falcom в 2012-2016 годах не стеснялись релизить свои игры в первую очередь для всемирно недооцененной, но великолепной Playstation Vita. Не могу сказать точно, что больше всего привлекало студию в этой платформе, но возможность проходить большую игру перерывами, не будучи привязанным к гостиной или комнате с компьютером или телевизором — это отдельное удовольствие.
Сразу оговорюсь, что скришноты сняты с PS Vita. На PS4 и PC картинка куда детализированнее, но общая стилистика и дизайн остаются прежними.
* * *
Начинать знакомство с серией можно с любой поздней части: будь то YS VIII: Lacrimosa of Dana или Memories of Celceta — разочарования можно не бояться, независимо от платформы. Не успеешь оглянуться, как YS, весело подмигнув, расставит силки и захватит все твое внимание, постепенно отправляя в самую гущу событий, где правят балом жажда открытий и мистика, где столкнутся мифология и явь, запретное и забытое.
«Опять с амнезией пришел? А голову не забыл?»
В своем родном мире Адол Кристин, парень с алыми волосами, наделенный неуемным любопытством, стал первооткрывателем-легендой, ведя непрерывную хронику своих открытий. Это как если бы Колумб, будучи совсем молодым, умудрился намеренно открыть Америку, а затем начисто избавился бы от всех белых пятен на нашей голубой планете в течение своей жизни, подробно, в научном стиле, задокументировав все это в своих записях.
Его труды всемирно известны, его странствиями восхищаются и вдохновляются, дав начало Эпохе Открытий.
* * *
На этот раз нелегкая заносит его в опаснейшие леса древнего, ныне разрушенного королевства Селсеты. Густой массив скрывает в себе не только причины падения сильнейшего тысячелетнего государства да прорву опасных и неведомых тварей, но и стал причиной потери памяти у Адола. Первые кадры с его участием — последствия амнезии. Вымокший, уставший, побитый, страдающий от головной боли, он натыкается на старого знакомого, торговца информацией Дюрена.
Здесь полно удивительных мест и существ.

… подозрительно прыгучих жаб с дубинами наперевес.

Раздражающих пауков.

Разную хтоническую окололавкрафтианскую дичь.

Неведомые технологии.

Божественные конструкции.

И таинственные города.
Тот мигом смекает, что со старым другом что-то не то и предлагает ему свою помощь. Как раз под руку подворачивается крупное дельце: крупнейшая держава, империя Ромун, объявляет баснословную награду за подробную карту всего леса. Для чего — не уточняют, но друзья быстро хватаются за эту возможность: ведь это, помимо выгоды, может пролить свет на причину потери памяти. Впереди их ждет масса открытий, больше половины которых точно не предугадаешь.
Игра не стесняется бойкой сюжетной подачи: история не останавливается практически ни на минуту. Вот среди лесов нашлось поселение, на которое совершают нападение иноземцы, наделенные нечеловеческой силой. Вот племя, обосновавшееся на берегу, обвиняет Адола в том, что он отравил реку, чего он, конечно же, не помнит. Во всем придется разбираться, и надо отметить, что юмора и умения подать историю в максимально интересной форме Falcom не занимать. Сверхъестественное и мистика в сочетании с магией чем-то напоминают смесь «путешествий Синдбада» и «Индианы Джонса», разве что происходит все в средневековом мире, где электричество — это невиданная диковинка.
Боссы здесь нескромные: бьют больно, огромные и заставляют фоновых гитаристов неистово строчить риффы.
* * *
Исследовать мир, удобно поделенный на сегменты, придется наперевес с холодным оружием, поскольку огнестрел не завезли, а магией пользоваться умеют не все персонажи. Бить по вражьей тушке в YS приятно еще со времен YS: Oath of Felghana на PSP: «импакт» доведен до уровня крупнобюджетных hack'n'slash, наподобие Devil May Cry: бить врага приятно. Достигается это за счет синергии анимаций героев, движения камеры и звука. Динамика боя традиционно реактивная, противники быстрые, действовать приходится молниеносно, но при этом происходящее на экране не превращается в хаос. Сражения с боссами всегда обставлены пафосно, многофазно, но момент начала боя легко угадать: видишь чистую округлую полянку посреди декораций — значит кто-то сейчас нападет.
В отличие от ранних игр серии, в Memories of Celceta, как и в YS Seven, есть удобнейшая карта с маркерами квестов и постепенно открывающимися точками телепортации. Спасает и экономит силы неимоверно: карта действительно огромная и порой можно запутаться, так как гейм-дизайнеры любят открывать проходы и «срезы» к разным местам постепенно. Разгадаешь принцип работы какого-нибудь древнего механизма, оформленного в виде пазла или столкнешь подвернувшееся под ногу бревно — и откроется новый маршрут.
А еще есть интересные головоломки, с помощью которых нужно полностью перекраивать весь уровень, чтобы пройти до нужной точки.
YS, в отличие от многих игр смежных жанров, очень любит поощрять игрока за любопытство, из-за чего локации «пылесосишь» с огромным удовольствием, и всегда стараешься залезть куда-нибудь в самую глушь, ведь там обязательно попадется какой-нибудь полезный в бою артефакт. И чаще всего так и происходит. Это напоминает мне синдром Diablo: тебе хочется разломать все ящики, вскрыть все секреты, облазить всю локацию: с любого врага или даже кувшина может вывалиться ценная вещь. Благодаря этому Memories of Celceta стала первой игрой за десяток лет, где я выполнил все побочные квесты.
Для портативной изометрической игры — вполне себе недурное убранство помещений. Кстати, здесь можно брать побочные квесты. Второй этаж, доска объявлений.
* * *
Игра щедро снабжает добычей самого разного сорта, выпадающей из зверья и точек сбора ресурсов, деля предметы на используемые, животного и растительного происхождения. Недостающие или низкоуровневые вещи можно обменять на что-то более редкое или полезное. Некоторые продавцы, например, будут рады чуть ли не мешками менять жухлые листья на свежие, скисшие фрукты — на свежие орехи, уголь на железную руду, и.т.д. Неведомо, зачем, с точки зрения логики, по игромеханически это позволяет удобно конвертировать ресурсы туда-обратно.
Из вышеперечисленных материалов можно собирать как аксессуары, так и улучшения для оружия и брони. Кузнец-кудесник, сгребя ингредиенты в охапку, может одним ударом киянки или навернуть резистивность к опасной внешней среде на броню, или наковать для сабли урон огнем, льдом или иной «стихией».

Меню традиционно удобное до безобразия. Нажимать на сенсорные кнопки быстрее, чем перебирать меню.

Каждый персонаж обладает скиллами (усиленными атаками), которые изучаются по мере прокачки. Каждый скилл можно назначить на удобную для этого кнопку.

Прокачка идет за счет стат на оружии и броне. Оружие усиливается эффектами, броня — оберегает от оных.

Под названием предмета можно увидеть стихийные баффы, которыми обладает оружие.
* * *
Ландшафты, невзирая на изометрический вид, весьма разнообразны.
За что я, ко всему прочему, полюбил YS, так это за восхитительный по-настоящему «авантюристский» Heavy Metal на стыке с Album-Oriented Rock с налетом 80-х. Игра с первых же нот зовет тебя за собой, заботливо оборачивая в атмосферу приключенческих мотивов двадцати-тридцатилетней давности с мощным духовным наследием из лучших саундтреков из NES (Dendy), SNES и Sega Mega Drive. Вот, например, рядовые треки игры, без изюминки, но слушать фоном их очень приятно. Отмечу ритм-секцию и синтезатор в Crater, и кульминацию Gust of Wind в районе 0:47:


А вот эти хочется выделить среди прочих. Burning Sword, встречающий в самом начале, очень красиво обращается с клавишными и синтезаторами: один из лучших способов погрузить игрока в таинственный мир, полный приключений.

Tower of Providence, звучащий в башне, полной магических ловушек и искусственных существ, серьезно удивил. Его фишка — годнейшее гитарное соло в лучших традициях хеви-метала, которое мало того, что здорово дает эмоциональной вожжи под хвост во время сражений, так еще и ритмически дополняет этап с бегом вверх по кольцевой лестнице.

Поясню: игра выдает на руки ускоряющий артефакт, и под это соло приходится давать такого ядреного дёру вверх по изгибам башни, уклоняясь от атак молниями преследующего героев элементального стража, что в голос вопишь от восторга и адреналина. Сверкаешь пятками, и на лету отбиваешь летящие снаряды: красота.
Впереди видно «перо» вращающегося кольца таинственной башни, приводящего в движение неистовую бурю, которая не стесняется бить по героям.
Ближе к кульминации сюжета в дело вступают Seeking for a Lost Mask, приложенная как интро к статье, и техно-металлическая Ancient Land, когда взору открываются мистические руины.

Чтобы как-то разбавить непрерывный поток похвалы, приведу лишь два незначительно огорчивших момента:
- У игры несколько скомканная концовка;
- Эмоционально история слабее, чем YS VIII: Lacrimosa of Dana, которая старательно выжимала из тебя слезы и радость, не забывая удивлять решительно неожиданными сюжетными поворотами.
А еще у Memories of Celceta очень красивое интро
Однако, несмотря на это, я бы очень и очень советовал с ней ознакомиться, независимо от платформы, благо она доступна на всех популярных: слишком уж мало настолько хороших приключенческих Action-JRPG.
Оценка: 8.5 из 10.
Из Tales of особенно люблю Berseria, так что и здесь могу разделить теплые чувства к серии =)