“Бессмертная классика, или почему «Ковбой Бибоп» — это потрясающе”
«Бибоп — это стиль джаза возникший в 40-ых XX века и характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии, а не мелодии».
Начну, пожалуй, с личных ощущений.Я давно собирался посмотреть данный сериал и вот после, вроде бы, истории Господина Лоева, в которой он лестно отзывался о Ковбое, я решил больше не откладывать это дело. И что же? Боже, это просто гребанный шедевр, если вас не воротит от японской анимации, то к просмотру строго рекомендуется. У меня за спиной обширная библиотека фильмов и сериалов всевозможных жанров, в том числе и аниме картины, но ничего даже близко нет такого, с чем я бы сравнил Бибопа. Это не значит, что это верх эволюции сценарной и драматургической композиции, но для меня это стало совершенно новым опытом. Во время просмотра некоторых серий создается такое ощущение, что я очень долго не мог подобрать слова, чтобы охарактеризовать, что я чувствую. В итоге я сравнил это с падением цветочного лепестка. Вроде, на экране происходит то, что мы видели уже не один раз в других кино: два героя направили ствол друг на друга в напряженный момент, сцена погони, перестрелка. И построены они привычным способом, никаких Нолановских или Кодзимовских поворотов, но протекают эти сцены в совершенно особенном темпе, в настолько особенном, что ты смотришь на это не моргая и понимаешь, что тебе хочется посмотреть весь этот сериал разом. Во многом это заслуга просто прекрасного саундтрека, но обо всем по порядку.
Сеттинг:
Действия сериала разворачиваются в недалеком 2071 году, в мире, в котором на Земле случился постапокалипсис, из-за взрыва на луне, в результате которого на поверхность планеты регулярно падают метеориты. Человечество вынужденно селиться на всех планетах и их спутниках в Солнечной системе. В итоге мы видим смешанное общество, в котором по большей части нет разделения на национальности и так далее. За исключением холодного Юпитера, который облюбовали русские. А вот разделение людей на социальные группы выражено в полной мере. В то время как обеспеченные слои общества живут в прекрасных небоскребах и ни в чем себе не отказывают, бедняки вынужденные влачить свое существование в ужасающих трущобах. Я бы сравнил эту вселенную со вселенной «Бегущего по лезвию». В последнем, также ярко выраженно разделение на социальный слои, вот только в ковбое все не настолько мрачно и основным двигателем истории не являются андроиды. Да и, если сравнивать Бибопа с обоими фильмами про бегущего, то я считаю, что в сериале ретрофутуризм проявляется в большей степени.
Главные и второстепенные герои:
У нас есть 5 главных героев: уже умерший член преступного синдиката, имеющий таинственное прошлое — Спайк. Бывший полицейский с аугментированной рукой - Джет. Мошенница, которая не помнит кем она была до крио-сна — Фэй. Гениальная и очень юная хакерша с Земли — Эд. И всеобщий любимец — генномодифицированный, интеллектуально улучшенный, рыжий, пушистый и очень обаятельный корги по имени Эйн. Самыми, что ни на есть центральными из них являются первые три. Самое удивительное то, что каждый из этой троицы уже пережил их главное приключение всей жизни, и теперь из-за того, что в будущем стала популярна профессия охотника за головами( ковбой), они по случайности оказываются на одном космическом корабле, под названием «Бибоп». Поверьте, наблюдать за химией между членами этой своеобразной семьи из фриков — невероятно интересно. Что касается второстепенных и эпизодических персонажей, то с этим дела обстоят чуть ли не лучше, чем с главными героями. Практически в каждой серии нас ждут яркие и запоминающиеся личности. Любительница тяжелого металла с верным котом, настоящий ковбой, террорист, любящий плюшевых медведей, компьютерные сектанты, чувак, который тащит за собой гроб через весь город, чтобы уложить в него своего врага — это лишь малая доля от действительно объемного списка запоминающихся персонажей.
Разнообразные ситуации:
Как же могут существовать запоминающиеся персонажи вне присущих им ситуаций? Дуэль на разрушающихся зданиях, которая заканчивается весьма резко и неожиданно, прогулка по промерзшему Юпитеру, целая серия, которая является одной большой интерпретацией «Чужого» Ридли Скотта, битва с градом ракет во время прыжка через гиперпространоство — это также малая часть от полного списка.
Структура повествования:
Интересные персонажи, абсурдные ситуации, цитирование классики поп-культуры, локация, которая повторяется из серии в серию (корабль главных героев), вам это ничего не напоминает? «Ковбой Бибоп» стал первым мульт-ситкомом в жанре научной фантастики за 15 лет, до всеми любимого «Рика и Морти». Возможно для кого-то такое сравнение будет чересчур резким, но аниме вполне заслуживает такой статус. Также, как в «Рики и Морти» мы имеем глобальный сюжет, который не развивается напрямую на протяжении всех серий, и случайные ситуации, которыми заполняются пробелы в повествовании. Единственное, что хотелось бы отметить — это, то, из-за того, что у ковбоя один сезон, а у Рика и Морти вышло уже целых 4, раскрытие основного сюжета в аниме идет более быстрыми темпами, чем в сериале от Adult Swim.
Эстетика и музыка:
Это та тема, которой можно было бы посвятить часовой подкаст, но я ограничусь лишь небольшим текстом. Эстетика — одна из основных причин, почему этот сериал так западает в душу. Не все серии вызывают щенячий восторг, но если сериал собирался заставить вас проникнуться атмосферой, вы очень быстро это поймете. В важные, в драматическом плане моменты, когда казалось бы, зритель должен испытывать максимальное напряжение, играет волшебный джаз или чарующий блюз. Из-за такого диссонанса музыки и изображения, ты начинаешь смотреть на происходящее с ноткой легкой меланхолии, которая так присуща Спайку. Если в названии серии звучит слова по типу: «Джаз, блюз, фолк», ну или другие музыкальные жанры, расслабьтесь и приготовьтесь получать эстетическое удовольствие. Особенно хочется выделить 10 серию, которая, по моему мнению, является одной из самых качественно срежиссированных. Серия, как впрочем и весь сериал, прекрасно снята(нарисована): такие мелкие и незначительные вещи, как наручные часы и кубики льда в стакане, просто потрясающе работают в качестве символических рассказчиков. А когда начинает играть саундтрек, ммммм… О, саундтрек, ты прекрасен! Даже обычные перестрелки начинаешь воспринимать, как некую хореографию. Но не единым джазом жив местный плейлист, в нем находится множество различных музыкальных жанров: тяжелый металл, поп-песни тех лет, электронная музыка, да и вообще, практически каждая серия имеет свой, запоминающийся плейлист.
Лично у меня до сих пор бегут мурашки при прослушивании эндинга или «Goodnight Julia» Йоко Канно.
Вывод:
После прочтения статьи, каждый сам решит, стоит ли ему смотреть данный сериал или нет. Если вы уже знакомы с данной картиной, делитесь вашим мнением в комментариях. В конце хотелось бы сказать, что я предвзято и с усмешкой отнесся к фразе, которая звучала в одной из серии.
Произведение, которое само по себе станет новым жанром, будет называться — “Ковбой Бибоп”
Но после просмотра я готов взять свои слова обратно, ведь действительно, для 1998 года это был абсолютный прорыв, выходивший за рамки жанров. Сериал еще не один десяток лет будет смотреться свежо и актуально, а возможно он и вовсе станет бессмертной классикой .
See you space cowboy...
Лучшие комментарии
P.S: За бложик — плюс. Давно смотрел Бибопа, но воспоминания приятные.
Наверное в статье можно было упомянуть, что обозначает слово «Бибоп».
Ну теперь мнение, как автор и просил. Фокси не читай это ! Давненько смотрел это аниме и признаться его так хвалили, что ожидал намного большего. Музыка, да — класс. Особенно заставка шикарно под неё срежиссирована.
Рисовка тоже хорошая, мне такая по душе, но в остальном не впечатлило. Тот же «Триган» упомянутый SilverGard, больше запомнился, хотя он довольно типовой анимешный персонаж. Естественно это дело вкуса. Позже я посмотрел аниме, которое схожее с приключениями Спайка и компании. И именно оно стало моим «ковбоем Бибопом». Называется Outlaw Star. Рисовка конечно слабее, но сюжет и музыка хороши.
Конечно работы Миядзаки и Макото Синкая стоят особняком. Была одна, относительно недавняя, рисованная работа про гонки. Визуально тоже отличная. Название не вспомню, но думаю более знающие анимешники подскажут.
Ну и Джулия оказалась персонажем-функцией, чтобы Спайк ПОШЕЛ УБИВАТЬ в конце. Мы не знаем ее характер, мотивы, знаем только что Спайк пытался закрыть депрессию с помощью нее. Нет привязанности у меня к ней, нет и понимания, откуда привязанность у Спайка (ну и щас бы делать женщину как функцию для сюжета, хотя в 1998 с этим еще не было проблем)
И также предыстория персонажей рассказана ПОЛНОСТЬЮ в 4 сериях. У меня было ощущение, что авторы побоялись что зритель уйдет и решили вылить все самое интересное в 1 серию сразу (2 серии на Валентайн, 1 на Джета, и 2 серии на Спайка. А сериал 26 серий!). Посмотрите как это делается в 2010-х: Время приключений, история Марселин ни в какое сравнение не идет по подаче
Ну и самое обидное что эти Спайки-подростки, Джулии-эксцентричные маниакальные женщины будут являться ролевой моделью для неокрепших школьников и школьниц
В легком шоке после просмотра, все говорят что классика, но как будто вместо конфеты дали протухшее что-то(
А жалко, так как музыка и сеттинг очень крутые(
Для научной фантастики особенно важно, чтобы она была современной. Чтобы она не вызывала кринж от диссонанса с настоящем и работала с духом вашего времени, а не вашего деда. Насколько же безынтересна и затасканна сейчас Дюна с её злыми-противными Харконненами и благородными Атрейдасами. В 21 веке, конечно же, нужно лучше работать над интригой и проработкой персонажей.
А какие вы знаете стоящие современные sci-fi произведения, кроме серии книг Expanse?