Первая часть зова Хуареса вышла в 2006 году на ПК и одной из первых использовала возможности DirectX10, появившегося в составе новенькой Windows Vista. Ознакомиться с игрой мне не удалось, так как старая видеокарта ее не тянула, выдавая 15-20 кадров в секунду на низких настройках, а впоследствии я так и не вспомнил о диком западе.
Новая волна интереса к сеттингу появилась вместе с Red Dead Redemption, которая давала отличную историю и персонажей в открытом мире, а после и сериал Westworld, первый сезон которого значится в топ-3 моих любимых сериалов (знаю, это никому ни о чем не говорит, так как топа никто не видел). Я намеренно пропустил вторую часть Call of Juarez: Bound in Blood, вышедшую в 2009 году, потому что пропустил ее по тем же причинам, что и первую.
Этот обзор я пишу спустя несколько дней фактически беспрерывного забега по дикому западу, драйвовых перестрелок и напряженных дуэлей, прекрасных персонажей и качественной, хоть и простой, истории. Фактически это будет ода двум первым частям отличного вестерна, трагичной истории семьи МакКолл, за которой я наблюдал сквозь монитор через неимоверную жару в квартире и вентилятор, направленный прямо на меня. Забегая вперед скажу, что любителям шутеров и дикого запада с этой игрой ознакомиться стоит однозначно.
Шляпы надеты, револьвер надежно сидит в кобуре, а палящее солнце освещает наш путь. Поехали.
Примечание: Вторая часть Call of Juarezявляется приквелом, поэтому может показаться, что сейчас играть следует в хронологическом порядке. Поверьте на слово, это не так. Играйте именно по датам выхода, и только так история станет в разы интереснее.
Начну с первой части игры – Call of Juarez, которая в России вышла как Call of Juarez: Сокровища ацтеков.
Главный протагонист – Билли «Свечка», молодой мексиканский парень, который получил прозвище из-за медальона со свечой, подаренного ему матерью. Он возвращается к себе домой после неудачных поисков сокровища и счастья в городе Хуарес, где по легенде древние Ацтеки спрятали свое золото. Нищий и голодный он хочет просто навестить свою мать, отдохнуть и перекусить, а потом уже решать что делать дальше. Но жителей города Билли терпеть не может, о чем нас заранее предупреждает. Вездесущий шериф, который норовит посадить Билли просто так и подвязать к нему любое преступление, отчим, избивавший с самого детства за мелкие проступки и преподобный Рэй, брат отчима. Шерифа мы встречаем, но с остальными членами семьи встреча получается неоднозначной. Отчима и мать кто-то убивает, а мы становимся главным и единственным подозреваемым. В погоню за Билли бросается проповедник Рэй МакКолл, жаждущий принести кару божью убийце брата и его жены. И это наш второй протагонист. В итоге один убегает, а второй – догоняет. Билли хрупок и старается обходить открытые противостояния, полагаясь больше на скрытность. Рэй – полная противоположность. Он ходит в рыцарской кирасе, расстреливает всех налево и направо, параллельно зачитывая грешникам библию.
Такая игра в кошки-мышки придает игре определенный шарм. Вспомните, когда последний раз приходилось играть за преследуемого и преследователя? Когда нам давали возможность посмотреть на ситуацию с нескольких ракурсов? Я такого не припомню. Играть за разных персонажей доводится часто, но геймплей за них обычно различается не сильно.
По ходу сюжета мы повстречаем различных персонажей, побываем в лесах, каньонах, пещерах, нескольких фермах, своеобразной крепости и даже заберемся на высоченную гору. Игровой процесс старается удивлять настолько, насколько это позволял сеттинг и бюджет разработчиков.
Выше я упомянул наших героев и игровой процесс за них, а сейчас разберу это по частям.
Билли «Свечка», хрупкий, но ловкий парень, пробирающийся сквозь леса, горы и пустыню в обход опасности. Большую часть времени мы просто крадемся рядом с противниками, убиваем загулявших в одиночку и карабкаемся по скалам с помощью веревки. Иногда игра дает нам пострелять, что у Билли получается не хуже Рея, с учетом нашей хрупкости и частых отсидок в укрытиях. В преимущества я запишу использование лука, который здесь фактически читерское оружие. При натягивании тетивы время замедляется и можно спокойно прицелиться во врага. Физика кажется честной, поскольку у стрелы есть траектория и скорость полета, которые надо учитывать. Попасть из лука по маленькому убегающему кролику с большого расстояния доставляет столько удовольствия, что эйфория от этого момента длится еще минут 10. К сожалению, стрелы имеют свойство заканчиваться, а взять их можно только у индейцев, которые пропадают в самый нужный момент.
Скрываться приходится не только днем, но и ночью, да еще и в грозу
Преподобный Рэй выступает в роли танка. Стрелять можно с двух рук, можно одним револьвером от бедра, можно револьвер комбинировать с библией в другой руке. Чтобы стрелять и зачитывать библию нужен особый талант, особенно когда держишь книгу для введения врагов в ступор. Помимо ярких перестрелок игра за Рэя предлагает почувствовать себя настоящим ковбоем на дуэлях. Принцип простой. Отсчитывается время, а потом появляется плавающий прицел, через который нужно попасть по противнику. Если оружие убрано в кобуру, то при нажатии кнопки выстрела время замедляется, на экране появляется два сходящихся в центр прицела, и можно расстреливать всех по кому успеваешь попасть. Все это с учетом патронов в обоймах, которых обычно 6. На ближней и средней дистанции стрельба от бедра дает почувствовать себя по настоящему крутым парнем, который в секунды разбирается с неприятелями. Одно но – надо метко целить во врага.
Стрелять с двух рук приятно, но патроны заканчиваются уж очень быстро, а перезарядка длится в два раза дольше
Итак, я перечислил геймплейные особенности, каждую из которых я считаю и достоинством. Стрельба смачная, звуки выстрелов радуют слух, а враги картинно падают при попадании. Несмотря на принцип «беги и стреляй» или «беги и прячься» игра постоянно подкидывает новых ситуаций. То нужно пробраться мимо хозяина ранчо и выкрасть его лошадь, при этом еще и седло подыскав, то столкнуться в кулачном бою, то сесть за стационарный пулемет и разнести всех и каждого. Одно это не дает заскучать. Стоит упомянуть и погоню на кукурузном поле, погоню за дилижансом, охоту на кроликов, подъем на высоченную гору и даже прогулку в своеобразной песочнице. Последнюю здесь совсем не ожидаешь увидеть, так как уровни здесь хоть и большие, но линейные.
Все главные герои получились живыми. Они постоянно говорят, произносят монологи между уровнями, что скрашивает ожидание загрузки, а антагонисты в меру пафосные, настоящие ублюдки, которые отлично соответствуют атмосфере дикого запада.
Отдельное спасибо разработчикам за раскиданные по уровням свитки, на которых красуются реальные люди, связанные с разработкой отдельных элементов. Во-первых это заменяет титры, которые в большинстве случаев никто не смотрит, а во-вторых это показывает, что разработчики не побоялись принять на себя ответственность за качество игры.
Один из таких секретов. Чтение каждой таблички по-своему доставляет
Стрелять из винтовки здесь одно удовольствие. Попадаешь с любого расстояния и не приходится подолгу выцеливать противника, что положительно сказывается на динамике
Воспоминания об этой погоне исключительно положительные. Пули свистят, взрывается динамит, периодически прибывает подкрепление, а в конце небольшой сюрприз.
С оглядкой на 2006 год игра выглядит отлично. В меру яркая, с хорошими тенями и приятной растительностью, способная внезапно удивить прекрасными видами природы, она перекрывает любой недостаток динамикой. А если игра и сбавляет темп, то обязательно поместит тебя в красивое природное окружение. Горизонтальные черные полосы сверху и снизу экрана добавляют кинематографичности, как и кат-сцены на движке игры. Единственный минус – это интерфейс, который бросается в глаза. Но разработчики учли это и во второй части игры убрали его совсем.
Первая часть Call of Juarez– одна из первых игр с поддержкой DirectX10. Сравнив две версии, на 9 и 10 версиях директа, я пришел к выводу, что игра становится чуть ярче, появляется более интересная игра света и теней.
Со звуком здесь тоже все в порядке. Музыка качественная, она всегда в тему и не мешает происходящему на экране. В моменты тишины слышны звуки окружения.
Я играл в локализованную русскую версию, поэтому про озвучку персонажей в оригинале ничего не знаю. Но в данном случае скажу, что Рэй, озвученный Андреем Ярославцевым (Гимли, Оптимус Прайм), тащит все на себе. Он очень точно передает своего персонажа. Оттенок голоса, эмоции, все это приятно слушать. А вот дубляж Билли мне не понравился. Озвученный Николаем Лазаревым он получился нервным и всем недовольным пацаном, который и правда напрашивается на неприятности только от одного этого факта. В оригинале голос совершенно другой. Антагонисты озвучены хорошо, но, во избежание спойлеров, я не буду расписывать каждого. Скажу только, что главному злодею веришь.
Прекрасные виды можно обрезать, слегка отредактировать и поставить на рабочий стол
Возможно я все еще под впечатлением, но сейчас поставлю игре 8.5 из 10.
В 2006 году я бы поставил 9.5 из 10 не задумываясь.
Перейдем ко второй части, она же приквел истории.
Call of Juarez: Bound in Blood или, в русской локализации – Узы крови, вышла спустя 3 года и дополнила драматичную историю семьи МакКолл такой же предысторией. Три брата – уже известный нам Рэй, спокойный и уверенный Томас и младший брат Уильям, молодой священник. Играть можно только за первых двух, причем выбор дают в начале каждой главы.
Рэй со времен первой части не претерпел изменений и геймплей за него все такой же. Поливаем всех свинцом направо и налево с небольшими остановками на стаканчик виски. Томас же является смесью Рэя и протагониста первой части Билли. От него перекочевало лассо и возможность использовать лук и стрелы. Ко всему прочему Томас может забираться на высокие выступы, недоступные Рэю. По этому поводу Рэй постоянно иронизирует.
Начинается игра с боевых действий во время гражданской войны в США 1864 года. Рэй и Томас – Южане, сражающиеся за сохранение рабства, но превыше всего ставящие собственную семью. Узнав, что север (Янке) собирается занять позиции рядом с их поместьем, братья дезертируют, пытаясь спасти мать и младшего брата. С боем прорвавшись к дому они обнаруживают мертвую мать и своего брата. После этого они вместе бегут из города, а дальнейшие события разворачиваются спустя некоторое время. Охота за сокровищами ацтеков, роковая женщина и коварные антагонисты разыгрывают на экране такую драму, что с лихвой хватило бы на добротное кино по мотивам дикого запада.
Эффектные кинематографичные кат-сцены здесь появятся не раз и не два
Главные отличия от первой части бросаются в глаза сразу после начала игры. Интерфейс отсутствует и не бросается в глаза, а от кинематографичных черных полос решили отказаться в угоду полного погружения. И если в первой части динамика варьировалась в зависимости от протагониста, то здесь она высокая и не сбавляет темп вплоть до самого конца. Стелс-эпизоды почти полностью убрали, но оставили вариативность действий. У Билли из первой части порой не было ничего кроме веревки, поэтому нужно было действовать скрытно. Здесь никто не мешает пойти напролом и перестрелять каждого встречного.
Изменились и способности, хотя теперь они представляют собой вариацию одного и того же – быстрого убийства в слоу-мо. Рэй способен отметить разные части противников, суммарно 12 точек, после чего метко раздать всем на орехи, а Томас делает по одному меткому выстрелу всем противникам в зоне видимости. Результат плюс-минус одинаковый, но процесс никогда не надоедает, потому что выглядит чертовски эффектно.
Дуэли сохранились, но им добавили остроты. Теперь нужно перемещаться влево-вправо, не давая сопернику уйти в слепую зону, следить за музыкой, так как никто не считает, при этом стараясь держать руку у кобуры, ведь пистолет сам себя не вытащит. Эволюция дуэлей сравнима с разницей сражений на световых мечах в 4 и 5 эпизодах звездных войн.
Местный шериф сначала был немножко зол, а потом стал немножко мертв
К новым изменениям добавляется и скриптовый врыв в какое-нибудь помещение. Братья становятся по обе стороны от двери, один открывает, а другой врывается и, пока время замедлено, старается прикончить как можно больше противников. С оставшимися в живых всегда помогает брат.
Еще добавили механику укрытий, к которым герой мягко прилипает и получает возможность постепенно выглядывать, чтобы рассмотреть ситуацию получше.
Отмечаем всех, а потом они загадочно исчезают
Я уже упомянул, что динамика в игре очень высокая. Отдохнуть от происходящего на экране и медитативно побродить по локациям дают лишь несколько раз, да и то ненадолго.
Все, что происходит на экране – это перестрелки, перестрелки и еще раз перестрелки. Но они настолько захватывающие, что совсем не надоедают. Постоянная смена локаций и ситуаций делает их актуальными. Вот мы на гражданской войне севера и юга в США, а вот уже перестрелка в окрестностях особняка. Город в тумане, погоня на дилижансе, мексиканский песчаный городишко, леса и реки, шахты, деревня индейцев, да пустыни в конце концов. Братья перекидываются колкими фразами, взаимодействуют друг с другом, а их характер раскрывается по ходу сюжета. Из кат-сцен на движке игры можно склеить неплохую короткометражку, а разговоры героев разнести на цитаты.
Прибавилось в игре и оружия, которое раньше было представлено несколькими вариациями одного и того же, даже на вид. Револьверы и винтовки выглядят и ощущаются по-разному. У них есть свои характеристики, на которые я не смотрел ни разу, познавая их только на практике. У винтовок все плюс-минус одинаково, хотя если периодически подходить к торговцу (да да, здесь можно купить оружие и патроны), то высвечиваются характеристики пушек. Возможно это играет роль на более высоком уровне сложности. Я же проходил игру на среднем, поэтому разницы не заметил. С пистолетами больше разнообразия. Есть малозарядные, но убойные, есть скорострельные, а есть стандартные середнячки. Скорость перезарядки у всех тоже разная, что особенно заметно при перезарядке двух пушек поочередно. Теперь появилась возможность раскидывать динамит, чтобы выкуривать противников и носить пулемет на себе (это может только Рэй). В некоторых моментах игра даст пострелять из пушки. Процесс это веселый, но нужно будет наловчиться соблюдать траекторию полета ядра.
Лысые осенние деревья намекают, что ничего хорошего ждать не стоит
На штурм салуна только с ручным пулеметом и никак иначе
Все противники в игре рядовые, просто у них разное оружие. Бандиты и ковбои с револьверами, зачастую сразу с двумя, винтовками, обрезами и сидящие за стационарным пулеметом. Есть еще индейцы с луком и стрелами, да и все на этом. Классический реализм, где не нужно безрезультатно выпускать с десяток патронов в голову, где каждый исчезает так же быстро как и появляется в поле зрения, а герои тоже не бессмертные боги. Только Рэй чересчур живучий, да и то это объясняется наличием кирасы на теле. Искусственный интеллект для такого темпа вполне неплох. Стреляют в меру криво, а противники с двумя револьверами могут доставить много хлопот.
Красиво в статике, а в динамике еще лучше
В небольшом количестве присутствуют геймплейные отсылки к первой части игры. Перестрелка около салуна с приставкой “Grand”, проход по кукурузному полю и взятие крепости Хуареса. Этап с погоней за дилижансом инвертировали, превратив в уход от погони.
Сюжет же написан с учетом мелких подробностей, которые нужны были для воссоздания полной картины. И откуда у Билли медальон и почему Томас не любил своего приемного сына. С чего у Билли всегда при себе лассо и умение им пользоваться. Почему братья и мать не рвались вновь за сокровищами? Если у вас были и другие вопросы, то на них будут даны ответы.
Историю семьи МакКолл можно считать оконченной. Для меня Call of Juarez2006 года – это Терминатор, а Bound in Blood – Терминатор 2. Что было дальше вы можете предположить сами.
Туман создает эффект города-призрака. Собственно, этого и хотели добиться разработчики.
Пару слов о графической составляющей. Значительный прогресс. Игра выглядит прекрасно. Разработчики подкрутили движок, выправили анимацию, поработали над окружением, светом и тенями. Просто посмотрите на скриншоты. За время прохождения я сделал около 300 кадров. Учитывая время прохождения в 5 часов получается по 50 кадров в час. Закат в лесу, небольшое сражение стенка на стенку, кукурузное поле, город в тумане, город в дождь, пустыня под палящим солнцем, каньон, шахты, небольшой водопад, ущелье, сплав по реке, дуэли, кат-сцены. Объемные эффекты взрывов, осколки и клубы дыма играют на сценарий. Ровно тоже самое скажу и про звуки. Чувствуется потрясающе, особенно в наушниках. Музыка всегда в темп и даже раскачивает, если стараешься медлить. Это сумбурное описание происходящего, так как я сам стараюсь поддерживать тот темп, что есть в игре.
А на этом все. Моя оценка 9 из 10 на сегодняшний день и статус одной из лучших серий, которые я проходил.
Заметка:про озвучку персонажей я ничего не написал в силу того, что играл в английскую версию. Сравнивать ее с русской нет смысла по причине различия голосов. Знаю только, что Томаса озвучил «ведьмак всея Руси» Всеволод Кузнецов. Вкупе с Андреем «Оптимусом Праймом» Ярославцевым получается отличный дуэт, с которым я обязательно ознакомлюсь при повторном прохождении.
Никто точно не знает, почему после второй части Techland решилась на провальный эксперимент под заголовком Cartel. Возможно это была совсем другая игра, без приписки Call of Juarez, а может это был эксперимент с небольшой командой и таким же бюджетом. В 2010 вышел Red Dead Redemption, который прибрал к рукам тематику дикого запада, выдав отличную историю в открытом мире. Возможно побоялись конкуренции. Сейчас, несмотря на RDR2, у Techland есть Dying Light, который мог бы стать отправной точкой в реинкарнации Call of Juarez, но уже в открытом мире. Буду надеяться, что какие-то шаги в этом направлении уже сделаны и скоро мы увидим наследника отличной игры.
Всем пока и до встречи через неделю.
Лучшие комментарии