6 июля 2020 6.07.20 2 1192

«А куда бояться?» или сказ про хорроры и их место в моей жизни. Ч. 2.

Продолжение.

stopgame.ru/blogs/topic/103783

Фаза 2.1. Вкратце о многом (PS One)

 Итак, как я уже писал ранее, знакомство с сонькой и некоторыми знаковыми тайтлами этого поколения консолей у меня состоялось. Естественно, оно не ограничивалось одними лишь хоррорами. Однако, тот же, например, MediEvil воспринимался как комедия в стиле Гори, Medal of Honor была шутером про вторую мировую (что в двухтысячные было мемом), Siphon Philter и Metal Gear Solid были шпионскими боевиками\технотриллерами, а KKND, Red Alert и Warcraft 2 вообще, простигосподи, стратегиями.

Да и само количество игр той эпохи, что приставочных, что на ПК было просто огромным. Так что, пускай данная фаза погружения в мир видеоигр и будет разделена на части, но её стоит воспринимать как единое целое. И, раз уж речь пойдёт об ужастиках, то сделаю-ка я небольшой список. Заранее оговорюсь, это не топ и не хронология. Просто буду стараться вспомнить, во что играл и кратко резюмирую.

Resident Evil 3.

Альфа и Омега, начало и конец привет, сын данного материала, который задумывался как никому не нужный обзор брюзжащего тридцатилетнего бумера на ремейк игры его детства-юности.

Именно в этой игре был тот самый одноглазый лысый мущщина, боевые лягушки, способные проглотить ваншотом героиню, собаки «кусь-за-сраку», бешеные вороны и такие мутанты, которых не во всех фильмах показывали. На мой взгляд – это идеальная «классическая» часть Резидента.

Быстрый геймплей, увороты-перекаты, более-менее адекватные головоломки, опасные, но оборимые противники.

Чувствовалось это все в то время конечно по немного иначе, а если конкретней, то что-то в духе :

«Вертолёт сейчас всех спасёт! А нет, не спасёт. ЧТОООО???!!

И он её щупальцем „ТЫК“. И здоровье фиолетовое стало.

О, она уворачивается! А потом херак! Ей ракета из-за экрана в лицо летит!

А потом Карлос сальтухой перепрыгивает через огонь, стрелять начинает, у него ракетница разлетается на куски! И так экран темнеет и он „ДЖИЛЛЛ, ДЖИЛЛ, ДЖИИИИИИИЛ!“ и в темноте так придушенно «джилл» 

Эпический сюжет про то, как двадцатилетняя полицейская за пару месяцев превратилась в тридцатипятилетнюю бабу, увеличила грудь на пару размеров, оделась как проститутка и побежала эвакуироваться из города, который накроет ядерным взрывом. А ещё её преследует практически неубиваемая, двухметровая, сверхсильная гора мёртвой плоти, которую практически невозможно остановить (хотя, приловчившись можно его хоть ножом заковырять).

Тема преследователя, хоть для игр серии и не нова, но именно в третьей части была приведена к некому традиционному виду.

Сплав ужастика, научной фантастики, треш-кино про зомби и злые корпорации. С разнообразными локациями, несколькими боссами, закончившимся, по сути, сюжетом про победу Бобра над обстоятельствами.

А ещё, помимо всего прочего там была самая крутая музыка в сейвруме, нелинейное развитие сюжета, крафт боеприпасов и оружия из запчастей, злёй русске Николай, и очень много того, что я называл «нерассказанными историями».

Помните, например, тех скелетов в забавных позах в четвёртом Fallout? Тут примерно то же самое. Кто была та девушка в самом начале, которая убегала от зомби, а её загрызли? Как именно погибла дочь Дарио? Кто поджёг офис газеты? Что за эпическая битва между семью тиранами Т-80 и взводом наёмников Амбреллы происходила на заводе? Тогда это казалось просто милым штрихом к общему фону реквиема умирающему городу. Но ведь это нарисовали. Потратили время и деньги. Явно не просто так, правда?

Игре можно много петь дифирамбы, но стоит упомянуть и о минусах. В основном, это касается управления, работающего иногда странно, да очень неинтуитивной системы уворотов. И, возможно, несколько скомканная, ближе уже к боевику, а не хоррору, подача.

А так, в целом, для меня она была и остаётся любимой игрой в серии. Да и, судя по тому, что на неё ДО СИХ ПОР выходят фанатские моды и патчи, зачастую кардинально меняющие игру, продукт явно был не проходным.

Была ли игра хорошей, в итоге? Да. Была ли она страшной? Никогда. Атмосферной – вполне. Но не страшной.

Как-то суховато получилось. Возможно это просто потому что эмоции испытываемые тогда сложно передать сейчас. Все эти сугубо внутренние мемы про то, как персонажи в повседневномй жизни что-то делают своими квадратными руками или что на самом деле ( ͡° ͜ʖ ͡°) Немезис прячет под плащом, куда делся после третьей части Карлос, вот это всё. А может, это я просто стал старым и чёрствым.

Resident Evil 2.

Поиграл я в неё в тот же день, что и в третью часть. И она мне понравилась раза в полтора меньше. Длиннющая — четыре сценария не все осилят. Унылый полицейский участок на пол-игры. Медленная, тягучая, размеренная, вторая часть, по сравнению с третьей казалась чуть ли не анахронизмом. Ремейк её же мне понравился на много порядков больше, став для меня идеальным «модерновым» Резидентом, но об этом в другой раз.     

Единственный момент, который мне понравился больше – это наличие режима Extreme Battle, бывшим по сути ещё одной почти полноценной игрой в игре, в отличии от унылых «Наёмников» в триквеле.

Забавный факт. В одном из пиратских переводов героев звали Леонид Кен, Клара, Вишенка и ГЛАВНЫЕ УТЮГИ.

Resident Evil 1.

Классика, она и есть классика. Оставьте старушку в покое. Играйте в ремейк, он лучше и о нём в другой раз.

Resident Evil Gun Survivor.

Я понимаю, читатель, тебя достали Резиденты, но обещаю, на сегодня этот – последний. Почему этот проходняк я вообще упомянул? По трём причинам. Во-первых, там очень неплохая музыка. Во-вторых, пускай это и рельсовый тир для светопистолета, но в нём есть даже связанный с основными частями серии сюжет и куча развилок, как в какой-нибудь книге-квесте. И в третьих, за что мне самому стыдно, это единственный резидент, который меня напугал. Ага. Глупый рельсовый тир без оригинальных идей. Но то ли вид от первого лица, то ли моральное истощение тех дней повлияло, но эти обезображенные морды, в пару десятков полигонов, мне даже по ночам несколько раз снились.

Silent Hill.

По хорошему, про СХ надо отдельный текст пилить. Но это не история серии, да и я не Siren Pyramid.

В предыдущем материале я писал и про неведому хероборину с крыльями, и про теней каких-то детишек в школе и про шипящее радио. И про псевдо открытый мир, который просто ломал школоте восприятие своей шикарностью. И это ровно те эмоции которые испытываешь и сейчас, перепроходя игру.

Густой туман, зернистость изображения, реалистичные для того времени текстуры, офигенная музыка, дизайн монстров. Главный герой – обычный человек, а не полицейский-суперспецназовец «Мистер Вселенная – 99». Загадки, вписанные в сюжет и, принимая некоторые его аспекты, сложные, но вполне логичные.

А ещё в игре было четыре, мать его концовки, плюс одна секретная, открыть которую без гайдов было не легче, чем в первом Dark Souls вход в DLC найти. 

А ещё были нормально показанные человеческие отношения между персонажами, как в кино.

А ещё… ещё были дёргающиеся текстуры, мыльный графоний, местами очень странная анимация и Гарри Мейсон (почему-то мы всегда его называли по имени и фамилии) бегающий, как в штаны насрал.

Маст хэв, в общем. Брильянт в короне Play Station, что вам и без меня прекрасно известно.

Отдельно так же стоит упомянуть музыку гениального Акиры Ямаоки, ставшей визитной карточкой серии. Отдельно рекомендую так же ознакомиться с

Dino Crisis.

Второй части тут не будет, потому что она скорее аркадный шутан. Быстрый, красивый, адреналиновый, с драматичным, в общем-то, сюжетом, но шутан чистой воды. А вот первая часть…

Трешовая научная фантастика с перемещениями во времени и еблозаврами с Тирепсихой во главе. Вкратце сюжет представлял собой что-то среднее между «Парком Юрского периода» и «Назад в будущее». Учёные создавали мегаэлектростанцию, но что-то пошло не так, и они случайно пространственно-временной континуум. Из-за чего в Секретную Лаботаторию™ на Неизвестном Острове™ прибывает Отряд Специального Назначения™. А там начинается ТАКОЕ

Геймплейно это был классический Резидент с «танковым» управлением и загадками. Но главная фишка игры была в том, что вам противостояли не зомби с гнилыми мозгами и не тупые мутанты.

Вдумайтесь в эти цифры. Человек как биологический вид, живёт на Земле чуть менее 3 миллионов лет. Динозавры жили 106. Я специально погуглил эти цифры. Сто шесть, мать его, миллионов лет. Совершенные биологические единицы, которые рождены для того чтобы выживать в не самых приятных условиях, при этом ведя эволюционную борьбу. Рапторы, птеродактили, те четвероногие ящерицы, названия которых я не помню и, разумеется ТИ-РЕКС.

Динозавры кошмарили главную героиню, начиная с третьей минуты игры и заканчивая финальными титрами. Жанром игры было заявлено survivor horror. И первого было в разы больше, чем второго. Приходилось натурально выживать, пересчитывая поштучно патроны и мучительно раздумывая, скрафтить ли для дробовика ваншотящие дротики с нейротоксином, которых получится пара штук, или намутить побольше усыпляющих? Собрать из нескольких аптечек воскрешающий с полным здоровьем комплект или понадеяться на удачу? При всём при том противники были явно живыми существами. Они рычали, пытались сначала напугать жертву. Они спали, свернувшись клубочком на полу, если долго не возвращаться в локацию. Они выпрыгивали из вентиляции и своей внезапностью действовали на нервы больше чем подавляющая часть скримеров в подобных проектах.

А ещё был ТИ-РЕКС. Немезис на максималках. Он преследовал. Он (или всё-таки она? Мы почему-то считали, что это самка) то ломал окно на третьем этаже здания с целью подзакусить главной героиней, то сбивал эвакуационный вертолёт (если я ничего не путаю), то с улыбкой во все полсотни зубов ехидно намекал, что настало время званого ужина и ты в нём — главное блюдо.

А ведь ещё был вполне сносный сюжет, некоторые геймплейные элементы, ранее не встречавшиеся в подобных играх, вроде QTE и приличная графика.

Но в любой бочке мёда найдётся козявка злоумышленника. Здесь имя ей было – локализация. Если вы всё ещё читаете этот текст, прервитесь на минуту и напишите в комментариях, сколько килограмм очень нервных клеток вы сожгли в попытках открыть кодовые замки?

А в остальном это был приятный, интересный выживач, с необычным сеттингом. Этой игре явно нужен ремейк, на что нам вроде бы намекали.

UPD. Во время гугленья некоторых фактов было обнаружено вот такое видео, судя по твиттеру, разработка идёт полным ходом:

Из Википедии: «В конце игры Регина или Рик без помощи игрока вступает в последнюю схватку с ящером. В зависимости от концовки, Рик сбрасывает на Тираннозавра бомбу, Регина бросает в его пасть взрывное устройство, или Ти-Рекса затягивает освободившейся Третьей Энергией в другую точку пространственно — временного континуума. Во всех случаях можно предполагать, что ящер так и остался жив». То есть, теоретически, в начале второй части нас встречает тот же хищник.

Parasite Eve 2.

В первую часть я поиграл намного позже, и понравилась она мне меньше. Вторая же была чем-то новым, эдакий сплав Резидента и Финалки. Отдельные фазы исследования и боя. Аналог «активной паузы» из RPGпри применении заклинаний и использовании предметов. Враги, похожие то ли на мутантов Амбреллы, то ли на пьяный сон сторожа зоопарка.

Забавный факт. В первом уровне, ближе к финалу, мы встречаем Номера 9. Он выглядит вполне по-человечески.

Один из друзей: «Наконец-то нормальный, человекообразный враг! Без всей этой фантастичности!»

Номер 9: *Зажигает лезвие меча*

 

Что касается сюжета – «ничего не понятно, но очень интересно». Нормальный русский перевод второй части был выпущен чуть ли не в 2018 году. Мы же довольствовались версией с переведёнными менюшками и текстовыми файлами. Все диалоги и реплики главной героини были на чистейшем английском. Так что мы воспринимали сюжет путём «найди знакомые слова, загляни в словарь, додумай остальное». Интересный способ, рекомендую, Миядзаки так Dark Souls придумал.

Но, тем не менее, игра, благодаря своему необычному геймплею с магией (которая ещё и научно обоснована!), интересными противниками и необычными (это мягко сказано) боссами нам зашла настолько, что мы её прошли едва ли не столько же раз, сколько третий Резидент и первый СХ.

Countdown Vampires

Непонятная игра про вампиров, которую мы прошли один раз и вообще с трудом вспомнили. А ведь там было даже несколько концовок, чтобы получить которые, надо было проходить игру по разному.

Вообще, тематика вампиров что в кино, что в хоррорах никогда меня особо не впечатляла. Скучнее чем вампир в ужастике может быть только призрак или мумия. А ещё в игре прямым текстом предлагалось не убивать вражин, а аккуратно усыплять и превращать из вампиров обратно в людей. Ненавижу, когда игра заставляет играть в неё не так, как я хочу, а так как правильно с точки зрения разработчиков.

Galerians.

Кривой-косой клон Резидента с парочкой интересных идей. Вкратце – парень сбегает из лаборатории злых учёных, овладевает магией, пытается разобраться в себе и происходящем окружающем. Управление классическое, враги, в основном – обычные люди. Из запомнившихся моментов – можно было насмерть передознуться шприцами, восполнявшими тебе один из видов маны или просто заработать инсульт от перенапряжения.

Как и следующую в списке игру – прошли и благополучно забыли.

Martian Gothic.

Кривая в исполнении, но очень похожая на классный фильм «Призраки Марса» игра. Запомнилась, пожалуй, только лишь тем, что место действия переместилось на красную планету, трём играбельным персонажам нельзя было оказываться в одном помещении и идиотской системой инвентаря, в которой записки занимали столько же места, сколько и нормальные предметы. Вроде бы логично, но дико неудобно.

И вообще, буквально на днях вышел обзор от человека, который более содержательно подошёл к её изучению.

 

Evil Dead: Hail to the King.

Groove!

Эш сидел-пердел в хижине, но тут началось. Запись с чтением Некрономикома вслух сама включилась, демонический Эш из зеркала вылез, а тело Линды вылезло из могилы погулять.

Бензопилу в одну руку, топор в другую и погнали в стиле Вархаммеровских орков «пастукивать» нечисть. Крепкий середнячок по фильму, то ли спин-офф, то ли продолжение, за давностью лет уже и не упомнить.

Из запомнившихся особенностей – можно было превращать грибы в аптечки и бензин для бензопилы (не спрашивайте меня, как это работает), можно было проводить эффектное фаталити той же бензопилой, можно было улучшить практически весь свой арсенал (а в то время это было жирнющим плюсом!). А ещё был лабиринт со скелетами, из-за которого я не хочу перепроходить эту игру. Кто играл, тот вспомнит и содрогнётся, кто не играл – загуглите на ютубе.

Вместо послесловия.

В целом, это все хорроры, которые я смог вспомнить из того, что мы играли на Соньке. Разумеется, это далеко не полный список, так как эта, с позволения сказать, статья, мои субъективные воспоминания, здесь нет таких проектов как Clock Tower, Nightmare Creatures, Overblood, Baroque, Necronomicon: The Dawning of Darkness про которые я слышал и видел ролики, но не играл сам.

Или, допустим, Echo Night о которой я вообще узнал, пока писал данный текст. Опять же, некоторые игры, например,  Koudelka или Fear Effect, которые относят к жанрам ужаса, хотя они ими, вроде бы, не являются (и я не прошёл их до конца, лол).

Были и проекты, например, выпущенные на другие платформы, тот же Dreamcast (Illbleed, Carrier, Blue Stinger) которого ну просто не было ни у кого в нашем городке. По крайней мере, у моих друзей не было.

А ещё были те проекты, описание которых удлинит уже написанный текст чуть ли не вдвое, и о которых я расскажу в следующий раз.

Так что читатель, если я тебе ещё не надоел, жду в комментариях, приходи почитать следующую часть этой истории (она когда-нибудь закончится, честно-честно), вспоминай свои запомнившиеся игры, перепроходи их и… береги себя.


Лучшие комментарии

Twinkey 9 июля 2020, 9:54
Спасибо за блог, довольно интересно читать, учитывая тот факт, что я эти игры не прошел в силу страха)
да и сейчас не пройду, страх берет верх)
С нетерпением жду следующие части.

Читайте также