В рамках летнего фестиваля игр в Steam в свободный доступ вышло 900 демоверсий игр любых форм и размеров, жанров и географических принадлежностей. В том числе и Black book: Prologue от пермской студии «Мортёшка». Нам дали возможность оценить, собственно, пролог их новой игры «Черная книга». Проект я ждал и, получив возможность пощупать демку, получил яркие, пусть и неоднозначные эмоции. А такими особенно хочется поделиться.
Поговаривают, сила там нечистая
События «Черной книги» происходят в Чердынском уезде Пермской губернии, в 1879 году. Главная героиня – Василиса, сирота, которую воспитывал местный «мужик знающий» (дескать, деревенский колдун), дед Егор. Он и Василису ремеслу своему обучал. Только Василиса, как и любая деревенская молодежь, хотела только одного – замуж выскочить да свалить поскорее, а не продолжать семейную традицию. Только вот суженный ее при таинственных событиях покончил с собой. Василиса с таким положением вещей мириться не захотела – что и понятно, при таком-то отчиме. Дед Егор согласился помочь, но не сам – стар он уже, лучше Василису обучит, а она и воскресит. Дед Егор уверяет, что воскрешение мертвого возможно, но только если открыть семь печатей на его Черной книге. Как их раскрыть, правда, он понятия не имеет. Пути Василисы к воскрешению возлюбленного, а также ее становлению в качестве местной ведьмы и посвящена игра.
Первая печать поддается Василисе просто (в демоверсии она раскалывается, как только девушка дотрагивается до книги), а вот что делать с остальными – никто не знает. Благо, набраться знаний и опыта Василисе есть где. Работы у деревенского колдуна навалом – и разбежавшихся бесов нужно искать, и местным с их просьбами помогать. Последнее, помимо опыта, приносят еще и рубли.
Опыт повышает уровень Василисы. За выполнение всех заданий демоверсии я получил только лишь 2-й уровень, за что мне немного прибавили здоровья. Будет ли еще какое-то влияние уровня персонажа на его характеристики – пока непонятно. Рубли же можно тратить на покупку новых листов с заговорами в главное оружие Василисы – Черную книгу.
А тропки там темные
Собственно, геймплей представляет собой три основные механики: путешествие по небольшим локациям и взаимодействие с различными предметами на них; диалоги с развилками и принятием решений; и пошаговые бои.
Игра дает нам возможность перемещаться по окрестностям с помощью карты. Все локации нужно проходить последовательно
Как только управление дали мне в руки, я подумал, что игра будет а-ля «Петька и Василий Иванович» — тыкаешь мышкой в интерактивные точки и либо подбираешь предметы, либо взаимодействуешь с окружением, либо выслушиваешь ценные (нет) комментарии главного героя. На самом деле, все почти так. Интерактивных локаций в демке практически нет – буквально первая и последняя. На них можно подобрать предметы, которые помогут в дальнейшем.
Свечи дают Василисе защиту в начале боя
Например, в результате маленького и абсолютно не требующего от игрока усилий сайдквеста, я получил особую травку, которая отпирает двери. В последствии, мне нужно было попасть в закрытое здание. В него можно было, кстати, попасть разными путями. Замок на парадной двери закрыт, но его можно отпереть этой самой травкой. Если же вы не заморачивались обследованием локаций и травку не заимели, то сбоку есть лаз. Правда, Василиса – отнюдь не Лара Крофт, а потому из лаза вываливается как мешок с картошкой, отбивает себе пятую точку и теряет 3 HP. Здоровья на первом уровне всего 17, а в данном здании нас ждет финальный босс, поэтому потеря ощутимая.
Диалоги тоже не представляют из себя ничего особенного. Обычная история: один-два варианта ответа, выбор которых никак не влияет на дальнейший сюжет. По крайней мере, в демоверсии. Любопытна разве что механика выполнения Василисой своих непосредственных профессиональных обязанностей. Иногда крестьяне обращаются к вам за советом как к ведьме. Они описывают ситуацию и спрашивают ваше мнение, а игрок, используя информацию, добытую в процессе игры, должен додуматься, какой вариант ответа правильный. К сожалению, на сюжет это тоже никак не влияет. Просто за правильные ответы дают опыт, а за ошибочные – нет.
В игровой энциклопедии есть подсказка, в чем здесь причина
Правда, в игре есть параметр, который, как уверяет сама игра, влияет и на ветки диалогов, и на концовки – это счетчик грехов. Грехи можно заработать, выполняя неблагочестивые действия. Например, идешь ты по лесу и видишь: на пеньке лежат гостинцы и грамота, адресованная Лешему, с просьбой защитить соседнюю деревню. Василиса может пройти мимо, а может переписать грамоту на просьбу о защите своей деревни, за что и получает грех. В демоверсии, правда, не было таких ситуаций, когда на кону стоит реальный выбор: упустить значительную выгоду или согрешить. Если они будут в итоговой версии, то механика выглядит любопытной и может добавить реиграбельности.
Наконец, пошаговые бои. Против Василисы выступает обычно один, реже два демона. По крайней мере, в прологе ограничились только двумя за раз. У Василисы есть та самая Черная книга. Из записанных в ней слов, она формирует заговор. В демке можно использовать 3 слова в одном заговоре. Слова в книге написаны на разных страницах, по 2 на странице. Причем, слова на странице каждый ход меняются, в результате чего вы точно не знаете, какие слова выпадут в следующий ход. Слова могут нести урон врагу, давать временную защиту Василисе или различные усиления себе и проклятия врагу. Кроме того, вы видите, что собирается сделать враг в свой следующий ход – атаковать, защищаться или как-то вам пакостить, и исходя из этой информации можно планировать свои действия.
Интерфейс очень удобный – на экране видны все параметры и действующие эффекты, при этом он совершенно не перегружен
Механика случайной смены слов в ход кажется спорной. С одной стороны, это придает боям динамики и заставляет использовать разнообразные комбинации заклинаний. С другой же, бывала ситуация, когда сильный враг хотел меня стукнуть, а мне просто не выпало защитное слово. Других нареканий к боям и нет. Весело и задорно. Нечисть разнообразная, иногда помимо атаки и защиты использует спецприемы: то часть слов в книге закроет, то ход постоит просто так, чтобы на следующий ультануть. В результате бои не затянуты, дают определенный вызов, но расковырять всех врагов получилось просто. Впрочем, для пролога это простительно.
И рожи бесовские
Механики в игре не то, чтобы революционные. Да что там, весьма банальные. Но все это можно простить благодаря мистической атмосферы русской глубинки. Музыка, образы, цвета – все это складывается в единую и такую родную картинку.
Отдельно хочется отметить речь персонажей. Она наполнена просторечиями, устаревшими словами и местными жаргонизмами. Некоторые из них понятны, а другие заставляют почесать репу. Благо, разработчики сделали из этого не только атмосферный компонент, но и познавательную механику. Во время диалога можно навести на подсвеченное просторечие и прочитать его перевод на современный язык. Очень жаль, что забугорная локализация эту особенность не передала. Обычный английский язык перечеркивает добрую треть атмосферы оригинала.
Спасибо, дед Егор!
А тебе нет, Old Egor
А что уж никак не могу записать в плюс игре – это графику. Нет, она стильная. И освещение, и цвета, и все хорошо. Но стиль не скрывает ущербность моделек, которые словно пришли к нам из первых 3D игр рубежа веков. В первую очередь, от этого страдают персонажи. И люди, и бесы. Особенно это заметно на контрасте с рисованными вставками в диалогах, когда на смену интересному бесу тебе подсовывают низкополигональную модельку.
*Здесь сексистская шутка про с макияжем/без макияжа*
К счастью для меня, страшненькое лицо не смогло спрятать богатый внутренний мир. Иногда я хихикал над кривобокостью местных обитателей, но общий стиль сглаживал впечатления, да и сюжет отвлекал все внимание на себя.
Но любо здесь, на Родине
И всё-таки, я получил удовольствие от игры и заинтригован ее сюжетом. Искренне надеюсь, что к выходу финальной версии разработчики получат много отзывов от пользователей, поправят неровности и реализуют имеющиеся механики на полную катушку. Тем более, что выход игры запланирован аж на 1 квартал 2021 года. Время у них еще есть. Ну а я буду ждать возможности вернуться в Чердынь.
Лучшие комментарии