Заголовок может смущать случайно проходящего мимо читателя. Мол, это статья о третьей части? А где статьи о предыдущих двух? Отвечу честно — их нет и не планируется. Однако убегать не торопитесь, я начну сначала и объясню, почему, что, как.
Начнём мы с Американа МакГи, замечательного во многих чертах человека, чья мать решила проблему выбора имени с изрядной долей юмора. Мол, зовут же людей «Грузия» (Джорджия то есть), так почему бы и нет. В игровую индустрию Американ вошёл с шотганом наперевес, то есть в рядах сотрудников id Software, разработавших первые две игры Doom.
Для тех, кто не в курсе, успех Doom взорвал индустрию в своё время и разработчик из id Software — это была мощная рекомендация. Неудивительно, что дизайнера уровней взяли на должность креативного директора Electronic Arts — уже в тот далёкий 1998 год немаленькой компании. Здесь-то звезда Американа и взошла.
В 2000 году выходит American McGee's Alice — игра, оценённая множеством людей по достоинству. По механике это был изобретательный экшен от третьего лица с фокусом на холодное оружие. Ближе к финалу давали поиграться и с разного рода огнестрелом, но большую часть «Алисы» предстояло пройти с ножом и клюшкой на перевес. Идейно же игра предлагала тёмную и психически нестабильную версию приключений Алисы Льюиса Кэррола. Действие разворачивалось уже после событий двух первых книг, и после ужасного пожара, в котором погибла вся семья Алисы Лидделл. Путешествие в Страну Чудес для неё теперь не развлечение, а единственный шанс навести порядок в собственной голове.
Нельзя сказать, что игра наделала много шуму. Монстрам того времени, вроде Half-Life 2 или Diablo 2, Алиса не могла и не собиралась угрожать. И всё же проект оказался успешным, так что вскоре была анонсирована вторая часть. К сожалению, разработка заняла куда больше времени, чем ожидалось. Сиквел, Alice: Madness Returns, вышел лишь в 2011 году.
Вторая часть получилась… противоречивой. В ней прослеживалась всё та же буйная фантазия Американа, позволившая знатно перелопатить оригинальное произведение Кэррола. Каждый уровень имел собственный уникальный дизайн, как окружения, так и противников героини. Арсенал ещё больше прежнего отсылал к оригиналу, предлагая вооружиться перечницей Герцогини и Вострым лезвием, он ж Стрижающий меч, в зависимости от перевода первоисточника. Сюжетная линия уходила вглубь истории о пожаре, погубившем семью Алисы. Кто виноват и как с этим дальше жить. В игре показывали, пусть и очень отрывочно, Лондон и «реальную» жизнь Алисы. Основное же действие опять разворачивалось в подсознании бедной девушки.
Всё это было здорово, но в каждой идее критики находили недостатки. Да, на каждом уровне игроков ждали уникальные противники, но они отодвигались назад основным видом противников — Ужасной Чёрной Слизью, принимающей две-три формы. Арсенал был полон отсылок, да, но весь состоял из 4 орудий плюс пару ситуативных инструментов, в противовес девяти из оригинала. Его теперь можно прокачивать, зато в оригинале у каждой приблуды имелось альтернативное применение. Сюжет оказался предсказуемым и не из тех видов, где это простительно. Всё это не мешало игре быть хорошей, но не более того.
Провалом игру было трудно назвать, но в сравнении с предыдущей частью на неё было потрачено куда больше денег, а потому третью игру EA отказались спонсировать. На что Американ сказал, что сделает свой луноход, и устроил краудфандинговую компанию на Kickstarter. Впрочем, профинансировать людям предлагали не новую игру, а мультфильм в нескольких главах, Alice in Otherlands. Судя по всему, предполагалось, что EA вдохновится проектом и выделит деньги на третью часть, но увы, этого не случилось. Однако давайте подробнее об этом проекте.
Концепты к проекту Alice in Otherlands были прекрасными. Увы, конечный продукт им не соотетствовал.
Буквальный перевод названия и является условной концепцией — «Алиса в Других Странах». Повзрослев и одолев своих демонов, Алиса теперь помогает другим людям, вторгаясь в их умы и помогая таким образом разобраться в себе. Концепция не новая, но потенциально интересная, фанатам обещали погружение в умы Жюля Верна, Ричарда Вагнера и может быть, ещё нескольких людей — если наберутся средства. Увы, средства набрались лишь на этих двух и в 2015 году два короткометражных мультфильма были выпущены на YouTube. Сказать, что это был провал — значит, ничего не сказать.
Прежде всего, истории оказались ни о чём. В истории про Жюля Верна не завезли ни огромного кальмара, ни подводной лодки, ни воздушного шара… ничего! В рассказе о Вагнере есть лишь две страницы с нотами из его работ — просто мелькают в кадре. Музыка в его мультфильме отвратна не меньше, чем анимация. С анимацией вообще всё плохо. Про Жюля Верна сняли паршивую стилизацию под аниме, причём, о ирония, с анимацией в этом ролике проблемы. Про Вагнера сняли кукольно-пластилиновое нечто, движение которого… Это просто кошмар.
Ну и самое главное, длительность. Совокупная продолжительность Alice in Otherlands — 17 минут, включая титры длительностью в две минуты. Да, можно заявить, что собранные $200 тысяч баксов — очень немного в рамках бюджета мультфильма. Возможно, да. Но в интернете даже в тот же 15-й год люди бесплатно делали куда более длинные мультфильмы с плавной анимацией и красотой каждого кадра. Здесь же… Я даже рекомендую вам посмотреть их, если вы ещё не. Поверить человеку на слово, что всё так плохо, невозможно. Только самому увидеть.
И вот со времён этого ужасного провала, который Американ даже как-то пытался защищать у себя в соц. сетях, прошло где-то два-три года. На излёте 2017-го года Американ вдруг активизируется на своём YouTube-канале, проведя несколько пробных стримов. Ответы на вопросы, простые игры на фоне… И вот здесь Американа начали заваливать вопросами, мол, что там с Алисой-то? На что был дан ответ в духе «я бы и с радостью, но права у EA, а они не заинтересованы в разработке продолжения. У меня же денег на разработку такого масштабного проекта нет и не будет.»
Скриншот одного из первых стримов с Американом (справа). Кто находится слева, я так и не смог понять. Его зовут Мартин и он присутствует на всех стримах.
Вопросы периодически продолжали сыпаться на Американа и он создал сначала коротенькую страничку с предложением — мол, давайте наберём хотя бы просто подписочный лист электронных почт. Концепция третьей Алисы у меня есть, но надо показать спонсорам, что есть спрос.
В итоге где-то осенью 2018 года Американ завёл Patreon и начал проводить регулярные стримы, связанные с «разработкой» игры. Для тех, кто не в курсе, Patreon — это краудфандинговая платформа, где фанаты спонсируют своих кумиров ежемесячно, по платной подписке. За что получают разные награды, эксклюзивный контент, вот это всё. А кавычки на «разработке» я поставил потому, что всё, что до сих пор показывал Американ — это адову тонну концепт-артов, и фан-артов. Ещё в ноябре-декабре прошлого года МакГи якобы собирался пойти с этими концептами к боссам из EA. Воз, однако, и ныне там — стримы и Патреон. К слову, деятельность эта крайне успешна — когда ещё не был отключён публичный показ суммы, собираемой МакГи ежемесячно, он достиг что-то около $10 000/мес.
Один из концепт-артов к грядущей, быть может, игре.
Ну и здесь мы наконец добрались до сути этой простыни текста. Что же планирует создавать Американ — допуская, что он всё же собирается довести проект до релиза?
Во-первых, проект сменил название и теперь это не Alice 3, а Alice: Asylum. И теперь это не сиквел, а приквел. Американ собирается вновь вернуться к тем временам, когда Алиса только-только пережила пожар и находится в невразумительном состоянии. Ей предстоит пройти через стадии принятия горя — гнев, отрицание, торги и так далее. И по ходу дела нам покажут более молодого Чеширского Кота, ещё не обзавёдшегося кольцом в ухе и татуировками, и Королеву Червей, ещё не устроившую глобальную зачистку Страны Чудес. И вот об этом и хочу поговорить, пусть даже это максимально шаткая территория — из разряда «если бы да кабы, да во рту росли грибы».
Что же с этой концепцией не так? Ну, во-первых, это переливание из пустого в порожнее. В значительной степени это будет даже не приквел, а римейк American McGee's Alice, потому что избежать противоречий у авторов не получится.
Во-вторых, это выдаёт отсутствие иных идей. Выглядит это так — Американ попытался придумать что-то своё для Alice in Otherlands, и получился полный шлак. Но деньги уже были потрачены и он выпустил получившееся в том состоянии, в котором оно было, и решил больше так не делать. Поэтому теперь в дело идёт новая переработка старого материала. Какие ещё идеи из Алисы в Стране Чудес или Зазеркалье «мы» не брали? А, стоп, у нас же не то приквел, не то римейк, можно снова переделать всё уже появлявшееся. Рассказать о том, как именно Шляпник поссорился с Мышом и Зайцом, почему Белый Кролик такая тварь и т.д. и т.п. Но не зря же поговорка гласит «нельзя войти в одну реку дважды». Новая попытка будет снова сраниваться с предыдущими, и поскольку предыдущие игры приукрашены ностальгией, сделать что-то действительно впечатляющее становится крайне сложно.
Это также исключительной мой момент неприятия. У нас уже было две игры про то, как Алиса сходит с ума. Можем мы уже дальше пойти, а? Или вы хотите сказать, что там у неё проблем не будет? Не смешите мои тапки, придумать интересную концепцию можно вообще без труда. Дайте взрослеющей Алисе молодого человека и муки любви, которые неизбежно вновь воскресят старые страхи и способ борьбы с ними. Могу ошибаться, но на Кикстартере среди «stretch-goal'ов», то есть целей на превышение заявленной суммы, значился Зигмунд Фрейд. А значит, заготовки для части про любовь и секс у вас уже есть. К тому же тем ведь пруд пруди, добавьте в этот кипящий котёл ещё и современных трендов про фем-сообщество — et voila!
Кроме того, мне кажется несколько банальным подход, выбранный Американом. Страна Чудес, как в своём оригинальном, кэрроловском виде, так и в предыдущих игровых воплощениях, работала тонко. Вся игра была наполнена самыми разными метафорами, которые строились друг на друге, и ими же, то есть метафорами, погоняли. А здесь всё очень топором рублено — вот Алиса, у неё горе. Она пройдёт через стадию Гнев — здесь всё будет в кровище, и режим ярости, и Герцогиня в качестве босса. Затем будет стадия торгов и здесь надо будет бегать на посылках у Шляпника, а потом окажется, что всё это механизм судного дня… Да, это будет работать. Но опять-таки, реакцию будет вызывать противоречивую, в лучшем случае.
Ну и да. Если МакГи и товарищи всё же будут пытаться привести всё к исходному состоянию, т. е. к первой игре, то будет очень сложно показать правдоподобную концовку с развязкой. Такую, чтобы закрывала историю, не оставляя болтающихся концов. А они неизбежны. потому что первая игра начинается с того, что в Стране полный пи@%$ц, Алиса, выручай. И как вы предлагаете привести через приквел к этой ситуации и сказать — ну вот же, развязка, персонаж изменился в лучшую сторону?!
Повторю тезис из заголовка. Alice 3, она же Alice: Asylum — это ошибка. Допустим, что звёзды снова сойдутся в линию и EA выделит Американу деньги, и разработка не затянется, и разработчики окажутся толковыми… Уже можно заметить, как много будет если. Так вот, в этом случае игроки получат на выходе достаточно короткую и прохладную историю с боями. Ключевая проблема, которую я вижу — отсутствие хоть какой-то оригинальности в концепции. Нам ничего нового не дадут, кроме, быть может, более современной графики. Попытка применить стадии принятия горя к истории Алисы Лидделл даже звучит весьма тускло и топорно. Хочется верить, что оно каким-то чудом выйдет хорошо, но получается не очень.
Конечно, всё это вилами по воде писано. Как оно на самом деле будет — никто не знает. На описанные выше трудности накладывается ещё и ситуация с коронавирусом, что неизбежно скажется на игровой индустрии. А что думаете вы? С удовольствием почитаю ваши предположения.
P.S.: текст написан по двум причинам. Во-первых — потому что я нигде пока не встречал обсуждения этой темы. Именно того, что Американ пытается что-то сделать с выходом третьей части. Пару раз кто-то упоминал об этом в пол-слова, но и только. Во-вторых — потому что так уж получилось, что мне очень близка вся история про Алису в Стране Чудес. Не могу сказать, что я видел и читал вообще всё, что существует в мире. Но, например, в курсе, что в истории про Алису успел вляпаться Анджей Сапковский, сочинив версию этой истории от лица Чеширского кота. Получилось очень даже недурно. Есть куда более плоское использование темы Роджером Желязны — в серии про Амбер, он же Янтарное Королевство, сын Корвина Мерлин попадает в Страну Чудес. В обоих случаях, что характерно, сюжет был мрачнее обычного. Ах да, есть же ещё версия Страны Чудес в комиксах, от издательства Zenescope… В общем, я видел много воплощений Алисы в Стране Чудес, и то, что сейчас Американ МакГи пытается делать с сиквело-приквелом игры — на мой взгляд максимально дурацкий способ продолжить серию любопытных игр.
UPD: На необъятном пространстве блогов StopGame был найден более подробный и обстоятельный рассказ о жизни Американа МакГи. Всем заинтересованным рекомендуется к ознакомлению — https://stopgame.ru/blogs/topic/98270. Прочитавшие могут уличить меня в некоторых неточностях при написании данной статьи.
Лучшие комментарии
В то, что Макги выдаст что-то на уровне первой Алисы, у меня давно уже нет веры. Но некоторые арты Asylum чертовски хороши. За что спасибо художникам, конечно. Вообще грустно всё это, да. У Американа была неплохая идея переосмысливать сказки (и я сейчас даже не про серию Гримм, а про American McGee’s Oz, переродившуюся в отменённую OZombie), но он, видимо, решил, что проще вернуться к Алисе, раз она так любима игроками. А ещё проще просто стримить свои творения и выдавать стильные концепты страждущим фанатам.
Стыдно признаться, но вот OZombie я умудрился пропустить у Американа. Как-то в моём представлении он сразу перешёл к Out of the Woods. Досадно. Смотрю сейчас концепт-арты — действительно, могло бы быть интересно. Увы, имеем, что имеем.
Про Кэрролла спасибо, сейчас всё исправлю.
И отдельная благодарность за Грегори Магуайера, почитаю обязательно. =)