29 мая 2020 29.05.20 8 5002

Deus Ex: Human Revolution против Deus Ex: Mankind Divided

+10

Warning: Весь блог — один сплошной спойлер к сюжетам Human Revolution и Mankind Divided. Так что читать — на свой страх и риск.

Привет, дорогой читатель, с тобой Зомби, и у нас сегодня битва, да еще какая! Брат против брата, так за основу взято. Блатной сленг — это не моё...

Сегодня у нас Human Revolution против её сиквела Mankind Divided.

Видеоверсия блога лежит тут:

 

Небольшое предисловие.
Как часто вы слышали от фанатов DE недовольства в сторону сиквела? Я думаю очень часто. Каждый второй орёт про слабость MD, про то, как она разочаровала и не дала ожидаемых эмоций, про её проблемы и косяки. 

Так, во-первых, эти люди хреновых сиквелов в этой франшизе не видали, и да, я всё ещё про Invisible War.

А, во-вторых, несмотря на весь ор в сторону сиквела, многие люди всё равно продолжают играть в MD и получать удовольствие. И я в числе этих людей.

Так чем же Mankind Divided не угодила людям, и почему ей в пример всё время ставят Human Revolution?

Настало время выяснить.

Сравнивать буду по следующим пунктам:

  •  Главный герой
  •  Персонажи
  •  Дизайн
  •  Геймплей
  •  Основной сюжет
  •  Побочные миссии
  •  Саундтрек

И в конце подведу какой-нибудь итог.

Я не буду трогать графон, потому что, во-первых, между этими двумя играми прошло 5 лет, и понятное дело что в MD графон стал лучше за счёт времени. А, во-вторых, для меня графон в играх — дело десятое, и на мой взгляд игра должна тащить геймплеем и историей, а не своими графическими возможностями.

Я не буду трогать DLC. Мне хочется рассмотреть DLC в отдельном блоге, да и к тому же у этих игр неравное количество дополнений, у HR оно всего одно, а у MD их сразу три.

И, наконец, ни слова не будет сказано про платные пакеты праксис в MD. Это было дурацкое решение издателя Square Enix, а не самих Eidos Montreal, и будет несправедливо корить игру за давление со стороны издателя. К тому же игра прекрасно играется без платных пакетов праксис.

Главный герой

Что? И там, и там главный герой — Адам Дженсен...

Да, но вот только в этих играх Адам получился совсем разным. И, нет, я не поддерживаю теорию о том что Дженсен из MD — это клон.

Я сейчас всё поясню.

Буквально в самом начале HR Дженсен переживает некоторое дерьмо: его практически убивают. Шариф в срочном порядке кладет Адама на операционный стол, и тому заменяют пол тела на аугментации, чтобы спасти его жизнь и попутно сделать его настоящей боевой машиной.

Мы видим, что Дженсен сильно переживает изменения, произошедшие с ним. Излишне бурная реакция в некоторых моментах игры. Разбитое зеркало в ванной. Сарказм, ирония и шутки в тяжёлые моменты жизни. Переживания и горечь. За его излишним спокойствием прячется сломленность. Он пытается принять себя, но ему это дается с трудом. Вы заметили, что всю игру он проходил в очках? Он убрал их с глаз лишь один раз, когда он встретил Меган Рид на Ранчо Омега. В остальное время он будто не хочет, чтобы этот мир смотрел в его новые аугментированные глаза.

На мой взгляд апогей его психоза наступает в одной из побочных миссий. Не в конце игры, не при встрече с Меган Рид, а в побочке, когда Дженсен узнает правду о самом себе. Он узнаёт, что он приёмный, что его фамилия даже не Дженсен, что он — результат жутких экспериментов, которые Иллюминаты проводили над детьми в лаборатории «Белая Спираль».

Поначалу кажется, что он как -то излишне спокойно воспринимает эту информацию. Вот только когда он покидает квартиру сиделки, он звонит Притчарду, и мы слышим всё. Он просит Притчарда защитить его няню, он не знает, как всё это объяснить, он запинается, и в его голосе сквозит боль. Притчард и сам в этот момент удивляется реакции Дженсена и без раздумий соглашается ему помочь.

В книге «Чёрный Свет» мы видим некоторое продолжение психоза Дженсена. События, которые свалились на него во время HR, всё ещё давят на него. Он всё ещё излишне резко реагирует, он ищет поддержку, свой путь и своё место в этой жизни. Но уже ближе к концу книги мы видим, что Дженсен потихоньку становится тем, кем он стал в MD: холодным профессионалом.

Многие кто играл в Mankind Divided ставят в минус игры то, что Дженсен одеревенел. Он будто стал слишком меланхоличным, безэмоциональным и равнодушным. Ему до фени всё, что творится в этом мире.

Так давайте сразу про безэмоциональность. Нет. Эмоций и чувств он Mankind Divided проявляет более чем достаточно. Несколько примеров:

— В первом диалоге Дженсена с Шарифом видно, как ему не хочется говорить со своим бывшим боссом. Дэвид спрашивает, почему Дженсен с ним не связался за два года, а мы кожей чувствуем, как ему неловко, потому что он и не хотел связываться с Шарифом. 

— При вскрытии данных ВерсаЛайф в банке Палисейд видно, что Дженсен всё ещё переживает насчёт своей бывшей.

-Когда он узнал, что Хелль — это Элиза Кассан, он своим лицом выдал целую гамму переживаний.

— В первом диалоге с Алекс на вокзале он несколько раз меняет настроение. 

— Всё чаще мы слышим от него шутки, пусть и немного злые и саркастичные, но всё же шутки. 

Так что не надо мне тут. Хватает ему эмоций в этой части.

А вот насчёт равнодушия и меланхолии: я считаю, что это результат того, что персонаж просто пришёл к тому, к чему и должен был придти. Помните ту фразу из трейлера? «Иногда лучше забыть прошлое и принять того, кем ты стал.»

Так вот, он и впрямь отринул свое прошлое. Это видно по тому, как неохотно общается с Притчардом и с Шарифом. Они ему говна не делали, но просто это люди из его прошлого. Прошлого, которое он стремится забыть.

И он принял себя. Он с лёгкостью принимает то, что в его тело без спроса натыкали новых аугментаций. Потому что это не самое безумное говно, которое с ним случалось.

Кстати, в MD он больше не прячет свои глаза за очками, он выдвигает линзы только тогда, когда он на миссии.

У Дженсена было два пути, что ему сделать после Human Revolution и Black Light. Сойти с ума и отправиться в дурку или принять себя и перестать уже реагировать на всё слишком психованно. И он сделал второй выбор.

Но всё же Дженсен из MD проигрывает Дженсену из HR. А причина проста: к событиям Mankind Divided вместе с психованностью он потерял и собственное мнение. Всю игру он шестерит то на Опергруппу, то на Джаггернаут. Он выполняет их приказы, даже не ставя под сомнение их действия.

В HR как-то раз Шариф попросил Дженсена о незаконной услуге. И Дженсен сразу же сказал боссу, что это незаконно, и Шарифу пришлось объяснять, нафига это надо.

В Mankind Divided его попросили украсть улику со станции, и он даже не уточнил, что это незаконно! Не, ты слышал Смайли, время пи**ить улику со станции.

И с Джаггернаутом то же самое, даже ещё хуже. Каждое действие Дженсена под руководством Джаггернаута — это нарушение закона.

В «Чёрном Свете» он сказал Притчарду, что ему не обязательно доверять людям из Джаггернаута, чтобы получить от них желаемое. Вот только что-то в MD он за свои слова не отвечает и пляшет под дудку киберанархистов.

Вообще да, я вот очень хочу сказать, что Дженсен в MD, как говорят у нас в Санкт-Петербурге: «начал терять края». Он стал предпринимать настолько рискованные и ну уж очень противозаконные действия, что я начала думать, что ему жить надоело. Каждая авантюра, в которую он без вопросов ввязывается, это капец. Проникнуть в сильно охраняемый банк? Да без проблем! И не просто проникнуть, а залезть в кабинет директора банка, вскрыть сейф, достать компромат и вернуться обратно. Да чего я говорю, он этот банк воспринимает как сарай без замка, потому что он трижды туда вламывался.

Или, например, Дженсен вломился в квартиру к своему боссу, уворовал у него карту от НПС, потом пошёл в кабинет к своему боссу, сел в его кресло, вломился в виртуальное пространство босса и выкрал оттуда информацию!

Может, Дженсен — дальний родственник Гаррета, это многое бы объяснило...

Я это к тому, что он спокойно ввязывается в настолько рискованные авантюры, что ты начинаешь думать, что у него не всё в порядке с головой.

Дженсен в HR имел своё мнение и свои сомнения на всё. В конечном итоге, он даже не стал никого не слушать, ни Шарифа, ни Таггарта, ни Дэрроу. Он принял собственное решение и отправил Панхею ко дну морскому. И уж ни в коем разе он не рисковал жизнью и своей свободой без причины. Да, он тоже ввязывался в опасные для жизни миссии, но ты хотя бы понимал, что у него и выбора-то нет.

Вот это и делало Дженсена интересным. Не то, что он эмоционален, а то, что у него своя башка на плечах. А Дженсен в MD либо производит впечатление человека без своего мнения, либо впечатление человека без царя в голове.

Бал уходит HR.

Счёт: HR — 1, MD — 0.

Персонажи
Смотрите, сейчас я не буду рассматривать отдельно персонажей HR. Я сразу перейду к MD и буду сравнивать персов второй части с персами первой.

В MD была предпринята попытка ввести кучу новых персонажей. Вот только вместо того, чтобы сделать по-настоящему новых персонажей, игра зачем-то наделала копий персонажей из HR.

Когда айдосы делали HR они применили тот же приём — просто скопировали персонажей из старого DE, но добавили им новых черт характеров, новых особенностей и добавили, так сказать, «углов» героям.

Прокатил ли этот прием в MD? Нет, даже близко не прокатило. Видимо палка дважды не стреляет. 

Вместо Шарифа у нас, очевидно, Миллер. Вот только если Шариф чувствовался как хитрожопый бизнесмен, испытывающий к Адаму почти что отцовские чувства, то Миллер… больше похож на Мандерли из старого DE, на самом деле. Вроде вот толковый директор ОГ29, но при этом видно что им просто управляют Иллюминаты, и он даже не подозревает об этом.

Кстати, вот со всеми персонажами, которыми управляют Иллюминаты, происходит эта фигня.Вот взять, например, Делару Оззен. Казалось бы, потенциал есть: добрая психолог, явно лишь притворяющаяся белой овечкой. Ты гадаешь, кто она на самом деле, а в конце игры тебя бьют молотом очевидности по голове. Делара — Иллюминат, ахахах, отсоси, игрок.

Притчарда вообще разъединили на несколько персонажей. Извращение какое-то...

Теперь за издёвки над Дженсеном отвечает братан-альфач Макриди, местный гений-хацкер — неуверенное в себе чмо по имени Смайли, за починку Дженсена отвечает эксцентричная кудряшка Коллер, паранойя досталась азиату Чану, а оператором Дженсена чаще всего выступает Вега. И никто из них не справляется со своей ролью на 100 процентов, ну разве что кроме Коллера. Выдать Дженсену толкового оператора с едким чувством юмора в HR было хорошим решением, а вот попытаться рассовать черты Притчарда другим персонажам в MD — было решением дурацким.

Вместо безрассудной, но храброй и сочувствующей Малик теперь Чикане. Так серьезно, кто-то может сказать, хоть что-нибудь про Чикане? Ну кроме того, что он темнокожий. Нет, он ничем не запоминается.

Вместо хитрющего как лиса китайца Тонга - грузин Ботковелли. И он такой стереотипный русский бандюган, что ему разве что малинового пиджака не хватает. Вставили бы на его место Бориса Бритву, мне кажется, было бы веселее.

Есть ли в этой игре новые персонажи, которые хоть как то интересны?

Ну, на самом деле, да. Мне лично нравится Алекс Вега. Потому что у каждого бородатого мужчины в очках должна быть своя Алекс. Но она стала для меня интересной лишь после прочтения рассказа «Жёсткая Линия», романа «Чёрный Свет» и игры «The Fall». До этого она мне казалась пустоватой.

Вацлав Коллер тоже ничего так. Я в первое прохождение с интересом разглядывала его нашивки и в целом его дизайн. Характер у него неплохой, это даже по его безумной мастерской видно.

Марченко неплох, эдакий омаж в сторону Гюнтера Германа из старого DE, только не такой тупой. И пусть даже в конце игры он скатился к обычному злодею, всё равно мне было интересно за ним наблюдать. Вообще, в моих глазах Марченко больше, чем все боссы из HR вместе взятые. Потому что Тираны были просто злыми, за ними не стояла нормальная мотивация. В то время как с Марченко Дженсен смог нормально поговорить и понять его идеалы. И этому украинцу есть за что сражаться.

Лидер Самиздата — это что-то нахер с чем-то, в хорошем смысле этого слова. Лучше самим заценить, конечно. И жаль, что он персонаж только побочной миссии.

Ну и всё в общем-то. Проблема в том, что в MD стало слишком много неинтересных копий действительно интересных персонажей из HR. Так к ним еще и примешались дурацкие персонажи.

Из действительно интересных персов остается только пара-тройка, и они не могут тащить на своих плечах всю игру.

Балл уходит HR.

Счёт: HR — 2, MD — 0.

Дизайн

HR и MD славятся своим вниманием к деталям. Это самое внимание к деталям в обеих играх настолько велико, что ты буквально чувствуешь, как этот мир рассказывает тебе свою историю без слов, а лишь одним визуалом.

Именно за счёт деталей ты видишь, по каким правилам живет та или иная локация, на которую попадает Дженсен.

Но вот только если HR робко и аккуратно пробовал уделить внимание к деталям (и у него это получилось), то MD зашёл в мир деталей огромными и уверенными шагами. Здесь внимание к деталям было возведено в абсолют. Каждая квартира, в которую случайно или намеренно попадает Дженсен, позволяет игроку составить психологический портрет жильца. Хотя самого жильца в квартире нет! Ты рискуешь надолго залипнуть, разглядывая каждую мелочь в квартире и прикидывая, что творится в голове и в жизни у её хозяина.

Одна квартира Дженсена может сказать нам многое о её жильце. Ведь когда мы видим Дженсна в действии и на миссии, мы ведь на самом деле многого о нём не подозреваем.

Не подозреваем, что он тот ещё модник и уделяет особое внимание своим плащам.

Не подозреваем, что он всё также увлекается сборкой часов, чтобы развивать мелкую моторику.

Не подозреваем, что он скучает по Детройту. Ну вот нравится ему этот город.

Не подозреваем, что он из тех людей, которые оставляют недоеденную еду на кухне.

И уж тем более, мы не подозреваем, что он покупает овсянные хлопья с дурацким гномом на обложке.

И всё это нам рассказывает его жилище. Ни люди вокруг него, ни записки какие-то, а его квартира.

То же самое можно сказать и о городских локациях. Это великолепно. По Праге будущего очень приятно гулять и, словно турист, восторженно разглядывать каждую светящуюся панельку на пути.
Да, в Детройте тоже было интересно гулять, но Прага явно превосходит его своим дизайном.

Кто-то сейчас поднимет вверх палец и скажет: «Эээ, но в Human Revolution было больше локаций, чем в Mankind Divided!»

Здесь именно тот случай, когда качество превалирует на количеством. К тому же в HR по-настоящему больших локаций, по которым можно было шляться и глазеть, было всего 2 (Детройт и Хэнша). Остальные локации представляли из себя буквально одно здание, а не целый город.

То же самое и в MD: крупных локаций 2: Прага и Город Големов. В Городе Големов мы ощущаем всю нищету, уныние и безысходность ситуации, в которую попали аугментированные. Из тут буквально ногами бьют.

А Прагу мы видим аж в трех ипостасях: светлый туристический городок, ненавидящий аугов; вечерняя  прага с заведениями интересного толку (и всё ещё ненавидящая аугов); и мрачный город с проливным дождем и комендантским часом — скрипучая классика киберпанка.

В городе творится уже настоящий беспредел — полицейские стреляют во всех: и в чистых, и в аугов, и даже в Интерпол. Полиция в этой части вообще выступает говнюками: они постоянно хамят, изводятся на говно, бьют аугов ногами, и только и ждут повода пристрелить тебя. А в конечном итоге они и вовсе начинают стрелять в мирных граждан, которые даже не ауги. Суровый мир будущего.

Это я всё, в общем-то, веду к тому, что если HR задавал меланхоличное настроение, то MD отказался от жёлтой палитры и с головой окунулся в неравенство, полицейский беспредел, комендантский час, но при этом он показывает, что даже несмотря на весь этот киберпанковый ужас люди всё равно продолжают жить своей жизнью. Кто-то пытается сбежать от реальности, вступив в культ, кто-то борется с режимом, а кто-то просто идёт в магазин покупать апельсины. И это достигается именно за счёт деталей в окружении. Human Revolution так не умел.

Да, я понимаю, что в HR тоже было много деталей в окружении, но в MD эти детали начали действительно цеплять внимание и заставлять игрока рассуждать о том, какой человек живёт в этой квартире, или о том, какое общество существует в этом мире.

Так что бал уходит MD. Даже несмотря на то, что в HR тоже был хороший дизайн.


Счёт: HR — 2, MD — 1.


ГеймплейВ обеих играх геймплей вполне удобен и понятен. Я бы даже рискнула сказать, что геймплей в обеих играх одинаково хорош.

И это в некоторой степени правда.

Но! MD провёл работу над ошибками + привнёс новые фишки, которые пошли DE на пользу. Ошибки в предыдущей части были, они были мелкими, но айдосы даже их исправили.

Слава богу, они не пошли по пути Ion Storm, и сиквел в плане геймплея стал приятнее и удобнее, а не говном каким-то.

Итак, что же изменилось?

— Первое, что бросается в глаза: поменялась система укрытий. Раньше система укрытий была ровной линией, потому что Дженсен мог двигаться только по одной линии, находясь в укрытиях. Теперь же система укрытий стал разветвленной: мы можем наводиться и цепляться за любое укрытие, которое мы видим в поле зрения.

И так стало только лучше. Разветвленная система укрытий — это, то что и было необходимо DE.

— Далее: появилась возможность прописать врагу по лицу, сидя в укрытии. Спасибо! Потому что в HR это бесило: тебе приходилось сначала отлепиться от укрытия, а уже потом прописывать леща. Теперь же Дженсен стал более хитрожопым и может от всей души смачно приложить противника о косяк лицом или утащить противника, находящегося с другой стороны укрытия и прописать ему удар.

— Исчезла возможность стрелять вслепую из-за укрытия. Я даже не сразу это заметила, потому что никогда не пользовалась. Проблема стрельбы вслепую была в том, что это бесполезная трата патронов: дай бог 1 из 10 пуль попадет туда, куда надо. Ты, как игрок, видел, куда стреляешь, но Дженсен, как персонаж игры, не видел. Так что в целом, стрельба вслепую нафиг была не нужна.

— От системы укрытий к оружию. В HR с оружием кое-чего нельзя было сделать. И это странно, потому что это можно было делать в систем шоках, это можно было делать в старом DE, и даже в Thief это можно было делать. Да, я говорю о зарядке оружия разными патронами. В MD айдосы исправились, теперь любое оружие можно зарядить бронебойниками или ЭМИ-зарядами.

Это повлияло и на тайфун. Теперь эту аугментацию можно зарядить несмертельными зарядами. Что добавляет плюсов. Потому что в HR я не пользовалась тайфуном из-за его смертельности.

Также у оружия появился режим стрельбы. В основном, оружие можно перевести на полуавтоматический или автоматический огонь. Ммм… окей. Я этим не пользовалась. Но оно  и не мешает. А если этим воспользоваться, то, думаю, хуже не станет.

— Появился удар кулаком по замку шкафчика и удар по решетке вентиляции. Они идут бок о бок, потому что это один и тот же удар кулаком, и с таким же успехом их могло и не быть. Ну вот просто на шкафчиках не было бы замков, а в вентиляциях не было бы дополнительных решёток. Но это есть, и это довольно кайфово. Особенно! на фоне старого DE, где несчастному Дентону приходилось по 4 отмычки юзать на эти шкафчики. А Дженсен делает то, что и нужно в такой ситуации: никаких отмычек, просто удар кулаком.

— Дженсен научился подтягиваться. И вообще стало несколько удобнее паркурить в этой игре. Немножко странное решение, конечно, ввести в игру паркур, потому что я не могу представить себе паркурящего Дженсена. Но вот то, что он подтягиваться научился — это огромное спасибо, а то я в HR задолбалась ящики в кучу ставить.

— Дженсен теперь не сваливается кулем вниз. С небольшой высоты он приземляется, выставив руки вперёд. Что довольно естественная реакция человека, и опять же — хорошее решение.

— Дженсен (внимание!) теперь сам обходит лестницу и залезает с нужной стороны. Я понимаю, что это уже вообще мелочь, но каммон, в HR вас не бесило, что надо персонажа поставить рожей к нужной стороне лестницы?

— У нас появились новые аугментации класса Титан.

Из всех этих аугментаций я заценила и вовсю пользовала только 3 — Удаленный взлом, Направленные Электрические Разряды и Рывок Икара (привет, телепортация из Дизонорд).

— Несколько аугментаций шарифовского производства поменялись. Теперь мы можем прокачать невидимость настолько, что Дженсен сможет бить людей в лицо, не выходя из режима маскировки. Ну слава богу.

Приземление Икара теперь включает в себя удар Икара: Дженсен при приземлении может еще заодно и раскидать всех противников ударной волной.

— Поменялся взлом. Да, технически это всё тот же взлом из HR, но теперь у нас помимо двух основных вирусняков (бомба и стоп-червь) есть еще 4 программы: скан, разведчик, разгон, скрытность. И сама схема теперь тридэшная. Если тридэшность я не особо одобряю как стилистическое решение, то наличие дополнительных вирусняков, на мой взгляд, оправдано. Прошло 2 года. Понятное дело, что за это время замки стали мудрённее, а хакеры стали хитрожопее. Эволюция, мать её.

— Появился крафт. Очень простенький и ненавязчивый. Детали для сборки валяются везде и повсюду, а скрафтить по-быстрому можно буквально 6 айтемов, из которых реально полезных только 2  (отмычки и батареи). Мне лично крафт в этой игре никогда не казался неуместным, и во многих случаях он мне помогал. Кстати, и с сюжетной точки зрения это обоснованно: Дженсен правда умеет крафтить. Как минимум часы он умеет собирать.

— И раз уж речь зашла про отмычки и батареи, то да их поменяли, и их скопировали прямиком из DE 2000. От гранатоподобного ауда отказались, теперь это ну явный мультиинструмент, которым позже будет пользоваться ДжейСи Дентон.

И пропали батончики, сайбербуст паки и протеиновые банки. На их месте теперь клеточная батарея. Она выглядит не так же, как в старом DE, но функционал и способ применения ровно тот же.

Одобряю и то, и другое. Мультиинструмент значительно удобнее и лучше по дизайну. А с батончиками… ну пропала некоторая ламповость. Но, с другой стороны, я могу представить, как Дженсен вставляет на бегу клеточную батарею. А вот представить, как он жрёт протеиновую банку на ходу, я не могу представить. Он же не ведьмак, в конце концов.

Таким образом, в MD поменялись в основном мелочи. Их могли и не менять. Но айдосы хотели сделать геймплей сиквела лучше. И сделали! Так что бал идет HR, и полтора балла идет MD.

Счёт: HR — 3, MD — 2.5

СюжетМногие люди ругают MD за филлерный сюжет. И это… правда. Сюжет в MD — филлерный.

Давайте чуток подробнее. Сюжет в HR был глобальным. Всё больше и больше мы наблюдали глазами главного героя за разворачивающимся трендецом. Мы погружались в мир, где корпорации готовы порвать друг другу глотку, а Иллюминаты коварно потирали руки и манипулировали судьбами человечества. Мы видели, как технология аугментации всё больше набирает силу, и многие люди задумывались: а стоит ли вообще идти наперекор матушке-природе?

И в конце случается глобальное событие, потрясшее весь мир: Инцидент. Аугментированные не по своей воле сошли с ума и порвали в клочья кучу народа.

Это имело огромное значение.

А что же в MD? Да хрен его знает, что тут вообще происходит. Глобально мы видим последствия Инцидента. И это сделано очень круто.

Но вот сам сюжет… ну Опергруппа чего-то хочет, Джаггернаут чего-то хочет, Иллюминаты чего-то там...

Вот в этом и беда, блин. Ты даже не вполне понимаешь, чего они все добиваются. Вот что, что им всем надо? Особенно Иллюминатам, чего конкретно они добились этим Инцидентом? Да хер их знает.

К концу игры ты кое-как понимаешь, что готовится принятие акта о восстановлении человечества. Но проблема в том, что к концу игры ты не проникаешься этой прохладной историей про борьбу всех этих группировок. Тебе насрать на каждую из них, во многом благодаря тому, что и Дженсен к ним относится с равнодушием.

В итоге, получается, что основной сюжет игры ни о чем. Он чувствуется даже не филлерным, он чувствуется просто пустым.

Балл уходит HR.

Счёт: HR — 4,  MD — 2.5

Побочные миссииЯ только что отругала MD за плохой основной сюжет. Так вот: к побочкам это не относится. У меня вообще возникло ощущение, что сценарий основного сюжета, и сценарий к побочкам писали разные люди. Потому что каждая, буквально каждая второстепенная миссия в MD — это лютый вин.

Каждая побочная миссия рассказывает нам свою историю, обставленную крайне интересным способом.

Тут тебе и нуарное расследование убийства аугментированной журналистки, когда ты сам не до конца понимаешь, кто же тут убийца.

И помощь местной подпольной газете Самиздат, с очень харизматичным лидером во главе. Причем эта миссия тонкой ниточкой ведет нас к событиям, которые будут происходить с ДжейСи Дентоном в 2052ом году.

Тут тебе и попытки Дженсена выяснить, кто же наставил ему новые загадочные аугментации.

Внезапное обнаружение культа в канализации, лидер которого использует мощный вариант импланта Каси.

Тут тебе и помощь Элизе Кассан и выяснение обстоятельств, благодаря которым она превратилась в дуру, вещающую пропаганду против аугов.

Миссия «Неоновые ночи», в которой ты решаешь стоит ли прекратить производство популярного наркотика в Праге.

Разрушение фальшивого блокпоста, наживающегося на аугах и помощь аугам-нелегалам.

Миссия, связанная с калибратором нейропалстики внезапно может вывести нас на 2 дополнительные миссии для Отара Ботковелли и его грузинской мафии.

И многие другие.

А знаете, вот почему эти допки очень хороши? Да потому что в них нет ни Иллюминатов, ни Джаггернаута, ни Опергруппы-29. Это простые, но интересные истории, рассказывающие нам больше о нелёгком мире 2029ого года. А не какая-то левая подковёрная игра группировок, на которые нам плевать.

Каждая доп. миссия рассказывает нам больше о мире будущего. В каждой миссии есть своя фишечка и свой сюжетный поворот.

И даже более того: Дженсен в этих миссиях начинает выглядеть более живым. А всего то и надо было: дать ему право самому принимать решения или ввести в историю людей, до которых ему есть дело.

В общем, при прохождении MD ни в коем случае не пропускайте дополнительные миссии. Вы не пожалеете, если пройдете их все.

В HR тоже есть пачка побочных миссий. И как бы это сказать… глубины им не хватает. Они неплохие, и если вы их пройдете, то ничего не потеряете, а вполне возможно что и что-то приобретете.

Но структура у миссий очень похожая. Это не то чтобы какая-то отдельная история, это просто помощь тому или иному персонажу с его делами и проблемами. Обычно вас просят о помощи либо ваши бывшие коллеги по работе, либо ваши нынешние коллеги по работе, либо вообще какие-то левые персонажи, которым вы по идее и не обязаны помогать. А некоторым так и вообще хочется показать путь далеко и надолго вместо помощи. Вон ту же миссию от Хью Дэрроу я вообще брать никогда не хочу, потому что знаю, что он натворит в будущем.

Выделяются 2 миссии:

Миссия с выяснением правды о прошлом Дженсена. Эту миссию ему подкидывает Притчард, и он же эту миссию в каком-то смысле её завершает. Крайне трогательное и запоминающееся задание.

И вторая миссия: расследование убийства подружки Малик. Что тут сказать: Дженсену идёт роль детектива в плаще.

Все остальные доп. миссии… ну если пропустите, то пропустите.

В то время как в MD крайне не рекомендуется пропускать какую-либо из побочек.

Бал уходит MD.

Счёт: HR — 4, MD — 3.5

Саундтрек

Какая я всё-таки злая тётя… мне не нравится саундтрек ни в HR, ни в MD. Он унылый.

Но если смотреть объективно, то в HR в саундтреке видна авторская работа. Майкл МакКанн постарался создать атмосферный, меланхоличный и местами динамичный саундтрек, и ему это удалось. Как минимум несколько тем из HR запоминаются.

В MD авторская работа уже не так видна. У меня и вовсе возникло ощущение, что МакКанн уже не испытывал энтузиазма и не особо-то и хотел писать саунд. И да, так оно и есть по ходу, потому что вторым композитором значится Саша Дикиесян? aka Sonic Mayhem. И слава богу, что он подписался делать тут саундтрек, потому что опять же, по моим ощущениям: Соник мейхем и вытягивал этот саундтрек к свету. Он сделал, что смог, и в итоге саунд вышел вполне хорошим. Уступающим HR, но не плохим.

А вообще, крутость саунда определяется по наличию заглавной темы. Вот у старого DE есть заглавная тема? Да. А у первого систем шока? Да. А у HR? Да, тема из трейлера — это заглавная тема игры. А у MD? Нет. Вообще нет заглавной темы.

Так что по итогу я накину один балл за саунд MD, полтора балла HR. Все-таки в HR саундтрек запоминался больше.

Финальный счёт: HR — 5.5, MD — 4.5 Итог

И что же в итоге? В итоге побеждает Human Revolution. Но вот ведь какое дело: Mankind Divided несильно отстал от него, всего-то на один балл.
Дело в том, что сиквел получился очень добротным. Его определенно подпортили филлерный сюжет, равнодушный Дженсен, микротранзакции и пустые новые персонажи. Но в то же время MD многое приобрёл: улучшился геймплей, дизайн локаций стал великолепным, внимание к мелочам возросло в разы, а побочные миссии стали обязательными из-за своих интересных историй.

Скажем так: Mankind Divided - это очень хорошая игра. Просто это не идеальный сиквел. Если бы не бэкграунд Human Revolution, то Mankind Divided так сильно бы не ругали.

Я рекомендую MD к прохождению.

Играйте в хорошие игры.

С вами была Зомби, увидимся в июне и… до скорых встреч.


Лучшие комментарии

Прошло два дня, комментов нет, зато прилетело два минуса. Парадоксально. Обзор большой, обзор подробный, аргументированный, всё расставлено по полочкам, всё разжевано, даже скрином накидали так, что и тупой поймёт. Однако, какого чёрта, Притчард?

Почему никто не комментит? Я и сам в последнее время хочу перепройти MANKIND DIVIDED. На релизе игра показалась мне очень короткой, на фоне той же HUMAN REVOLUTION. И это, по сути, была единственная моя претензия к ней. В остальном — всё шикарно. Дизайн локаций/героев, новая цветовая палитра, атмосфера и квести — я буквально влюбился. Даже музыка, да, я добрый полицейский, зашла на ура. Удивительно, что кто-то считает MANKIND DIVIDED — шагом назад.

Я с радостью куплю следующий сиквел, тем более, что-то похожее по атмосфере нас ждет, разве что, в Dying Light 2.

P.S: я орал на фразе «Дженсен переживает некоторое дерьмо».
спасибо за поддержку)

стопгейм — странное место, тут любой блог имеет шансы быть опрокинутым в анальную бездну минусов и нуля комментов, просто потому что некоторым на сайте в кайф ставить блогам минусы не глядя.
хорошо, что не все люди такие

перепроходи, конечно) а чтобы подрастянуть, можно еще и длц захватить, которые «Истории Дженсена». да и прохождение всех доп.квестов удлиняет прохождение))
в целом, то да, сиквел хороший. не без косяков, но эти косяки не делают его плохим

dying light не играла и не уверена, что соберусь, но надеюсь, ты получишь от его второй части желаемое)

лучи добра тебе :*
Видеоверсию не видел, не было возможности, почитал текстовый вариант. Было интересно. И со многим согласен. Кроме саунда в Human revolution, мне очень понравился. В Mankind divided он стал каким-то пресным, что-ли. Мне запомнилась только музыка из загрузки. Насчёт длс… Не очень они мне, сюжета также нет толком, плюс они запускаются отдельно из меню, а не открываются на определённом этапе прохождения. Это не касается тюремного эпизода из жизни Адама — в основном хвалят его, а я его пока не проходил. На тот момент уже сильно устал от игры.
Жаль, они так и не исправили некоторые моменты в боевой части геймплея — от первого лица шутер по-прежнему какой-то деревянный. Неоправданно долгая смена оружия и Адам ооочень долго возиться с гранатами — пока из кармана достанет, пока чеку сдёрнет… Тоже кстати и с убийством противников, отлетают и падают с небольшой задержкой.
Новые аугментации понравились — наноклинком я пользовался на новой игре+, классная штука. По сути, замена арбалета из HR, но куда практичнее и технологичнее. В HR я им никогда не пользовался — занимает место в инвентаре, к тому же есть образцы оружия получше. Хотя я бы на месте разработчиков оставил бы арбалет, чтобы был выбор, особенно для тех, кто не качает улучшения.
ну у меня блог по сути своей не что иное как текстовый дубликат видеоверсии, так что прочитал или посмотрел — экспириенс будет одинаковый)

тюремный эпизод обязательно пройди) это лучшее длц деуса из всех)

согласна, много чего всё равно не поправили. стрельба всё никак не приживется в новых деусах.

а новые ауги — это и есть частичная замена оружию из первой части.
наноклинки = арбалет, как ты уже заметил
импульсная пушка в руке = пепс
электродротики = стан-ган

хорошо это или плохо, тут уж каждый сам для себя решит)
мне лично нравится)

спасибо за коммент, за то, что прочитал блог, и оставил свое мнение)
была рада его прочитать)
К слову, я вылез из минуса — ловите плюс.
Станган-то оставили, в отличие от арбалета. :) Это-то неплохо, освободили место в инвентаре — мне вечно его не хватает)
Продолжения хочется, с хорошим сюжетом и чем-нибудь новеньким в арсенале гаджетов и оружия.

Да не за что. :) В деусе много чего есть, что хочется обсудить. )
Читай также