28 мая 2020 28.05.20 6 2434

Мнение. Katana Zero и искусство клиффхэнгера. («Обзор» концовки)

+5

Знаете, мне нравится Katana Zero. Это простая геймплейная концепция, которая работает и увлекает. Это потрясающая музыка. Это захватывающий триллер с интересными персонажами. Так что да, нравится, правда нравится, но… ещё это ужасный конец. И я хочу высказаться. Приятного ознакомления с моим субъективным мнением!

Искусство клиффхэнгера

Я искренне считаю, что умение красиво, умело оформить «продолжение следует» — это своего рода искусство. Невероятный навык обмана игрока/читателя/зрителя, дарованный не каждому. Явный задел на продолжение и отсутствие оного прямо здесь и сейчас, казалось бы, должны вызывать раздражение, но сценаристы, обладающие сим талантом, удивительным образом минуют данный побочный эффект желания нагнать интриги с целью поднятия уровня ожидания сиквела. Глобальная история не окончена, но ты удовлетворён. Безусловно, крайне ловко.

Конец ли?

Достигается это (и, уверен, излагаю очевидную всем вещь) через окончание истории не глобальной, но локальной. Иными словами, истории данного «тома». За горизонтом новые приключения и события, новые вопросы и ответы, но центральный конфликт части разрешён, имеются кульминация и финал. Это формирует чувство целостности и законченности. Ложное, но в то же время истинное. «Том» обретает самодостаточность.

Конечно же, пример. Им будет The Evil Within 2. Игра представляет собой психологическую семейную драму, где с самого начала у Себастьяна Кастелланоса, главного героя истории, имеется чёткая цель — спасение Лили, своей дочери, которая, как оказалось, не сгорела заживо несколько лет назад, а была похищена «Мёбиусом» и помещена в STEM в качестве ядра системы.

Пожар в доме Себастьяна

По ходу повествования герой преодолевает встречаемые им на пути трудности и испытывает личностный рост, побеждая комплекс вины и принимая себя, произошедшие события и новую реальность. Итоговый результат — воссоединение с дочкой. 

Воссоединение Себастьяна и Лили

По сути, это даже не краткий пересказ, а, скорее, небольшая фактическая выжимка, оставляющая огромное множество важных вещей за бортом. Каких именно — предлагаю узнать самостоятельно, если ещё не. Поверьте, игра стоит запуска, если вам не чуждо сопереживание. Игравшие же прекрасно осознают объёмы опущенного. 

С какой целью я эту выжимку привёл? С целью наглядной демонстрации законченности «тома». У протагониста есть цель и он её достигает, сюжет целостен. Да, после титров клиффхэнгер. Да, имеются определённые глобальные вопросы, которые подразумевают наличие на них ответа в, например, третьей части, если ей когда-нибудь случится быть (в чём имеются сомнения, но буду искренне рад). Но «том» закончен, произведение самодостаточно. Никакого раздражения «задел на будущее» не вызывает, клиффхэнгер работает, я доволен и хочу ещё. Магия!

Katana Zero

После того, как очевидные факты озвучены и проиллюстрированы на примере, можно вернуться к сабжу. И, видит Бог, я искренне опечален, что мне приходится делать это в рамках данного топика.

Но сначала — прекрасный ключевой арт игры

Итак, Katana Zero рассказывает нам о некоем человеке Зеро, который работает на некоторую организацию. Приходит на встречи с интеллигентного вида мужчиной в очках, с которым ведёт беседы о кошмарах и от которого получает целебные укольчики да папочки с целями для устранения, подлежащие уничтожению сразу после ознакомления. Сразу возникают следующие вопросы:

  1. Кто этот мужчина в очках?
  2. Почему мужчина в очках и организация, которую он представляет, заинтересованы в устранении персон из папок?
  3. Что в шприце?
  4. Что нам на самом деле снится и просто сон ли это?
  5. Кто мы?

Очередная встреча с мужчиной в очках

Если не играли, то поверьте — они являются ключевыми в рамках первой части. Нет, по мере прохождения возникают не только они, и весьма майндфаковая подача истории (должен отметить, что это не дырявый майндфак ради майндфака, а действительно интересный пазл, приносящий удовольствие, не могу не похвалить ребят из Askiisoft) только способствует этому. Но, во-первых, они уже не из категории лёгких спойлеров. Во-вторых, ответами на них являются ответы на вопросы выше. Вопросы же, относящиеся к глобальному слою, выносим за скобки.

И тут, думаю, стоит пояснить, почему эти я отношу к слою локальному, раз некоторые другие отнёс к глобальному и оставил где-то там. Причина проста — на мой взгляд, в сюжете Katana Zero два ключевых момента, определяющие её художественную целостность. Первый — это загадка главного героя и пучок тайн, который связан с ней напрямую, через распутывание которого она раскрывается. Получается, пятый вопрос списка есть ключевой, а другие четыре есть фундамент для ответа на пятый.

Наш загадочный протагонист во всей своей красе

Второй ключевой момент — соседская девочка (которая, выразимся так, больше представляет собой образ, но дальше — спойлеры-спойлеры-спойлеры, да и момент субъективный) и наши взаимоотношения с ней. Они также влияют на восприятие нами Зеро и раскрывают его с иной стороны, формируя образ протагониста в повседневной жизни, за пределами мира тайн и льющейся крови.

Зеро и маленькая соседская девочка, которую вы обязательно полюбите

Проблема заключается в том, что ни один из сих двух моментов не получает должного финала. Пути же, однако, разные.

Момент 1

Katana Zero даёт ответы на первые три вопроса, обрывается на объяснении четвёртого, не формируя исчерпывающей картины (замечу, что это, конечно же, лишь моя интерпретация произошедших событий, с удовольствием ознакомлюсь с другими мнениями в комментариях; быть может, я сам придумал вопросы, которые сценарист даже и не думал ставить, ответ исчерпывающий, автор дурак), и всего этого недостаточно, чтобы дать полноценный ответ на пятый. Личность Зеро всё ещё окутана некоторым слоем тайны, а полноценный ответ словно вырвали у нас из рук.

Кошмар

Момент 2

А тут всё сложнее. Дело в том, что отношения с ней, проходя все этапы, достигают определённой локальной, опять-таки, кульминации. Нет, правда достигают, она есть. Тогда, спрашивается, какого чёрта я воняю?

Лепота

Потому что игра не может отказать себе в удовольствии сделать бедную девоньку частью коварного сюжетного крючка, накинув дополнительной почвы для СПГС. Да какого крючка, крюка, крючища, я бы сказал. Вроде и неплохо, есть о чём подумать, но как-то вот этим ходом разработчики смазывают впечатления от, как казалось, хотя бы одной полноценной локальной ветки из двух, лишая нас, игроков, какого бы-то ни было чувства завершённости и ощущения истинного удовлетворения от ознакомления с цельной историей. Но уж как есть.

***

В качестве итога я хотел бы ещё раз отметить, что, несмотря на жёсткий, даже жестокий клиффхэнгер, Katana Zero — это замечательная игра, даже одна из лучших игр 2019 года. Я настоятельно рекомендую её купить и опробовать самостоятельно, просто будьте готовы. Так проще. Или дождитесь сиквела.

Ну, и последний раз посетовать на любовь сценаристам к подобным ходам. Не правда ли, Wolfenstein 2? Эх, как такое забудешь...


The Evil Within 2

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
13 октября 2017
2.2K
4.2
1 359 оценок
Моя оценка

Katana Zero

Платформы
PC | Mac | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
18 апреля 2019
1.9K
4.4
1 326 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Очень интересный блог. Продолжай в том же духе
Предлагаю к ознаКомлению!
Поставил бы (+), но пока нет возможности. Читается легко, прям в потоке, освежил себе память, ибо совсем забыл, что значит «клиффхэнгер».

В саму игру не играл, после чтения Вашего обзора заскочил на YouTube и глянул прохождение. Заводная штука, кажется, смесь слешера и платформера, да и дизайн радует, OLD SCHOOL!

Рекомендую поиграть в Yuppie Psycho и Back to the Future: The Game. Думаю, Вам понравится.
Спасибо! Буду благодарен за плюсик :)
Спасибо за отзыв!

В Yuppie Psycho играл, игра неплохая, но ожидал большего немного. Тем не менее, весьма и весьма. Back to the Future: The Game возьму на заметку себе.
Читай также