24 мая 2020 24.05.20 13 6240

История игрушек Bandai Часть 1: Путь до «пластикового бума» 1980 года

+61
Лучший блог недели
1000 ₽

Всем привет! Данный материал повествует о самом начале пути компании Bandai. Коротко пройдусь по различным игрушкам до 1980 года. Расскажу о руководителе компании, как появился сплав Чогокин, как Bandai получила станки для пластиковых игрушек, которые определили их дальнейшее направление.​

 

Наохару Ямасина — человек, который создал компанию Bandai. В средней школе он изучал основы ведения бизнеса, а после окончания войны начал работать на оптовом предприятии по продаже текстиля в Канадзаве, которым руководил брат его жены. В одном из сражений он потерял глаз, поэтому изо всех сил пытался зарабатывать на жизнь. Однажды сосед рассказал ему о потенциале в сфере продажи игрушек. Ямасина убедил своего работодателя отправить его в Токио, чтобы опробовать это новое направление. 

Дела шли успешно, и в июле 1950 года в районе Асакуса в Токио Ямасина основал компанию BANDAI-YA. Bandai происходит от слова Bandai Fueki, которое переводится как «вечно неизменный» и встречается в одном из семи буддийских текстов, Rokuho. Как говорил Ямасина: «Это означает, что мы всегда будем создавать вещи, которые удовлетворяют сердца людей, и надеемся на постоянное развитие компании». 

Первые игрушки ничем не выделялись и были из целлулоида и металла, также в небольших количествах выпускались резиновые круги для плавания. Однако уже в сентябре была введена новая оригинальная продукция — пляжный мяч с колокольчиком внутри. Изначально качество оставляло желать лучшего, но постепенно дефекты исправили, а 4 мая 1951 года была выпущена оригинальная металлическая модель американского самолета B-26 Night Plane, которая стала хитом и направила компанию на путь моделизма. 

Для максимального контроля качества своей продукции в 1952 году был сформирован инспекционный отдел, а в следующем году открылись отделы исследований и разработок. Компания начала разрастаться территориально. Весной 1953 года был построен транспортно-складской комплекс. Через два года возведен завод Waraku Works, летом началось строительство новой штаб-квартиры в Токио, а также был представлен логотип.

Осенью этого же года фирма предложила свою первую гарантию на игрушечный автомобиль модели Toyopet Crown. Так как в послевоенное время у японцев было мало денежных средств, то все дорогие игрушки поставлялись на зарубежный рынок, а дешевые продавались на своей территории. В 1958 году по телевидению транслировался первый рекламный ролик, где компания заверяла о надежности своих игрушек, а в 1959 году был представлен новый логотип. 

Завоевание зарубежного рынка активно продолжалось. В начале 1960 года был открыт офис в Нью-Йорке для ускорения продаж за границей. В 1961 году название компании было изменено на Bandai, которое остается неизменным и по сей день. 

Тем не менее сколько бы хорошими продажами не довольствовалась Bandai, тягаться с другими компаниями по производству игрушек было очень тяжело, так как компания влилась в индустрию с уже сформированным рынком. Чтобы укрепить своё влияние, Bandai организует «Общество трех игрушек» с двумя другими компаниями: TAKARA и EPOCH. Общими усилиями началось исследование и разработка новых типов игрушек. Со временем группа расширилась до «Общества шести игрушек» с добавлением TOMY, NICHIGAN и GAKKEN. 

В 1950-х годах в Англии были популярны игровые автоматы с миниатюрными гоночными машинками, которые управлялись с помощью руля или пульта. В апреле 1962 года Bandai выпускает гоночный игровой автомат, предназначенный для домашнего использования, который не занимал много места. 

Принцип действия ничем не отличался от оригинала. В центре дорожки есть канавка, и по обе стороны от неё течет электричество. Гоночный автомобиль работал от электричества, которое подавалось от электродов в канавке. Скорость движения модели регулировалась с помощью простого ручного контроллера. Единственный минус — это то, что цена составляла 5000 иен, из-за чего продажа на территории Японии была затруднена. 

В декабре 1963 года Bandai представила металлические игрушки по мотивам аниме Astroboy. Были выпущены различные вариации:

  • Обычные заводные;

  • С колесиками на животе, чтобы фигурка каталась, как машинка;

  • ​Подвесной, который эмитировал полет по кругу с помощью пульта управления;
  • Как обычный заводной, но с пультом управления. 

В 1966 году снова изменился логотип, а по телевидению транслировался рекламный ролик детского пенного спрея Crazy Foam. За три месяца было продано 2,4 миллиона копий. Спрей был предназначен для игры на улице. Выступал в качестве обоймы для определенного пистолета, который внешне напоминал водяной. Пена через некоторое время приобретала пластичность, и можно было попытаться лепить различные фигуры.

 Как бы то ни было, Bandai была вынуждена снять её с продажи после августа. Причиной стала дезинформация, что девочка потеряла брови, когда пена попала ей на лицо. Через некоторое время выяснилось, что у девочки была очаговая алопеция, а сама пена в сентябре была признана безвредной. В 2015 году Crazy Foam снова показалась на ТВ, но уже от американских производителей и представляла собой гель-шампунь. 

В 1967 году компания усадила кайдзю на доску для серфинга. Небольшие модели, например, Годзиллы прицеплялись к доске, на которой устанавливался моторчик. Игрушка спокойна удерживалась на воде и двигалась вперед, если моторчик включали. Модель быстро стала хитом. В коробке был только один монстр с доской и моторчиком, поэтому для коллекции покупались дополнительные наборы.

 В 1968 году, пользуясь популярностью недавно окончившегося сериала о дельфине Флипере, Bandai выпускает ванные игрушки Naughty Flipper, которые получили золотую медаль на Нью-йоркской международной выставке изобретений. Заводные дельфины разной окраски могли как удерживаться на воде, так и грести ластами, плывя в указанном направлении. 

Помимо дельфинов стала продаваться игрушка Осьминог с цилиндром на голове. Головной убор был связан с популярной японской музыкальной группой Pinky & Killers, члены которой ходили с точно таким же головным убором. Осьминог имел полость, которая заливалась водой, чтобы удерживаться на дне. Игрушка ходила и вращалась до тех пор, пока вода из его рта полностью не вытекала. После этого Осьминог всплывал и удерживался на поверхности. Несмотря на уникальный дизайн, игрушка не снискала популярности и была снята с продаж. 

В этом же году Bandai решила отказаться от возврата товаров, что вызвало у всех огромные недовольства. Началась серия протестов, а также сформировалось движение «Не покупать у Bandai». Вскоре компания вынуждена была отозвать своё изначальное решение, а укрепить финансовое положение поспособствовала ситуация с соседней фирмой. 

Японский производитель игрушек Imai Science выпускал деревянные модели кораблей, но популярность принесла деревянная Токийская башня, выпущенная в 1957 году. Через 3 года компания испытала себя в производстве пластиковых моделей и в ноябре 1960 года выпустила пластикового робота по манге Tetsujin 28. Запуск был удачным, что позволило в будущем полностью перейти на выпуск пластиковых моделей.

 В 1965 году на английском телевидении выпускался кукольный сериал «Тандербёрды: Международные спасатели», который имел бешенную популярность. Imai Science приобрели лицензию и стали выпускать пластиковые модели, которые тоже пользовались спросом. В 1967 году выходило другое кукольное шоу «Капитан Скарлет». Imai Science снова решили сыграть на популярности, но продажа новых моделей была катастрофически низкой. Ситуацию добил спад на фигурки японского сериала «Могучий Джек». 

В 1969 году компания заявила о банкротстве. Bandai приобрела активы, фабрики и печатные станки в префектуре Сидзуока, а также человеческие ресурсы. После этого была учреждена новая дочерняя компания Bandai Model, в дополнение к модельному отделу обычной штаб-квартиры. Именно это стечение обстоятельств в будущем позволит стать Bandai лидером в производстве пластиковых моделей по аниме Gundam.

В этом же году Bandai стала активно пользоваться приобретенным добром. На основе форм Imai были выпущены различные военные пластиковые модели. Например, Mecha Division Series в масштабе 1/48, которая получила похвалу от поклонников за разумную ценовую политику и точное воспроизведение внутренней структуры танка. Также изменился внешний вид упаковок. Например, у моделей «Тандербёрд» появился логотип Bandai, и добавлены новые иллюстрации.

При сотрудничестве с американской компанией Tonka Bandai формирует в Токио отделение Tonka Japan, а через год открывает дочернюю компанию Popy, которая сразу же стала приносить плоды. В 1971 году вышел сериал Kamen Rider от Сётаро Исимори. Главный герой, выглядящий как обычный человек, трансформировался в супергероя с помощью особого пояса. Именно этот аксессуар был первой игрушкой у Popy. 

Дизайн полностью совпадал с оригиналом. Механизм был прост, но для того времени идея была очень свежей и уникальной. Вентилятор имел световые индикаторы и был спрятан за металлической оболочкой. Был один рычажок для включения/выключения. При работе пояс издавал очень громкий звук жужжания. 

Вплоть до слияния с Bandai в 1983 году Popy продолжала выпускать новые вариации в зависимости от дизайна главного героя в новых сериалах по Kamen Rider. Особо выделяющимся был пояс Condorer в 1975 году. Он приобрел длинную ручку, посередине которой был диск, вращающийся при включении. Два мигающих световых индикатора переместили вверх. Моторчик всё так же громко жужжал. 

В 1972 году в Японии транслировался сериал Barom 1. Два мальчика приобрели способность превращаться в монстра Баром-1. Персонаж передвигался на личной машине. Именно этот транспорт стал следующей целью Popy. Линия игрушек стала известна как Popynica (комбинация Popy и Mini-Car), которая стала конкурировать с серией Tomica, выпускаемой компанией Tomy. 

 В это же время Popy получает лицензию на производство товаров из нового аниме Mazinger Z. Спонсором произведения была кондитерская фирма. Она которая не видела потенциал в Mazinger и перешла с детских изделий на высококачественные сладости для взрослых, которые использовались для рекламы драматических сериалов. Новыми спонсорами стали производители игрушек.

В октябре 1973 года от Popy появляется игрушка Jumbo Machineder Mazinger Z высотой 60 см. Изначально планировалось, что она будет ростом под метр, но была уменьшена из-за проблем с безопасностью. Jumbo Machinder Mazinger Z продалась тиражом в 400 000 единиц в первые пять месяцев. Фигурка получила Гран-при на 4-м Международном торгово-ярмарочном конкурсе игрушек. В результате была сформирована отдельная серия игрушек Jumbo Machineder высотой 60 см, состоящая из прочного пластика, также используемого для бутылок шампуня.

После успеха Popy в серии Jumbo Machinder несколько других японских компаний, в том числе Takatoku, Nakajima и Clover, также начали выпускать большие пластиковые игрушки роботов.  Ведущий дизайнер Кацухиса Мураками был привлечен для создания другой концепции игрушек. В аниме Mazinger Z сделан из вымышленного металла под названием Чогокин. Мураками решил, что успех новым игрушкам принесут две вещи:

  1. Создание новых игрушек из металла с помощью способа «литьё под давлением», который уже применялся в серии Popynica;

  2. Серия должна называться Chogokin. Дети будут думать, что их игрушки были сделаны из того же металла, что и Mazinger Z.​

​Все идеи Мураками были одобрены, и он оказался прав. В феврале 1974 года вышла первая фигурка из серии Chogokin, которая получила название Mazinger Z GA-01. Продажи били все рекорды, а первоначальная версия получила несколько редизайнов и переизданий. Для разных комплектаций были введены два обозначения:

  • ST — стандартный вариант. Фигурки были небольшого размера с простым дизайном;

  • DX — роскошная сборка. Модели старались сделать высокими, а конструкция позволяла делать различные комбинации строения​. 

В этом же году 30 августа выходит японский комедийный боевик «Негодяи из грузовиков». Главные герои — два водителя украшенного грузовика, которые попадают в различные ситуации, пока путешествуют по Японии. Bandai приобрела права на продукцию из этого произведения и стала продавать модель грузовика главных героев. 

Пластиковая модель масштаба 1/48 моментально скупалась. Со временем стали выпускать и другие грузовики, а также добавили масштаб 1/20. Хотя франшиза ограничилась лишь 10 фильмами, их выход сформировал движение Dekotora, когда обычные грузовики подвергались красочному редизайну. Выставки проходят до сих пор, поэтому компания продолжает выпускать подобные модели.

6 октября 1974 года состоялась премьера аниме сериала «Космический линкор «Ямато». Конечно же, Bandai приобрела лицензию и выпустила четыре модели, которые не казались чем-то выдающимся. На рынок поступили два истребителя, робот и сам «Ямато». Игрушки выглядели дёшево, с небольшим уровнем разборчивости. В них был заводной механизм и колесики, поэтому могли кататься на гладкой поверхности. Так как первый сериал по «Ямато» не получил высокие рейтинги, то и игрушки в скором времени сняли с продажи.

В 1975 году Bandai снова изменила свой логотип и дизайн товарных знаков. В октябре того же года были установлены связи с американским производителем моделей Monogram, для которого экспортировались комплекты моделей самолетов масштаба 1/48. В августе 1976 года между Bandai и Mattel был подписан договор, после чего вторые стали продавать Mazinger Z в США под торговой маркой Shogun Warriors. Первоначально игрушки были изготовлены в трех размерах:

  • Простые пластиковые версии 61 см;
  • 9 см версии из литого металла;
  • 12 см также из литого металла, но с большей точностью к оригиналу.

Также выпускали несколько транспортов, которые соединялись в робота из аниме Chōdenji Robo Combattler V.

В октябре этого же года Bandai решила испытать себя в книжной индустрии и выпустила рождественскую книгу под авторством Мияке Ясуко. Особенностью было то, что страницы содержали «передвижные» картинки. Подобный стиль был не новый, но продажи шли хорошо, и был открыт дополнительный отдел Bandai Publishing.

В ноябре 1976 года компания открыла новый завод для игрушек Popy, а в апреле 1977 года Bandai вошла в бизнес гача игрушек. Автоматы Gacha-Gacha в 1965 году были впервые импортированы в Японию компанией Penny Shokai. Первые машины позволяли выбить случайную фигурку за 10 иен. Игрушки обладали низким качеством и размещались в маленькой круглой капсуле. Bandai вышла на рынок с игрушками по аниме «Ультрамену». Одна попытка стоила 100 иен вместо 10. Автоматы стали популярными, а коллекционеры начали охотиться за редкими фигурками. Была зарегистрирована торговая марка Gachapon, но до 1983 года уникальных серий больше не выпускалось.

В июне фирма основала свое первое зарубежное производственное предприятие в Гонконге, а вскоре выпускает игрушку по типу «Ударь крота». Впервые была изобретена в 1975 году в Японии и приобрела огромную популярность. Автоматы Eremeca с этой игрой выставлялись в общественных местах. Bandai же решила сделать домашнюю версию, как уже делала с гонками. Продукт был совместно разработан с компанией Nanbu Kogyo, а за проектирование отвечал Тошиюки Танабе, который работал в Nanbu. Было продано 100 млн копий, а изначальный дизайн корректировался под известные франшизы того времени. 

В августе 1977 года состоялась премьера фильма «Космический линкор «Ямато». Теперь Bandai постаралась на славу. Два истребителя были полностью разобраны, и части необходимо было склеивать. Также в упаковке присутствовали наклейки на корпус. «Ямато» поставлялся в двух вариациях:

  • Первая модель была демонстрационная, в основном для магазинов. Была максимально приближена к дизайну оригинального линкора;
  • Как и истребители, являлась разобранной, а пластику придали металлический вид.

С этих пор Bandai больше не экономила на моделях аниме «Космический линкор «Ямато», и с каждым годом добавлялись новые корабли с редизайном первых неудачных версий. В октябре 1978 года было создано подразделение Bandai America для продажи игрушек компании в США, а в ноябре следующего года были открыты группы B-AI Electronics и B-AI Mibu. 

В сентябре Bandai решает принять участие в конкуренции по LSI играм. Небольшая приставка LSI Baseball представляла из себя поле, где в определенных местах были круглые экраны, эмитирующие либо игроков, либо пустые позиции. При игре за нападение, после отбития мяча, который отображался движущимся огоньком, круглые экраны начинали мигать, и игрок должен был успеть нажать на кнопку, когда «мяч» падал не на защитника. При обороне игрок мог делать несколько видов бросков мячом, если комбинировал кнопки. Со временем был найден дефект, когда особая комбинация позволяла кидать мяч, который 100% не будет отбит. 

В 1979 году закончились манга и аниме Candy-Candy, которые были популярны среди женского населения. Bandai выпустила чемоданчики, на которых были изображения девушек Candy-Candy от автора Игараси Юмико. Данные предметы были хорошо восприняты и быстро распроданы.

В этом же году POPY приобретает права на продукцию Super Sentai и выпускает сдвоенный набор Чогокин: DX Battle Shark и Battle Fever GB 03. Робот мог двигать конечностями и стрелять кулаками. Также в его распоряжении было несколько видов холодного оружия. Транспорт «Акула» разбирался на две части, а во внутреннюю полость помещался робот. На корпусе были ящики для оружия робота. Корабль тоже мог стрелять снарядами на небольшую дистанцию. Конечно же, набор был популярен у детей, и было продано много экземпляров. Со временем набор дополнялся новыми предметами.

 Предшествующая серия Jumbo Machinders была переименована в Kyodai Robotto Kojo («Фабрика гигантских роботов»). В отличие от изначальных игрушек, новая серия продавалась в разобранном виде, что позволило детям самостоятельно собирать персонажей с помощью простого инструмента, идущего в комплекте с основными деталями. Как и у серии Чогокин Super Sentai, в набор были включены механизмы для стрельбы снарядами или конечностями.

 Тем не менее конец года выдался не слишком удачным. Начались слухи, что мальчик задохнулся от ракеты, выпущенной из игрушки «Боевой крейсер Галактика» производства Mattel. На подобные изделия стали жаловаться, что дети могут повредить глаза себе или домашним животным. Многие компании по производству игрушек были вынуждены переделывать продукцию с безопасными вариантами. Например, снаряды так же отпружинивали, но оставались привязаны к фигурке. В итоге серия Shogun Warrior была отменена из-за новых правил.

 В 1980-х первым важным событием в Bandai была замена главы. В 1980 году Наохару Ямасина, основавший Bandai, передал свою должность старшему сыну из-за рака желудка. 35-летний Макото Ямасина, получивший степень по экономике в Университете Кейо, первоначально работал в издательской фирме, где он хотел стать редактором, так как ненавидел продажу игрушек. 

В период 1968-1969 годов, когда на компанию отца обрушилась критика, и стали говорить, что Bandai закроется, сын отказался от своей мечты и присоединился к Наохару. После вступления в должность президента Макото уволил многих старших руководителей своего отца и заменил их людьми, близкими по возрасту. 

Это было шокирующим шагом для многих, но Макото был заинтересован в том, чтобы сформировать американский стиль управления. Он также начал вносить изменения в традиционную схему распределения игрушек, имея дело непосредственно с крупными розничными сетями, а не продавая их через посредников. Многие сотрудники стали считать, что действия Макото целенаправленно вели Bandai к банкротству. 

Однако рынок игрушек стал ещё ожесточенней, и чтобы преодолеть возрастающую конкуренцию, необходимо было совершить нечто революционное. И в этом же году на горизонте появляется франшиза Gundam, которая станет спасительным кругом для компании Bandai.  


Лучшие комментарии

Я как-то знакомился с историей Bandai, правда чисто в разрезе компьютерных игр. Не ожидал, что кто-то начнёт рассказывать о компании через их игрушки. Жду с нетерпением продолжение, хочу узнать версию автора, что же произошло на последней встрече руководств Bandai и Sega.
Хороший материал. Оформление правда подкачало, но информ часть не даёт повод на это сильно обращать внимание.
Мне стало интересно, информация в основном от.куда черпалась?
Вау. Крутой материал, никогда не знал о такой стороне бандая :D
Очень познавательно, спасибо))
Такой вопрос не по теме…
Как ты сделал галерею??? У меня в блогах не получается(((
Рад стараться! А по поводу галереи у меня получилось так: загрузил изображение, затем поставил галочку «Галерея», кликнул на необходимые картинки из загруженного листа, нажал вставить.
Спасибо))
а то до этого думал команды использовать а не получается
а предпросмотр у меня вообще не работал — сразу блог не доделанный публиковал
Спасибо! Bandai прям непотопляемый корабль=) Оживление проектов, редизайны старых моделей. Особенно поражает, что компания втискивалась в определенные части рынка, когда все места были заняты тяжеловесами (смайл «аплодисменты»)
Большое спасибо! Рад, что материал заинтересовал =)
Благодарю! Да, до компьютерных игр успели много где отметиться)
Ого! Большое спасибо! Как раз в прошлое воскресенье монтировал и во время перерыва на твой стрим с подписчиками забрел =)
Читай также