31 марта 2020 31.03.20 10 2487

Black Mesa. Добро пожаловать обратно.

+9

С ностальгией сложно спорить.

Сколько раз людей ловили на тяге к чему-то знакомому и любимому? Обещали уважение к оригиналу и переосмысление – такое, чтоб сохранить достоинства, и устранить незначительные недостатки. Звездные войны, Терминатор, Хищник, Чужой, Ведьмак…

В случае с играми ситуация несколько лучше: откровенно помойных провалов-перезапусков заметно меньше, хотя тоже бывают. И вот когда перед тобой лежит что-то старое и любимое, но в новой упаковке – в душе все время борются две противоположности. С одной стороны – олдфаг, который стонет про то, что и трава была зеленей, и полигонов меньше – но ДУШЕВНЕЙ!

С другой – человек любит глазами. И то, что ты видишь, тебе нравится, и вообще ты пищишь от восторга, и со слезами на глазах смотришь на старых-добрых злых потрошеных кур!..

Black Mesa вызывает именно что смешанные ощущение.

ПОГРЕШНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ.

Я люблю Half-Life.

Для меня первая часть наравне с Максом Пейном одна из первых игр, которые я прошел «от и до». Для индустрии же «Халфа» является в некотором смысле границей и «звоночком»: количество перешло в качество. Тут и сюжет, и происходящие вокруг игрока сценки, и главный герой – не солдат, а человек умственного труда (правда, счетчик трупов Гордона Фримена такой, что Агент 47 нервно курит – но наука требует жертв!).

Вторая часть стала очередным прорывом. К сожалению, после выхода Эпизода 2 серия ушла в анабиоз. Внезапно и без объявления войны вышла H-L: Alyx – лишь для того, чтоб вызвать у меня ощущение собственного нищебродства и зависти. После чего слухи про то, что вселенная таки вернется зациркулировали с новой силой.

Когда в 2014 я узнал, что энтузиасты делают старую игру на новом движке, с новым графоном – но сохраняя Суть (ТМ), то приготовился вкусить сей плод… И снова приготовился… И готовился довольно долго. Фанатские проекты – они такие.

Наконец, сейчас, в 2020 игра вышла полностью, с доделанной локацией Зен, и мы можем её оценивать… Вопрос – насколько точно и объективно?

Перед нами – ремастер на новом движке старой любимой игры. Это не ремейк уровня богоподобной Resident Evil 2Black Mesa создана энтузиастами и фанатами. Это стоит держать в голове, прежде чем браться за неё — но это определенно не повод закрывать глаза на недостатки игры, которые таки есть.

СЮЖЕТ И СУТЬ.

В один погожий летний день в Аризоне, в исследовательский центр Black Mesa (что означает всего-навсего «Столбовая Гора», а вовсе не собрание с оргиями и кровью младенцев) прибывает Гордон Фримен – молодой и подающий надежды физик-испытатель. Сегодняшний эксперимент очень важен для лаборатории аномальных материалов — а он как всегда опаздывает.

Дело в том, что исследовательская группа BM умудрилась шагнуть в параллельный мир Зен, и вступить в контакт с тамошним зверинцем – попутно отловив некоторое их количество и доставив на Землю. Сегодня предстояло изучение некоего кристалла, который доставил на территорию комплекса мутный тип, которого все именуют G-Men (хотя это лишь имя модельки).

За этой мутной формулировкой скрывается начало открытия массовых телепортов – причем со временем их число все увеличивается. На Землю хлынул сам Зен – в виде представителей его флоры, фауны. Чужой мир захватывает Землю – быстро прорастая и закрепляясь на рубежах. Прибывшие на тревогу военные вступили в бой – и параллельно начали операцию по зачистке, уничтожая всех ученых для сокрытия следов.

Ну а Гордон сначала идет по комплексу, пытаясь выбраться с глубины, где расположена научная установка. А потом – отбиваясь от инопланетян и военных – отправляется в мир Зен, где обитает некий

Именно этот большой уродливый младенец своей особой уличной магией удерживает портал на Зен, перебрасывая туда войска. Мы убиваем его – и после этого G-Men, отправляет нас в консервацию до событий второй части, попутно проясняя некие моменты…

Он загадочен настолько, что тайну его происхождения даже не хочется раскрывать – не хочется рушить загадку. Мы встречаем его при прохождении много раз – однако никто не будет насильно переводить камеру на этого типа, и все зависит лишь от внимательности игрока. Одна из фишек HL – некоторые сцены ты попросту не увидишь, если не будешь внимателен. Тебя никто не будет насильно тыкать в происходящее: все в твоих руках! По крайней мере — так тебе кажется...

Коротко: есть гигантская империя из множество параллельных миров, Комбайн, он же Альянс в русском переводе. Эта империя захватывает миры один за другим, и модифицирует местных жителей во благо Комбайна. Мотивы поступков нам, увы, непонятны – но главное это то, что Комбайн выдавил Нихиланта и его подданных в Зен. Куда так и не смог пробиться – однако сюда смогли пробиться земляне.

Также стоит упомянуть про устройства для телепортации: Комбайн может переноситься между мирами, однако телепортация в пределах одного мира им не по зубам. Однако ученые Черной Мезы таки смогли создать подобное устройство для переноса – после чего за ним началась охота со стороны Альянса.

Каскадный Резонанс создал благоприятные условия для вторжения на Землю (благо Нихилант, которого Альянс боялся, теперь мертв) — и глядя на мир в Half-Life 2 сложно не процитировать Говарда Филипсовича Лавкрафта:

… Мы живем на тихом острове невежества посреди черного моря бесконечности, и это не значит, что нам надо выходить за его пределы. Науки, продвигающиеся каждая в свою сторону, до сих пор приносили нам мало вреда; но в один прекрасный день собирание разрозненных кусочков знания в единое целое откроет нам такие страшные перспективы реальности и нашего в ней положения, что нам останется либо сойти с ума от этого откровения, либо спасаться от света знания в мире и безопасности нового средневековья...

Персонажей в игре не то чтоб много.

Доктор Кляйнер – чудаковатый чокнутый профессор…

По идее по сегодняшним меркам Black Mesa — это посредственный шутер от первого лица с несложными головоломками и платформингом и без выразительного главного героя. Особенно после DOOM — где стрельба и её ощущение прямо течет по пальцам!

Но почему Black Mesa, являясь фанатским ремейком старой игры, оставляет совсем иные ощущения? Что делает её такой приятной — и что заставило меня пройти её до конца, кроме теплой ностальгии? Все просто — она создает совсем иное ощущение, чем от других шутеров. Это — ПРИКЛЮЧЕНИЕ.

ГЕЙМПЛЕЙ.

Есть картинки со звуком...

Гордон Фримен верен заветам старой школы и не стесняется таскать с собой целый арсенал:

1. Монтировка.

Символ серии и незаменимая в хозяйстве вещь. Ломает ящики и хедкрабов.

2. Пистолет Глок 17.

Имеет альтернативный режим — автоматический огонь. Полезен для подрыва бочек и выноса слабых врагов. В отличие от других шутеров он используется всю игру.

3. Револьвер Магнум.

Единственное оружие с возможностью нормального прицеливания. Мощный, точный, тяжелый. А как мы знаем…

4. Дробовик СПАС-12.

Альтернативный режим огня — выстрел двумя патронами. Полезен для близких контактов третьей степени.

5. МП-5.

Я никогда не слышал, чтоб на МП-5 цепляли подствольник — но тут он есть и это альтернативный режим огня. Граната летит по параболе, так что при везении можно закинуть гранату за укрытие.

6. Арбалет.

Я бы сказал — «ружье для подводной охоты». Альтернативный режим огня включает оптический прицел и позволяет косплеить Василия Зайцева.

7. Ракетная установка.

Можно включить-выключить наведение ракеты по лазерному лучу. Исключительно полезная вещь, когда вояки подтаскивают бронетехнику. Да и группу врагов тоже можно неплохо угостить.

8. Тау-пушка.

Один короткий импульс — либо длительный заряд и мощный выстрел. Для случаев, когда врагов мало — но они «жирные».

9. Глюонная пушка.

Протонный ускоритель охотников на приведений.

Расщепляет… Низводит все до атомов…

Ближе к концу становится одним из главных аргументов межрасового спора: благодаря ей грязные ксеносы быстро и экологично избавляют Материум от своего присутствия.

10. Ручные гранаты, заряды С4, мины.

Полезны всегда и везде. Мины, правда, очень ситуативны — но когда здоровья мало, врагов много, и вокруг коридоры — то есть вариант «спровоцируй и замани на мины».

ОСТОРОЖНО! Системы «свой-чужой» у мин нет — так что можно подорваться самому.

11. Ручной пчеломет и снарки.

Снарки — мелкие твари, которые некоторое время после метания на манер гранат носятся и всех жалят. Пчеломет — особый ствол для любителей фистинга. Боезапас — восемь рикошетящих снарядов, которые самовосстанавливаются со временем. Имеет быстрый и медленный режим огня.

12. Стационарное оружие.

Пулемет пятидесятого калибра и противотанковая установка. Помогают при грамотном использовании перемолотить врага быстро и чисто.

Охранники любезно помогут справиться с врагами… Ну или как минимум — отвлекут на себя внимание.

Все оружие хорошо для своих целей и имеет, выражаясь научным язком, «тактическую нишу». Но догадавшись прикрутить к костюму фишку с увеличением авторы, к сожалению, не догадались сделать нормальный прицел: так что в некоторых случаях приходится с матюками зигзагами сокращать дистанцию для точной стрельбы. Ибо враги, по ощущениям, даже издалека стреляют весьма неплохо.

Про разновидности врагов поговорим позже, пока что — только о том, как они себя ведут под огнем… Враги – это натурально губки для пуль. Не раз и не два с оказывался лицом к лицу с солдатами, и длинными очередями насыщал из тушки свинцом, пока их или мой запас здоровья не падал в ноль. Реакции на попадание пуль практически не было: они не шатались, не покачивались и вообще о том, что я их раню свидетельствовали лишь крики да мультяшные брызги крови.

Первая ошибка — вы попытались меня убить. Вторая — вы облажались с пунктом один...

С другой стороны Искуственный Идиот не такой уж и Идиот: враги агрессивные, регулярно кидают гранаты и пытаются обходить. Это не F.E.A.R., конечно – но поведение врагов заметно превосходит врагов в сюжетке той же CoD 2019.

При этом бои с инопланетянами и людьми очень разные: так, с вортигонтами выгодно быстро сокращать дистанцию и бить их дробовиком, в то время как солдат неплохо заставить забежать за укрытие и закинуть туда гранату. Или подавить огнем — и быстро подбежать, закончив обмен мнениями двойным выстрелом из дробовика. Противопехотные мины помогут при массовых «трехсторонних» зарубах, а метод «возьми турель и тащи перед собой» позволяет устраивать радостные массовые расстрелы!

Но если бы Халфа концетрировалась на перестрелках – то она была был ишь еще одним шутером. И в HL, и в BM есть ярко выраженные секции с платформингом, несложными задачками на сообразительность и внимание, и все прочее – благодаря чему игра становится ПРИКЛЮЧЕНИЕМ.

Игра — РАЗНАЯ. Она может быть…

Наша цель не уничтожение врага как таковое – наша цель выжить и положить конец происходящему. Мы бежим от огня и гигантских пришельцев, попадаем в засады военных, избегаем раздавливания в прессе, плывем по контурам охлаждения реакторов, попутно их чиня. Некоторые этапы можно пробежать, сэкономить патроны и нервы,

А СУДЬИ ВРАГИ КТО?

С врагами в Black Mesa все обстоит очень хорошо. Я бы разделил их на следующие группы:

1. Животные.

Это зверушки мира Зен, которые нас атакуют лишь потому что они хотят кушать. В свободное время они кушают друг друга – и военных.

Хедкрабы и зомби, ими созданные, на месте.

Причем зомби много.

И выглядят они достойно!

Весь этот зверинец активно пытается сожрать друг друга, солдат, вас и вообще — жизнь кипит и бьет ключом. По голове. Разводным.

2. Вторженцы.

Это солдаты инопланетян и захватчики. Они воюют с людьми, валят зверушек, и вообще первоначально кажутся сущим злом. Пехотинцы стреляют из пчелометов, а вортигонты — зелеными лучами Авады Кедавры.

Кстати, в Зене вортигонты не агрессивны — однако контролеры легко и непринужденно их майнд джекают и натравливают на нас. Между прочим, одно из достижений — на Зене не трогать вортигонтов, а убивать контролеров.

Также на Зене нам встретятся хищные водоросли, которые в водных этапах обеспечат нам парочку криповых моментов — утягивая на дно.

3. Солдаты.

Прибыли для тотальной зачистки. Всех вышеперечисленных считают врагами, ровно как и персонал комплекса. Злы, агрессивны и активно перекатываются и швыряются гранатами. Еще могут опционально вызвать босса-вертолета, танк или БТР.

Стоит отметить, что в игре много расчлененки, крови, взрывов — и последствия воздействия этих взрывов на врагов.

Что тут скажешь — несмотря на скудность бюджета и кое-где видимые косяки моделей кровавые подробности, потеки крови, куски тел и прочие гуро-прелести не переходят некую мясную черту. Перед нами не мясной развал из DOOM или Resident Evil, а последствия техногенной катастрофа на территории гигантского комплекса.

4. Препятствия.

В момент Каскадного Резонанса все пошло прахом – и сейчас весь комплекс превратился в лабиринт, заполненный ловушками из вышедших из-под контроля лазерных установок, электрических проводов с высоким напряжением и хирургических установок с циркулярными пилами. А еще – радиация, химические отходы и утечки огнеопасных веществ.

Это подводит нас к теме платформинга, и… Эх… Тут все как в старые-добрые. Что по современным меркам немного раздражает. Гордон Фримен не умеет карабкаться — вы должны точно перепрыгнуть препятствие/провал к геймоверу. Что после современных игр, где есть такая читерская вещь как «подтягивание» (страховка для игроков вроде меня, которые не могут точно расчитать момент прыжка), может немного поставить в тупик.

Также яровень с телепортами… О, этот уровень с телепортами!!!

Суть: есть Большая Светящаяся Конструкция. Ну знаете — типичная такая штука, вроде Портала-в-Небеса. Вокруг неё вращаются платформы. А еще разбросаны телепорты в воздухе. Нам надо наверх — и мы должны выгадывать момент, чтоб когда мы прыгаем в один телепорт — то на выходе из другого мы оказались на платформе, а не в воздухе. Разумеется, еще есть всякие трубы — так что просто стоять на платформе нельзя, надо то и дело пригибаться и приседать.

Я не знаю, может кто все это и сделать с первого раза — но я тупо терял ориентацию в пространстве, и за это время либо меня сбрасывало с платформы, либо расплющивало об землю, либо шарашило током. Для меня это был путь проб и ошибок — хардкорно, олдскульно, но современные игры, как правило, стараются дать возможность пройти подобные этапы с первого раза. Для большей динамики и чтоб ощутить — какой ты ловкий, быстрый, смелый, умелый, джунгли тебя зовут!

Плюс дизайн уровней порой СЛИШКОМ олдскульный там, где стоило бы еще больше его сократить. Я про мусоропереработку.

Тем не менее, уровни разнообразны. Есть ощущение ПРОДВИЖЕНИЯ. Начав в лабораотории аномальных материалов, мы пройдемся по всему комплексу — и заглянем туда, куда раньше никто не доходил… За пределы нашего мира.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ ИСПОЛНЕНИЯ.

Я не особо любитель рассматривать графику: если в игре есть только красивая картинка, то она меня мало интересует (привет, Detroit!). Но в Black mesa по ощущениям с графикой все очень и очень неплохо… Да, разумеется — открытые уровни сделаны и ощущаются слабей, чем уровни внутри лабораторий. Но так как это не симулятор ходьбы, и во время вылазок на поверхность мы заняты спасением своей виртуальной жизни, то и одинаковые каменные гряды, и блеклые модельки зданий мозг игнорирует.

Правда, у меня случился один раз вылет. Где-то перед Зеном, Ядро Лямбды: нам надо починить атомный реактор путем нажимания кнопок и отодвигания задвижек. И там на одном и том же месте игра вылетала. В этих ваших Интернетах посоветовали на этом моменте выкрутить графику на минимум и запустить в оконном режиме — после того, как я зашел в глючащее помещение, я вурнал настройки обратно на ультры и все работало как надо.

Ну — бывает куда хуже… Правда, Batman: Arkham Knight?

ЭКСПОНЕНТА КАЧЕСТВА.

BM делали долго, мучительно, и с большой любовью к оригиналу. Порой эта любовь – слишком большая, и создателям стоило быть смелей в своих творческих деяниях. Однако по мере наработки опыта они набирались смелости — и выкатили Зен. И Зен в Black Mesa… О, это было круто!

В оригинале многие ругали Зен за затянутость и то, что в нем игровой процесс провисает. Тут ситуация иная. Уровни Зен делала уже совсем другая команда — опытная, поднаторевшая, наработавшая знаний и умений в геймдизайне. Команда прошла долгий путь.

Я в начале упоминал о ремейке второй части Resident Evil. Так вот — если начало Black Mesa это считай просто ремастер, то Зен — это настоящий ремейк. Где старые идеи совместились с современными возможностями, приправили опытом и умением. И все — с любовью, хорошим вкусом и настоящим уважением к оригиналу.

Слышишь, Netflix? ВОТ ЭТО — УВАЖЕНИЕ!!!

ФИНАЛ.

Если вы не играли в Half-Life (например, в силу возраста) и хотите лично ощутить, как оно все начиналось, но у вас непереносимость старой графики — это отличный вариант для того, чтоб узнать начало истории. Если вы хотите увидеть знакомые места в новом исполнении — это отличный вариант для того, чтоб посмотреть, что могут настоящие фанаты.

Если вы Гейб, то… Гейб, какого хрена? Серьезно? Эксклюзив для VR? После стольких лет?///

Уф, прошу прощения — просто разбередило старую рану…

Так вот — Black Mesa, как по мне, заслуживает вашего внимания. Так что — надевайте защитный костюм, берите монтировку, заклиевайте рот скотчем — и вперед.

Столбовая Гора ждет вас в гости — и всегда рада новым лицам…


Half-Life

Платформы
PC | Mac | Linux | PS2
Жанр
Дата выхода
19 ноября 1998
4.7K
4.5
3 098 оценок
Моя оценка

Black Mesa

Платформы
PC | Linux
Жанр
Дата выхода
6 марта 2020
2.9K
4.4
2 064 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Сейчас фанатыБобруйск: Будьте же людьми набегут…
Перед нами – ремастер на новом движке старой любимой игры.

Ремастер это Half-Life: Source. А Black Mesa именно что римейк.
Black Mesa и Resident Evil 2 Remake для меня стоят на одной полке, рука не поднимается ни одну из них поставить ниже или выше.

Что касается «Чёрных оперативниц» — да идут эти дряни лесом! :D
Когда я проходил игру в тот момент, в натуре игра заставила меня отказаться от высокомерного стиля с медленной ходьбой, разглядывая детали и всякое такое — и активировать режим «шутерного ветерана».
Новый Зен… просто невероятен — я банально останавливался в множестве точек и втыкал на пейзажи, а это ведь не всё ;)

Благодарю за качественный обзор :)
/me кинул камень в клумбу авторского коллектива StopGame — игнорщики >: с
Добро пожаловать в Бобруйск 17, это лучший оздоровительный комплекс, где командую я, Доктор Бруньков, я здесь самый главный…
Как раз перепрошёл на днях. Невероятный римейк, невероятное внимание к деталям, прямо видна любовь создателей к игре. Жаль обзора на стопгейме нет.
Detroit: Become Human? ДАУУУУУУР! Тут тебя зовут.

Кхм. Спасибо, что помог взглянуть на черных оперативников «по новому». Пойду погуглю…
Иди.
Не забудь + блогу поставить… Ну так… К слову…
Игра мягко говоря не новая. Да и Аликс куда как хайповей… Я удивлен, что Enlisted проигнорили. Я аж обзор за сутки запил — настолько зашло.
Читай также