23 марта 2020 23.03.20 17 2761

Обзор Baldr Sky. Киберпанк, меха, японские школьники…

+7

Небольшое предисловие: Автор — чёртов виабу, высказывает лишь своё нескромное мнение и открыт для дискуссии.

Baldr Sky — это одна из самых высокооценённых визуальных новелл на vndb, однако, хоть и вышла она в уже далёком 2009 году, до запада добралась только в декабре 2019. Игра изначально была поделена на две части (Dive 1 и Dive 2 соответственно), но в стиме их объединили, так что умничать и говорить о них по отдельности не стану. Переводом на русский, естественно, игра не обзавелась, и вряд ли в ближайшее время обзаведётся. В стиме на неё на момент покупки была всего пара сотен отзывов, большинство из которых были на китайском, на метакритике так и вовсе — ни одного, так что покупал я её с некоторыми опасениями. Какие-то из них подтвердились, какие-то нет, но обо всём по порядку.

●●●

Вступительный ролик из игры

●●●

В первую очередь необходимо отметить то, что в техническом плане новелла выполнена практически идеально. Можно настроить шрифт, цвет шрифта для отдельных персонажей, скорость появления текста, скорость проигрывания звуковых файлов, цвет бэкграунда в окошках, скорость скроллинга колесом мышки, можно заглушить озвучку конкретного персонажа, и так далее, вплоть до выбора анимированного курсора и разных визуальных эффектов на заднем плане в меню. По мере игры можно будет открыть всю блок-схему сценария со всеми выборами и условиями разблокирования сцен, а после открытия «тру»-энда и сразу переходить в любую сцену в игре, в общем, практически всё работает на то, чтобы обеспечить максимально комфортное времяпрепровождение игрока. Единственным минусом могу назвать только то, что запускается игра исключительно в соотношении сторон 4:3, что странно даже для 2009 года, но для меня это не принципиально, особенно на фоне большинства новелл, в которых иногда даже функция пропуска прочитанного ранее текста работает криво.

●●●

Далее стоит упомянуть, что у новеллы есть геймплейная составляющая, нам тут не просто текст прокликивать придётся. Геймплей занимает значительную часть игры, поэтому поговорим о нем подробнее.

Битвы здесь проходят в реальном времени с видом сверху. Нам в управление дают мех героя (здесь они называются Simulacrum), который мы вольны снаряжать по своему усмотрению различными ударами и приблудами.
Приблуд этих здесь довольно много — 97, снаряжать мы их можем аж в 12 слотов за раз, а управляют ими всего 4 кнопки (не считая стрелочек для перемещения, естественно) — 3 отвечают за удары, а четвертая использует рывок. Слоты для экипировки делятся на 4 типа — ближний бой, рывок, дальний бой и перемещение, и для каждого типа слота можно назначить до 3 атак одновременно соответственно количеству кнопок управления. То есть, если вы стоите в упор к противнику и нажмете на одну из атак, то сработает сначала та, которая экипирована в слот ближнего боя, но экипировать вы можете туда что угодно, хоть базуку, хоть миниган (что будет не лучшим решением, ибо анимация и у базуки и у минигана довольно долгая, и они больше подходят для завершающих комбо атак). Кроме 97 основных атак есть ещё и 32 спец-приема, из которых экипировать можно до двух за раз, и на которые тратится отдельная шкала, заполняющаяся при получении и нанесении урона. Активируются они по нажатию двух клавиш атаки одновременно. Из этих 12 ударов плюс 2 спешлов можно и нужно составлять длинные комбо.

Нужно учитывать то, что одну атаку в пределах одного комбо можно использовать лишь раз, а в дополнение к этому, каждая атака увеличивает шкалу нагрева симулякра. Если шкала достигнет максимума, то придется ждать, пока симулякр остынет, без возможности бить в ответ, поэтому бездумно использовать все удары подряд не получится, по крайней мере поначалу. Главным образом потому, что в начале игры нам доступны всего лишь пара простеньких ударов да пистолет, остальное нужно открывать и прокачивать по мере прохождения. Спец-удары открываются при выполнении нужных условий в некоторых битвах, вроде уничтожения всех врагов за определённое время. А вот обычные атаки нужно сначала разблокировать, потом изучить за валюту, выпадающую с побежденных врагов, а потом ещё и прокачать в битвах. Разблокируются они в зависимости от того, какие атаки ты используешь в битвах, прокачиваются же в зависимости от нанесённого в битве урона.

Для получения валюты нужно стараться использовать в сражениях как можно более длинные комбинации ударов. Валюту, кроме открытия новых атак можно потратить и на другие плюшки в специальном меню. Плюшки эти игра называет «плагинами», и относит к ним как действительно полезные вещи вроде увеличения шкалы жизни вашего меха или возможности дополнительного рывка без задержки, так и сугубо декоративную возможность сменить фон в игровом меню. Часть этих «плагинов» — это всевозможные менюшки, шкалы и показатели во время битв, их очень много и настраиваются они достаточно детально (212, если быть точным, и да, возможность узнать общее количество плагинов даёт один из этих самых плагинов).

С великой силой приходит великая ответственность — никто не мешает вам перегрузить плагинами интерфейс до вырвиглазных масштабов

Сражаться герою предстоит как с пачками миньонов, так и с боссами, которые на высокой сложности легко могут застанлочить до смерти одной-двумя комбинациями. И затыкать многих боссов просто с помощью комбо из 12 последовательных атак не получится — нужно иметь в арсенале ситуативные вещи и для дальнего боя, и против летающих врагов (некоторые ребята здесь не брезгуют грязными тактиками, будут себе летать да поливать тебя сверху ракетами).

А вот, собственно, и всё, геймплей здесь состоит полностью из сражений в местном киберпространстве на небольших аренах. Никаких дополнительных целей, кроме таймеров (иногда скрытых), не появляется, более того — некоторые сражения не завершаются геймовером даже при проигрыше. Но несмотря на свою репитативность, благодаря кастомизации и разнообразию врагов (всего есть 85 уникальных врагов, почти каждый со своим поведением и набором атак) лично мне он наскучить не успел. А если вас запутало моё описание боевки — это я не могу в лаконичные и ёмкие описания, не пугайтесь, в самой игре её освоить намного легче. А помогут в этом раздражающе исчерпывающие туториалы, на первых порах возникающие по любому поводу, и поэтому слегка рушащие погружение, но это так, небольшая придирка.

●●●

TL;DR: Аркадный beat'em up на небольших картах с видом сверху. Репитативный, но свою цель — занять человека чем-то, когда читать уже надоело, выполняет, а главное — не приедается из-за кучи разных противников, богатого арсенала и постепенно увеличивающейся сложности.

●●●

Что ж, теперь можно и к сюжету перейти. Постараюсь избежать конкретных имён, явок и паролей, но некоторое количество спойлеров всё же будет, предупреждаю.
Для начала, стоит отметить, что всё-таки в большинстве визуальных новелл, чтобы история доставляла удовольствие, не нужно относиться к ней слишком серьёзно. Ибо да, тут безумные учёные, оружие массового поражения и геноцид легко могут соседствовать с комедийным школьным гаремником. Конкретно в данном случае дело происходит в киберпанковом сеттинге со всеми вытекающими: киберпространство, хай тек — лоу лайф, транснациональные корпорации, частные армии, социальная поляризация, кибертеррористы, вот это вот всё. Каким боком сюда можно приплести школьный гарем, спросите вы? Ответ — флэшбэки, много флэшбэков. И когда я говорю «много», я имею в виду часов 10 на протяжении первых пяти из шести основных рутов, а впоследствии и отдельный приквельный рут, состоящий исключительно из флэшбэков. Все руты в игре открываются в строгом порядке, имеют по 2-3 концовки и занимают в итоге монструозное количество времени, у меня ушло больше 110 часов. Для сравнения: на обе части Muv-Luv я истратил примерно 85 часов, на Fate/Stay night около 50.

Я падок на фансервис в играх, поэтому лишние пару часов провёл за прокликиванием чиби-маскотов в главном меню и меню с профилями персонажей, пока не прочитал все их фразы.

Многие новеллы грешат тем, что «долго запрягают» — первые пару часов в той же Fate/Stay night не происходит ничего интересного: Широ ходит в школу, Широ помогает студсовету, Широ болтает с одной милой девочкой, с другой, и так далее. Я понимаю, для чего это нужно, но иногда это знакомство с персонажами и «расстановка ружей» уж слишком затягивается (разработчики Muv-Luv Alternative так увлеклись этим, что вышла целая игра, ага).

Baldr Sky же начинается довольно бодро: протагониста по имени Кадокура Ко сходу кидает в гущу событий — просыпается он одним утром, а у него жена — ананас и обнаруживает себя в теле робота, последние несколько лет жизни стёрлись из памяти, а вокруг творится Адъ и Израиль. И теперь ему не без помощи спортсменки, комсомолки и просто красавицы Киришимы Рейн предстоит вернуть себе память, победить культ солипсистов, обожествляющих искусственный интеллект, ну и выбрать лучшую вайфу, конечно же.

А вот после бодрого вступления история, увы, начинает вязнуть в болоте флэшбеков, самоповторов и раздражающей твердолобости главного героя. Твердолобости на уровне:

— Хм, я пережил некую ужасную трагедию, после которой полностью посвятил себя поиску ответственных за неё, забив на всё остальное. Когда я пытаюсь вспомнить, что случилось с в этой трагедии с моей девушкой, у меня страшно болит голова, а если спрашиваю кого-то о ней, то они сразу мрачнеют и меняют тему. Что бы это значило, хмм?

Это, к слову, одна из главных «тайн» первого рута.

Вообще, стоит поговорить о главном герое поподробнее. Это, как, к сожалению, часто бывает в новеллах, банальный японский подросток. С некоторыми оговорками, конечно (он, как бы, опытный наёмник, но, амнезия «откатила» его личность до школьника), но в целом, в его характере нет ничего цепляющего, максимально усреднённый такой подросток. Он умудряется всегда быть в центре важных событий, но при этом почти ни один его поступок глобально ничего не меняет. В городе проходит жестокий трехсторонний конфликт между мега-айти-корпорацией, луддитами (которые в мире игры являются одной из главных политических сил) и культом солипсистов, который пытается устроить конец света, и независимо от действий героя в разных рутах, сценарий конфликта практически всегда один и тот же, действия героя никогда не приводят к значимым последствиям. С одной стороны — это, вроде, добавляет драмы: герой, мол, всего лишь винтик в безжалостном механизме истории. С другой — руту к пятому невольно вспоминаешь крылатое «я уже говорил тебе, что такое безумие, а?...»

Даже сам герой понимает, что быть таким бесполезным — не круто

Дальше — больше: беспомощность Кадокуры Ко пустила метастазы даже в концовки рутов. Да, они вроде бы нелинейны, то есть по идее, герой всё-таки что-то да решает? Но нет, хорошие концовки от плохих отличаются лишь тем, что в них, когда наступает критический момент, и Ко вот-вот погибнет, время внезапно останавливается, из ниоткуда (буквально из ниоткуда, это сюжетно оправдано) появляется кое-кто, говорит «Бой, о, бой, как же всё плохо. Ну ничего, сейчас поправим.» И поправляет! Все реагируют в стиле «Ну ничего себе! Мы, наверное, никогда (до тру-энда) не узнаем, что же это было! *подмигивает*», и герой получает свой выстраданный хэппи энд. И так в пяти рутах из шести.
С другой стороны, плохие концовки доставляют, как говорится, на все деньги —

Например, в одной из них герой окончательно сходит с ума после полученных травм и начинает видеть вместо своей помощницы свою мёртвую любовь (и помощница, так как безумно любит его, решает до конца жизни поддерживать эту иллюзию, лишь бы осчастливить парня).
Или же как вам такое — герой со своей пассией теряют свои оригинальные тела во время орбитальной бомбардировки, но становятся киборгами и с тех пор сутками напролёт в космосе занимаются любовью. Только вот с Земли их, по сути, выселили вместе со всеми чипированными (во вселенной игры это прослойка людей, которая с детства росла с имплантом в мозге для нон-стоп подключения их к всемирной сети, живущие, так сказать, в двух мирах сразу, к коей относится главный герой) людьми, ибо теперь глобальное правительство состоит из луддитов ¯\_(ツ)_/¯.
И это еще не самые сочные из них, но вы ведь всё равно, скорее всего, открыли эту плашку, ещё не пройдя игру, так что на этом клиффхэнгере я завершу их описание. *здесь должен быть мой злодейский хохот*

Но хватит о герое и его бестолковости, ведь зато остальные персонажи вышли, в большинстве своём, интересными. Основных девочек для романса здесь, как вы уже могли понять, шесть, каждая, естественно, со своими скелетами и тараканами. Тут тебе и боевая подруга, прошедшая с героем огонь, воду и локальный апокалипсис, и девушка-киборг на побегушках у главы партии луддитов, и дочь владелицы мегакорпорации, и лоля-пророчица из стана культистов, твердящая о том, что мир — симуляция, и просто очень неудачливая подруга детства героя, живущая в трущобах и подрабатывающая в местном аналоге интернет-кафе. А описание последней девушки — вообще один большой спойлер, так что его мы опустим. И пусть основной конфликт в рутах девушек остаётся неизменным, зато благодаря таким разным героиням раскрыть его получилось очень подробно и со всех сторон.

Полностью отличается сюжетом от остальных лишь шестой, «правдивый», рут, наконец-то отвечающий на все вопросы, которые оставались без ответа в первых пяти. Он и экшеном наполнен, и увлекателен, и по темпу повествования не провисает, словом, если б вся новелла была такой, то цены бы ей не было. Однако, даже при всех проблемах новеллы, удовольствие от неё я всё равно получил. Потому что, в целом, это всё-таки увлекательная история с большим вниманием к деталям и богатым лором. Не всегда стройная, логичная и правильно работающая в плане подачи сюжета, но всё еще достаточно интересная, чтобы дочитать её до конца. И пусть не все персонажи достаточно харизматичны, и пара рутов ощущаются немного филлерными, написанными только ради любовной линии с конкретной девушкой (да простит меня Наноха). На эти огрехи я готов закрыть глаза, всё равно ими страдает едва ли не каждая длинная новелла.

●●●

TL;DR: Добротный научно-фантастический боевик в детально проработанном киберпанковом сэттинге. Сценарий каких-то звёзд с неба не хватает, но то, что пытается делать, делает достаточно хорошо. Персонажи, как и положено, разноплановые, со всеми из них есть какие-то запоминающиеся сцены и повороты сюжета. Основными минусами для меня явились банальный японский школьник в качестве главного героя и проблемы с темпом повествования из-за частых и не всегда интересных флешбэков, и повторяющихся моментов сюжета в рутах. Но минусы, на мой взгляд, перевешиваются затягивающим геймплеем и высоким техническим исполнением игры, выделяя её на фоне большинства новелл. Поэтому, собственно, я и решил написать обзор и, возможно, привлечь чуть большее внимание к ней.

●●●

Ах да, надо уточнить насчёт того, что в оригинале присутствует хентай. В стиме эти сцены традиционно вырезаны, но «фанатский» (дата его анонса и выхода намекает на то, что делал его всё-таки кто-то из команды переводчиков и/или тестеров) патч на восстановление в наличии, да. С каждой из 6 героинь, и несколько дополнительных со второстепенными персонажами, да. Очень кринжовые, как и везде, да. Но этим недугом страдают даже лучшие из лучших, да и потом, я больной ублюдок кому-то ведь это нравится, осуждать не стану.

●●●

На самом деле, про игру можно ещё много чего рассказать. И про отсылки в ней к другим произведениям, киберпанковым и не очень, вроде словечка hotdogger, означающего здесь полную противоположность оригинальному значению, или термина «black ICE», так же отсылающего к Гибсону, или персонажа, говорящего на надсате (хотя, раз русские слова вставлены в японский, то это уже и не надсат, наверное, и выглядит им только из-за английской локализации?), и про дополнительные «секретные файлы» с девушками игры (тот факт, что они недоступны без фанатского патча, думаю, проясняет их содержание( ͡° ͜ʖ ͡°)), и про то, что игра — лишь часть из серии игр от GIGA, одна из которых даже имеет OVA-адаптацию из 4 эпизодов, и про возникавшую в 2016 году драму вокруг локализации новеллы на западе, из-за которой выход затянулся ещё сильнее.
Но основной задачей обзора является всё-таки лишь вызов интереса к новелле, так что, если научная фантастика и киберпанк в частности вам интересны, и у вас есть лишняя сотня часов, то советую попробовать, и на этой ноте откланиваюсь.

Ну, и ещё несколько скриншотов из игры, я не придумал как-то тематически подвязать их к основной части обзора, не серчайте.

P.S.: Я тут всё еще ньюфаг, буду рад любому фидбэку, вот.


Лучшие комментарии

Хм, я уж думал забить дальше писать, но блин, приятно, спс) Еще что-нибудь годное прочитаю, напишу про это теперь точно
Закинул плюсик и сюда, и в профиль. Не гоже тонуть в красных цифрах. Читать, увы, пока нет времени. Работа, вроде бы, оформлена неплохо, вступление хорошее. Думаю, я не ошибся. Но если что — плюсики заберу)))
Да тут не то что бы прям «работа», я хотел это просто как «зацените, ребят, какую прикольную игруху нашел» подать, без претензий на топовость) Спс, надеюсь, что потом и по содержанию как-нибудь что-нибудь скажешь)
Одобряю, хороший выбор новеллы.
Я где-то читал(давно и не помню где уже), что скорость прохождения(или что-то ещё) во время гейплейных моментов влияет на то какая концовка будет, это правда?
Ага, в двух рутах хорошая концовка зависит от того, успеешь ли замесить всех врагов за определенное время. Я точно не засекал, правда, сколько конкретно нужно, чтоб зафейлить, но если не на самом сложном играть, то чтоб плохие концовки получить, эт нужно специально тормозить, пока фразы всякие, вроде «Поторопись!» перестанут появляться.
Но в основном от таймеров зависит, получишь ли ты новый необязательный плагин или спец-удар)
Мда-с, поделился полюбившейся внкой — улетел в тартарары ¯\_(ツ)_/¯
Ясно, спасибо, наверное всё таки поиграю, когда-нибудь.
Блин, ты меня прям из пропасти вытащил, я уж думал щас в -7 улечу с концами, спасибо, чел Т_Т

Та у меня чувства прекрасного нет._. Но, вроде ж почти всё по фэн-шую сделал, скрины в 1280х720, по центру выровнял, галерея заработала, заголовков нет и норм разделителей разве что? А по содержанию что скажешь? Соре, что закидываю вопросами, но блин, уже сутки молчаливые минусы-плюсы летят, грустновато было =\
Не читал, нету сейчас времени :3 лишь дал шанс

Варианты:
Перечитай текст, может новые идеи появятся или исправления.
Поэкспериментируй с оформление, используя предпросмотр.
Работа, кстати, всё же хорошая. Прочёл на досуге)
Кинул плюс в профиль, достойная работа, местами по-хорошему дотошная — одобряю такой подход.
Читай также