Привет, ребят! Давайте мы с вами пропустим негодования по поводу туповато-очевидного заголовка. Я сейчас всё объясню. Давненько не видно материалов по Последним из Нас, которые не были бы связаны с ориентацией Элли и её подруги, «злостной ЛГБТ-пропагандой»* и т.д. Вторая часть небезызвестной истории о приключениях Элли и Джоэла не за горами, а потому хотелось бы вспомнить, о чём же была предыдущая.
Первое, что вспоминается, когда говоришь про The Last of Us – это необыкновенного вида заражённые. И именно заражённые. Слово «зомби» в игре не употребляется вообще. Однако, на мой взгляд, игра совершенно не про то, как два главных героях с ними борются, пытаясь спастись и отыскать вакцину, дабы вернуть миру прежний облик.
В первой части перед нам разворачивалась крайне драматичная и душевная история Элли и Джоэла. Нам был показан мир, который, к сожалению, лишь на первый взгляд оправляется после страшной эпидемии, а на самом деле закапывает себя всё глубже и глубже в своей беспринципной фанатичной готовности жертвовать чем угодно, ради сохранения хотя бы условного, номинального факта собственного существования, суть и форма которого уже никого не волнуют.
Как я и сказал, я считаю, что в первую очередь игра повествует не столько о тягостях людей, которым приходится выживать в постапокалипсисе, сколько о страшных и деструктивных особенностях человеческой природы, которые произрастают из наших страхов, нашего нежелания думать, нашей приверженности подчас абсолютно безумным догмам и традициям. Выживание в мире, который почти мёртв – это больше сеттинг, обстоятельство, которые позволяют этим самым особенностям проявиться во всей своей красе.
Несмотря на то, что Щелкуны буквально стали главными маскотами серии The Last of Us, самыми опасными созданиями в игре всё ещё являются люди. Что с геймплейной, что с сюжетной точки зрения именно люди – это самые опасные противники, чьи действия порой заставляют ужаснуться.
В геймплее, помимо того, что перестрелки и схватки с людьми куда опаснее, например, стелс-столкновений с Щелкунами, один из способов раскрытия этой темы – это моменты, когда Элли и Джоэл встречаются с чем-то ужасным, к чему конечности прикладывали явно не заражённые. Гаражи, мастерские и т.д., которые буквально кишат частично расчленёнными человеческими тушами. На это легко можно не обратить внимания, но если задуматься хотя бы на пару секунд, то станет ясно, что вряд ли всё это дело рук Щелкунов или других заражённых.
Помимо этого, в игре есть целый отдельный сегмент, когда Элли нужно противостоять целой банде людоедов, после встречи с которыми на обычных заражённых смотришь как нечто родное, понятное и относительно безопасное.
Основное раскрытие эта идея получает, конечно же, в сюжете. В игре, на мой взгляд, есть ряд ключевых сцен, в которых заявляются основные внутренние конфликты персонажей, показана их предыстория, их мотивация и их развитие.
Пример №1
Сцена гибели дочери Джоэла. Отец отчаянно пытается спасти свою дочь, натыкается на туповатого военного, происходит конфликт, основой для которого являются человеческая глупость и безответственность. На рыдающим, буквально воющем от боли и осознания утраты Джоэле сцена завершается.
Мы видим зарождение того Джоэла, за которого нам предстоит играть в основной части сюжета – замкнутого, зачерствевшего, утратившего веру в человечество и надежду человека, который сталкивается с тем, с чем откажется мириться в финале – с жестокой готовностью некоторых людей идти на любые жертвы, о последствиях которых они не задумываются. Эпидемия начаться не успела, а солдат уже почти беспрекословно готов выполнять заведомо преступный приказ.
Чего мы в этой сцене не видим – так это заражённых. Они гонятся за Джоэлом и Сарой, но на первых же секундах одной из ключевых кат-сцен гибнут, и более опасности для всех действующих лиц в этой сцене не представляют, не играют в ней никакой роли.
Пример №2
Сцена гибели Тесс. Тут Джоэл не только осознаёт, что в мире ещё остались люди, не утратившие человечность и готовые пожертвовать собой ради кого-то, он получает стимул двигаться вперёд. Теперь помочь девочке добраться до пункта назначения – это дело принципа, это нечто, у чего уже появилась цена – смерть верного товарища, которого Джоэл считает хорошим человеком. Персонаж Джоэла встаёт на путь развития.
И опять же – Тесс выигрывает время для главных героев, сдерживая не какую-то орду заражённых. Она встаёт на пути у военного подразделения, у людей. Никаких заражённых в этой сцене нет.
Пример №3
Финал. На мой взгляд, когда Джоэл решает спасти Элли, он принимает решение более не подыгрывать людям в их ужасных попытках «выживать во чтобы это не стало». Он видит, что никакая вакцина, являющаяся ключом к очередной попытке сохранить мир тут не поможет. Ведь дело не в серьёзно проредившей человечество заразе. Дело в самих людях, местами просто ужасающей природе которых сложившаяся ситуация будто бы выдала карт-бланш. И никакие очередные жертвы их не спасут.
В этой сцене много морально-спорных моментов. Много и моментов драматичных. Нет в ней только одного – заражённых. Как заражённых нет и в той самой финальной сцене, в которой Джоэл врёт Элли о Цикадах, и о том, почему она выжила, принося свою фигуру и свой авторитет в жертву ради спасения дорого ему человека. Образно говоря, для него это ещё один шанс спасти собственную дочь. Шанс, который Джоэл не упустит любой ценой.
The Last of Us для многих людей – это в первую очередь история о непростых взаимоотношениях Элли и Джоэла, которые пытаются выжить в постапе. И я с этим почти не спорю. Да, определённо попыткам ужиться друг с другом двух главных персонажей уделено больше всего внимания. Но на мой взгляд эта игра рассказывает больше, чем одну историю. И главным фоном притиркам Элли и Джоэла всё-таки служит не выживание в зомби-колапсе, а выживание в мире людей, ужасной, местами анти-человечной природе которых развязало руки трагическое стечение обстоятельств.
Любопытно, что даже главная визуальная ассоциация с игрой, о которой я говорил в самом начале – Щелкун – представляет из себя с точки зрения образа обезображенного человека, чьё уродливое естество под воздействием вируса буквально вылезло наружу. На мой взгляд, эта красивая визуальная метафора воплощает в себе суть произошедшего и продолжающего происходить с миром людей в игре.
* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии