12 марта 2020 12.03.20 2 1510

Бегущий по лезвию 2049 – сферический сиквел в вакууме.

+6

Для того чтобы понять всю ценность «Бегущего» не только для кинематографа, но и для современной культуры в целом, надо отмотать время назад и посмотреть с чего же изначально начиналась история о людях, репликантах и вообще.

Филлип Киндред Дик, писатель опередивший своё время и в определенной степени сформировавший современные тенденции научной фантастики. Он по праву считается одним из классиков мировой фантастической литературы на ряду с Рэем Брэдбери, Айзеком Азимовым, Робертом Шекли и даже Робертом Хайнлайном. Его работы, наполненные красочными описаниями и почти кинематографичными планами, завораживали и заставляли верить в происходящее, а персонажи с хорошо прописанными характерами и мотивацией вызывали симпатию и желание сопереживать, не важно, будь то главный герой или персонаж второго плана. В то что творилось на страницах его книг хотелось верить. Неудивительно, что в определенный момент времени он стал наиболее популярным автором голливудских режиссеров. Число фантастических фильмов и сериалов, снятых по мотивам его произведений почти не уступает, количеству картин второго любимого автора Голливуда, Стивена Кинга. Достаточно вспомнить всеми горячо почитаемые ленты вроде «Крикунов» или «Вспомнить всё», последняя даже получила относительно недавний ремейк. И вот в 1968 году на свет появляется роман, опередивший своё время и впоследствии подаривший нам тот самый образ киношного киберпанка, который и по сей день влияет на восприятие этого жанра не только в кино, но и в других медиа. Весь мир, затаив дыхание, задался вопросом «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Роман рассказывает историю «охотника за головами» Рика Декарда, который преследует андроидов — существ, почти неотличимых от человека, объявленных вне закона на Земле. Действие происходит в отравленном радиацией и частично заброшенном Сан-Франциско будущего. И хоть основная фабула у двух произведений схожа, книга отличается от фильма по стилю, а так же мотивацией действующих лиц и основными сценами.

Оригинальная картина Ридли Скотта, «Бегущий по лезвию» была снята в 1982 году, в самый рассвет эпохи киберпанка в литературе, который в свою очередь был ничем иным, как отображением тяжёлого времени экономического упадка в США, сокращения бюджета на социальное обеспечение и одновременного роста международных корпораций, которые постепенно начали диктовать свои условия. Киберпанк — это технологии, растущие в геометрической прогрессии, которые вместо того чтобы делать жизнь человека лучше, хоронят его и уничтожают всё к чему прикасаются. Это бессердечные корпорации, для которых человек, просто источник дохода и почти дармовая рабочая сила, которую в любой момент можно заменить. Это жизнь в сети и роботы на каждом шагу. Это мир, построенный человеком для того чтобы избавиться от человека. На волне популярности отцов жанра Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга, придать картине характерные черты киберпанка было вполне логичным решением, тем более что и оригинальное произведение Дика очень гармонично вплеталось в рамки сеттинга.

Однако, лента Скотта достаточно сильно отходит от текста романа в угоду стилистике и времени. «Бегущий по лезвию» это кино не про сюжет, хоть он там достаточно глубок, но кино про визуал и звук. Это практически чистые эмоции, обличенные в оболочку из мрачного, психологического экшена, приправленного легкими мазками нео-нуара и великолепной музыкой Vangelis’a, что в итоге создало нечто самобытное. Некоторые даже утверждали, что своим полотном Скотт продолжил восхождение нео-нуара на больших экранах, которое началось с выходом «Китайского Квартала» Романа Полански в 1974 году, в итоге сотворив произведение на стыке родственных жанров. Основной принцип литературного киберпанка, сформулированный писателем Гарднером Дозуа — «high tech – low life», что означает высокие технологии в сочетании с низким уровнем жизни, здесь буквально бросается в глаза. Что мы имеем? Относительно недалёкое будущее, в котором остатки человечества вынуждены ютиться на умирающей от загрязнения и разрухи Земле упиваясь дарами высоких технологий чтобы хоть как-то отвлечь себя от факта ничтожности их существования и страха за своё будущее. В этом суровом, но технологически совершенном мире каждый сам за себя. И вот в таком окружении и приходится работать главному герою картины, полицейскому Рику Декарду, в исполнении Харрисона Форда, которому предстоит словить и «отправить в отставку» (уничтожить) несколько сбежавших андроидов, во вселенной картины именуемых репликантами. Не признанный при выходе, со временем фильм приобрел культовый статус став источником вдохновения для бесчисленного количества других произведений. «Бегущий по лезвию» не являясь по сути киберпанком, практически единолично прорубил киберпанку окно в большое кино и стал одним из культурных феноменов. И хоть оригинальная лента и обросла подражателями рано или поздно у неё должен был появиться прямой последователь. Но как можно снять продолжение культовой картины не, только не испортив изначальные задумки, но и подарив этому миру что-то новое?

В ноябре 2014-го стало известно, что Ридли Скотт не сможет поставить продолжение «Бегущего по лезвию» из-за занятости в других проектах. Тогда продюсеры картины Эндрю Косов и Бродерик Джонсон решили обратиться за ответом на поставленный вопрос к Дени Вильнёву и предложили ему освободившееся режиссёрское кресло. С ним они были знакомы не понаслышке: на момент работы над «Бегущий по лезвию 2049», Вильнёв уже имел достаточно культовый статус среди плеяды голливудских режиссеров и был известен своим тонким и скрупулезным подходом к проработке мира и персонажей, а их компания Alcon Entertainment продюсировала первый голливудский фильм канадского постановщика — триллер «Пленницы», вышедший в прокат годом ранее. Согласившись снимать нового «Бегущего», Дени Вильнёв первым делом попросил продюсеров организовать ему встречу со Скоттом — для постановщика было принципиально важным получить личное благословение мэтра. И он его получил. Ближе к середине 2015 года у фильма появился и оператор: им стал прославленный голливудский ветеран Роджер Дикинс, с которым Вильнёву до этого доводилось работать уже дважды — на съёмках картин «Пленницы» и «Убийца». Этот тандем сыграл очень большую роль при создании фильма.

Коротко о событиях картины:
Действие фильма происходит в футуристическом Лос-Анджелесе спустя 30 лет после событий первой картины. Рядом с обычными людьми существуют искусственные создания — «репликанты». Напряжение в обществе растёт с каждым днём, люди всё больше ненавидят репликантов. В это же время главный герой, полицейский-репликант Кей, вскрывает старый секрет, способный нарушить существующий порядок, и вынужден разыскивать Рика Декарда, героя первого фильма чтобы получить ответы не только по делу, но и на волнующие лично его вопросы.

При создании своей ленты Вильнёв не пошёл про проторенной дороге «сиквел это всё лучшее из первой части только больше», наоборот, режиссёр решил действовать от обратного. Вместо того чтобы следовать лекалам оригинала, Вильнёв расширил вселенную картины, добавил к ней необходимых деталей и глубины. Он подарил самобытному и захватывающему миру настоящую жизнь добавив в картину детали на которые мало кто обращает внимание. Так появились сцены процедурала, действия, которые совершаются каждый день и отвечают за обычную рутину, именно она показала, что герои картины не просто существуют по воле сценария, но живут в этом мире и проживают свои жизни: едят, грустят, пишут отчеты, читают книги, проходят психологические проверки, работают. В отличие от Дэкарда из первого фильма, детектив Кей действительно ведёт скрупулёзное расследование, буквально идёт по следу как это делал охотник за головами Дэкард из книги. Он складывает все кусочки мозаики на глазах у зрителя проводя его через каждую полицейскую процедуру как на аттракционе, показывая, что не столько перестрелки и погони, сколько внимательное исследование улик и составление теорий является основной и самой важной частью полицейской работы. Именно это и является основной движущей силой картины, по мере расследования вскрываются всё новые факты и показываются новые места, расширяя мир «Бегущего» и одаряя причастных лиц не только характерами и мотивацией, но и предысторией, объясняя их поступки. Сцена с пост-травматическим тестом, который проходит детектив Кей после очередного задания, отлично показывает всю напряженность, жестокость и агрессивность этого мира будущего. А строчки из романа Набокова «Бледное пламя», взятые за основу для мантры Кея, лишь добавляют мрачности в стерильно белое окружение сцены. Явственно до жути.

 

Детектив Кей, в исполнении Райана Гослинга, машина, которая не хочет быть машиной. Репликант постепенно осознающий себя и ненавидящий свою работу, которой вынужден заниматься потому что не имеет другого выбора. Гослингу удалось очень тонко передать то пограничное состояние бесчувственной машины, которая в тайне от всех радуется простым житейским вещам и мечтающая об обычной человеческой жизни. Репликант который вынужден ловить себе подобных лишь за то, что они отказались функционировать в рамках своей задачи и решили просто жить. Внутренняя борьба Кея со своей программой и общественными устоями делает этот образ интересным и достойным сопереживания. А его трогательные попытки завести отношения с голограммой чуть ли не лучшая любовная линия в кино за очень долгое время.

Однако, похвалы заслуживает не только детектив Кей. Актёрский состав фильма, это львиная доля его очарования. От холодной и безжалостной Лав в исполнении Сильвии Хукс, чьей основной мотивацией было во всём угодить её создателю и отцу, владельцу крупной корпорации с комплексом бога, Ниандеру Уоллесу (Джаред Лето), до наивной и буквально неосязаемой голограммы Джой (Ана де Армас), девушки детектива, которая так же, как и Кей хотела почувствовать себя настоящей и узнать, что же такое быть из плоти и крови. Что касается Рика Декарда (Харрисон Форд), он уставший от жизни, раздираемый внутренними демонами и практически убитый горем человек, доживающий свой век на задворках. Форд уже неоднократно доказывал, что возраст не помеха настоящему актёру, вот и здесь, это всё тот же Рик Декард, с поправкой на прошедшие 30 лет.

«Бегущий по лезвию 2049» это кино не только про людей и роботов. Вильнёв и Роджерс очень тонко чувствовали настроения и желания друг друга по отношению к ленте и потому смогли создать эффективный и уникальный кино язык «Бегущего». Как и в первом фильме картинка и звук играют большую роль, но в своём фильме Вильнёв сделал их отдельными, полноправными действующими лицами. Цвета, направление камеры, расположение действующих лиц в кадре, даже визуальное отражение звука, всё это создаёт неповторимую атмосферу и рассказывает историю наравне с живыми актёрами. Даже когда в кадре практически ничего не происходит, цветовая палитра, место действия и музыка могут намекать на намечающиеся события, а в редких случаях и прямо указывать на то что уже произошло или ещё только собирается случится.

 

Картина Вильнёва это не сиквел в привычном понимании этого слова продюсерами из Голливуда. Это своего рода идеальный сферический сиквел в вакууме. Он не только не портит идей оригинала, но делает их лучше, доводит до совершенства и расширяет то чего не хватило. Он раздвигает границы мира, который полюбился миллионам и рассказывает новую историю в основе которой лежат события давно ушедших дней. Вильнёву удалось то, что удаётся очень немногим. Он не только подарил новую жизнь старой картине, но и показал, что этот мир продолжает жить, и очень много его историй просто не рассказано.


Читай также