11 марта 2020 11.03.20 3 1276

Видеоигровое турне по Чистилищу, круг второй

+5

Часть вторая. Круг второй. Грех — зависть

«И я увидел, расширяя взгляд, Людей, одетых в мантии простые; Был цвета камня этот их наряд» — Данте Алигьери «Чистилище», песнь тринадцатая

Оставив позади всех гордецов, наш поезд движется дальше. Следующая остановка – обитель завистников, второй круг.

Согласно Данте грешные души находятся среди багровых скал. Они же, если верить комментариям Минаева, символизируют скупость. Другими словами, часто причиной зависти становятся деньги, поэтому Данте выбирает такой пейзаж.

В то же время Devil May Cry 3 переносит нас на водопад – место, где поток воды срывается в чарующую бездну. Скалы, здесь, конечно, тоже есть, но, к сожалению, не багровые. В этом плане видеоигры проигрывают в символизме книге.

Кто главный завистник в классической серии игр Devil May Cry? Если вы ответили: «Аркхэм», то поздравляю, ибо power ждёт нас немного дальше. Возвращаясь к полудемону, стоит объяснить, почему именно он олицетворяет второй круг Чистилища.

Всё просто – вот этот человек:

хотел получить силу демона Спарды. С одной стороны из-за жажды власти, а с другой из-за зависти. Ведь если проанализировать действия Аркхэма, то можно прийти к выводу, что он не имел какой-то конкретной цели, применения своей силы. Она ему была нужна просто так. Потому что она была у Спарды, потому что она была у демона, и есть у двух полудемонов, её недостойных.

ВНИМАНИЕ! Тут автор был неточен. Аркхэм хотел начать на Земле новую эру Хаоса, а для этого ему была нужна сила Спарды. Также Аркхэм хотел стать «Богом», что сближает его с Мундусом

Однако если Данте говорит о том, что после смерти завистников ждёт ношение свинцовых одежд на пару с зашитыми глазами, то Capcom идёт немного другим путём:

Будешь завидовать, превратишься в жижу:

То есть потеряешь свою человечность. К слову, данный мотив для второго круга Чистилища в контексте видеоигр является ключевым и вот почему.

Обратимся теперь к DmC: Devil May Cry, а именно к дополнению «Крушение Вергилия» (тут можно было задвинуть телегу о крушении человека, но пока не будем).

Пустыня. Буря. Грозы. Очень похоже на багровые скалы, не правда ли? Тем не менее, именно такую обстановку выбрала Ninja Theory для второго круга. Думаю, здесь дизайнеры хотели сместить акцент с греха на самого Вергилия, на состояние его души и сердца, которое, вы посмотрите, висит прямо тут:

Но вернёмся к греху – зависти. После поражения в бою с Данте Вергилий попадает к себе домой, где призраки прошлого напоминают ему обо всех совершенных ошибках. Сам же нефелим ненавидит своего брата, задаваясь вопросом: «Почему он сильнее? Почему победил он, а не я? Почему?». Всё это порождает в разуме Вергилия его «Опустошенную» копию, олицетворяющую чувство зависти, гнева и разочарования нефелима.

И если согласно Данте Алигьери, зависть забирает у душ глаза в прямом смысле, то в DmC: Devil May Cry она лишает «зрения» душу Вергилия, которую затмевает гнев. Теперь нефелим жаждет только уничтожить Данте, стать правителем демонов и обрести силу. Теперь он порождение зависти. Отныне он «Опустошенный Вергилий»:

И буквально пару слов о его крушении. Мне кажется, что сравнение с грехопадением Адама и Евы в данном контексте может быть уместно. Ведь если первые люди преступили Божий закон, то Вергилий перешагнул через мораль и нравственность. Для него люди – скот и ресурс для получения власти, а, следовательно, силы, не более. 

Крушение Вергилия – это его духовное падение, что вполне вероятно приведёт нефелима в Чистилище.

Крушение Вергилия – это потеря человечности, отрешение от своей ангельской сущности в пользу демонической.

Это его личный Ад.

Небольшое дополнение
Разработчики Devil May Cry 3 ни разу прямо не указали на «Божественную комедию» со словами: «Мы вдохновлялись этой книгой. А Темен-ни-гру — это интерпретация Чистилища». Однако попробуем сравнить несколько фотографий — иллюстраций к «Чистилищу» Данте Алигьери и скриншоты с Темен-ни-гру:
1.

2.

Как минимум очертания схожи. Однако будет нечестно, если мы проигнорируем следующую теорию: Темен-ни-гру — это интерпретация/аллегория на Вавилонскую башню. Здесь, признаюсь, сходств даже больше, а потому решать только вам: какой теории отдать предпочтение.

Я же придерживаюсь того, что уж больно много в игре вещей, связанных с «Божественной комедией». Имена главного героя и главного антагониста, Цербер, Семь армий Ада, Герион, Бездна. Сюда же можно отнести некоторых боссов, например Неван, чьё поведение и внешний вид явно отсылает нас к одному из смертных грехов. Сам путь Данте — подъём по этажам башни Темен-ни-гру. Всё это, по моему мнению, хотя бы концептуально отражает такое пространство, как Чистилище, и связанные с ним смертные грехи.


Devil May Cry 3: Dante's Awakening

Платформы
PC | PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
17 февраля 2005
1.7K
4.5
1 137 оценок
Моя оценка

DmC: Devil May Cry

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
15 января 2013
2.6K
4.1
2 334 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Отличное высказывание по теме Чистилища. Однако я этого не замечал в DMC3, разве что в перезапуске 2013-го это показано интересно. И к слову Вергилий сам виноват в том, что стал таким… Зависть к брату и желание его превзойти, как и отца.
Спасибо :)

В перезапуске концепция Чистилища действительно выражена более явно чем в Devil May Cry 3. Во-первых, боссов ровно семь (под каждый грех), а во-вторых сами грехи более однозначны.

В Devil May Cry 3 наоборот образы часто многозначны. Так, Вергилий — это и зависть, и гордыня, и корысть в какой-то степени. Поэтому здесь делать разбор немного сложнее :)
Читай также