11 февраля 2020 11.02.20 6 1426

Как не стоит пиарить игры? Highly Likely — вранье, накрутка и феминистки

+6

Приветствую, читатели Stopgame. Я здесь новенький и буду рад, если поддержите мою первую статью на этом сайте. Решил, что лучшего места для нее чем «Блог обзорщиков» у вас нет. Видео-вариант с более подробными пояснениями в конце текста.

Давеча наткнулся на отечественную игру Highly Likely, которая мне напомнила любимую серию квестовых игр “Петька”. Не долго думая, я зашел в Steam и узнал, что: “Данный товар недоступен в вашем регионе.” “Какой то бред”, — подумал я, но через знакомого ютубера мне удалось получить ключ, предназначенный для обзора. И тут осечка, ключ невозможно активировать в вашем регионе. Всеми правдами и неправдами я решил разобраться с разработчиком игры, почему игра недоступна в Украине, ведь колорит у игры явно украинский. И получил ответ в личных сообщениях Steam: ”Без комментариев”. А на остальные вопросы — про команду, финансы (о чем мы еще поговорим далее) — я получил лишь ехидные ответы про баснословный заработок и миллионный онлайн.

Меня возмутило такое поведение “лица проекта” и я решил изучить информацию об игре получше. Что из этого вышло — далее по пунктам.

1. Троллинг на политической почве
Игра позиционируется как “2D Adventure в формате сюрреализма, про забавного и немного наивного персонажа по имени Мiкола, который изо всех сил пытается спасти свой хутор.” При этом автор ловко использует политические штампы, показав героя как казака в красных шароварах с навыками воровства нефти из ближайшей трубы и с любовью к горячительным напиткам. Всё это приправлено глумлением над словами, как, например, у ГГ не “жiнка” (жена по украински), а “жынка”, да и зовут героя не “Мыкола” (украинский вариант имени Николай), а “Мiкола”. Согласитесь, смешно ж ведь. Я не буду особо углубляться в политический контекст. Желающие могут изучить комментарии здесь, где представитель Highly Likely еще на Инди Джем хотел попасть, не изучив правила. Наверное, разраб считает, что пропиариться на имени конкурса начинающих игроделов, куда по критериям участия он не может подать заявку, уместно. А до того, как делать заявления, что игра не связана с политикой, а основана на сюрреализме, разработчику стоило бы сначала ознакомиться с признаками данного культурного течения, к примеру тут.

Причем это не первый случай троллинга. Игродел зачем то решил пободаться с администрацией группы Ukraine, за что был благополучно там забанен.

После чего разработчик “поблагодарил” данную группу Steam в своем посте. Выглядит это как обида ребенка, у которого забрали игрушку в песочнице. Но перейдем к более серьезным вещам.

2. Бан игры в украинском Steam
Представитель игры на различных площадках неоднократно говорил, что их игра забанена в украинском Steam.

Как видите, сначала автор прямо говорил, что игра забанена, а после релиза перестал комментировать происходящее. На официальном сайте как на русском, так и на английском языках гордо указано, что игра забанена в Украине.

Даже больше, об этом также было гордо написано в официальном твиттере 7 января, еще до релиза игры 23 января, но запись была стерта. Зато кеш сохранил ее, смотрим:

Я задался вопросом — так что же происходит, кто что недоговаривает. Думаю, и ребенку ясно кто забанил игру для покупки. Перейдем на страницу игры в базе данных SteamDB, где записано, что 9 декабря создатель игры сам же заблокировал игру в Украине.

Вы подумаете: ”Наверное, на такой пиар-ход клюнут игроки?”. Смею вас огорчить и далее покажу, к каким результатам это привело.

3. Феминистки, отзовитесь!
Вы подумали, что это всё? Если бы… Наш бравый разработчик успел даже “побороться” с феминистками. Краткая история такова: “чисто случайно” участник команды Иван решил написать официальные обращения в несколько феминистических организаций по поводу наличия в игре ущемленных женских персонажей. Мол, для предотвращения будущих проблем после релиза игры. И никто из команды разработчиков ему не помешал. Более подробно это все описано в блоге проекта.

Скорее всего, такой инициативный гуманистический шаг Ивана ни что иное, как спланированная внутри команды акция, так как этот же участник Highly Likely на Reddit до сих пор без зазрения совести пиарит там игру. Вот только никакого эффекта из этого не получилось, о чем сами представители Mikola Games пишут в блоге. Я нашел лишь одну запись об этом инциденте на не шибко популярном англоязычном игровом сайте “One Angry Gamer”, где автор колонки верно подметил: “Создателям игр следует ориентироваться на целевую аудиторию. Спрашивать отзывы у людей, которые игру не купят не имеет смысла.” С чем я полностью согласен. А теперь перейдем к кульминации марлезонского балета.

4. Реклама — выбор лохов. Накрутка и халявщики — выбор мастеров
Как лучше продвигать инди-игру? Может, провести рекламу для целевой аудитории или отправить игру известным ютуберам для обзора? А может, попросить игровые СМИ (не всегда бесплатно, конечно) рассказать своим пользователям об игре? “Конечно же нет, так делают только лохи!” — подумала команда Highly Likely. Лучше раздать более 150 копий игры на сайте для раздач и провести розыгрыш 105 подарочных Steam карт общей стоимостью 190 тыс. руб., инфа тут, которые после розыгрыша превратились в 106 подарочных карт стоимостью 136500 руб., расчеты тут (не закрывайте эту ссылку, она еще нам пригодится). И тут разработчик был пойман на лжи. Причем часть подарков была получена заинтересованными лицами (да, рандом так работает), о чем пойдет дальше.

А сколько же, на ваш взгляд, игроков, получивших в подарок игру или деньги, написали на нее обзор? Может 5%, или на худой конец 1%? Ответ про 1% был бы близок к правде, осталось только убрать знак процента. 1 человек, Карл! Всего лишь один положительный обзор удалось получить после таких манипуляций. Сколько это будет в процентном соотношении мне даже считать стыдно.

А теперь кульминация действа: игродел был уличен в накрутке отзывов игры в Steam. Да в такой, что более 90% отзывов на момент написания текста были куплены или написаны заинтересованными лицами. Как я это докажу? Да запросто.

Я ранее натыкался на тему по написанию отзывов на небезызвестном сайте Youhack и решил на всякий случай заглянуть туда опять. В этой теме автор предлагает вывести баланс кошелька со Steam без потерь (средние потери при выводе денежных средств с кошелька Steam составляют 20-30%), написав положительный отзыв. Как раз 23 января (дата релиза игры в Steam) пользователь форума пишет (орфография, пунктуация и стиль автора сохранены): ”ИДЕТ НАБОР НА НОВЫЙ, ХАЙПОВЫЙ ПРОЕКТ. ПИШИТЕ ПО КОНТАКТАМ. ЕСЛИ У ВАС НЕТУ БАЛАНСА, НО МЫ С ВАМИ УЖЕ РАБОТАЛИ, ВСЁ РАВНО ПИШИТЕ.”

Там же, если зарегистрироваться, в скрытом сообщении находим Steam-профиль автора поста, в друзьях которого находится разработчик игры. Все скриншоты прилагаю:

Товарищ выполнил свою работу на 5 баллов (возвращаемся к Excel таблице). Из 90 обзоров на 8 февраля он приложил руку к, как минимум, 63 обзорам, а, как максимум, к 78 обзорам. Причем некоторые из авторов обзоров умудрились также получить еще и подарочные карты в розыгрыше. Еще 6 обзоров были написаны или горе-критиками (один из них в Украине умудрился поиграть в “забаненную игру”, да и получить подарочную карту на 1500 руб.), или друзьями разработчика. И всего 6 обзоров были реальными, из которых 1 был написан победителем розыгрыша.

Совокупными признаками накрутки, на мой взгляд, являлись:

— наличие в друзьях главного накрутчика S1N;
— малое количество наигранных часов в игре авторами обзоров;
— высокий уровень бредовости отзывов;
— общий посыл обзоров, как под копирку;
— наличие отзывов на другие накрученные тем же “накрутчиком” S1N игры, а именно Age of Defense, Desolate, Strategic Mind: The Pacific, Generals & Rulers, Peekaboo, Pathologic 2, The Wild Eight, Warstone TD, Hello Neighbor;
— профили с VAC банами, большим количеством наигранных часов в F2P проекты, неадекватными описаниями и комментариями в профилях;
— наличие в друзьях разработчика игры.
Ознакомьтесь с некоторыми перлами от “игроков”:

Вот тут будет уместно выражение разработчика — без комментариев!

Итого мы имеем всего лишь 6 (1 написан победителем розыгрыша подарочных карт) настоящих обзоров, 3 из которых негативные, то есть реальный рейтинг игры не 95,88% (на момент написания текста), а всего лишь 50%. Круто, не так ли? Я надеюсь, что руководитель проекта уведомлен накрутчиком, что за проплаченные обзоры можно получить бан игры в Steam, информацию об этом можно прочитать здесь.

Куда уж далеко ходить, даже неплохой проект Far Out Selene (выполнен 1 разработчиком в свободное время, причем качественно, о чем говорит наш обзор от автора, который лично купил игру ) прогремел после релиза баном. Причина — накрутка отзывов, и не такая явная как здесь. Неопытный разраб Far Out Selene купился на email с предложением о накрутке и заказал всего лишь 10 отзывов, причем у него уже было около 100 положительных обзоров от реальных игроков. Вот такие дела.

И, напоследок, хоть немного приоткроем закулису того сколько это всё стоит, о логике же действий разработчика даже не спрашивайте.

5. Где деньги, Зин?
После часов анализа ситуации с Highly Likely я решил посмотреть на финансовый аспект дела, ведь игры делаются, как бы кто не говорил, ради заработка. Было интересно хоть примерно посчитать стоимость игры, так как не зря же я учился на финансиста, да и в будущем не прочь заняться разработкой игр. Возвращаемся к Excel таблице (читаем также комментарии там) и смотрим данные посередине. Расчет стоимости проекта крайне приблизительный, но что мы знаем точно, так это о 9 участниках команды (информация тут), более 2 часов озвученных диалогов от не последнего диктора в Рунете Андрея Ярославцева и минимальной планке зарплаты в вакансиях разработчика в 60000 руб. Взяв во внимание вышестоящие факты и предположительные затраты времени каждого участника команды я вышел на сумму только лишь разработки в 5 280 000 руб. А раздача подарочных карт, накрутка и другие неизвестные нам PR активности обошлись в сумму, составляющую 251 082 руб. То есть, общие затраты составили 5 531 082,00 руб.(86200$).

А что ж с доходами? Тут еще сложнее, но о чем мы знаем точно — это о 5 реальных отзывах. Предположим, что отзывы пишет даже не 5% игроков, а всего лишь 2%. Добавим к ним средства, что вернулись от покупки игроками с накрученными отзывами, и возьмем за основу цену в России, составляющую 330 руб. Как результат — астрономический доход в 67 465,86 руб. И имеем убыток в размере 5 463 616,14 руб. или 85183$. Но я надеюсь, что проект успешен. Не так ли, Mikola Games?

Перед итогами предлагаю ознакомиться после всех расчетов пояснением от самих авторов про инди:

Итоги
Если честно, то и особо выводов у меня нет. Да, руководитель проекта лгал, да, накручивал, но это же его деньги, его история. Но что могу сказать точно, так это две вещи:

1) Играйте в хорошие игры и не покупайтесь на накрученные отзывы.
2) Если вы хотите разработать игру, то 100 раз подумайте. Тем более, если хотите потратить немаленькую сумму денег.
В сухом остатке мы имеем потерянные деньги, авторитет и время команды разработки. Если первые два еще можно наверстать, то время — уже нет.

Надеюсь, что мой текст кому то помог. Спасибо за внимание!

PS: Игру после 2 недель релиза до сих пор не могут пройти на Youtube ввиду наличия критических багов.

Оригинал статьи

Копия статьи на DTF с активным обсуждением (разработчики тоже засветились)

 

Лучшие комментарии

Есть за что плюсануть блог, есть за что минусануть.

Из плюсов:
1) Хорошая подача и действительно интересное расследование;
2) Нормальная смысловая разбивка на блоки, что не может не радовать — этого очень часто не хватает новых авторов.

Из минусов:
1) Оформление. Я не про скрины под спойлером, тут всё чётко, но из-за отсутствия хотя бы картинок-разграничителей, не так легко гриндить текст.
2) Уникальность материала. Материал на Twow и DTF вообще не отличается от написанного. Я не причисляю это к однозначным минусам — если ты хотел, чтобы история просто получила максимальную огласку, то всё окич. Если хотел залететь именно в блоги — тут больше приветствуется авторский материал, который сделан именно под СГ, а всё остальное напоминаем накрутку, уж не обижайся.
3) Блог обзорщиков — и мы тут были, и мы тут знаем. Это всё же не совсем обзор, а авторское расследование — было бы круто опубликовать его в личном блоге, он всё равно появится в ленте комментариев.

P.S.: Здесь реально вложено много усилий, и минусовать у меня рука просто не поднимется. Но есть нюансики, о которых я и Бэтс писали у себя в блогах — так что плюсануть тоже не могу, пушто материал сыровато обработан относительно формата портала. Можешь здесь уже ничего не менять, с почином тебя, но на будущее учти.
P.P.S.: И не забывай про Первый Комментарий!
спасибо за такой развернутый комментарий. в первом комментарии что то не разобрался(
Блог конечно отличный, но есть (на мой взгляд) одно но. Это приведённые тобой примеры накрученных отзывов. Честно говоря накрученным выглядит только один отзыв — тот что по середине.

Остальные два вполне себе типичные обзоры, которые есть в 99% играх стим. По ним, разве что можно попытаться вычислить возраст их авторов.

Да, и за отсутствие первого комментария тут иногда могут в минусах утопить.
Просто после публикации своего блога пиши любой комментарий под ним, «Первый Комментарий» — это просто классический пример. Комментарии поднимают обсуждение блога в ленте на сайте. Таким образом, куда не опубликуй, его увидят.
они накрученные не из-за содержания, а через факты наличия авторов обзоров в списках товарища накрутчика. даже есть сообщения на форумах авторов, что они написали обзор и получили деньги за игру
я решил посмотреть на финансовый аспект дела, ведь игры делаются, как бы кто не говорил, ради заработка.


Как сказал один человек -«Если мне срочно понадобятся деньги, то писательство — это последнее, что я буду рассматривать для заработка». Это относится ко всему творчеству.
Читай также