7 февраля 2020 7.02.20 5 67K

Кто такие эти ваши зомби и откуда появились?

+2
Зомби везде! Про них пишут книги, снимают фильмы. «Зомби» мы называем даже самых обычных людей. Так что же такое зомби, откуда они взялись и как сильно им удалось проникнуть в нашу повседневную жизнь? Ответы на эти вопросы вы узнаете в серии блогов, посвящённых зомби. А теперь запаситесь чаем с печенюшками и мы начинаем.

Понимание этой картинки придёт ближе к концу

Кто такие эти ваши зомби?
Зомби — это вымышленная нежить, созданная путем оживления трупа. Чаще всего зомби встречаются в произведениях жанра хоррор и фэнтези. Термин происходит от гаитянского фольклора, в котором зомби — это мертвое тело, оживленное различными методами, чаще всего магией. Современные описания воскрешения мертвых не обязательно включают в себя магию, часто они используют научно-фантастические методы, такие как переносчики(carriers), радиация, психические заболевания, патогены, паразиты, научные инциденты(scientific accidents) и т. д. В переносном смысле зомби может означать одержимого человека, который находится под сильным влиянием каких-либо убеждений, увлечений.

Идея зомби-подобных существ присутствует в некоторых южноафриканских культурах, где они называются xidachane на языке Sotho/Tsonga и maduxwane на языке Venda. В некоторых общинах считается, что умерший человек может быть зомбирован маленьким ребенком. Говорят, что заклинание может быть разрушено достаточно сильной сангомой, так называют народных целителей Южной Африки. В некоторых районах Южной Африки также считается, что ведьмы могут зомбировать человека, убивая и завладевая телом жертвы, чтобы принудить его к рабскому труду. После того, как были построены железнодорожные линии для перевозки трудовых мигрантов, появились истории о «поездах ведьм». Эти поезда выглядели обычными, но были укомплектованы зомбированными рабочими, управляемыми ведьмой. Поезда похищали человека, который садился в поезд ночью, а затем его либо зомбировали, либо избивали и выбрасывали из поезда на некотором расстоянии от первоначального места.

Значит, садишься ты такой в поезд, а тебя избивают, потому что ты ведьме не понравился, и выбрасывают. А тех, кого ведьма не выбрасывает, она… заставляет вечно сидеть в поезде для массовки? ГЕНИАЛЬНО!

На самом деле в различных культурах есть свои так называемые зомби, если вам интересно побольше узнать про скандинавских, китайских или же славянских зомби, дайте мне об этом знать в комментариях

Происхождение самого понятия «зомби» остаётся до конца неясным. Оно попало на Гаити через рабов, вывезенных в начале XVII века из западноафриканского государства Дагомея (современные Бенин и Нигерия). Точное происхождение слова до сих пор неизвестно. По одной версии — это искажённое «nzambi», что на африканских языках банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой — это видоизменённое западноафриканское диалектное «жамби», что значит «привидение». Существует также теория, по которой словом «зомби» когда-то называли огромного чёрного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости.

Хотел бы я посмотреть фильм, в котором зомби были бы огромные чёрные змеи, а не эти дряхлые трупы. Да, дед?

Название же восходит

к западноафриканским религиозным культам вуду, культивирующим представления о могущественных колдунах, способных воскрешать умерших людей и обращать их в рабство. Прообразами зомби в японской мифологии, возможно, стали духи бусо. Описание бусо звучит так, — «Это духи, поедающие человеческую плоть. Они возникают из людей, умерших от голода и рыщут по темным ночным улицам в поисках своих жертв. Практически лишены интеллекта, способны думать только о еде. Выглядят, как начинающие разлагаться трупы». Похоже на то, какими мы видим сегодня зомби в кино, не правда ли? А теперь забудьте это, ведь такими они станут ещё не скоро.

Немного про зомби в книгах и фильмах

Первое упоминание слова

«зомби» в англоязычной литературе относится к 1929 году. Именно тогда известный репортёр «Нью-Йорк Таймс» Вильям Сибрук издал книгу «Остров магии», вышедшей в серии «Путешествие не вставая с кресла». В «Острове магии» Сибрук описал свою жизнь в гаитянских джунглях в доме знаменитой колдуньи Маман Сели. Благодаря её доверию Сибрук смог лично присутствовать на многих вудуистских обрядах. В книге Сибрук охарактеризовал вуду как сложную смесь католицизма и западноафриканских поверий, включающую в себя магию и колдовство. Однако в книге, состоящей из четырёх частей, магии посвящена лишь одна. Она называется «Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника» и посвящена преимущественно зомбированию.

Вкратце, в этой главе фермер Констант Полинич (Constant Polynice) знакомит автора с местным фольклором. Фермер рассказывает об оборотнях, вампирах, огненных духах, сжигающих поля, и демонах. Сам Констант считает всё это чистым суеверием. Единственные существа, которых он считает реальными — это зомби. Он рассказывает, что особенности местных погребальных обрядов направлены на то, чтобы уберечь умершего от превращения в зомби. Так же фермер рассказывает и о самих зомби и о том, что они действительно работают на плантациях. Далее Констант приводит один случай, когда зомби работали у одного плантатора, но, попробовав еду со вкусом, осознали, что мертвы, и ушли. Далее автору показывают нескольких из предполагаемых зомби, после чего они с фермером рассуждают, действительно ли эти люди мертвы, или это какое-то психическое заболевание. Фермер показывает журналисту уголовный кодекс Гаити, в котором есть статья № 246 про насильственное введение человека в кому, которое карается как убийство, если человек был после этого похоронен, независимо от последующего результата.
Образованный фермер однако.
К сожалению, книга доступна только в оригинале. Глава про зомби находится на странице 92

В течение года книга Сибрука породила в Америке всплеск интереса к зомби. Уже в 1932-м году продюсерская компания Виктора Гальперина выпускает полнометражный фильм «Белый зомби» с Белой Лугоши в главной роли, действие которого происходит на Гаити и где повелителем страшных, потерявших волю и разум существ, работающих на плантациях тростника, является белый господин со светскими манерами.
Успех «Белого зомби» открыл неизведанную — и прибыльную — территорию для сценаристов ужастиков категории Б.

Фильм категории Б — малобюджетная коммерческая кинокартина, которая при этом не является ни артхаусом, ни порнофильмомФильмы категории Б — малобюджетная коммерческая кинокартина, которая при этом не является ни артхаусом, ни порнофильмом

Бесспорно успех фильма связан со всплеском интереса к зомби после «Острова магии», но отнюдь не только это сыграло создателям фильма на руку. Во многом фильм стал успешным благодаря новаторской рекламной кампании. Премьерные показы фильма проходили в Нью-Йорке в кинотеатре Риволи. В эти дни перед кинотеатром собралась огромная толпа зевак, которые смотрели, как по деревянному помосту под навесом безвольно ходят девять женщин в костюме и гриме зомби. Это были нанятые актрисы, которые ежедневно изображали героев фильма «Белый зомби». Тем временем из кинотеатра через репродуктор передавали звуки из фильма: шум работы на плантациях, пение цикад. Интересный факт, цитата про статью 246 из книги Сибрука использовалась в качестве рекламных материалов.

Поговорим немного о зомби из фильма. Интересно то, что это не те зомби, которых мы себе рисуем в голове. Они ведут себя неестественно, но выглядят совсем как люди. Так же стоит отметить, что они подчиняются колдуну, который и обратил их в «зомби». А если выстрелить в зомби, то он так и продолжит выполнять приказы, наверное только если выстрелить в голову, то зомбированный умрёт, но этого не было показано в фильме. И только если колдун умрёт зомбированный человек «исцелится».

В течение нескольких лет было снято с десяток фильмов о зловещих жрецах вуду, превращающих в зомби чернокожих мужчин и белых женщин. Шло время и страх перед эмигрантами уступил место страху перед коммунистами и нацистами, но зомби не исчезли с экранов: квазисоветские шпионы в «Короле зомби» (1941) и бывшие нацистские доктора в «Мести зомби» (1943) с помощью старых заклинаний и новой радиации стали создавать армии ходячих мертвецов для захвата Соединённых Штатов. Со временем у кинозомби оставалось всё меньше связей с их гаитянским происхождением и всё больше — с актуальными угрозами человечеству. Хотя в массовом сознании они по-прежнему ассоциировались с неким колдовством, оно стремительно теряло силу. Несмотря на это, кинематографисты продолжали эксплуатировать зомби во всех мыслимых жанрах, включая комедии и триллеры. В итоге ходячие мертвецы превратились в ходячую пародию. Хм, а что если бы инопланетяне управляли зомби? Блин, такой фильм уже есть. В фильме Эда Вуда «План 9 из открытого космоса» (1959) инопланетяне управляли зомби. После этого стало ясно: образ подвластных чужой воле покойников исчерпал себя.

Изображение живых мертвецов в современной культуре опирается на богатую литературную традицию, в том числе на такие книги, как «Герберт Уэст — реаниматор» Говарда Филлипса Лавкрафта, «Франкенштейн» Мэри Шелли и «Я — легенда» Ричарда Мэтисона.

Поговорим немного про эти произведения. В «Франкенштейне» воскрешение мертвых изображается не как мистический, а как научный процесс. Воскресшие мертвецы деградируют и становятся более жестокими по сравнению с их живыми прототипами. В серии рассказов «Герберт Уэст — реаниматор» фигурировал Герберт Уэст, сумасшедший ученый, который пытается оживить человеческие трупы со смешанными результатами. Примечательно, что воскресшие мертвецы неуправляемы, в основном немы, примитивны и чрезвычайно жестоки; хотя они не упоминаются как зомби, их изображение было провидческим, предвосхищая современную концепцию зомби на несколько десятилетий. Про «Я — легенда» мы поговорим подробнее в следующем блоге.

Тем не менее, современный архетип зомби — неразумных, но целеустремлённых воскресших мертвецов-людоедов, действующих, как правило, большими группами — был во многом определён фильмом Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» (хотя термин «зомби» в нём не используется). В последующие годы фильмы и книги о зомби выделились в самостоятельные поджанры фильмов ужасов и литературы ужасов, как правило, повествуя о крушении человеческой цивилизации и попытках небольшой группы людей выжить в окружении множества агрессивных зомби — зомби-апокалипсис.

Пример современного сериала с таким повествованием

В следующем блоге мы более глубоко познакомимся с зомби в различных произведениях. Я познакомлю вас с несколькими произведениями, определившими то, какими мы видим зомби сейчас и с литературным произведением Ричарда Матесона «Я — легенда», в котором образ зомби отличается от тех, с которыми вы уже знакомы.

Расскажу вам напоследок научную теорию о том, как гаитяне создают зомби

Гарвардский этноботаник Уэйд Дэвис в 1982 году решил отправиться на Гаити выяснить как это вообще возможно то превратить человека в зомби?

Интересный факт, что про его путешествие на Гаити в поисках того, что превращает людей в зомби, даже сняли фильм — «Змей и радуга» 1988 года. По итогу, написанные после возвращения Дэвисом научные работы подверглись сомнениям со стороны учёных. В своих работах он утверждал, что живой человек может быть превращен в зомби с помощью двух специальных порошков, вводимых в кровоток. Вместе эти порошки вызывают состояние, подобное смерти, в котором воля жертвы полностью подчиняется воле бокора. Дэвис также популяризировал историю о ясновидящем Нарциссе, который, как утверждалось, поддался этой практике. Наиболее этически сомнительный и наименее научно исследованный ингредиент порошков — это часть недавно похороненного детского мозга. Процесс, описанный Дэвисом, был начальным состоянием смерти, похожим на анабиоз, с последующим пробуждением-обычно после погребения-в психотическое состояние. Дэвис выдвинул гипотезу, что психоз, вызванный наркотиком и психологической травмой, укрепляет культурно усвоенные убеждения и заставляет человека восстанавливать свою идентичность как зомби, поскольку он «знает», что он мертв и не может играть никакой другой роли в гаитянском обществе. Дэвис выдвинул гипотезу о социальном подкреплении веры, чтобы подтвердить для зомби-индивида состояние зомби, и такие индивиды, как известно, околачивались на кладбищах, демонстрируя установки низкого аффекта.
По подробнее про исследования Дэвиса вы можете прочитать в английской википедии

Главная героиня сериала «Я — зомби»


Лучшие комментарии

Гарвардский этноботаник Уэйд Дэвис в 1982 году решил отправиться на Гаити выяснить как это вообще возможно то превратить человека в зомби?

И ни слова о фильме «Змей и радуга»…
Читай также