Outlast II: Обзор

Александр Бурсов 2017-05-03 19:30:08 46
Выпустив Outlast в 2013-м, до тех пор малоизвестный коллектив Red Barrels здорово повлиял на жанр ужасов. Причиной тому послужила простая, но элегантная формула, по которой у вас есть беззащитный герой с камерой вместо оружия, тонущие во мраке локации и неуязвимые враги — от этих ребят мы лишь бегаем и прячемся. Да крови, крови побольше… Вроде ничего сверхъестественного, но вместе с приличной графикой и успехом у публики Outlast принялась диктовать моду. От неудачного, как в Daylight, плагиата до осторожного цитирования в Resident Evil 7 и в сонме сделанных на коленке клонов — всюду аукается творчество канадских разработчиков. Посмотрим, удалось ли второй части затмить оригинал.
«Вы делаете вдох, выдох — будет всё хорошо».

Обострение чувств верующих

Оператор Блейк Лангерманн вместе со своей женой Линн отправляется в захолустье Аризоны, чтобы расследовать загадочное убийство девушки. Но по пути их вертолёт терпит крушение, Линн пропадает невесть куда, а Блейк, роняя слёзы и очки, пускается по её следу. Электричество в провинцию, где разворачивается действие, ещё не провели, так что тьма кругом — хоть глаз выколи. К счастью, видеокамера героя, как и в первой Outlast, снабжена режимом ночного видения — пускай он быстро расходует батарейки, в трёх соснах с ним уже не заблудишься. Также чудо техники помогает герою подслушивать отдалённые разговоры и хранит в памяти ключевые события. В огне не горит, в воде не тонет — короче, девайс на все случаи жизни. И лишь одно плохо — голову камерой никому не проломишь. А жаль.

Потому как завязка в духе «Секретных материалов» по мере развития сюжета превращается в ужастик вроде «Восставшего из ада» с примесью кинорепертуара Роба Зомби (Rob Zombie). Оказывается, деревня кишит религиозными фанатиками, которых хлебом не корми — дай кого-нибудь принести в жертву. И командует ими поистине инфернальный проповедник по имени Салливан Нот: лишь его портреты не опасно вывешивать в красных углах, и только на запись его изречений здесь позволено тратить бумагу. География и структура секты опираются на историю «Храма народов», трагически завершившуюся осенью 1978-го года, когда более девятисот фанатиков отправились на тот свет вместе со своим лидером Джимом Джонсом (Jim Jones). Но и без этой параллели в Outlast II видна работа над антуражем.

Если авторы намеревались обернуть в гротеск чрезмерное религиозное рвение, им это удалось на все сто. Вот вам безвольные тени, мычащие что-то о карах небесных, вот жуткая старуха Марта, убивающая жертв киркой, а вот и Его Воробейшество, единственный упитанный мужчина на десятки миль вокруг — прямо как Ким Чен Ын в КНДР. Бесов из девушек злодей изгоняет, понятно, в постели, поддерживая власть террором, избиением младенцев и набором цитат из Библии. А как вам противостояние условных христиан с настолько же условными сатанистами, разница между которыми чисто формальная? С другой стороны, Outlast II обыгрывает и конспирологию, в том числе воздействие на психику излучающих башен, — в общем, идейная глубина у игры такая, что дна не видать. Добавьте сюда цитирование всего, что приходит на ум в контексте, — от ветхозаветных пророков до «Сияния» Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick). И в таком-то котле вынужден вариться герой.
Судя по персонажам, Red Barrels не особо далеко ушла от темы дурдома.

Отсиживаться по шкафам, переводя дух, ему теперь некогда. Пускай разработчики разнообразили механизм пряток, разрешив Блейку залезать под кровати, прыгать в бочки, нырять на время под воду или попросту запирать за собой двери, вы с удивлением обнаружите, что враг тоже умеет ползать на четвереньках, плавать, да и высадить с разбега щеколду ему не так уж сложно. Поэтому, несмотря на многообразие закутков, абсолютно надёжных укрытий здесь нет, причём идущих по пятам фанатиков по мере движения к развязке не становится меньше. Чувства у них обострённые — если надо, разглядят героя во тьме затылком, а убивают парой ударов. Что сразу задаёт высокий темп: основное занятие в деревне маньяков — бег с препятствиями, изредка прерываемый галлюцинациями о школе, где развивается параллельная линия сюжета.

Моменты перехода из реальности в, скажем так, ассоциативный ад обставлены без монтажных склеек, так же органично, как и погони, — то дверь откроется не туда, то щупальца из колодца схватят Блейка под микитки. Иначе говоря, если сравнивать с первой частью, Outlast II представляет собой более осмысленное, драйвовое, цельное и значимое для культуры хорроров произведение. Но вот беда — всем плевать.

Пугайте меня семеро

Ведь посредством своего дебюта в 2013-м студия Red Barrels расставила силки, куда сама и угодила. Это же с подачи первой Outlast в моду вошли кровавые хорроры-аттракционы, где за каждым вторым углом поджидает «скример», а с каждого второго дерева свисает труп. Что в оригинале, что во второй части саспенс, то есть необходимое жанру нагнетание атмосферы, скомкан в бульонный кубик — вот вам минута на экспозицию, и понеслась. Только там это худо-бедно работало, поскольку было свежо, зато теперь стало общим местом большинства хорроров, а метод «оставляем самое вкусное, да побольше» в данном случае портит изысканность ощущений. Сами виноваты. Как раз из-за геймеров, наперебой меряющихся своей стрессоустойчивостью, разработчики хорроров устроили соцсоревнование — кто напугает быстрее, выше, сильнее. И, разумеется, наломали дров.
«Как прекрасен этот мир, посмотри!»

Не в смысле геймплея: сотрудники Red Barrels очень экономно относятся ко времени, которое вы проводите перед монитором, предлагая максимум эмоций на квадратный метр. Бабайки рассажены по углам со знанием дела, однако перестают ужасать, если вворачивать их каждые пять минут. Анатомический театр перестаёт вызывать отвращение, когда его филиалы открыты во всех подворотнях, а неубиваемых и проворных врагов боишься лишь до второго десятка смертей. Внезапное падение героя заставляет вздрогнуть, но повторите это дюжину раз — и получите комедию с Чарли Чаплином (Charlie Chaplin). Так что через два — три часа игра всё больше напоминает какой-нибудь зомби-экшен с погонями вроде Dying Light, под который невольно начинаешь ворчать: «Да оставьте меня в покое — я просто хочу узнать, чем всё закончится!»

Такая передозировка эффектов вкупе с тягой к реализму и куда большей, чем в оригинале, серьёзностью побуждает задавать вопросы. Например, что бы вы делали в ситуации, когда на кон поставлена жизнь близкого человека? Схватив те же вилы или грабли, разбросанные вокруг, ринулись бы в бой? Нет, отвечает Outlast II, вы бы астматично дышали и истерически скулили, драпая огородами от опасности. Ладно, шок, ранение — это можно понять, и поэтому хорроры вроде Resident Evil 7 или Alien: Isolation вооружают протагонистов не сразу. Однако поведение Блейка не меняется и на второй день пребывания в деревне. Как результат, герою не сочувствуешь, не ассоциируешь себя с ним — потому что фу быть таким. Для игры, демонстрирующей очень личную историю длиною в жизнь, для без пяти минут путешествия на край ночи сопляк в главной роли — будто пьяный тромбонист в духовом оркестре.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Парадокс: в Outlast II есть все компоненты идеального хоррора, но назвать игру действительно страшной язык не поворачивается — это как если бы кто-то назвал хоррором повесть Николая Гоголя. Вместо страха авторы предлагают нам нервное напряжение, что, согласитесь, не одно и то же. Когда нет карты и никто не показывает, куда именно нужно идти, — это, безусловно, напрягает. Столкновение с «боссом», повадки которого пока незнакомы, тоже создаёт напряжение. Гирлянды из кишок и чтение записок о творящихся в деревне бесчинствах, конечно же, держат в тонусе. От внезапной атаки маньяка-деревенщины впопыхах путаешь кнопки, от хрустнувшей во тьме ветки — вздрагиваешь, двери за собой на всякий случай запираешь, а едва садится последняя батарейка для камеры, начинаешь нервничать. Но перечисленные компоненты работают от силы час — полтора.
Видения героя намекают, что дьявол кроется в мелочах.

С другой стороны, Outlast II не назовёшь ни плохой, ни тем более провальной. Это насыщенный и динамичный триллер с дотошно проработанной вселенной, дающей сто очков форы психушке из первой части. Сцены насилия разработчики из Red Barrels изображают так, как умеют только они, — не скатываясь в пошлость фильмов категории B. Геймплей требует сноровки и быстрой реакции: здесь бежим, там падаем и проскальзываем сквозь дыру в заборе, а затем налево, в заросли. И что с того, что душа не сидит большую часть истории в пятках, а кровь не стынет в венах? Художественной ценности произведения это не отменяет, так что оно удачно дополнит коллекцию не только фаната интерактивной нервотрёпки, но и любого геймера, который ценит вещи, сделанные с душой.

Копию игры (страница в магазине) редакции StopGame.Ru подарили наши друзья — GOG.com, за что им отдельное спасибо.

Плюсы: интересный мир со своей мифологией и сюжет, за которым следишь; современная графика и достойная уважения работа со звуком; динамичность хорошо сочетается с погонями и прятками, а также создаёт напряжённые ситуации; ровная работа без багов и вылетов, качественная оптимизация.

Минусы: погони и насилие со временем приедаются; из-за быстрого темпа нет времени смаковать ужас; герой не вызывает сопереживания.

Другие новости

Комментарии

Игра получилась замечательной, отменная атмосфера ужаса и сюжет с двойным дном просто великолепны. Но сейчас сюда набегут фанатики проповедника Гальперова, которым он вчера в виде вспышки своего дешевого видеообзора извратил сознание и заставил осквернить этот великолепный шедевр.
Мое почтение и плюс вам сударь. Видно что в отличии от автора видеообзора вы человек здравомыслящий. Конечно сейчас этот уникум напишет целое полотно текста где будет умничать и доказывать свое, но это уже не имеет ни какого значения. Ибо становится понятно что товарищ не слишком умен, иначе-бы не стал делать подобных сравнений.)
Твоя предъява связанная с невозможностью дать отпор противником фигня и сродни мольбам добавить в шахматы огнестрельное оружие. У игры есть вполне четкая механика, ты не поверишь, из не возможности дать отпор противнику. Если ты хочешь конкретно от Outlast возможности дать отпор противникам, то возвращайся на овощеферму — нельзя просить Сальери быть Моцартом, потому что тогда не будет Сальери.
Стел игры не определяются вариативностью — это игры, в которых игрок может совершать сркытые дествия. Да и разве игра обещала вариативность? Я вот не помню, чтобы перед игрой был титр «В игре есть разные пути прохождения».

P.S.«Как игрок», запусти другую игру если не нравится эта. Или ещё лучше, догадайся что в сиквеле будет геймплей схожей с оригиналом, и не играй в продолжение.

P.S.S. Да и вообще, ставить в укор игре то, что не предусмотрено самой игрой, в своих личных «обзорах на», а не в обзоре для крупного портала. Достаточно пунктов, в чём ты не прав?
похвально? может я и от мафии 3 еще не отошел, но все же эта оценка не справедлива!скрипт на скрипте скриптом погоняема, вот чем характерна игра иибольше в ней ничего нет, проходняк не более
Эта игра вызвала из ада просто кучи сумасшедших «хорошая игра, плохая, не нравиться-нравиться, нет оружия, попса, совсем не страшно» Не нравиться просто пройди мимо, зачем писать свое экспертное мнение игра от этого не станет лучше и следующий раз игра выйдет точно такой же. Вирус критиканства. Игра просто неплохая, она имеет яркий антирелигиозный подтекст, имеет тонну отсылок к фильмам ужасов 80-х начала 90-х. Сюжет изобилует цитатами из библии и имеет крайне скомканный финал из которого сложно сделать вывод. По степени нагнетания ужаса для опытного задрота игра не будет представлять ничего нового, с этим явный недолет, скорее эта игра ближе к таким произведениям как Soma и Amnesia Machine for pigs нежели первый Отлуст.
Все комментарии