Лучшей игрой про супергероя из комиксов сегодня считается серия Batman от британской студии Rocksteady. Канадцам из Beenox осознавать это, наверное, особенно обидно. Ведь они еще с 2005-го года под крылом Activision делают игры про не менее значимого мужчину в обтягивающем трико, который в своей обычной ипостаси отзывается на имя Питер Паркер, а в героической известен всем как Человек-Паук. Но девелоперы до сих пор не добились тех же успехов, что и британцы. Вот и их очередная вариация на заданную тему — The Amazing Spider-Man 2, приуроченная к премьере одноименного фильма Марка Уэбба (Marc Webb), — не бьет рекорды продаж и не вызывает восторженных отзывов публики. Хотя определенные подвижки по сравнению с первой частью здесь все-таки произошли.
Как и в первой части, здесь в любой момент можно вернуться домой на поезде или на метро, чтобы сменить костюм и пообщаться с тетушкой.
Новый старый Человек-Паук
По своей механике и концепции это все та же The Amazing Spider-Man, которую мы видели в 2012-м году. Как и Batman: Arkham City, это экшен про летающего супергероя в открытом мире. Можно проходить сюжетные миссии либо порхать по Манхэттену в любом направлении, цепляясь паутиной за крыши и стены, чтобы собирать разбросанные повсюду странички комиксов и выполнять побочные задания.
Ассортимент последних чуть изменился и дополнился, но суть осталась прежней. Человек-Паук борется с уличной преступностью, спасает гражданских, ловит угонщиков и вытаскивает на ходу из машин заложников. Есть еще полеты на время, сбор аудиозаписей. И, конечно же, никуда не делись навыки Питера Паркера как внештатного фотографа местной газеты: периодически нас просят снять что-нибудь этакое (например, эмблему пресловутой корпорации «Оскорп»), вознаграждая дополнительными очками опыта.
Да-да, за все успешные действия Человек-Паук все так же получает «экспу» и постепенно становится сильнее, быстрее и проворнее. Мы изучаем новые умения, позволяющие, например, вырывать оружие из рук врагов или делать прочнее паутину, чтобы скованные ею противники не смогли освободиться. Отдельная ветка посвящена режиму особого зрения, в котором можно видеть недругов и важные предметы сквозь стены.
Ну а собственно геймплей все так же четко делится между экшеном и стелсом. Причем и то, и другое опять же вызывает ассоциации сами-понимаете-с-какими-играми. Наш супергерой ловко дерется одновременно с десятью врагами, вовремя уклоняется, контратакует, проводит эффектные добивания, когда счетчик комбо достигнет нужного уровня. И метко метает в неприятелей свой бэтаранг… ой, простите, паутину. Когда же приходит время действовать скрытно, чтобы не спугнуть противников и не позволить им, например, убить заложника, Человек-Паук может не только подкрасться и тихо вырубить сзади, но и свеситься с какой-нибудь балки вниз головой, чтобы без лишнего шума и пыли превратить в аккуратный кокон зазевавшегося бандюгу.
Стелс-возможностей тут меньше, чем в любой части Batman: нельзя, например, прятаться под решетками в полу.
Старые враги и новые друзья
Естественно, в The Amazing Spider-Man 2 появился новый сюжет, который, впрочем, не имеет прямого отношения к событиям одноименного фильма. Идя по следу убийцы дяди Бена, Питер Паркер выходит на более крупную рыбу — в городе объявился некий киллер, зверски расправляющийся с известными преступниками. Одновременно назревает новая война банд, в том числе с активным участием пресловутой «русской мафии». А корпорация «Оскорп» запускает достаточно странную программу по борьбе с преступностью, в рамках которой Человек-Паук также объявляется вне закона. Чтобы справиться со всем этим, наш герой вынужден сотрудничать с известным русским охотником Кравеном.
Новая история подается чуть интереснее, чем в первой части. Так, теперь мы можем играть за Питера Паркера в его, так сказать, обычной ипостаси. В качестве внештатного фотокора он, в частности, посещает сначала логово Кравена, а потом и светский прием в театре, где беседует с дамами и старыми знакомыми. При этом в диалогах разрешили выбирать реплики.
Ну и сами сюжетные миссии выглядят чуть разнообразнее: унылых путешествий по вентиляционным шахтам стало меньше, зато появилось больше стелса. При этом салочки с врагами реализованы более доступно — теперь не нужно разбрасывать паутину и ждать, когда зазевавшийся бандит угодит в нее.
Иногда ориентироваться в пространстве мучительно сложно.
Супергерой или суперзлодей?
Однако главное нововведение второй части — это, безусловно, появление системы репутации. Теперь если вы выполняете разные побочные миссии и помогаете городу бороться с преступностью, то авторитет Человека-Паука растет: он смотрит хвалебные сюжеты о себе по местному телевидению и получает «героические бонусы», которые увеличивают мощь его суперкостюма. Если же регулярно проваливать такие задания или вовсе не обращать на них внимания, то карма начнет постепенно падать. А чем больше она попадает в отрицательную, красную зону, тем злее реагируют на Человека-Паука патрули спецназа, которые теперь охраняют город. Летающие дроны, завидев нашего супергероя, сразу открывают огонь на поражение.
Понятно, что таким образом авторы хотели решить давнюю проблему всех игр в открытом мире, когда игроку просто неинтересно и лень исследовать все эти просторы и выполнять разные побочные задания. И частично они ее решили. Желание набрать побольше героических бонусов поначалу действительно захватывает, а осознание того факта, что ты не успел вовремя вытащить всех погорельцев из пожара или отреагировать на перестрелку в центре города, и теперь про тебя плохо напишут в газетах, а спецназ начнет обстреливать при первом появлении, — искренне огорчает.
Но это достаточно быстро проходит. Ведь задания регулярно повторяются, а город по-прежнему остается безжизненным нагромождением зданий, обитатели которого только и умеют, что кричать при вашем появлении: «Ой, смотрите, это Человек-Паук!» Рано или поздно появляется одно желание: поскорее добраться до очередной сюжетной миссии, игнорируя и красные маркеры на карте, и уходящую вниз карму, и преследующие вас патрули. Благо обновленное управление позволяет быстрее и эффективнее перемещаться по городу, так что уйти от погони будет несложно.
Отреагировать на каждую побочную миссию в городе можно в течение определенного времени. Потом задание исчезнет, а ваша репутация снизится.
В итоге The Amazing Spider Man 2 застывает где-то на полпути к планке, установленной Rocksteady. Здесь больше разнообразия в сюжетных миссиях, интересная система репутации и достаточно эффектный экшен. Но в проработке деталей, в режиссуре, в атмосфере игра по-прежнему проигрывает любой части Batman. А по зрелищности драк с «боссами» она уступит и самой себе образца двухлетней давности — таких захватывающих сражений с огромными роботами, какими встречала нас первая The Amazing Spider Man, в сиквеле попросту нет.
Плюсы: обновленное управление; возможность поиграть за «обычного» Питера Паркера; более понятный и доступный стелс; зрелищные сражения. Минусы: не так много нововведений по сравнению с первой частью; не слишком высокая интерактивность окружающего мира; клонированные задания; меньше запоминающихся дуэлей с «боссами».