Новый Год — время чудес. Именно чудом можно назвать внезапно свалившийся на голову выход альфа-версии DayZ Standalone. Конечно, Дин Холл (Dean Hall) обещал выпустить «альфу» до конца года, но подобных заявлений от создателя самой популярной модификации для ArmA 2 мы уже наслушались немало и относились к его словам соответственно. Однако за неделю до католического Рождества в Steam появилась возможность познать все прелести тестирования ранней сборки DayZ SA — всего за каких-то жалких 999 рублей.
Случайная встреча с не совсем вежливыми девушками. Придется терпеть оскорбления — новые знакомые могут и пристрелить.
PLEASE DO NOT PURCHASE IT
Продукты за авторством Bohemia Interactive всегда было модно ругать за ошибки и недоделки. После триумфа DayZ и, как следствие, широкого распространения никогда не хваставшейся большими продажами ArmA 2 поток шуточек про «перезарядку топора» и «ломание ног на лестнице» только нарастал и не думал прекращаться — как будто в игре не нашлось других тем, достойных обсуждения. Столь «оригинальный» юмор, раньше раздражавший лишь отъявленных армафанов, теперь стал костью в горле и у остальной адекватной публики. Не будем опускаться до подобных пошлостей — баги есть, их много, но лучше принять это как данность и относиться к возможным конфузам спокойно. Самого Рокета, судя по всему, подобная «критика» достала не меньше нашего — не зря на страничке DayZ в Steam красуется надпись «не покупай меня, я забагованная преальфа!».
Странно, конечно, что за весьма немалый срок разработки отдельного продукта все эти шероховатости до сих пор не заглажены — но, видимо, сложную архитектуру игры непросто обуздать, даже имея умелую команду и неплохой бюджет. Впрочем, нельзя сказать, что авторы сидели сложа руки. Изменения по сравнению с модом даже на столь раннем этапе весьма и весьма значительные.
Терра инкогнита
Первое, что бросается в глаза, — это изменения в графике и переделанная карта. За основу DayZ был взят модифицированный Real Virtuality 3, использовавшийся в другой игре Bohemia — Take on Helicopters. Можно сказать, это переходный этап от движка второй «Армы» к третьей части. Трава стала зеленее, текстуры — более четкими, а погодные эффекты и небо теперь выглядят совсем «как в жизни».
Новое слово в чернорусской архитектуре. Зайти можно в каждую квартиру, но за такое великолепие придется платить возросшей нагрузкой на «железо».
Тем не менее графика ArmA 2 вполне узнаваема — впрочем, со здешними масштабами лучшего желать как-то глупо, баланс между размерами карты и качеством картинки выдержан без перекоса в ту или иную сторону. Не оставили без улучшений и детализацию локаций — можно сказать, что перед нами несколько другая Черноруссия, нежели та, к которой мы уже привыкли.
Нет, основные города и деревни на месте, рельеф тоже глобальных изменений не претерпел — это по-прежнему восточноевропейская местность с милыми сердцу каждого нашего соотечественника постройками, указателями на русском языке и прочими приметами одной из стран соцлагеря. Но практически каждый населенный пункт увеличился в размерах, ландшафт стал более проработанным, добавились новые типы домов, а возле Черногорска появился целый микрорайон из высоток. И наконец, самое главное — все здания теперь «входибельны», в том числе и эти многоэтажки!
Благодаря этому карта кажется незнакомой и совершенно по-другому выглядит процесс сбора «лута» по окрестностям — приходится обшаривать каждую комнату в каждом доме, что занимает немало времени, особенно ночью. Плюс шансы найти что-то по-настоящему ценное совсем ничтожные: немного пищи и простейшее оружие вроде молотка или топора — максимум, чем можно пополнить свой инвентарь, если оставаться у побережья. Как и раньше, игра гонит нас на север — только там можно найти нормальное оружие, но там же и больше других охотников за добычей, что не преминут пристрелить менее удачливого выживальщика.
Остаться в живых
Вообще, по сравнению с модом чувствуется больший упор именно на выживание, нежели на перестрелки с людьми или борьбу с мертвяками. Вовремя не остановленное кровотечение — смерть, отсутствие пищи и воды — смерть, заражение инфекцией — смерть. Восстановить жизненные силы поеданием мяса не получится: животных, на которых можно охотиться, здесь еще нет, а для переливания крови нужно знать ее группу и искать донора с такой же.
Одна из первых находок. Вообще, судя по количеству и разнообразию масок в игре, выпуском именно этой продукции занимался завод в Электрозаводске.
Умереть от жажды и голода или замерзнуть холодной ночью в лесу куда проще, чем словить пулю либо попасть на обед зомби. Последние стали передвигаться заметно медленнее, от них можно убежать, да и популяция заметно скромнее — в небольшой деревне можно встретить пару-тройку любителей свежей человечины, а не целый десяток, как раньше. Что касается людей, то на юге карты жуткий дефицит оружия и патронов, вряд ли кто захочет тратить их на новичка, с которого и снять-то нечего, кроме штанов, а до севера Черноруссии, где «лута» побольше, еще надо добраться живым, что удается далеко не всем.
Именно этого — сделать игру про «выживач», а не «контрстрайк с зомбями» — и добивается Рокет, судя по многочисленным интервью. Как раз в этом главное различие standalone-версии и мода, а вовсе не в новой карте или измененной системе инвентаря.
Вышеупомянутый инвентарь похож на то, что мы видели в третьей «Арме», — предметы теперь имеют кроме веса еще и объем, их можно комбинировать и использовать не только по прямому назначению. Например, футболка при необходимости рвется на лоскуты для перевязки, а «стволы» (которых, к слову, пока совсем немного) можно модифицировать — навесить прицел, подствольный гранатомет или фонарик. Есть и одежда, причем это не один элемент снаряжения, а несколько: обувь, штаны, футболка, верхняя одежда, головной убор. Теперь нет одинаковых «кепок» или «бандитов» — каждый одевается как хочет. Но поначалу, спасаясь от холода, придется напяливать на себя все, что удастся найти. Наконец, самый главный предмет — это рюкзак; чем вместительнее, тем лучше, ведь именно от того, как много «хабара» сможет утащить на себе игрок, напрямую зависит продолжительность его жизни.
Окно снаряжения теперь выглядит именно так. Интерфейс, как видим, нуждается в серьезной доработке.
Брать DayZ Standalone сейчас имеет смысл только в двух случаях: если вы на самом деле хотите участвовать в альфа-тестировании, искать ошибки и отправлять информацию о них разработчикам, то есть заниматься не самым легким делом, либо если есть большое желание подарить Рокету и компании свои деньги авансом. Игра пока очень и очень сырая, контента совсем мало — понятно, почему Bohemia не хотела выпускать ее раньше. Неясно только, чем все это время занимались авторы, — любительские модификации оригинального мода во многом превосходят «альфу», которую делают уже второй год. Все ее преимущества на данный момент лишь за счет нового движка и сопутствующих глобальных изменений.
Со временем standalone-версия может стать великолепной во всех отношениях игрой, только вот та неторопливость, с которой Дин Холл работает над своим творением, внушает сомнения в успехе. Конкуренты не стоят на месте, а после сырой «альфы» можно потерять интерес к проекту, каким бы замечательным он ни получился.
В DayZ смерть — это не конец игры, после можно возродиться и снова путешествовать по просторам Чернорусии. Да и вообще в этой игре нет сюжета, а значит и нет конца, это же ММО.
О какиех сгорания и падениях идёт реч сударь7 если вы о том как он умер во 2-й чести то он не входил в атмосферу планеты и тем более не падал на неё. он алтался на её орите, где его и нашёл цербер.