MISIDE: Обзор нашумевшего аниме-хоррора из России

Кирилл Волошин 2024-12-22 09:37:13 43

Российский аниме-хоррор от двух друзей-разработчиков из AIHASTO неожиданно порвал Steam: меньше, чем за неделю собрал почти 12 тысяч обзоров, 98 % из которых — положительные, попал в топ-10 продаж в китайском и российском сегменте площадки, а его пиковый онлайн достиг более 17 тысяч игроков — больше, чем, например, у Indiana Jones and the Great Circle. Продвижением MiSide в Японии по своей инициативе вызвалось заниматься аниме-отделение старейшей японской кинокомпании Shochiku, на которую когда-то работал Акира Куросава (Akira Kurosawa). В чём же причины успеха?


Если вдуматься, то ничего неожиданного в таком успехе нет — в MiSide фигурируют няшные девочки в коротких юбочках, которые смотрят на игрока глазами кота из «Шрека», тянут за руку и просят с ними остаться, а потом могут воткнуть вам нож в живот. Ну и, конечно, явственно чувствуется вайб Doki Doki Literature Club!.

Именно поэтому я поначалу скептически относился к MiSide. Что может быть проще — сыграть на чувствах таких скуфов, как я, или хикикомори, как многие молодые люди в той же Японии (и не только), которые сутками сидят дома, зависают в играх и давно не видели живых девушек? Берём симпатичную аниме-тяночку, дорисовываем к её улыбке и большим глазам нож, который она держит за спиной, обильно заправляем всё это постмодернизмом и попытками сломать четвёртую стену… Согласитесь, выглядит это как откровенная манипуляция.

Тем более что авторы MiSide в интервью одному из наших читателей сами признались: дескать, они не представляют, как сделать игру известной, если она не будет хоррором. А уж если, добавлю я от себя, поместить туда симпатичную вайфу, то внимание к проекту гарантированно. Неспроста многие аниме-хорроры стабильно пользуются популярностью и приобретают культовый статус — достаточно вспомнить Catherine, Corpse Party, да и ту же Doki Doki.

В MiSide в роли тян, у которой при каждом движении волнительно колышется короткая юбочка, выступает девушка Мита — главный герой играет на телефоне в некую смесь тамагочи и симулятора свиданий, где нужно ухаживать за девушкой, помогать ей убираться в комнате, делать подарки и так далее. Так часто играем и так Мита это полюбила, что через несколько дней она…переносит нас в игру, в свою розовую спальню.

Многие, уверен, на этом месте подумали, что MiSide на самом деле порноигра. В редких негативных комментариях так и пишут — мол, думал, что это порно, а оказалось, нет. Действительно, несмотря на все томные взгляды и волнительные взмахи юбочкой, у Миты на нас другие планы. Максимум мы развлекаемся с ней на диване, играя в приставку, а ещё помогаем на кухне, вместе кушаем и мило общаемся. Хотя и странности начинаем замечать.

Мита то и дело просит с ней остаться, а когда мы отказываем (при первом прохождении других вариантов просто нет), то странностей становится ещё больше. Вскоре на сцену выходит Безумная Мита, и начинается «настоящая» игра. Пытаясь сбежать, мы путешествуем по разным версиям этой виртуальной тюрьмы и по ходу встречаем разных Мит.

Среди них есть жуткие и уродливые, но и забавных хватает. Одна весёлая и активная, другая спит на ходу (это надо видеть!), третья называет себя Милой, важно поправляет очки и представляет собой этакую всезнайку. И это далеко не все Миты.

Знаем, видели, но ещё посмотрим

Сам геймплей исполнен качественно, пусть даже многое мы уже видели в различных вариациях — зловещий оскал на милом личике; прятки с девочкой-убийцей, сжимающей нож в ручке; путешествия по сюрреалистичным лестницам и лабиринтам; манекены, которые преследуют тебя, но останавливаются, если на них посмотреть.

Я уже не говорю о классических скримерах и зацикленных коридорах с проступающими на стенах надписями — тут у нас сознательная и при этом очень классная цитата из P.T. Есть также отсылки к Papers, Please, The Witness и другим играм.

Кроме того, в MiSide огромное количество мини-игр. Ими нагружают по поводу и без — на приставке, телефоне, на кухне за столом или в игровом автомате. Есть аркадные развлечения, файтинг и даже шутер в духе Quake III, который даже начинается с такого же пролёта камеры через локацию к игроку.

Многие активные действия также реализованы с помощью мини-игр, которые нужны не для развлечения, а для продвижения по сюжету.

В какой-то момент мы вообще попадаем в визуальную новеллу. И это одна из лучших частей MiSide. То, как авторы обыграли эту ситуацию, как сломали при этом четвёртую стену и весело спародировали типичную, особенно для русских ВН, графоманию, — это заслуживает отдельных аплодисментов. Давно я так не смеялся.

Да геймплей не уникален для хорроров. Но заимствования, отсылки и собственные фишки грамотно расставлены и соединены в работающий механизм, где нет почти ничего лишнего. Бывает, не очень понимаешь, чего хотят авторы, но каждый раз оказывается, что это я тупил, а не разработчики.

Скримеры, конечно, классические и по большей части предсказуемые — в большинстве случае точно знаешь, где их ждать, поэтому заранее начинаешь себя успокаивать. Но всё равно материшься и вздрагиваешь. Да и с фантазией у авторов всё хорошо — это проявляется во многих вещах от оформления субтитров до дизайна некоторых версий Миты.

Не Doki Doki, но тоже хорошо

В общем, мой первоначальный скепсис в отношении MiSide быстро исчез, а заготовленные сравнения с Doki Doki Literature Club! пришлось заметно сократить. И всё же от них не уйти. Конечно, MiSide другая — менее литературная, постмодернистская и философская (хотя претензии на философичность и даже некоторое морализаторство присутствуют), более мейнстримовая, цирковая, если хотите (по количеству отсылок, мини-игр и элементов), разнообразная и современная.

Но чувствуется сходство в атмосфере, стиле и отчасти в тематике. Кроме того, авторы MiSide используют некоторые похожие приёмы, чтобы сломать четвёртую стену, — речь не только про визуальные глюки. В какой-то момент нас заставляют кое-что сделать в реальном мире, чтобы влиться в армию культистов, прославляющих великую Миту. Это не так изощрённо, как удалять файлы Моники в Doki Doki Literature Club! или соглашаться на уничтожение своих сейвов в NieR: Automata, но тоже впечатляет.

А самое главное, что в MiSide такой же большой фокус на характерах. Пожалуй, в Doki Doki они более сложные, но и Миты получились очень живыми и запоминающимися.

Над всеми стоит тень Безумной Миты, тайну которой и предстоит разгадать. И всех (ну, почти), даже уродливых, по-своему жалко. Когда тебя берёт за руку маленькая, страшненькая и в буквальном смысле обрезанная (у неё нет глаза и одной руки) Мита и просит остаться, то у тебя сквозь страх всё равно ёкает что-то отеческое в сердце. А уж когда Мила-ботаничка, поняв, что мы уходим, вдруг сменила тон, опустилась на пол и заплакала, жалуясь на своё одиночество, то я довольно долго стоял над ней и пытался нажать что-нибудь, чтобы присесть рядом и обнять её…

И это для меня главный секрет успеха MiSide — во многих образах узнаёшь девушек, которых видел и встречал в жизни, в них веришь, им сопереживаешь. Да и герою тоже. Именно поэтому у Миты и её версий так много поклонников, а игроки строят теории по поводу сюжета и лора, обсуждают, кому какая больше понравилась и задаются вопросами: например, что же в итоге случилось с Милой (мне тоже интересно)?

В игре несколько концовок, но их явно мало. И в целом чувствуется какая-то недосказанность. Авторы будут работать над новыми вариантами финала. Плюс добавят мирный режим в духе тамагочи и поправят систему сохранений — это одна из редких проблем игры. Вторая просьба к разработчикам: вычитайте тексты или отдайте их корректору!

Успех MiSide вполне заслужен. Для меня игра всё равно останется в какой-то мере манипулятивной, но это не претензия, а констатация факта — таковым является всё жанровое аниме, рассчитанное на мальчиков или на девочек, на юношей, взрослых мужчин, женщин и так далее. Но авторам MiSide удалось создать действительно ярких, запоминающихся персонажей — настолько живых и колоритных девушек, что какая-нибудь из Мит обязательно попадёт в интернет-фольклор и в топы самых обаятельных и привлекательных или самых криповых. Вам, кстати, какая больше понравилась?

Плюсы: интригующая история; яркие девушки; немного казуальный и местами вторичный, но разнообразный, увлекательный и насыщенный геймплей; игра умеет пугать и нагнетать атмосферу; множество мини-игр, в которые можно рубиться независимо от сюжета; отличная японская и русская озвучка (разве что голос главного героя в русской локализации мог бы быть пободрее).

Минусы: нет той нелинейности и системы симпатий, какие были в Doki Doki Literature Club! (впрочем, игра и не совсем про это); не очень удобная система сохранений; ошибки в текстах.

Другие новости

Комментарии

С учетом того, насколько негативно социальные сети влияют на людей, провоцируя одебиливание масс, не удивительно, что алгоритмы Тиктока продвигают всякий мусор.А мусору для анимешников еще легче оседлать алгоритмы Тиктока.Я бы запретил Тикток, без шуток. Все социальные сети это зло, но Тикток это настоящая бездна.
Упоминание DokiDoki, но нет упоминание Kimi to Kanojo to Kanojo no Koiпереносит нас в игру, в свою розовую спальню.И после чего гг начинает её избивать? Я бы выбрал этот вариант, ибо у меня жуткое такое желание постоянно, когда смотрю аниме или читаю новеллу или играю в аниме игры.
Очень скучная и предсказуемая игра. Популярна только из-за кучи стримеров. А обзор, прям пахнет отчаянным анимэшником.
Невероятный анимешный кал к сожалению, лишь пародия на игровой продукт.
Ну т.е. это ещё и политика партии такая. Жаль что вы буквально копируете стратегию двух не очень умных беларусов. Я думал СГ немного более лучше.
Все комментарии