Российский аниме-хоррор от двух друзей-разработчиков из AIHASTO неожиданно порвал Steam: меньше, чем за неделю собрал почти 12 тысяч обзоров, 98 % из которых — положительные, попал в топ-10 продаж в китайском и российском сегменте площадки, а его пиковый онлайн достиг более 17 тысяч игроков — больше, чем, например, у Indiana Jones and the Great Circle. Продвижением MiSide в Японии по своей инициативе вызвалось заниматься аниме-отделение старейшей японской кинокомпании Shochiku, на которую когда-то работал Акира Куросава (Akira Kurosawa). В чём же причины успеха?
Если вдуматься, то ничего неожиданного в таком успехе нет — в MiSide фигурируют няшные девочки в коротких юбочках, которые смотрят на игрока глазами кота из «Шрека», тянут за руку и просят с ними остаться, а потом могут воткнуть вам нож в живот. Ну и, конечно, явственно чувствуется вайб Doki Doki Literature Club!.
Именно поэтому я поначалу скептически относился к MiSide. Что может быть проще — сыграть на чувствах таких скуфов, как я, или хикикомори, как многие молодые люди в той же Японии (и не только), которые сутками сидят дома, зависают в играх и давно не видели живых девушек? Берём симпатичную аниме-тяночку, дорисовываем к её улыбке и большим глазам нож, который она держит за спиной, обильно заправляем всё это постмодернизмом и попытками сломать четвёртую стену… Согласитесь, выглядит это как откровенная манипуляция.
Тем более что авторы MiSide в интервью одному из наших читателей сами признались: дескать, они не представляют, как сделать игру известной, если она не будет хоррором. А уж если, добавлю я от себя, поместить туда симпатичную вайфу, то внимание к проекту гарантированно. Неспроста многие аниме-хорроры стабильно пользуются популярностью и приобретают культовый статус — достаточно вспомнить Catherine, Corpse Party, да и ту же Doki Doki.
В MiSide в роли тян, у которой при каждом движении волнительно колышется короткая юбочка, выступает девушка Мита — главный герой играет на телефоне в некую смесь тамагочи и симулятора свиданий, где нужно ухаживать за девушкой, помогать ей убираться в комнате, делать подарки и так далее. Так часто играем и так Мита это полюбила, что через несколько дней она…переносит нас в игру, в свою розовую спальню.
Многие, уверен, на этом месте подумали, что MiSide на самом деле порноигра. В редких негативных комментариях так и пишут — мол, думал, что это порно, а оказалось, нет. Действительно, несмотря на все томные взгляды и волнительные взмахи юбочкой, у Миты на нас другие планы. Максимум мы развлекаемся с ней на диване, играя в приставку, а ещё помогаем на кухне, вместе кушаем и мило общаемся. Хотя и странности начинаем замечать.
Мита то и дело просит с ней остаться, а когда мы отказываем (при первом прохождении других вариантов просто нет), то странностей становится ещё больше. Вскоре на сцену выходит Безумная Мита, и начинается «настоящая» игра. Пытаясь сбежать, мы путешествуем по разным версиям этой виртуальной тюрьмы и по ходу встречаем разных Мит.
Среди них есть жуткие и уродливые, но и забавных хватает. Одна весёлая и активная, другая спит на ходу (это надо видеть!), третья называет себя Милой, важно поправляет очки и представляет собой этакую всезнайку. И это далеко не все Миты.
Сам геймплей исполнен качественно, пусть даже многое мы уже видели в различных вариациях — зловещий оскал на милом личике; прятки с девочкой-убийцей, сжимающей нож в ручке; путешествия по сюрреалистичным лестницам и лабиринтам; манекены, которые преследуют тебя, но останавливаются, если на них посмотреть.
Я уже не говорю о классических скримерах и зацикленных коридорах с проступающими на стенах надписями — тут у нас сознательная и при этом очень классная цитата из P.T. Есть также отсылки к Papers, Please, The Witness и другим играм.
Кроме того, в MiSide огромное количество мини-игр. Ими нагружают по поводу и без — на приставке, телефоне, на кухне за столом или в игровом автомате. Есть аркадные развлечения, файтинг и даже шутер в духе Quake III, который даже начинается с такого же пролёта камеры через локацию к игроку.
Многие активные действия также реализованы с помощью мини-игр, которые нужны не для развлечения, а для продвижения по сюжету.
В какой-то момент мы вообще попадаем в визуальную новеллу. И это одна из лучших частей MiSide. То, как авторы обыграли эту ситуацию, как сломали при этом четвёртую стену и весело спародировали типичную, особенно для русских ВН, графоманию, — это заслуживает отдельных аплодисментов. Давно я так не смеялся.
Да геймплей не уникален для хорроров. Но заимствования, отсылки и собственные фишки грамотно расставлены и соединены в работающий механизм, где нет почти ничего лишнего. Бывает, не очень понимаешь, чего хотят авторы, но каждый раз оказывается, что это я тупил, а не разработчики.
Скримеры, конечно, классические и по большей части предсказуемые — в большинстве случае точно знаешь, где их ждать, поэтому заранее начинаешь себя успокаивать. Но всё равно материшься и вздрагиваешь. Да и с фантазией у авторов всё хорошо — это проявляется во многих вещах от оформления субтитров до дизайна некоторых версий Миты.
В общем, мой первоначальный скепсис в отношении MiSide быстро исчез, а заготовленные сравнения с Doki Doki Literature Club! пришлось заметно сократить. И всё же от них не уйти. Конечно, MiSide другая — менее литературная, постмодернистская и философская (хотя претензии на философичность и даже некоторое морализаторство присутствуют), более мейнстримовая, цирковая, если хотите (по количеству отсылок, мини-игр и элементов), разнообразная и современная.
Но чувствуется сходство в атмосфере, стиле и отчасти в тематике. Кроме того, авторы MiSide используют некоторые похожие приёмы, чтобы сломать четвёртую стену, — речь не только про визуальные глюки. В какой-то момент нас заставляют кое-что сделать в реальном мире, чтобы влиться в армию культистов, прославляющих великую Миту. Это не так изощрённо, как удалять файлы Моники в Doki Doki Literature Club! или соглашаться на уничтожение своих сейвов в NieR: Automata, но тоже впечатляет.
А самое главное, что в MiSide такой же большой фокус на характерах. Пожалуй, в Doki Doki они более сложные, но и Миты получились очень живыми и запоминающимися.
Над всеми стоит тень Безумной Миты, тайну которой и предстоит разгадать. И всех (ну, почти), даже уродливых, по-своему жалко. Когда тебя берёт за руку маленькая, страшненькая и в буквальном смысле обрезанная (у неё нет глаза и одной руки) Мита и просит остаться, то у тебя сквозь страх всё равно ёкает что-то отеческое в сердце. А уж когда Мила-ботаничка, поняв, что мы уходим, вдруг сменила тон, опустилась на пол и заплакала, жалуясь на своё одиночество, то я довольно долго стоял над ней и пытался нажать что-нибудь, чтобы присесть рядом и обнять её…
И это для меня главный секрет успеха MiSide — во многих образах узнаёшь девушек, которых видел и встречал в жизни, в них веришь, им сопереживаешь. Да и герою тоже. Именно поэтому у Миты и её версий так много поклонников, а игроки строят теории по поводу сюжета и лора, обсуждают, кому какая больше понравилась и задаются вопросами: например, что же в итоге случилось с Милой (мне тоже интересно)?
В игре несколько концовок, но их явно мало. И в целом чувствуется какая-то недосказанность. Авторы будут работать над новыми вариантами финала. Плюс добавят мирный режим в духе тамагочи и поправят систему сохранений — это одна из редких проблем игры. Вторая просьба к разработчикам: вычитайте тексты или отдайте их корректору!
Успех MiSide вполне заслужен. Для меня игра всё равно останется в какой-то мере манипулятивной, но это не претензия, а констатация факта — таковым является всё жанровое аниме, рассчитанное на мальчиков или на девочек, на юношей, взрослых мужчин, женщин и так далее. Но авторам MiSide удалось создать действительно ярких, запоминающихся персонажей — настолько живых и колоритных девушек, что какая-нибудь из Мит обязательно попадёт в интернет-фольклор и в топы самых обаятельных и привлекательных или самых криповых. Вам, кстати, какая больше понравилась?
Плюсы: интригующая история; яркие девушки; немного казуальный и местами вторичный, но разнообразный, увлекательный и насыщенный геймплей; игра умеет пугать и нагнетать атмосферу; множество мини-игр, в которые можно рубиться независимо от сюжета; отличная японская и русская озвучка (разве что голос главного героя в русской локализации мог бы быть пободрее).
Минусы: нет той нелинейности и системы симпатий, какие были в Doki Doki Literature Club! (впрочем, игра и не совсем про это); не очень удобная система сохранений; ошибки в текстах.