В этом выпуске вас ждут JRPG от сценаристов Final Fantasy, забавный симулятор офисного планктона, депрессивное приключение в духе Hellblade, хоррор, который мог бы стать интерактивной иллюстрацией к песне «Лондон, гудбай!», соулслайк в формате экохоррора, слэшер про геноцид единорожков, симулятор настоящего детектива и другие интересные игры.
Чем интересна: весёлый симулятор офисного планктона.
Dale & Dawson Stationery Supplies напоминает Among Us, только здесь игроки ищут не предателей на космическом корабле, а лентяев в офисе. Все делятся на менеджеров, которые всем управляют и увольняют бездельников; специалистов, выполняющих задачи и помогающих компании расти; и на собственно лентяев. Последним интереснее всего, ведь нужно играть в офисе, зависать в Интернете, всячески отлынивать от работы или даже саботировать её, но при этом с умным видом сидеть на планёрках и собраниях. Знакомо, не правда ли?
В игре встречаются баги, зато тут очень весело. Лентяи могут прятаться в туалете и устраивать пожар, чтобы скрыть следы. Кроме того, есть внутриигровой голосовой чат с привязкой к местоположению — с его помощью можно делиться наблюдениями, обвинениями и сплетнями, обсуждать сотрудников и формировать альянсы.
Кроме того, Dale & Dawson Stationery Supplies выполняет важную социальную функцию — обеспечивает психотерапию тем, кто страдал от гнёта начальников. Только здесь они могут оттянуться за все эти годы унижений, увольняя по поводу и без всех, кого хочешь.
Чем интересна: жестокий и ироничный слэшер про геноцид единорожков.
По отзывам и трейлерам можно подумать, что Gori: Cuddly Carnage — одно из самых жестоких высказываний в индустрии за последнее время. Хотя на самом деле это очень ироничная игра — единороги тут оказываются зомбаками и мутантами, которые уничтожили всё человечество, а после смерти из них в основном не кровища льётся, а какой-то розовый сироп.
Наши герои — единственные, кто может им противостоять и даже спасти целую галактику. Среди них — искусственный кот-питомец Гори, разумный ховерборд Ф.Р.Э.Н.К. и брюзгливый ИИ ШИМ-П. Враги, особенно боссы, такие же безумные и яркие, ну и вообще стилистика и геймплей соответствующие. Под матюги и комментарии компаньонов котяра носится на ховерборде и с его помощью переводит на сироп толпы агрессивных единорожков. Ховерборд по совместительству является клинком, которым можно проводить разные атаки — их мы периодически покачиваем.
Видов единорожков хватает — некоторые прикрыты щитами, другие даже палят по нам. Да и боссы вполне интересные. Гоночно-платформенная часть уступает экшену (особенно, если говорить об управлении), но в целом картины не портит и поддерживает общий темп.
Чем интересна: новая JRPG от одного из сценаристов Final Fantasy.
Reynatis вышла в Японии ещё в июле, а в сентябре добралась и до остального мира. У неё средние оценки, и отчасти понятно почему. По уровню графики творение FuRyu и NIS America выглядит как игра с PS3, боевая система кажется перегруженной, но на деле базируется на грамотной смене персонажей, как, например, в Wuthering Waves.
Но для меня спасают ситуацию история, стиль и персонажи. И тут тоже понятно почему: за всё это в Reynatis отвечали люди, которые работали над кучей игр из серий Final Fantasy и Kingdom Hearts, — в частности, Кадзусигэ Нодзима (Kazushige Nojima), приложивший руку к седьмой «финалке».
Сюжет напоминает о гениальном сериале «ОА» и рассказывает про людей, которые вернулись к жизни после клинической смерти и приобрели паранормальные способности. Их называют волшебниками и делят на категории. Одни пошли в полицию и ловят других волшебников, которые могут под воздействием новых наркотиков потерять контроль и превратиться в проклятых. Другие работают на волшебников и управляют параллельным измерением, куда знающие люди могут выйти прямо с токийских улиц. А третьи предпочитают свободу и одиночество или же присоединяются к одной из подпольных организаций, не желая вмешиваться в разборки.
По ходу игры мы оказываемся по разные стороны баррикад и в одной главе можем сражаться против тех, за кого будем играть в следующей. В любом случае игроки вольны свободно бегать по детально воспроизведённому токийскому району Сибуя, выполнять разные задания, заходить в магазинчики, спускаться в метро или переходить в то самое другое измерение.
Вот только если мы применяем магию на виду у прохожих, играя за свободных волшебников, то есть риск, что за нами придут копы, — приходится удирать или прятаться.
История в Reynatis не только интересная, но и драматичная, местами даже депрессивная, хотя персонажи могут непринуждённо общаться друг с другом в местных соцсетях. Наконец, тут разрешают играть за милую няшку в капюшоне с ушками и зонтиком, которая в драке превращается в фурию с огромной булавой. Нужны ещё аргументы?
Чем интересна: зрелищный автобатлер про сражения роботов.
Mechabellum вышла в раннем доступе прошлой весной и за полтора года приобрела большую популярность. Это при том, что, в отличие от большинства автобатлеров, здесь фокус не на прокачке (хотя она тоже есть), а на тактике, к тому же игры до сих пор нет на мобильниках.
Успех Mechabellum объясняется именно обилием тактических комбинаций. Игроки сражаются друг с другом или с ИИ в разных режимах, и каждый раунд нужно не просто призывать на свою сторону самых дорогих юнитов и покупать самые мощные апгрейды, а делать это с умом. Все боевые единицы имеют сильные и слабые стороны, специализацию и соотносятся друг с другом по классической схеме «Камень, ножницы, бумага».
Юнитов тут огромное количество, включая самолёты, ПВО и даже ходячие военные заводы, всех можно кастомизировать и прокачивать. Это тоже жирный плюс. Понятно, что никогда не знаешь, чем ответит противник, — в этом есть элемент рандома. И видно, что ИИ, проигравший первые раунды, очень даже умеет учиться на своих ошибках.
Чем интересна: симулятор настоящего детектива.
Как и Mechabellum, Shadows of Doubt находилась в раннем доступе с весны прошлого года и успела завоевать известность. В данном случае залог успеха — нуарная атмосфера, дух настоящего детектива и тотальная свобода. По сути это иммерсивный симулятор частного сыщика, который расследует дела в большом городе.
В каждом прохождении мы получаем рандомное дело и сами его распутываем — собираем информацию, пробиваем ФИО и адреса по компьютеру и адресной книге, совершаем проникновения со взломом, играем в прятки с камерами слежения, сопоставляем зацепки на доске улик. При этом персонаж должен спать, есть и даже может обустраивать свою квартиру и купить новую.
На релизе в игру добавили новый тип расследований, новые побочные миссии и ещё два больших города. Конечно, на месте и приметы почти любой амбициозной инди-игры, замахнувшейся на масштабную задачу вроде симуляции жизни в рандомном городе, — здесь полно примерно одинаковых NPC с примитивными репликами и других раздражающих мелочей. Но всё перевешивают свобода и интересные дела.
Чем интересна: изометрическая Hellblade в славяно-исландском антураже.
Selfloss вызывает стойкие ассоциации именно с Hellblade: Senua’s Sacrifice. Это грустное и местами даже мрачное экшн/приключение о том, как сгорбленный старик путешествует по загробному миру, чтобы провести ритуал, способный исцелить его израненную душу и дать долгожданный покой. Он потерял близких и периодически видит воспоминания о них. Чтобы выполнить свою задачу, старик возвращается и в мир живых, где с помощью того же ритуала помогает другим персонажам примириться с потерей близких.
Всё это разворачивается в необычном сеттинге, смешивающем славянский и исландский фольклор. Здесь есть берёзки, волхвы, русалки, великаны, говорящие черепахи и летающие по небу киты (хотя, скорее, летают их души). И, конечно, вокруг много воды (по ней мы частенько путешествуем на лодке) и рыбы. Для проведения целительного ритуала нужны особая «рыба утраты» и важный предмет, связанный с умершим и напоминающий о нём.
В общем всё грустно, даже депрессивно, но очень красиво и под пронзительную музыку — ровно такие же ощущения бывают при просмотре скандинавских фильмов. Но если со стилистикой, историей и атмосферой всё отлично, то вот с геймплеем ситуация сложнее. Здесь неудобное, не очень отзывчивое управление, сам персонаж и лодка постоянно что-то задевают, в драках далеко не сразу удаётся попасть по врагу или предмету, даже если находишься впритык к ним.
В итоге к сражениям и некоторым пазлам начинаешь относиться как к необходимому злу, которое нужно просто принять, понять и отпустить — с помощью ритуала или самодисциплины. И всё это — ради продолжения истории и очередных кадров с летающими китами.
Чем интересна: динамичный шутер в стиле Hotline Miami и «Джона Уика».
Год назад студия Strange Scaffold выпустила олдскульный экшн El Paso, Elsewhere, навеянный комиксами, вампирами и Max Payne. И вот сейчас вышла новая игра от этих разработчиков. Мы играем за отставного спецагента, который очень не хочет возвращаться к прежней работе. А бывшие работодатели по этому поводу очень нервничают — регулярно звонят, умоляют, угрожают и посылают по нашу душу других агентов. А мы их укладываем штабелями.
На уровне наша основная задача — как можно быстрее убить всех врагов. Изредка нужно просто сбежать из точки А в точку Б, а иногда параллельно просят уничтожить пять антенн и всё в таком духе. Каждый раз мы начинаем без оружия, а потом пользуемся тем, что отобрали у врагов, — ножами, пистолетами, дробовиками. Всё это можно метать, чтобы тут же, на лету, подхватить отскочивший от башки врага ствол и продолжить свой танец смерти.
Выглядят сражения очень зрелищно и динамично: наш спецагент мчится по уровням, стелется в подкатах, носится по деревьям и перетянутым между ними канатам, прыгает прямо на головы врагам. И активно использует окружение — можно подрывать огнеопасные бочки и даже обрушивать на противников ульи с пчёлами.
Локаций много, они короткие, но насыщенные. Для доступа к новым сюжетным миссиям зачастую нужно выполнить дополнительные условия — убить пять врагов взрывами или пчёлами, не использовать аптечки и так далее. И уж тем более придётся попотеть, чтобы добиться высшего рейтинга. Так что теоретически игра короткая, но фактически в ней можно задержаться. И при этом она ни на секунду не успевает надоесть — наоборот, хочется добавки.
Но I Am Your Beast — не только про отстрел врагов: это ещё и нуарная история. Сюжет обычно подаётся через записи телефонных разговоров, но затягивает он не хуже, чем голливудский боевик. В том числе благодаря озвучке и напряжению, которое чувствуется в таких диалогах.
Чем интересна: лавкрафтовский соулслайк про смерть в кустах.
Как правило, эко- и биохорроры похожи на оживший ночной кошмар, где вы, одинокий и беззащитный, заблудились в чаще среди чёрных, похожих на длинноруких чудищ деревьев и лезущих в рот насекомых. Главный герой Perennial Order как раз попадает в такой ужас наяву — приходит в себя в каком-то лесу, слышит голос, кажется, самой матери-природы (а ей явно нездоровится) и начинает брести сквозь чащу под жужжание насекомых и треск веток.
Опасность, кажется, поджидает за каждым кустом. И поначалу мы сражаемся в основном именно с кустами и ветками, которые преграждают путь и могут за секунду пронзить путника — а умирает наш герой с одного удара.
Потом враги становятся страшнее и сложнее. И в основном мы бьёмся с огромными боссами — авторы в числе источников вдохновения называют не только Dark Souls, но также Titan Souls и Shadow of the Colossus. Боссы, как правило, напоминают творения доктора Франкенштейна и представляют собой причудливые гибриды растений, насекомых, а иногда и гигантских рыцарей с очевидной примесью лавкрафтовщины. В общем, со стилистикой и атмосферой в Perennial Order всё отлично и оригинально.
Боевая система тоже оригинальная и тематическая — например, одно из первых умений позволяет отращивать на руке какие-то ветки для нанесения критического урона. Проблема в том, что управление довольно специфическое, и есть даже элементы мини-игр в сражениях. Так что поклонникам соулслайков приходится переучиваться и адаптироваться на ходу. С другой стороны, если вы хотели чего-то необычного в этом жанре, то вот вам пример такого свежего взгляда.
Чем интересна: «Дальнобойщики» в космосе.
Помимо «Дальнобойщиков» можно привести и более свежий пример — серию Truck Simulator. Но суть всё равно не изменится: в Star Trucker мы сидим за баранкой космического грузовика и развозим грузы по забитым астероидами космическим дорогам, перескакивая через гиперврата из системы в систему, от станции к станции, от одного заказчика к другому. Естественно, за заработанные деньги свой космический грузовик можно и нужно улучшать и ремонтировать. Заказы лучше выполнять аккуратно, чтобы получить полную оплату, — они различаются по сложности, дальности и прочим условиям.
Но это ещё цветочки. Star Trucker — действительно дотошный симулятор дальнобойщика. Здесь можно полчаса потратить только на то, чтобы припарковаться. Кроме того, нужно постоянно следить за уровнем топлива, кислорода и энергии, поддерживать работу основных систем, гравикомпенсатора и климат-контроля кабины. Ну и, конечно, вовремя выходить в открытый космос, чтобы чинить корпус. Так что включить радио и расслабленно бороздить космические просторы под звёздный блюз получится только после того, как освоитесь и всё настроите.
Чем интересна: затягивающий карточный рогалик про самурая.
Shogun Showdown устроена по принципу Slay the Spire во всём, кроме сражений. И в этом её главная фишка. Во время драк мы пошагово перемещаем героя влево-вправо на одну клетку, разворачиваем его лицом к врагам (куда он смотрит, в том направлении и атакует), назначаем карты (они тут называются плашками), которые будем разыгрывать после отмашки, — в основном это удар мечом, выстрел из лука, толчок, бросок сюрикэна, возможность поменяться с противником местами и так далее.
И почти каждое из этих действий тратит ход, после чего перемещаются и атакуют все враги на уровне. В итоге получаются очень затягивающие и напряжённые драки, где очень важно правильно перемещать персонажа и складывать грамотные комбо из карт, учитывая что все они имеют откат, — если на клетке перед вами один враг, а за ним другой, то лучше сначала поставить удар мечом, а потом выстрел из лука. Но это самый простой пример. Чем дальше, тем сложнее и интереснее, постоянно появляются новые враги и боссы, а также карты, навыки и апгрейды.
Чем интересна: Resident Evil под «Лондон, гудбай!».
В сентябре вышло на удивление много хороших хорроров, хотя Хэллоуин отмечается только в октябре. Среди них, например, олдскульная Hollowbody и Fears to Fathom — Woodbury Getaway — уже пятый эпизод в замечательном игровом сериале. Но я хочу рассказать о менее заметном, но отличном ужастике Beyond Hanwell.
Это продолжение хоррора в открытом мире Welcome to Hanwell, вышедшего в 2017 году. Там рассказывали о британском городке, который наводнили ужасные создания, так называемые «аномалии». Игра была пропитана духом Silent Hill. Спустя семь лет появилось продолжение. На этот раз действие происходит в почти вымершей британской столице, где только главный герой всё ещё сопротивляется.
История продолжает сюжет первой части, но если вы с ней незнакомы, то так даже интереснее. Главный герой с ходу начинает искать министров и членов парламента в Вестминстере, многие из которых сошли с ума и творят безумства. Кто он, зачем ищет, что с ними случилось? Поначалу ничего не понятно, но тем сильнее стимул играть дальше.
Игра сделана на Unreal Engine 5 и выглядит шикарно.Чувствуется всё тот же дух классических хорроров, в воздухе висит напряжение, да и монстры частенько пугают. А геймплей неплохо сочетает классическое исследование, решение пазлов, крафт боеприпасов по найденным чертежам, экшн и мат, с которым мы отбиваемся от врагов. Стрельбу трудно отнести к лучшим сторонам игры, а вот в ближнем бою она местами даже напоминает Condemned: Criminal Origins.
Но, конечно, главное — это возможность свободного исследовать Вестминстер, где на залитых дождём лондонских улицах мы предоставлены сами себе. Можем зайти сначала в театр, где познакомимся с обезумевшей министром культуры и её манекенами, потом сходим в паб с бильярдом, боулингом и монстрами, через дорогу найдём отделение Скотленд-Ярда, где раздобудем дробовик. А потом выйдем на опустевшие улицы и, глядя на Биг-бен и брошенные машины, проорём: «Лондон, гудбай!»
Чем интересна: «Очень странные дела» в формате увлекательной JRPG.
Bloomtown: A Different Story для меня стала одной из лучших игр сентября и вообще одной из лучших JRPG года. Причём это не классическая японская «ролёвка», а западная вариация на тему, очень ироничная и без полуголых аниме-девочек.
Сюжет рассказывает о том, как насыщенно провели лето Эмили и её младший брат Честер, которых на каникулы отправили из Чикаго в маленький городок погостить к деду. Скучать там, вопреки опасениям, не пришлось — в Блумтауне пропадают дети, и почти сразу Эмили, Честер и их новые друзья начинают выходить в параллельное измерение, где сражаются и общаются с демонами.
Драки проходят в классическом для жанра пошаговом формате. Демонов разрешается призывать, используя в качестве магических умений, объединять и прокачивать. Причём детей этому обучил главный демон — Люцифер, который в самом начале является Эмили во сне и предлагает классический контракт по схеме «Помощь в обмен на душу».
Кроме того, мы активно ведём жизнь ребёнка на каникулах — бегаем по городу, гуляем с выбранными друзьями (это даёт им новые способности) и зарабатываем на карманные расходники — для этого можно помогать сварливому деду и работать в магазинчиках. Главное, грамотно планировать время, которое тут никогда не останавливается. А ведь есть ещё крафт, посещение тренажёрного зала и здоровый сон!
Чем чаще Эмили работает, тем выше уровень её мастерства. Среди других параметров, которые прокачиваются по такому же принципу, — ум, смелость и обаяние. И вот последнее едва ли не самое главное, что подкупает в Bloomtown. Эмили разговаривает с собакой, дерзит Люциферу, пытается пристроить в музей в качестве экспонатов деда, динозавра и картины брата, выдавая того за известного имажиниста. Да, несмотря на демонов и тяжёлые темы про взрослых, которые разводятся и бьют детей, здесь полно иронии, юмора, забавных персонажей и ситуаций.