В этом выпуске вас ждут славянская «Готика», симулятор вампирского психотерапевта, одна из лучших сюжетных JRPG, грустный клон VA-11 Hall-A, сурвайвл-хоррор про ужасы Первой мировой, карточный рогалик, где главный герой уже умер, и другие интересные игры.
Чем интересна: уникальная RPG-головоломка при участии художника Braid.
Arranger: A Role-Puzzling Adventure рассказывает, как провинциальная неудачница по имени Джемма отправилась за пределы своего города и обнаружила новый дивный мир, который нуждается в помощи — им управляют страх и странная «статическая» сила. Поэтому Джемме нужно победить не очередного злодея, а само безвременье.
Здесь есть сражения, общение, исследование мира и приключения, но нет инвентаря, крафта и прокачки. Всё строится на взаимодействии с миром и активными предметами. Дело в том, что все объекты нанесены на одну «сетку», и наше перемещение автоматически двигает и расположенные на одной линии предметы. Используя эту механику, мы всю дорогу решаем задачки в духе «Как переместить меч поближе к монстру» или «Как переместить себя за препятствие».
Это лишь самые простые примеры. Чем дальше, тем сложнее и интереснее становится. И всё это дополняется особыми испытаниями, интересными персонажами и шикарной картинкой. В общем, неудивительно, что Arranger собрала массу наград и восторженных отзывов критиков.
Чем интересна: продолжение знаменитой серии JRPG и одна из лучших сюжетных ролевых игр последних лет.
Trails Through Daybreak знаменует собой начало новой арки The Legend of Heroes. Она вышла в Японии ещё три года назад и вот только сейчас добралась до Запада. Действие новой арки разворачивается в республике Калвард — здесь нам рассказывают новую историю с новыми персонажами, которые сами во многом только открывают для себя устройство местной вселенной. Поэтому для новичков, возможно, именно Trails Through Daybreak — лучший вариант приобщиться к The Legend of Heroes.
Всё закручено вокруг поиска артефактов и устройств, которые могут принести много зла, если попадут в плохие руки. При этом чуть ли не в каждой главе жестоко гибнут важные сюжетные персонажи. В качестве злодеев выступает мафия, объединившая под своей крышей отъявленных маньяков и убийц. А мы в этот раз играем не за солдата или служителя закона, а за полулегального частного сыщика, к которому обращаются за помощью девушки с большими глазами.
История цепляет с первых сцен, а в дальнейшем радует встречами с харизматичными персонажами, длинными диалогами и кат-сценами, интересными сюжетными и побочными заданиями, прекрасной озвучкой и музыкой. И всё это умножено на более совершенное техническое исполнение и великолепную картинку — Калвард представляет собой местный кусочек Франции, и это передано в том числе в дизайне и графике.
Радуют и геймплейные новшества. Во многих заданиях нужно делать выбор, который двигает стрелку вашего морального компаса в сторону хаоса, порядка или нейтралитета, что влияет на концовку и отношения с персонажами. А в сражениях стало больше динамики — впервые нам разрешили драться в реальном времени, имея возможность в любой момент перейти в более привычный пошаговый бой.
В игре ещё много забавных деталей, включая возможность слушать по радио новости и прогноз погоды, делать компаньонам подарки и ходить с девушками в кино. При этом с точки зрения прокачки и сражений всё хорошо сбалансировано — играть всегда интересно. В общем, The Legend of Heroes: Trails Through Daybreak — отличный подарок для всех любителей не только этой серии, но и жанра в целом.
Чем интересна: очень красивая и меланхоличная визуальная новелла про любовь, дружбу, горе и слёзы под дождём.
Until Then вроде бы рассказывает обычную школьную историю, в которой старшеклассник по имени Марк влюбляется, расстаётся, заводит новых друзей, общается со старыми, строит планы и так далее и тому подобное. В перерывах учится играть на пианино (но только в собственном воображении). А мы участвуем в забавных мини-играх и принимаем решения, влияющие на концовку.
В общем, всё привычно. Но ко всему этому примешана мистика, связанная с ложными воспоминаниями и эффектом дежавю. Хотя куда важнее то, что авторы отлично работают с музыкой, звуками и словом — манипулируя ими, они легко могут вывести вас из депрессии, вогнать в неё снова, заставить всплакнуть или искренне улыбнуться. Нарисовано всё тоже отлично.
В Until Then вы убедитесь, что динамично меняющиеся белые буквы на чёрном фоне могут вызвать более сильные чувства, чем навороченный трейлер. И познакомитесь со многими интересными персонажами. Например, Марк дружит с девушкой, которая называет себя плювиофилкой — патологической любительницей дождя. Соответственно, тут много дождя и связанных с ним меланхоличных сцен.
Наконец, благодаря смене ракурсов, игре со звуком авторы добиваются потрясающего эффекта присутствия. А плюсом к этому идёт возможность подолгу сидеть в местных соцсетях, общаться там и лайкать посты, что может сказаться на последующих диалогах и отношениях.
Чем интересна: душераздирающий симулятор кальянщика в духе VA-11 Hall-A.
В Hookah Haze мы не только готовим собственно кальян для клиентов, но и одновременно выступаем для них в качестве психотерапевта (ну, или жилетки). Клиентами являются исключительно прекрасные вайфу (в количестве трёх штук), да и самого кальянщика можно принять за девушку из-за длинных волос, хотя авторы прямо говорят (и по диалогам понятно) — это 25-летний Тору, который обычно склонен отказываться от собственных желаний и ставить других выше себя, но на этот раз решил осуществить мечту и пошёл на эту работу.
Тору готовит табачные смеси, ориентируясь на пожелания клиенток (а их вкусы могут меняться каждый день), добавляет или меняет угли, а потом внимательно следит за реакцией девушек. А ещё постит фотки в соцсети, отвечает там же на сообщения девиц (ну или не отвечает) и, конечно же, вживую общается с тремя симпатичными вайфу. Что же тут душераздирающего?
Дело в том, что Тору смертельно болен. И на эту работу его устроил врач, который чуть ли не буквально спросил, какое будет его последнее желание. А Тору очень любит курить кальян и общаться с людьми, глядя на рыбок в аквариуме. На этом фоне личные заскоки и проблемы девушек кажутся пустяками. У одной ПТСР и проблемы в семье, за другой кто-то постоянно гонится, а сама она очень хочет, чтобы все её любили и обращали на неё внимание, и обижается, когда этого не чувствует.
Тем не менее постепенно мы проникаемся симпатией, экспериментируем со вкусами, табачных смесей, меняем музыку и цветовое оформление кальянной, принимаем решения, влияющие на финал, и надеемся, что в итоге откроем хеппи-энд не только для каждой девушки, но и для Тору. Возможно ли это, получится ли пройти игру не расплакавшись в конце? Узнаете сами.
Чем интересна: неплохой клон Dark and Darker.
Многие слышали про ситуацию вокруг Dark and Darker. Это южнокорейский фэнтезийный экстракшн-шутер, где нужно облутать подземелье и успешно сбежать с награбленным, не получив по лицу от других игроков. В прошлом году он крайне лихо стартовал в Steam. Но потом другие южнокорейцы обвинили разработчиков в краже интеллектуальной собственности. Были долгие суды, игру убрали из Steam, недавно вернули. Но даже после возвращения к Dark and Darker были претензии, на этот раз от геймеров, которых огорчила агрессивная монетизация.
Так вот, теперь уже у Dark and Darker появился клон. Геймплей и сама суть в Dungeonborne почти один в один те же: выбираем класс, а потом в гордом одиночестве или втроём с друзьями обчищаем подземелье, сражаемся с монстрами и другими игроками и пытаемся вовремя сбежать через портал, пока над локацией не взошла Кровавая луна и всё награбленное не отняли.
Недоработок и проблем с балансом пока ещё хватает — друидов, уверен, многие будут ненавидеть до конца жизни. Также маловато карт, вариантов врагов, экипировки и в целом контента. Но игра ведь только вышла в раннем доступе.
Зато в Dungeonborne не надо переплачивать — в местном магазине за деньги продаётся только «косметика». И в целом игра выглядит более доступной — во всяком случае, сбежать через порталы проще. Хотя и тут бывали ситуации, когда ты, нагруженный лутом по самые эльфийские уши, бегаешь по замку, над которым почти уже взошла Кровавая луна, и кричишь: «Полцарства за портал!» А в ответ тишина — или смех вовремя сбежавших товарищей…
Чем интересна: сурвайвл-хоррор про ужасы Первой мировой.
Мы привыкли говорить, что игр про Первую мировую войну выходит мало. Но на самом деле их становится всё больше. Очередной пример — «пиксельный» сурвайвл-хоррор Conscript, посвящённый печально известной Битве при Вердене. Это была одна из самых крупных и кровопролитных военных операций, которая меньше чем за год унесла жизни почти миллиона человек.
Поэтому здесь не нужны зомбаки, демоны из ада и прочая мистика (как, например, в Amnesia: The Bunker), чтобы передать ужасы той войны. Достаточно показывать умирающих от газа и взрывов, покалеченных, распятых на колючей проволоке людей. И добавить к этому толпы агрессивных крыс, атакующих главного героя и не только.
Для него, простого французского солдата, ужас ситуации тем сильнее, что он служит вместе с братом, который уже в первые минуты игры получает серьёзное ранение. И в дальнейшем чувствуется, что он всё делает и сражается не ради родины, а ради брата. И ради собственной жизни тоже, ведь регулярно слышит, что получит пулю в затылок, если не пойдёт на передовую.
По геймплею это почти Resident Evil — сражаемся, решаем загадки, ищем нужные для пазлов предметы, собираем дефицитные патроны, аптечки и материалы для создания расходников в полевых условиях. В редких убежищах сохраняемся, тратя на это чернила. Там же перекладываем вещи из инвентаря на склад, торгуем и улучшаем оружие за детали.
Тематика игры среди прочего отражается в том, что периодически мы ставим колючую проволоку, уничтожаем гнездовья крыс с помощью гранат и выносим целые вражеские окопы найденным артиллерийским снарядом. В итоге мы получили пусть и не классический хоррор, но вполне увлекательное суровое выживание, где, помимо всего вышеперечисленного, нашлось также место для ностальгии в родном доме и пронзительной драмы.
Чем интересна: суровая RPG о выживании в космической тюрьме.
Мы играем за космического преступника (расу и статью выбираем на старте), который должен наладить отношения с другими зэками, вступить в одну из банд и выжить в главной космической тюряге. Также нужно постоянно собирать ресурсы для крафта всего и вся, включая пищу. У героя есть параметр сытости и надежды, которая зависит от его оптимизма, настроения и уровня гигиены. Так что свою камеру нужно обустраивать — ставить там нормальный сортир и душ, вешать полочки для поддерживающих настроение предметов вроде мягкой игрушки дочери.
Выживать и содержать себя в чистоте непросто. Поначалу мы питаемся в основном объедками и крысиным мясом, а также сражаемся против крыс или вместе с ними. В пошаговых сражениях нашими напарниками долгое время будут именно боевые грызуны, для которых можно разбить лазарет прямо в камере. Быстро сколотить сумму на наём других зэков не получится.
Победить тех, кто выше стоит в иерархии банды, непросто. В этих и многих других аспектах Space Prison — игра детальная, глубокая и весьма суровая. Но тем интереснее.
Чем интересна: хоррор про бабушку и микрофон.
В январе я рассказывал про необычный ужастик Supernormal, автор которого явно вдохновлялся культовым P.T. и добавил к этому возможность использовать микрофон, чтобы призраки слышали голос игрока. И вот в июле выходит игра с похожими концепцией и названием.
В Supernatural мы играем за детектива Уайатта, который расследует дело в квартире, где, как выяснилось, жила недавно покончившая с собой депрессивная бабуля. Естественно, вскоре она начинает появляться в доме, мелькать на камерах, оставлять кровавые следы и странные надписи на стенах. С ней действительно можно общаться через микрофон или обычное диалоговое меню. Бабушка уверяет, что не враг нам, но всё равно то и дело нападает и отправляет на чекпоинт — на кухню. А если слишком громко говорить или кричать в микрофон, то она прошепчет: «Скажу это один раз — говори тише!»
У игры есть проблемы — чем дальше, тем больше бабушка начинает раздражать и смешить, а не пугать, микрофон не так уж и нужен, а сюжет, загадки и ситуации в целом знакомы по той же Supernormal и не сравнятся с тем, что мы видели в P.T. И тем не менее нервишки, особенно поначалу, Supernatural способна пощекотать. Тем более если в вашей жизни была похожая злая бабка.
Чем интересна: яркое экшн/приключение в первобытном мире.
В KAKU: Ancient Seal, полная версия которой добралась до Steam в июле, есть немного каки, связанной с кривым русским переводом и местами неудобным управлением в бою. Но в остальном это яркий соулслайт с забавными персонажами, юмором и увлекательным исследованием разнообразных полуоткрытых миров.
Начинается всё как в хорошем голливудском мультике — титульный герой гоняется за ушастым летающим поросёнком, как белка Скрэт гонялась за жёлудем. Вскоре Каку и Хрюша вместе отправляются в путешествие, чтобы найти какие-то важные артефакты и восстановить баланс стихий. Завязка банальнейшая, но тут важен сам процесс исследования регионов.
Мы свободно изучаем регионы с разными климатическими условиями, ищем хитро припрятанные сундуки, зачищаем вражеские лагеря, собираем ресурсы для крафта расходников, находим новую экипировку, которую разрешают улучшать рунами, периодически попадаем в руины, где, преодолев ловушки и напрыгавшись, можно прокачать персонажа. Тут много всевозможных апгрейдов, включая новые умения и боевые приёмы.
Есть элементы пазлов и интересного взаимодействия с окружением. Например, можно сбивать улья с пчёлами так, чтобы те нападали на врагов, использовать кусты в качестве катапульты, уничтожать препятствия с помощью разных стихийных боеприпасов для рогатки.
Драки не слишком трудные по меркам соулслайков, но и не примитивные — нужно использовать разные приёмы, чередовать ближний и дальний бой, периодически принимать более мощную форму. В общем, для тех, кто начинает знакомство с экшнами, KAKU может оказаться отличным выбором.
Чем интересна: продолжение одной из лучших игр в жанре защита башни.
Пятая часть Kingdom Rush бомбардирует нас всевозможными цифрами — столько-то героев, врагов, башен и улучшений, пять десятков достижений, 16 миссий и так далее. Но главное, что теперь на нашей стороне выступают сразу два героя, между которыми можно переключаться. Это объясняется новой историей, в которой временно объединяются лучшие воины.
Отчасти из-за этого сложность в новой игре по ощущениям снизилась. Особенно внимательные поклонники серии замечают, что некоторые башни и другие вещи кочуют из прошлых выпусков. Но всё равно это Kingdom Rush, то есть очень симпатичная и увлекательная игра с кучей забавных деталей — от возможности наблюдать, как во время наших сражений кто-то ловит рыбку до интересных механик в каждой миссии, когда, например, враги могут неожиданно высаживаться с клеток в тылу.
Чем интересна: сюрреалистическое путешествие по аду, похожему на парк развлечений.
«Карнавал Иллюзий» понравится тем, кто любит Undertale, ib и тому подобные игры, где яркая, почти детская палитра, забавные персонажи и юмор сочетаются с хоррором. В роли заблудшей души, превратившейся в бумажный кораблик, мы путешествуем по лимбу и встречаем другие души и аномалии. Только в качестве лимба выступают жутковатые парк развлечений и фабрика конфетти, а другие души представлены глазастыми мальчиками и девочками анимешной наружности, которые периодически говорят страшные вещи и намекают, что они уже мертвы.
В дополнение к этому — слом четвёртой стены и визуальные глюки в духе Doki Doki Literature Club! Развлечения соответствующие — участвуем в сражениях и мини-играх, где нужно в стиле bullet hell уворачиваться от аномалий, и решаем загадки в стиле «Когда свет горит, делай так, как я скажу, а когда погаснет — делай наоборот». Игра на любителя, но я уверен, что такие обязательно найдутся.
Чем интересна: стильная метроидвания.
Ни выпуска без метроидвании! Gestalt: Steam & Cinder — это прежде всего стильное сюжетное приключение, да ещё и в колоритном стимпанковом мире. Мы играем за наёмницу Алетею, которая раскапывает опасные тайны города Ханаан и его коррумпированных властителей, сталкиваясь с големами и демонами.
Тут много персонажей, диалогов и кат-сцен. Сам геймплей вполне знакомый: сражаемся, бегаем-прыгаем, преодолеваем ловушки, находим сундуки и новое снаряжение, прокачиваемся да изучаем новые способности вроде двойного прыжка, позволяющие проникать в ранее недоступные места.
Надо признать, что геймплей с точки зрения именно метроидваний неидеален. Сражения довольно лёгкие (хотя все боссы интересны и могут доставить проблем), а стимул повторно возвращаться в локации не так уж силён — особенно учитывая отсутствие нормальных телепортов. Но попробовать Gestalt точно стоит.
Чем интересна: карточный рогалик про расследование смерти главного героя.
На фоне Slay the Spire и многих других карточных рогаликов Knock on the Coffin Lid: Prolog выделяется проработанным сюжетом. Главный герой умер, его воскресил некий маг, и теперь они отправляются выяснять, что случилось и кто отравил вино, убившее не только протагониста, но и ещё пару важных людей.
Для приключений доступна огромная карта, разделённая на несколько регионов с финальными боссами в конце. И на ней не десяток точек интереса, а куда больше. Многие случайные встречи связаны друг с другом и с общим повествованием, а в перерывах герой и маг постоянно общаются, что также придаёт истории целостности.
Ещё важно, что в каждой вылазке события не перемешиваются заново и рандомно, а остаются на своих местах. Учитывая, что их тут огромное количество, это не делает прохождение скучным. И позволяет заранее планировать своё продвижение по карте — вы уже знаете, что вас ждёт, или можете попробовать другой вариант развития событий. В самой карточной механике в целом всё знакомо, но есть интересные классы персонажей. Один, например, наносит больше урона и получает больше защиты, если у него много денег.
Чем интересна: симулятор вампира-психотерапевта.
Полукомедийная-полусерьёзная визуальная новелла про то, как ковбой-вампир решил стать психотерапевтом для сородичей-упырей. Среди последних есть мизантроп-стример, священник и даже учёный, который хочет превратить вампиров в веганов. Поначалу всё это кажется комедией, а персонажи — слишком карикатурными, но на самом деле они очень глубоко проработаны. А их психологические проблемы и когнитивные искажения могут показаться близки многим.
Игра сделана в сотрудничестве с реальными врачами и предлагает использовать настоящие методики когнитивно-поведенческой терапии. Здесь вы узнаете, что такое ошибка контроля и навешивание ярлыков на самого себя, которое обманывает и ограничивает человека. И судя по отзывам, сами психотерапевты остались в восторге. Один из них написал, что сам многому научился, — мол, очень полезно практиковаться таким способом.
Хотя куда важнее отзыв другого психотерапевта, который написал следующее: «Это первая визуальная новелла, в которую я играл, достойная, по-моему, называться романом по глубине повествования. Здесь вы по-настоящему погружаетесь в историю жизни каждого клиента».
Чем интересна: славянская «Готика».
Самое сладкое — в конце. Да, неожиданно лучшей для меня в июле (наряду с The Legend of Heroes: Trails Through Daybreak) стала ранняя версия «Древних Русов». Понятно, что её авторы паразитируют на известном меме, рассказывая во вступлении о том, как славные русичи издревле сражаются с коварными аспидами и ящерами. Но на самом деле куда больше их игра отсылает к древней «Готике». Это видно и по боевой системе, и по механике поиска учителей для прокачки, и даже по тому, какие ракурсы выбирает камера, когда наш герой просит обучить его (так мы увеличим силу или ловкость за очки умений и золото).
Да, тут есть проблемы. Боевая система выглядит корявенько. Не очень удобно реализован крафт. А возможность построить по чертежам собственную избушку с верстаками и огородом пока кажется лишней. Но в остальном эта славянская «Готика» выглядит и играется здорово. Даже несмотря на средненькую графику и анимацию, глаз радуется — дело в стиле, пейзажах и погодных эффектах.
Но главное, что здесь чувствуется тот самый дух настоящего приключения и свободы. Для изучения доступен большой наземный регион с лесами, полями, горами и деревеньками, а также несколько опасных пещер. На изучение всего уйдет часов восемь. И сбалансирована игра так, что действительно хочется и крайне полезно всё это исследовать, чтобы выполнять квесты, искать сундуки и отмычки для них, копить золотишко и собирать ресурсы для крафта.
И всё это помножено на славянский колорит и юмор. Один квест обыгрывает знаменитую поговорку про ехавшего через реку Греку. В процессе мы встретим того самого рака, который цапнул его за руку. Рак попросит сопроводить его на гору, где, естественно, захочет свистнуть — и, поверьте, лучше его вовремя остановить. Придётся также спускаться под воду к русалке, разбираться с лешими, полуночницами и игошами. Заданий очень много, и притом самых разных. Бонусом идут карточные игры и кулачные бои.
Понятно, что авторы просто косплеили свои любимые игры. Но получился на удивление вкусный коктейль, и попробовать на вкус полную версию, которая должна быть в пять раз больше, хочется прямо сейчас.
П.С.: это у меня одного такая проблема??? — здесь в комментариях на сайте строчная буква «я» не печатается! Чтобы она была в тексте пришлось на рабочем столе создать текстовый документ, в его названии написать букву, скопировать и вставлять здесь её в текст через Ctrl+Z. И да — в английской раскладке со строчной буквой «z» та же фигня, обе буквы печатаются только в заглавном варианте через Caps Lock или с зажатым Shift.