Уже скоро, в апреле, исполняется год со дня выхода Honkai: Star Rail — игры, которую называли убийцей Genshin Impact. Самое забавное, что обе гачи являются детищами китайской HoYoverse. За этот год Star Rail так и не убила «Геншин» — та по-прежнему себя отлично чувствует, регулярно обновляется и приносит огромные доходы. Но в феврале случилось событие, позволившее Star Rail заработать в два раза больше, чем в январе, и обогнать принципиального оппонента по доходам среди всех гача-игр (по крайней мере на китайском рынке). Речь о выходе обновления 2.0, которое стало едва ли не лучшим в истории игр от HoYoverse. Мне понадобилось немало времени, чтобы добраться до нового контента, но, заранее сообщаю, оно того стоило.
Вообще, на фоне кризиса в игровой индустрии и регулярных новостей об очередных сокращениях, восьмизначные суммы, которые приносят гача-игры на азиатском и международном рынках, недвусмысленно говорят о том, что нужно делать разработчикам — прекратить заниматься ерундой и выпускать очередное условно-бесплатное аниме-казино…
Хотя это, конечно, далеко не так просто — никакая сделанная на коленке игра, в том числе с гача-механикой, не будет приносить в месяц $30–50 миллионов выручки, как это регулярно делают Honkai: Star Rail и Genshin Impact. Это действительно ААА-игры.
Сама HoYoverse готовит новую гачу — Zenless Zone Zero. Это, как я уже писал вот тут, новая игра по вселенной Honkai, но с уклоном в киберпанк и городское фэнтези, со взрослыми диалогами и квестами и в яркой стилистике.
Уже в мае стартует долгожданное открытое бета-тестирование Wuthering Waves. С некоторых пор именно эту амбициозную экшн/RPG от китайской Kuro Game многие называют главной убийцей Genshin Impact.
Нельзя, конечно, сказать, что на этом фоне будущее Honkai: Star Rail выглядит сомнительно, — в феврале игра заработала только в Китае более $60 миллионов (и ещё $30 миллионов — на международном рынке). Но совершенно ясно, что разработчикам нужно предлагать не просто новый, а действительно необычный и увлекательный контент. Как в версии 2.0.
Что же в Star Rail 2.0 такого интересного и необычного? Первое и самое главное — наш экипаж «Звёздного экспресса» отправился на новую планету под названием Пенакония. Когда-то это была тюрьма для преступников, пойманных Корпорацией межзвёздного мира, а теперь — главный курорт и центр туризма во вселенной. По стилистике планета одновременно напоминает Лас-Вегас и Голливуд 30–50-х годов. То есть здесь полно ресторанов, казино, кинотеатров, всё утопает в киноафишах и рекламных огнях. А в архитектуре и интерьерах явно чувствуется привкус ар-деко.
Всё это сильно разнится по сравнению с двумя планетами, которые мы посещали до этого, — с заснеженной Ярило-VI, столица которой отчасти напоминает Санкт-Петербург, и с выполненной в китайской стилистике Лофу Сяньчжоу. Такое разнообразие становится важной фишкой Star Rail.
Особенно проявляется оно в квестах, большинство из которых разворачиваются в мире грёз. Дело в том, что туристы, приехавшие на Пенаконию, поселяются в фешенебельном межгалактическом отеле «Грёзы» (вся планета, по сути, и представляет собой этот отель), где ложатся спать и, прямо как в фильме «Начало» Нолана, попадают в специально созданные миры-фантазии.
Миров таких много, но в версии 2.0 мы увидели только один из них — «Золотой миг», напоминающий как раз помесь Лас-Вегаса и Голливуда. Здесь полно совершенно разных по настроению квестов. То мы проводим детективные расследования, где Чёрный Лебедь пытается разгадать загадки Искорки (это два легендарных персонажа, дебютировавшие в версии 2.0), то сражаемся с телевизорами, которые взломали хакеры, то участвуем в дворцовых интригах некоей Императрицы.
И да, как и в настоящем Голливуде, драма тут соседствует с комедией. Можно встретить забавное существо, местную знаменитость по кличке Часик, который напоминает Микки Мауса из первых диснеевских мультиков.
Можно и самому превратиться в героя местного мультсериала, Хану, — для этого нужно прикоснуться к телевизору, после чего мы уменьшаемся в размере и в виде маленького сурового человечка в шляпе и тёмных очках бегаем по уровням в поисках припрятанных сокровищ.
И ещё много забавных ситуаций связаны с появлением в игре королевских баков. Это говорящие, местами агрессивные, а местами вполне мирные мусорные контейнеры. На Ярило-VI они готовы провозгласить нашего героя или героиню новым королём мусора, а на Пенаконии некоторые из них взломали местную телерадиосеть и запустили забавное реалити-шоу.
И в то же время в этом мире мире грёз особенно много страданий и печальный событий. Один из побочных квестов явно навеян судьбой рано погибшего культового актёра Джеймса Дина (James Dean) — мы разбираемся в жизни местной суперзвезды Лесли Дина, который вроде бы уже не совсем жив, но находится в мире грёз и раздаёт автографы.
А центральный сюжет за довольно небольшой промежуток времени устраивает на этом голливудском празднике жизни и развлечений сразу два убийства. Одно из них заставляет переживать и грустить — погибает трогательная и загадочная девушка, к которой мы успеваем привязаться. Причём, как и раньше, наши слова и ответы в некоторых ситуациях пусть не меняют напрямую сюжет, но влияют на судьбы персонажей и на отношения с ними.
Ну и в целом история на Пенаконии получилась очень нуарной и интригующей. Появляются новые яркие персонажи — особенно выделяются, конечно, ведущий свою хитрую игру Авантюрин и умеющая менять внешность Искорка.
Более активную роль начинает играть Корпорация межзвёздного мира, а угроза смерти нависает и над нашим героем (или героиней). Многое тут строится на недопонимании, где проходит граница между реальностью и миром грёз. А фраза «Продолжение следует» прерывает события на самом интересном месте…
Огорчает разве то, что многие диалоги на контрасте со всем этим выглядят слишком уж няшными и сахарными. Да и, когда такую драму разыгрывают мальчики и девочки, которые, как правило, отличаются друг от друга только размером и формой серёжек, возникает некоторый диссонанс. Понятно, что это такой стиль, но сделайте так, чтобы хотя бы старики не были похожи на аниме-детишек, которым просто выкрасили волосы в седину.
Впечатляет разнообразием и геймплей. Самое важное — здесь мы можем ходить по стенам и потолку. Именно так зачастую надо передвигаться в мире грёз. Каждый раз это напоминает более или менее сложную головоломку: для смены вектора перемещения собираем специальные пузыри, количество которых ограниченно. И понять, как, например, добраться до сундука с квестовыми уликами, который висит на потолке в другом конце локации, не так-то просто. Там же, в мире грёз, периодически мы собираем пазлы-картины — это добавляет соответствующие предметы, виды, проходы и двери на локации, позволяя пройти дальше.
Ещё одна заметная новая механика — возможность менять эмоции персонажей с помощью специального заводного механизма. Бывает, что для решения той или иной задачи нужно, например, спровоцировать человека, сменив настроение с покоя на гнев. А шестерёнки с необходимыми эмоциями зачастую можно получить взаимодействуя с другими персонажами или наблюдая за ними. И даже вне квестов то тут, то там встречаются люди с особыми иконками над головами — экспериментируя с их настроением, можем получить забавную сценку, награду или задание.
Перевоплощение в Хану, героя мультсериала, также открывает новые механики: в числе прочего нужно вовремя менять свой рост. Несколько разных видов пазлов связаны с поиском пути. Один из них даже меняет вид на изометрический. Разные награды мы получаем за решение головоломок, где нужно провести Часика до шестерёнок. И если в основных квестах эти задачки, как правило, довольно простые, то в специальных испытаниях всё куда сложнее и интереснее.
Загадки были и в Genshin Impact, и в Star Rail, но на этот раз авторы превзошли себя. Общения и головоломок здесь зачастую больше, чем сражений. Это я ещё не рассказал о забавных кулинарных событиях и о творческом подходе к журналу — он не только фиксирует все сюжетные события на Пенаконии, но и позволяет выразить своё отношение к ним, а также даёт награды за собранные тематические наклейки.
К слову, о сражениях. Они выглядят порой особенно сложными. Так, королевские баки заставляют менять тактику и состав отряда, ведь они изначально не имеют уязвимости ни к одному из типов урона — каким сначала атаковали, к тому и будут восприимчивы. Особые механики появляются и в испытаниях, где нужно драться с телевизорами, которые были взломаны хакерами. В итоге именно в версии 2.0 я чуть ли не впервые начал серьёзно относится к распределению и прокачке боевых умений.
У Honkai: Star Rail остаются изъяны — отсутствие открытого мира, из-за чего игра зачастую превращается в симулятор прожимания кнопки быстрого перемещения; неидеальная боевая система, позволяющая многие битвы проходить на автобое, позёвывая. Да и к самой гача-системе и здесь, и в «Геншине» есть вопросы (хотя я до сих пор не потратил ни копейки и совершенно не чувствую себя обделённым). Но в том, что касается сюжета, персонажей, квестов и творческого подхода к игровому процессу Star Rail — одна из лучших в жанре. А версия 2.0 только закрепила её в этом статусе, наглядно показав, как можно и нужно делать серьёзные обновления.
Плюсы: новая планета; интересный сюжет; множество новых механик.
Минусы: слишком сахарные диалоги; некоторые проблемы игры так и не были решены.