Viewfinder: Обзор

Алексей Лихачев 2023-07-21 16:58:31 4

Обеим играм в серии Portal уже больше десяти лет, однако новые головоломки с видом от первого лица всё равно сравнивают с ними. Это дилогия-феномен — с инновационным геймплеем, отличнейшими загадками, крутым повествованием и высочайшим уровнем качества. С тех пор в этом жанре хватало интересных релизов — от гениальной The Witness до проходной Maquette. Новинка Viewfinder относится к здоровским головоломкам, и у неё были все шансы стать изумительной игрой, о которой говорили бы годами.

Обратная сторона фотографии

Важнее всего то, что основная механика Viewfinder, ради которой игра вообще создавалась, работает прекрасно. Её сложно описать, а пытаться понять, как её реализовали, вообще невозможно. Главный герой прогуливается по небольшим островкам, повисшим в воздухе, и время от времени натыкается на фотографии, на которых запечатлены локации. Хватаешь снимок, приближаешь его, нажимаешь на кнопку, и вуаля — сфотографированные объекты переносятся в реальный мир. Если на фото был пол, по нему можно ходить. Если была комната, её можно посетить.

Эта механика не перестаёт впечатлять, особенно когда используется она по-разному в зависимости от условий головоломок. Когда переносишь локацию со снимка в «реальный мир», можешь избавиться в нём от мешающих препятствий вроде запертых дверей или решёток. Если берёшь фотографию стены, а потом переворачиваешь снимок на 90 градусов, стена превращается в пол и становится мостиком между двумя островками.

Поначалу использовать удаётся только те фото, которые находишь вокруг, но со временем возможностей становится больше. Появляются копировальные машины, нужные для дублирования снимков. Находишь статичные камеры, позволяющие запечатлеть объекты, а потом обзаводишься полноценным фотоаппаратом с функцией мгновенной печати. Бесконечно его использовать, конечно, не дают — лишь пару раз за уровень. Но иногда удаётся отыскать дополнительные плёнки, которые лежат на самых видных местах.

Конечная цель на каждом уровне — добраться до телепорта и прикоснуться к нему, чтобы перейти к следующему испытанию. Вот только сделать это не так просто. Иногда телепорт расположен на стене или на потолке. Иногда для его активации нужно переключить три рычага, до которых быстро не доберёшься. Иногда к нему нужно поднести два или три аккумулятора, а на локации аккумулятор всего один. Начинаешь экспериментировать, фотографировать объекты, пытаться их клонировать или переворачивать — Viewfinder генерирует много классных моментов, когда либо ощущаешь себя гением, либо просто наслаждаешься невиданной механикой. При этом даже не всегда понимаешь, «правильно» ли ты решил загадку, или разработчики ожидали от игрока другие действия.

Радует дружелюбие игры к пользователю. Окончательно запутались в своих фотографиях и покорёженной локации — можете моментально перезапустить испытание. Ошиблись и поставили снимок неправильно — просто отмотайте время. Можно удерживать кнопку, а можно дважды нажать на неё, чтобы быстро переместиться к последнему сделанному или размещённому фото. Здесь вообще нет эпизодов, в которых нужно куда-то долго идти и ничего не делать, — подошли к телепорту, быстро перенеслись к «челленджу», как в Ratchet & Clank: Rift Apart, и сразу начинаете искать аккумуляторы и прочие полезные объекты. А если нравится локации исследовать, то тут и коллекционные предметы есть, хотя польза от них нулевая — это резиновые уточки, кости для маджонга и прочий хлам.

Неудачные снимки

Немного огорчает то, что Viewfinder редко отходит от обычных головоломок в сторону нестандартных испытаний или ещё более оригинальных механик. Подавляющее большинство уровней схожи визуально, и лишь время от времени стиль меняется — то попадёшь в детский рисунок, то окажешься в декорациях, похожих на коридоры из какого-то бумер-шутера, но лишь на пару секунд. Иногда удаётся схватить постеры или чертежи, оживающие после взаимодействия с ними, — как рекламный плакат с воздушными шариками, улетающими в небо при попытке разместить картинку в «реальном мире». Чаще всего это не влияющие на геймплей объекты, которые можно проигнорировать. А хотелось бы, чтобы они были чуть более полезными и могли предложить забавные пазлы.

Спасает свежесть ключевой механики, которая сохраняется вплоть до финала. Не сказал бы, что головоломки здесь трудные и требуют обращаться за подсказками к прохождениям, — методом проб и ошибок более-менее всё решается без проблем. Сложности возникают с необязательными испытаниями, встречающимися в каждой главе. Это непростые задачки, обычно включающие несколько этапов и требующие как можно лучше понимать здешние механики. В этих пазлах даже то, под каким углом вы размещаете снимки, может быть важно — если персонаж будет ходить по наклонной поверхности, он даже в проёмы проходить не сможет. Бонусных уровней мало, зато выполнены они изумительно.

Основная моя претензия к Viewfinder связана с повествованием, которое одновременно пытается рассказать много, но в то же время не рассказывает ни о чём. Сюжет разворачивается в недалёком будущем, в котором наступил климатический кризис, а группа учёных пытается повернуть время вспять и спасти планету. Проблема в том, что никакого вступительного ролика здесь нет, да и происходящее толком не объясняется — главный герой сразу же попадает в симуляцию и начинает решать головоломки. Зато локации усыпаны многочисленными коротенькими записками, повсюду расставлены граммофоны, а стационарные телефоны разрываются от звонков…

Ничего из этого не вызывает интереса. Слушать чужие монологи и диалоги, особенно в таких количествах, не хочется. Записки кажутся совершенно бессмысленными, когда нужно по крупицам собирать детали сюжета. Находишь какие-то чертежи, прототипы, дневники с описанными в них экспериментами, и периодически возникает желание всё это исследовать, но без понимания общей картины такие вещи кажутся кусочками пазла, окрашенными в один цвет, — очень трудно их сложить.

При этом зачатки интересного повествования здесь есть. В одном из дневников учёный описывает, как создание искусственного окружения вроде растительности, воды и природных явлений вынудит человечество забыть запахи настоящих цветов, но в то же время это единственный способ вернуть планету в прежнее, знакомое людям состояние. Таких рассуждений в игре остро не хватает: необязательно философствовать и цитировать Тарковского, как это делал Джонатан Блоу (Jonathan Blow) в The Witness — достаточно не лить воду каждую минуту. Из-за того, как много ненужной информации вываливается на игрока, любопытные высказывания очень легко пропустить. Да и юмором в духе Portal здесь, к сожалению, не пахнет.

Viewfinder разочаровывает сюжетом и его подачей, но это не делает игру плохой. Если оценивать её исключительно как набор необычных головоломок, это практически изумительное развлечение на пять-шесть часов с инновационной идеей, не прекращающей удивлять вплоть до финала. Жаль, некоторые интересные задумки не получают должного развития. Но для Sad Owl Studios это дебютный проект, так что ошибки простительны. Не терпится увидеть, сможет ли коллектив предложить нечто столь же необычное в следующий раз.

Плюсы: инновационная, без пяти минут гениальная геймплейная механика, выделяющая игру на фоне конкурентов; множество интересных пазлов, часто заставляющих нестандартно мыслить.

Минусы: некоторые интересные идеи используются лишь один или два раза; неинтересный сюжет, который быстро начинаешь игнорировать.

Другие новости

Комментарии

Красивая и необычная игра! Только вот не хватает внятного сюжета.
Ну все вот эти игры с перспективой и игрой на вливании того что мы видим в реальность сравнивают с Portal 2 не только из-за того что это головоломки от 1 лица. Ещё это делают из-за отменённой ранней версии Portal 2 под названием F-stop. Где не было порталов, а было что-то вроде того что было в Superliminal.
В головоломках в принципе сложно все сделать на идеальном уровне. Где-то будет проседать сюжет, гдет жертвуют графикой, а где-то всем кроме самого игрового процесса (Баба из Ю например). Из идеальных игр головоломок где прям все аспекты на высоте реально если подумать выходят только Портал 2 да может ещё Талос Принципал.
Прошёл за 9 часов, но не потому что сложно, а потому что на каждом уровне игрался с механиками как мог: дойти до края невозможной фигуры чтобы услышать там замедляющуюся музыку, делать снимки и ставить их под себя в полёте, да и в целом чуть ли не на каждом втором уровне найдётся какая-нибудь вещь, которую хочется проверить (что забавно, за многие такие вещи дают ачивки). А ещё умилялся некоторым деталям вроде той, что если какое-то время просто смотреть на кота, он начинает урчать.Может игра не гениальная, но для меня она одназначно лучшая из всех за последнее время.
Все комментарии