Have a Nice Death: Обзор

Классический образ облачённого в чёрный балахон Мрачного жнеца сложился в человеческой культуре уже очень давно — наделив смерть антропоморфными чертами людям было проще осмыслить этот, увы, неизбежный процесс. Скелет с косой — без сомнения, фигура яркая, и встретить её можно не только на старинных гравюрах, но и в современных произведениях искусства — комиксах, фильмах и играх. К примеру, Смерть есть в серии Castlevania (там этот персонаж дружит с Дракулой).

А ещё Мрачный жнец — главный герой Have a Nice Death, стильного 2D-рогалика от французской команды Magic Design Studios. Многие сотрудники студии работали в Ubisoft и имели отношение к таким сериям, как Rayman, Splinter Cell и Assassin’s Creed. Первая игра Magic Design Studios — кооперативный платформер Unruly Heroes — создавалась под вдохновением от китайского романа «Путешествие на Запад», а в основу второй — собственно, Have a Nice Death — лёг опыт работы в большой корпорации со всеми её достоинствами и недостатками. Год игра провела в раннем доступе и вот наконец вышла в релиз.

Смерть ей к лицу

При чём тут вообще корпорация, спросите вы? Это ведь игра про скелета с косой! Дело в том, что действие Have a Nice Death происходит в офисе. Порой он выглядит, конечно, совсем не как офис, но между этажами всегда ходят лифты, а комнаты отдыха полны сотрудников, вечно чем-то недовольных, пьющих кофе или просто болтающих. А ещё тут есть отлынивающие от работы менеджеры и Скорби — главные боссы, которые отбились от рук. Нужно их хорошенько проучить, да и вообще разобраться, почему в конторе под скромным названием ЗАО «Смерть» дела идут не лучшим образом.

Давным-давно, когда ещё не существовало этой организации, главный герой, Смерть, вооружившись косой, лично решал все вопросы, связанные с человеческой жизнью. Однажды, устав от однообразных взмахов лезвием, он создал предприятие, в котором всё стали делать за него, а Смерть только бумажки подписывал. В конечном итоге от бюрократии наш изрядно иссохший Мрачный жнец тоже устал и, смахнув пыль со своей косы и плаща, пошёл самостоятельно наводить порядок в корпоративном аду, который он сам и создал. В мечтах у него осталось только одно — долгожданный отпуск.

Первое, что привлекает внимание в Have a Nice Death, — это её выдержанный в чёрно-белых тонах рисованный стиль. Как и в случае с прошлогодней Cult of the Lamb, тон игры можно окрестить мрачно-милым — одна только тиби-Смерть с большой головой и огромными глазницами чего стоит. Поначалу визуальный ряд выглядит слишком уж однообразно-серым, да и скучные офисные кабинеты с коридорами его не красят. Но чем дальше, тем интереснее становится окружение, появляются цветовые акценты — в этом плане игру можно сравнить с Death’s Door, где палитра тоже не была яркой и пёстрой, но каждая локация всё равно отличалась от предыдущей.

Этажи, которые надо пройти герою, с каждым уровнем кажутся всё более запутанными и сюрреалистичными. И если в начале это, повторю, обычный офис с гипертрофированными сотрудниками, то потом уже словно ходишь внутри какого-то организма (у него даже сердце есть) или по свалке токсичных отходов. Называются эти уровни под стать: «Отдел заболеваний» и «Отдел загрязнений окружающей среды». Музыка соотвествует окружению: если в начале она лёгкая и расслабленная, то в каком-нибудь «Отделе войн» или «Отделе природных бедствий» она становится уже куда более тревожной.

Have a Nice Death — это rogue-lite, ведь какой-никакой прогресс между забегами в игре сохраняется. Её создатели попытались вписать в сюжет саму концепцию жанра с его репетативностью и постоянными смертями, и главный герой, погибнув, просто возвращается к себе в кабинет, чтоб снова начать разборки с отбившимися от рук подчинёнными. Но есть в Have a Nice Death и добросовестные сотрудники — они помогают Жнецу советом или снабжают полезными вещами. По тому, как в диалогах с ними выстраивается мини-сюжет, чувствуется явное влияние Hades. Тут даже есть несколько небольших отдельных историй — про Рождество, Хэллоуин или День тумака, например, — и для их завершения понадобится пара-тройка забегов.

Среди персонала постоянно всплывают темы выгорания и безопасности на рабочем месте, кто-то хочет организовать профсоюз, кто-то работать не может без кофе, а кому-то постоянно жарко, и вся эта карусель из типично офисных тем активно сдобрена юмором, который ещё и неплохо переведён. Каламбуры и прочую игру слов при локализации довольно сложно сохранить, но в Have a Nice Death с этим отлично справились.

Борьба со смертной скукой

Я бы ещё долго могла рассказывать, как здорово сделана Have a Nice Death в эстетическом плане, как она красива в своей цветовой лаконичности и как смешно тут острят Смерть и его подчиненные, но… Пора бы поговорить и о том, как чувствует себя эта игра именно в роли игры, а не какого-нибудь мультсериала. Что ж, как игра Have a Nice Death — просто ещё один рогалик с довольно однообразным геймплеем.

В каждой своей попытке побороть выгорание Смерть будет ловко расправляться с офисными бездельниками. Арсенал у героя большой, и от забега к забегу средства борьбы с врагами меняются. Даже неизменная коса имеет немало форм, у каждой из которых — свои комбоатаки. Помимо косы Жнец волен носить с собой два вспомогательных вида оружия: это может быть лук и магия, бьющая по области, огромный клеймор и самонаводящиеся пчёлы — и это только пара примеров из кучи возможных сочетаний.

Многое в Have a Nice Death зависит от случайности. Если выпало так себе снаряжение, просто надеешься, что в следующий раз повезёт. Подвернулось что-то мощное, и всё — победа в кармане. Впрочем, уповать можно не только на арсенал, но и на пассивные перки, которые называются проклятиями. Они тоже встречаются разные, и некоторые сочетаются настолько интересно, что превращают в лёгкую пробежку даже последние этажи и финальные битвы.

Скорби занимают последний этаж каждого из отделов и, в отличие от простых врагов, хвастают разнообразием приёмов и силой атаки. Умирать герой будет именно от их рук, и из-за этого пробежка до боссов очень быстро превращается в рутину. Со временем игроку откроются лифты, ведущие прямо к некоторым Скорбям. Но не спешите радоваться: нет ничего хуже, чем прийти к боссу практически с пустыми руками, пропустив всё добро, что было на локациях. Так что расценивать такие срезы стоит исключительно как возможность заучить атаки противника. Пробегать уровни всё равно придётся.

Перемещаясь с одного этажа на другой, мы выбираем, какую награду получим перед следующим лифтом: проклятие, оружие, аптечку-аниму, золото (оно сохраняется и после гибели) или души (их разрешается тратить только в этом забеге). А может, мы вообще рискнём пойти к мини-боссу, ведь за победу над ним щедро отсыплют бонусов.

Есть тут и система настройки сложности через усиление противников, есть слегка упрощённый режим, который заботливо называется «Самореализация». Даже неудачные попытки побороть выгорание потихоньку заполняют шкалу опыта, которая навсегда открывает полезные и не очень штуки (например, всё те же лифты к боссам и возможность появления комнаты отдыха на этаже). Но копится этот опыт очень медленно и ощущение прогресса смазывается.

Кроме опыта (личного и внутриигрового) из забегов мы выносим золотые слитки. За них можно купить новое снаряжение — то есть открыть его, побегать разок, так сказать, в ознакомительном режиме и потом никогда больше не встретить, потому что оно очень редкое. Берёшь ты это оружие на забег с помощью контрактов, которые ещё надо выбрать, а потом другой кнопкой подтвердить — сделано не очень интуитивно, и первые разы я уходила в бой без дополнительного оружия, в которое вложила кровно заработанное золото. Мало кто знает, но Эрнест Хемингуэй (Ernest Hemingway) написал свой роман «Прощай, оружие!» после того как открыл новое снаряжение, но перед забегом ошибся кнопкой и не взял его. А потом оно ему ни разу не попалось.

Мрачный жнец, несмотря на заявленную усталость, довольно шустрый и ловкий. Управляется он приятно. Рывок, двойной прыжок, атаки — всё это отзывчиво реагирует на нажатия кнопок и отлично анимировано. Увы, применяется вся эта красивая акробатика нечасто. Элементов платформинга в Have a Nice Death кот наплакал: в «Отделе пищевых токсинов» нужно проскакивать сквозь ритмично исчезающее пламя, а в «Отделе неотвратимого времени» — запрыгивать на появляющиеся платформы, чтоб не напороться на шипы. Вот тогда-то на этажах наконец становится интересно! Но это уже практически финал игры, а большинство локаций подразумевают бездумное движение от одного края карты к другому. Чуть менее бездумным его делает поиск секретов: иногда в стенах прячутся комнатки (чтобы их открыть, нужно полечиться рядом с фальшивой стеной), и рассчитаны они на самых внимательных и глазастых.

Но даже подобные места не способны исправить того, что, пробегая по одним и тем же коридорам в дцатый раз, уже перестаёшь обращать внимание на красоту отделов. Впрочем, для особо любопытных есть словарик, описывающий местный лор. Почему локации и враги выглядят именно так? Чем примечательны ваши сотрудники? Как работает смертельное оружие? На всё это есть ответы в так называемой «Должностной инструкции». Видно, что французы с большой любовью прописывали все элементы игры.

Я долго думала, какой оценки заслуживает эта игра. С одной стороны, выглядит она просто восхитительно. Офисный юмор и очаровательно-мрачный стиль сразу привлекают внимание. Чувствуется, что в Have a Nice Death вложено много любви и сил. Но при этом геймплей — просто скука смертная!

Have a Nice Death соединила в себе элементы многих своих конкуренток по жанру, но из набора хороших идей не всегда получается хорошая игра. Я бы лучше посмотрела по её мотивам мультсериал, благо нарисовано всё отлично, персонажи колоритные и бойкие, вселенная прописана детально, да и сюжет вполне себе приличный.

Плюсы: визуальный стиль; полная юмора локализация.

Минусы: однообразный геймплей, из-за которого репетитивность, свойственная многим рогаликам, ощущается как наказание для игрока.

Другие новости

Комментарии

Идеально слепленная игра, ко орая вгоняет в скуку полнейшим отсутствием чего-либо интересного в геймплейном плане
Да… Интересно в разбор полетов через лет так восемь пойдет?
С Death Door тоже знатно засыпал. Но с этой игрой у нее кроме сеттинга ноль общего)
Судя по всему у игры очень много общего с Death's Door
Я вижу что в остальных источниках игра обозревается неплохо, но я склонен доверять именно этому. Потому что всё что здесь написано очень точно отражает мои собственные впечатления о демо игры которое релизнулось сколько-то там месяцев назад на Стим фесте. Забавная идея, красивые окружения, и скучный, плоский геймплей
Все комментарии