Вселенная Warhammer 40,000 представала перед геймерами в разных формах — от аркад и RPG до кооперативных шутеров с серьёзной графикой. Всего не вспомнишь, но для ясности упомянем недавний боевик Darktide, стратегию Gladius — Relics of War, а также нетленные Dawn of War и Space Marine. Даже визуальные новеллы удастся найти, если погуглить. Казалось бы, чего не хватает? Компания Focus Entertainment нашла ответ и представила «ваху» для бумеров — игру, стилизованную под Doom, Hexen, Duke Nukem 3D и другие хиты 90-х. Мы поиграли в раннюю версию и разобрались, так ли оно весело, как было в прежние времена.
Да, слова Джона Кармака (John Carmack) о сюжете в подобных играх хорошо известны. Но раз уж речь о Warhammer 40,000, без преамбулы не обойтись. Вы, наверное, в курсе, что эта вселенная крайне пафосная, мрачная и жестокая, в ней постоянно кипят войны и обитают различные расы, включая всяких эльдар и орков, знакомых по фэнтези.
Главными плохишами в этом мире выступают боги и чудища из варпа, а также те, кто заразился энергией Хаоса, связанной с тем же варпом. Их называют еретиками, и с ними борется Император Человечества, отправляя во все края космоса преданных ему инквизиторов и легионеров. Даже если вы не в курсе здешних раскладов, то наверняка встречали мемы со здоровяками-космодесантниками, которые спрашивают что-то вроде «Ересь есть? А если найду?».
Итак, мы играем за ультрамарина на службе у инквизиторов из Ордо Маллеус, которые выслеживают демонов и еретиков. Миссия привела их к планете-кузнице Грайя, где обитают инженеры из Адептус Механикус. Туда, дескать, проникли нечистые энергии, с местными заставами пропала связь, а вдобавок главари Адептус Механикус могли завладеть осколком энергии инквизитора Дрогана и использовать его для призыва сил Хаоса. Так что без участия героя заговор не распутать. На месте опасения подтверждаются: предыдущий десант уничтожен, планета кишит культистами, еретиками Чёрного легиона и чудовищами разных калибров — от юрких нурглингов до чумных жаб. Надо заряжать болтер, заводить пиломеч и нещадно крушить скверну.
А теперь растолкуем всё для людей, которые не раскрашивают миниатюрки и не читают под одеялом Дэна Абнетта (Dan Abnett). Вы на планете один добрый, а остальные — злые, поэтому стрелять разрешено во всё, что движется. Кроме летающего черепа с факелом на макушке, закреплённого за героем примерно в той же роли, какую выполняют Призраки в Destiny. Противостоят вам уроды всех мастей: рогатые, безрогие, в доспехах и без, стреляющие, бегающие, прыгающие, ядовитые и взрывающиеся. А справиться с нечистью помогают болтер (автомат), дробовик, плазмаган, гранаты и пиломеч — оружие ближнего боя, способное бить и пилить врагов. Пилить натурально: тут вам и мясо, и кости, и кишки — несмотря на «пиксельную» шероховатость графики.
Прохождение организовано дедовским методом. Есть главы, они же уровни, где надо всех убить, собрать ключи для проникновения в некоторые двери, добраться до выхода, а затем посмотреть в статистике, сколько времени ушло на зачистку локации, все ли противники уничтожены и секреты найдены. При желании можно улучшить свой результат, выбрав нужную главу в меню.
Сложно сказать, останутся ли довольны поклонники Warhammer 40,000 тем, что здесь показано. Угождать фанатам, как известно, — сизифов труд и танталовы муки. Но в таких произведениях антураж должен быть вторичен, ведь успех шутера зависит от того, интересно ли в нём сражаться, а не от соответствия мифам и легендам виртуальной вселенной. И с этим у Boltgun полный порядок.
С ролью реанимированной классики игра справляется отлично. В ней приятно двигаться: персонаж не кажется неуклюжим, пользуется рывком и ускорением, а ещё подтягивается, когда надо взобраться на какое-нибудь возвышение, при этом прыжки с большой высоты обходятся без травм. В ней приятно стрелять: каждый ствол ощущается по-своему, вдобавок есть, как говорится, «импакт» — врагов отбрасывает выстрелами, они смачно лопаются, разбрызгивая вокруг кровь и плоть. Здесь нет автоматического восстановления здоровья — вместо этого надо собирать аптечки и щиты веры, заменяющие броню. Таким же макаром организован сбор боеприпасов и разных бонусов для оружия — например, за счёт найденного в тёмном закутке модуля можно увеличить ёмкость магазина болтера или поднять его убойную силу.
Зоопарк еретиков тоже достаточно разнообразен. Представлены живчики, которых трудно взять на мушку, и бронированные здоровяки, впитывающие заряды обоймами. Попадаются и вариации на обе темы. Чумная жаба, например, умеет прыгать, плеваться ядом и орудовать длинным ядовитым языком, но обладает толстой шкурой — её не так-то просто угомонить. Огневики устраивают вам bullet hell, а розовые кошмары после гибели порождают несколько тварей послабее. Одни противники стреляют (и метко, надо признать), другие норовят достать ультрамарина когтями или взорваться у его ног. Игра не устаёт подбрасывать сюрпризы, поэтому каждое новое поле боя в чём-то непохоже на предыдущее — есть где применить смекалку и ловкость рук. Порой большего от годного шутера и не требуют.
Судя по сказанному выше, может сложиться впечатление, что Boltgun — это будущий хит без сучка и задоринки. Но на самом деле в игре хватает противоречивых моментов. С одной стороны, разработчики демонстрируют внимание к мелочам. Давно вы видели такую стилизацию под ретрошутер, где оторванный от убитого врага кусок мяса ещё какое-то время скользит по полу? Без движения вперёд герой через несколько минут начинает читать книгу. А если нажать на клавиатуре T, разминает кулаки и выдаёт какую-нибудь пафосную фразу в стиле боевиков 1990-х.
С другой стороны, попадаются очень досадные недоработки. Например, в четвёртой главе жёстко заглючил звук: музыка начала появляться и замолкать внезапно, куда-то пропали топот персонажа и грохот стрельбы, а заодно исчезло злобное рычание врагов. Поскольку они способны появляться прямо за вашей спиной, это резко усложнило ситуацию. Последним индикатором угрозы остались стоны ультрамарина, получающего подзатыльники.
Не забываем и про сложность. От «пиксельного» боевика, похожего на Doom, ждёшь поистине зубодробительных схваток, сопровождаемых жжением пониже спины и яростными проклятиями. Но поначалу ничто в Warhammer 40,000: Boltgun не предвещает беды. На среднем уровне игра кажется даже слишком лёгкой — будто не адских монстров потрошишь, а к тёще на блины пришёл. Вдобавок сохраняться дают где угодно.
Но длится вольготная жизнь ровно до первой «Зачистки» — это такой обязательный режим, когда герой впадает в раж, всё вокруг окрашивается красным, а враги прут из каждого угла, пока их не уничтожишь до последнего. Здесь впервые начинаешь погибать, применять умения, которые раньше не трогал (вроде рывка), а если битва происходит на высокой сложности — ещё и на клавиатуре исполнять что-то из Оскара Питерсона (Oscar Peterson).
Это не считая мелких пакостей вроде временного бессмертия монстров, которые только что появились на уровне. Да, сразу после респауна врага убить нельзя. Длится эта заминка около секунды, но, когда действуешь на рефлексах, подмечаешь угрозу краем глаза и палишь во всё, что движется, даже такая загвоздка раздражает. Так что до идеального состояния игра в её нынешнем виде недотягивает — местами её не мешало бы шлифануть мелким абразивом.
Warhammer 40,000: Boltgun — тот самый шутер, за который садишься скоротать часок-другой после работы или учёбы. Не глядя на системные требования, не вспоминая, чем всё закончилось в прошлый раз, и не думая о том, сколько времени потребуется сейчас. Игре удаётся быть старомодной в графике, темпе и сценах жестокости, но при этом в ней хватает и свежих решений — вроде способности героя взбираться на возвышения или рывка с силовым щитом. Конечно, совсем без проблем не обошлось, но в целом впечатление приятное. И это, пожалуй, одно из немногих игровых воплощений «вахи», которое одинаково хорошо подойдёт для разных поколений геймеров.