Самка бегемота достаточно грациозна и нежна в период спаривания. Но не стоит этого проверять!
Николай Дроздов
Свежий эксклюзив для PS5 — Ratchet & Clank: Rift Apart уже успел порадовать критиков. Вновь на экране милые пушистые ломбаксы, и теперь их ещё больше — добавился новый играбельный персонаж, решительная и неунывающая Ривет. Столь симпатичные герои легко и уверенно находят путь к сердцу игроков. Быть может, причина тому огромные глаза, яркая шёрстка и сходство с енотами из детского мультфильма?
Всяческое зверьё стало появляться в главных видеоигровых ролях ещё на заре геймдева. Развлечения для древних агрегатов, которые грузили игры с магнитной ленты с сатанинскими звуками (ветераны наверняка помнят эти иерихонские мотивы), уже показывали множество героев из числа братьев наших меньших.
Разработчики игр сорокалетней давности быстро смекнули, что необязательно придумывать и рисовать модель какого-нибудь удивительного героя — проще обратиться к миру фауны. Значительная часть игроков примет такого персонажа с симпатией на подсознательном уровне, ведь люди в большинстве своём любят животных — и тех, что приручили, и тех, до кого ещё не добрались. И вот в старинных играх жаба с настойчивостью самоубийцы скакала через шоссе, вооружённый лис грабил курятники, шкодливый кот безобразничал в многоквартирном доме, и творилось прочее движение в рамках мира животных.
Но эти проекты сейчас интересны лишь как музейные экспонаты, поэтому обратимся к началу реактивных 90-х — там всё стало ближе современному геймеру. В те годы с небольшим отставанием от мирового ритма в квартиры граждан русскоязычного пространства врывается консоль NES, за которой закрепилось название «Денди».
Вместе с «Денди» на жёлтых картриджах в каждую подборку игр десантировались герои сериалов «Диснея». Как раз в начале 90-х по ТВ официально пошли первые диснеевские мультсериалы. «Утиные истории», «Чип и Дейл спешат на помощь», «Чудеса на виражах» и, конечно, блистательная пародия на Бэтмена — «Чёрный плащ»; во всех этих шоу действовали антропоморфные животные. Уолт Дисней (Walt Disney) ещё со времен появления Микки Мауса в короткометражке «Пароходик Вилли» (1928) заложил свою вселенную «Звери как люди». И в воскресных сериалах эта вселенная представала во всей красе — вместо человеков там жили мыши, утки, волки и прочие мохнатые граждане. Практически по каждому сериалу была сделана восьмибитная адаптация.
Игры по лицензии Disney были невероятно популярны. Хотя в то время удачным проектом по лицензии считался тот, где мелькали модели персонажей, отдалённо похожие на экранные оригиналы. Справедливости ради: в DuckTales (студия Capcom, 1989 год) можно было увидеть экзотические локации из сериала, а в Darkwing Duck (тоже Capcom, 1992 год) доводилось сразиться с известными злодеями Сен-Канара. Так или иначе, народ с удовольствием управлял диснеевскими зверушками.
Центральные персонажи студии Диснея — Микки, Дональд, Гуффи и прочие — появлялись в видеоиграх с завидной регулярностью. Но, пожалуй, апогеем вселенной Disney в геймдеве можно назвать ролевую игру Kingdom Hearts. Первая часть франшизы появилась на PS2 в 2002-м. Дизайнер Тэцуя Номура (Tetsuya Nomura) смешал в невиданный коктейль классические японских RPG и пёстрые миры Диснея. Притом что в центре внимания находятся типовые персонажи JRPG, основная команда диснеевских персонажей активно участвует в событиях. В серию вошли три успешные номерные части и несметное количество ответвлений, приквелов и дополнений.
В конце прошлого века появилась ещё одна пара культовых антропоморфных зверей из видеоигр: на игровых автоматах заслуженной популярностью пользовались аркады о горилле Донки Конге, а на первой PlayStation блистала серия о Крэше Бандикуте. Конг — изначально главный злодей! — не расставался со стильным галстуком, а Крэш щеголял в синих штанах, что, в общем, для настоящих австралийских бандикутов нехарактерно.
В диснеевском духе выдержана и серия приключений енота Слая Купера. Виртуозный вор командует целой звериной бандой, в рядах которой числятся черепаха и бегемот. Путешествия по всему миру, кошки-мышки с полицией и отличная картинка с cel-shading обеспечили играм о Купере немалую популярность — одно время енот даже был символом PlayStation.
Если вспоминать о более серьёзных материях — однажды украинских игроделов вдохновили идеи британского классика научной фантастики Герберта Уэллса (Herbert Wells). Именно на «Остров доктора Моро» был похож шутер «Вивисектор: Зверь Внутри» (2005). По сюжету доктор Морхед чудит на далёком острове, наделяя разумом самых разных зверей. В традициях Уэллса ничем хорошим это не заканчивается — поумневшие животные включают революционеров, льется кровища, летят клочья шерсти.
Есть и более сложный способ сделать достойную игру о животных — показать на экране настоящего зверя. Найти стоящие примеры сложнее, хотя это вполне возможно.
В 2014-м инди-разработчики обрушили на нас хулиганскую Goat Simulator. В роли обычного козла нам предстояло всячески шкодить, валять дурака и наполнять глубоким смыслом виртуальную козлиную жизнь. Что бы ни говорили авторы из Coffee Stain Studios о глубоком скрытом смысле, Goat Simulator посвящена проявлению самых скверных козлиных манер — тем и интересна. К слову, те, кто бывал на каникулах в сельской местности, подтвердят, что в реальности у козлов нередка тяга к хулиганству и асоциальному поведению.
А год назад, в 2020-м, в свет вышли похождения озлобленного на жизнь гуся — Untitled Goose Game получилась действительно достойным развлечением. Творить гадости налево и направо, управляя неуклюжей с виду домашней птицей, — такое занятие пришлось по души игрокам, уставшим от спасения мира в эпических RPG: в Steam у забавы крайне положительные отзывы. Здешний гусь прилагает все усилия, чтобы лишить жизнь селян радости и гармонии, и опять же здесь разработчики недалеко ушли от истины: нет в деревне птицы страшнее, чем гусь, агрессивное шипящее чудище.
Неординарная приключенческая игра Lost Ember (2019) перемещает пользователя в тело настоящего дикого волка. Здесь появляется фантастическое допущение: волк может переселяться в тела других зверей, птиц и даже рыб. Но перед нами мелькают почти настоящие животные, безо всяких человеческих одёжек и повадок, и это подкупает.
Ну а в The Red Lantern мы возимся с упряжкой настоящих ездовых собак. Плюс вспомним о Falcon Age — там вместе с игроком по неприветливому миру путешествует ручной сокол.
Отдельно упомяну о признанных любимцах публики — собаках и кошках. Разработчики использовали любовь народную не раз и не два.
Со времён Античности человечество призывало собак на военную службу. Создатели игр неоднократно предлагали геймерам спускать псов войны на манер римских легионеров. Так, в Dragon Age: Origins у нас в партии чуть ли не с первых минут прохождения состоит верный боевой пёс породы мабари. Если баловать его вкусными косточками, то он обязательно принесёт вам что-нибудь ценное, недавно откопанное.
Невиданную преданность показал песик из The Bard’s Tale (2004 год, версия Брайана Фарго — Brian Fargo). Беспородная собака повсюду сопровождала Барда — а каждому порядочному барду дворняга положена по социальному статусу — и, когда её настигла собачья смерть, вернулась призраком, чтобы по-прежнему быть рядом с хозяином.
На стадии рекламной кампании Call of Duty: Ghosts (2013) возможность «порулить» немецкой овчаркой подавалась как чуть ли не главная геймплейная «фича». Хотя в итоге эпизод с овчаркой оказался скоротечным и невразумительным. Как и вся Ghosts.
Что касается кошек, то в играх они предпочитают ходить сами по себе. И хорошим тому подтверждением стала дилогия RPG Cat Quest, где кот-протагонист показан настоящим искателем приключений, авантюристом и охотником за сокровищами. Это чистая, неразбавленная милота, всё там радует глаз — от модели главного героя до «карамельной» карты мира. Бодрый процесс в духе action-RPG прилагается — придётся спасать мир разумных зверей и далее в этом духе.
Нередко мы видим в играх животных и птиц, приносящих игроку-хозяину всяческую пользу. Если псы защищают, а кошки… трутся о ногу, то в дальнем странствии не обойтись без хорошего коня.
Для Shadow of the Colossus дизайнер Фумито Уэда (Fumito Ueda) выбрал визуальный стиль эффектного минимализма — в кадре обычно только главный герой Вандер и те самые колоссы. Тем заметнее роль верного коня Вандера — Агро. На нём мы путешествовали, гнались за целью, сражались верхом с титанами. Агро по понятным причинам не сказал за всё прохождение ни одной фразы, но воспринимался не иначе как один из центральных персонажей.
И к слову, если вы не читали книги пана Сапковского (Andrzej Sapkowski), то знайте, что ведьмак Геральт называет всех своих лошадей Плотвой, чтобы не привязываться к какой-то одной. Текучка лошадиных кадров на опасной ведьмачьей службе велика: упырю всё равно, кого жевать — путника или очередную Плотву.
Когда народный сериал Assassin’s Creed перебрался в жанр action-RPG с выходом Origins, на службу к ассасину Байеку поступила орлица Сену. Байек умеет обозревать окрестности орлиным взором, а если в Сену вложить очки опыта, то смышлёная птица научится атаковать неприятеля по команде. Появление Сену открыло ещё один горизонт механики в игре, и без того богатой возможностями.
Фантазии разработчиков всегда было тесно в рамках реальности. Поэтому порой в играх нам показывают фантастических зверей и места их обитания. О драконах, бехолдерах и прочей нечисти речь вести не будем и обозначим несколько видов, которые выглядят более убедительно.
Например, в классических RTS по миру «Дюны» Фрэнка Герберта (Frank Herbert) можно на свою беду повстречать в пустыне Шай-Хулуда гигантского песчаного червя. В старинной Dune 2 или в более свежей Emperor: Battle for Dune червь глотает всё, что можно проглотить. Ваши харвестеры для сбора пряности вполне сгодятся.
Вдоволь поотстреливать хищных скагов позволяет серия Borderlands. Эти твари расплодились на планете Пандора и уверенно сокращают популяцию местных авантюристов. А в третьей номерной игре у геймеров появилась возможность командовать скагом — слюнявая зверюга рвётся в драку и тащит лут хозяину.
Но, пожалуй, наиболее достоверно показанный фантастический зверь — грифон Трико из The Last Guardian. Трико сдружился с незнакомым мальчишкой и пытается выбраться из враждебного замка. Команда упомянутого Фумито Уэды постаралась над моделированием поведения Трико. На экране предстал настоящий зверь, импульсивный и порой непредсказуемый. Как и многие реальные животные — коты, к примеру, — Трико может в любой момент проявить неожиданное любопытство или страх. Этим игра и запомнилась (равно как и необычной стилистикой).
Естественно, тема животных из видеоигр не исчерпана. Разработчики обращаются к миру фауны часто и охотно, показывая его под самыми разными углами. Так, именно в старых добрых медведей обращаются друиды из вселенных Diablo и D&D. Или в виверн, но это уже другая история.
Высказывайтесь в комментариях, где, по вашему мнению, обитают самые интересные игровые животные и какие примеры показались вам достойными внимания. И покормите, наконец, бездомного кота — вас не убудет.