Hades: Обзор

Алексей Лихачев 2020-09-28 16:38:48 169
В последнее время выходит неприлично много восхитительных игр от независимых разработчиков. Одни, как Spelunky 2 и Spiritfarer, были готовы сразу же – они ни в каких контентных обновлениях не нуждаются и до блеска отполированы. Другие же, как Risk of Rain 2 и Hades, мариновались в раннем доступе больше года, однако ещё на самых ранних этапах казались многообещающими. Особенно это справедливо для последней – коллектив Supergiant Games, как известно, веников не вяжет. Ну а в этот раз студия превзошла себя и закрепила свою позицию в пантеоне лучших инди-девелоперов.

https://www.youtube.com/watch?v=Bz8l935Bv0Y

Благословение богов

Одна лишь завязка этого «рогалика» кажется оригинальной – в роли принца подземного мира по имени Загрей, которому не повезло оказаться сыном Аида, мы пытаемся сбежать из царства мёртвых. Аид уверен, что это невозможно, ведь мир пересобирается случайно после каждой смерти. Однако Загрей заручается поддержкой богов (и других героев древнегреческой мифологии), благодаря которым последующие попытки покинуть царство станут чуточку легче.

Ни один забег здесь не проходит впустую – даже если первый регион завершить не удалось, по пути всё равно удалось собрать немного ценных ресурсов, которые никуда не исчезнут и для чего-нибудь пригодятся. Драгоценные камни позволяют улучшить центральную локацию или добавить в подземный мир те или иные комнаты. Тьма – здешняя валюта для покупки пассивных навыков, вроде повышенного урона при ударе со спины или возможности возродиться после смерти. Ключи тратятся на разблокировку этих самых навыков, а также необходимы для получения новых видов оружия. Боссы тоже оставляют после себя предметы, которые тратятся на нужные вещи. Благодаря прекрасной системе прогресса очередная гибель не портит настроение.
Попасть во вторую область удастся не сразу, а в третью тем более. Хотя с дарами может сильно повезти, и они «протащат» далеко.

В Hades используется привычная для таких игр структура: подземный мир поделён на несколько регионов, каждый из них состоит из полутора десятков комнат, и в конце каждого предстоит сразиться с боссом. Здесь добавлен элемент нелинейности – хотя рано или поздно всё равно доберёшься до конца области, путь к нему может быть разным. Многие комнаты предлагают сделать выбор, ради какой награды вам хочется сражаться со следующей группой противников. На дверях могут быть нарисованы значки ресурсов, магазина (там покупаешь товары за собранные золотые монеты, не сохраняющиеся в случае смерти) или богов – в последнем случае получаешь пассивные навыки, актуальные лишь для конкретного забега.

Помощь зала

Дары богов влияют на возможности протагониста в бою или за его пределами. У Афины значок щита – её способности позволяют отражать атаки врагов при рывке, ударе или получении урона. Бог виноделия Дионис поможет наложить эффект дурмана на оружие, из-за которого оппоненты начнут получать дополнительный урон. У Зевса всё связано с молниями: атаки создают цепочки электрических разрядов, при рывке стоящих рядом противников бьёт током и так далее. Умения богини красоты Афродиты ослабляют чудовищ – их атаки наносят меньший урон. Особенно на фоне остальных выделяется Хаос, предлагающий на протяжении нескольких комнат мучиться из-за непростых условий, но дарующий сильный прирост к характеристикам после этого.
Ненужные дары позволяют продавать – за полученное золото удастся купить другие, если в магазине они будут.

Поскольку богов достаточно много, а дары от них получаешь не слишком часто, каждая попытка пройти игру отличается от предыдущей. Иногда будешь натыкаться на Гермеса и повышать скорость передвижения и атаки, иногда будешь получать способности Посейдона и отталкивать врагов в сторону ловушек и магмы. Некоторые двери ведут к гранату силы, который улучшает уже имеющиеся дары, а бывает, что получаешь возможность улучшить или модифицировать своё оружие. Это тоже влияет на поведение в бою – есть разница, когда твой лук стреляет одной стрелой или сразу тремя.

Всего в Hades шесть видов оружия – от банального меча до древнегреческого «огнестрела». Все совершенно разные: щит позволяет блокировать атаки и бежать вперёд, сбивая врагов на пути, копьё можно швырять, а затем призывать обратно, нанося им вдобавок урон со спины. Многочисленные дары богов тоже влияют на то, каким образом начнёшь устранять врагов уже через несколько минут после старта очередного забега. Будешь ли подходить к ним вплотную, чтобы после рывка оставлять на земле ловушки, или начнёшь активнее наносить урон издалека – чем глубже погружаешься в игру (и узнаёшь о двойных и легендарных дарах и многом другом), тем больше поражаешься уровнем проработки.
Покрытые бронёй враги не реагируют на атаки, так что прервать их удары не получится.

Восхитительная боевая система делает приключение особенно увлекательным: какие здесь плавные и красивые анимации, с каким вкусом нарисованы спецэффекты, как легко персонаж сменяет атаки и может бить оппонента сразу после рывка – даже для Supergiant это впечатляющий уровень качества. Внешне некоторые противники, возможно, не слишком интересны (есть всякие скелеты и летающие черепушки), но это будто бы сделано намеренно – для Загрея все они являются препятствиями, о которых он забудет после зачистки очередной комнаты. Зато избивать их после рывка за спину, спихивать к опасным участкам и прижимать к колоннам, добиваясь разрушения конструкций и дополнительного урона, весело в любом случае.

Вдобавок игра раз за разом подкидывает бонусные развлечения. То встаёшь перед выбором, чей дар получить следующим, а потом пытаешься спастись от другого разгневанного бога – он заваливает комнату опасностями. То натыкаешься на сокровищницу с испытанием, как можно скорее уничтожая противников, чтобы получить за это достойную награду. То Аид решит вмешаться в ваше путешествие по царству мёртвых, закрыв вас в небольшой комнате и заставив выживать на протяжении почти минуты.
Взрывающиеся бочки ранят и игрока, и врагов, чем иногда удаётся воспользоваться.

А поговорить?

Главная особенность Hades – большой упор на повествование, что в случае с «рогаликами» встречается очень редко. Можно вспомнить RAD (Double Fine), где люди комментировали мутации протагониста, но здесь всё куда масштабнее.

В центральной локации – доме Аида постоянно что-то происходит, когда Загрей возвращается туда после неудачной попытки сбежать. Гипнос обязательно прокомментирует гибель героя (даже назовёт противника) и даст не очень полезный совет, Ахиллес произнесёт напутственные слова, Аид непременно повторит, что его сын зря теряет время. Герои часто переговариваются между собой, и подслушивать их беседы тоже увлекательно. Это не та игра, где после смерти сразу же начинаешь следующий забег, – можно поступать и так, но лучше обойти все комнаты (их число которых растёт по мере прохождения) и со всеми поздороваться.
Да, всё было именно так.

То же происходит и во время исследования подземного мира: тут и боссы любят перекинуться парой фраз, и боги часто что-то говорят перед предложением даров, и третьестепенные персонажи готовы пообщаться – в комнаты с ними иногда попадаешь, получая от них приятные бонусы. Плюс в Hades есть система подарков – обнаруженный во время путешествия нектар (как и многие другие ресурсы, он не исчезает после смерти) можно вручить кому угодно, и в ответ игроку подарят один из множества амулетов. Это ещё одна возможность заполучить полезный пассивный навык, вроде увеличения здоровья, уменьшения урона от определённых атак или дополнительного воскрешения после смерти. Чем чаще пользуешься амулетом, тем лучше становятся его характеристики.

Из персонажей буквально сочится харизма, роскошно нарисованные портреты отлично передают их характеры, озвучены все замечательно – с ними просто приятно проводить время. Каждый элемент здесь сделан с такой кропотливостью и таким талантом, что позавидовал бы любой независимый разработчик. Поэтому, когда в Hades не играешь, в неё хочется поскорее вернуться, а когда её проходишь, не хочешь отрываться.
Иногда нужно решить, стоит рисковать здоровьем ради испытаний или лучше обойтись без этого.

В игре пропадаешь на десятки часов, и благодаря продуманной системе прогресса в ней постоянно находишь что-то новое. Проще всего это объяснить на примере оружейной, где сначала показывают лишь четыре вида оружия вместо шести, а после получения их всех узнаёшь ещё об одной особенности, позволяющей настраивать экипировку. А «эндгейм» с новыми наградами и ещё более трудными условиями лишь подтверждает, что даже спустя десятки часов, потраченные на первое полное прохождение, игре есть чем удивлять.

До появления потоковых сервисов у музыкантов были популярны коллекции лучших композиций с названиями вроде Greatest Hits. Hades напоминает эти альбомы, причём это не только сборник лучшего, что может предложить Supergiant Games, но и сочетание многих чужих идей. Здесь их завернули в более оригинальную оболочку, снабдив собственными находками. Это всем «рогаликам» «рогалик», кульминация жанра, главный источник вдохновения для будущих последователей. И, конечно же, одна из лучших игр года.

Плюсы: огромное количество диалогов делает мир живым, пробуждая интерес к знакомству со всеми персонажами; боевая система очень увлекательна благодаря разным типам оружия и массе божьих даров, сильно влияющих на подход к сражениям; система прогресса устроена так, что после каждого забега можно разблокировать что-то полезное; большой объём контента, удивляющий на каждом шагу; прекрасный визуальный стиль; отличное озвучение всех без исключения героев; увлекаться древнегреческой мифологией, чтобы получать удовольствие, необязательно.

Минусы: не обнаружены.

Другие новости

Комментарии

1) Где? Я вижу те же самые атаки Мег всегда: основной наскок, атака вокруг по площади, дистанционная по площади и стрелковая, когда она крыльями машет.
Гидра тоже, 4 раза ее видел, всегда такая же. 2 раза появляются дополнительные головы всегда.
2) Опять же, где? Тартар я раз 7 уже успешно пробежал, и он мне невыносимо надоел, т.к. там все то же самое.
Единственное, что изменилось — Минотавр. При первом прохождении надо сначала с ним одним подраться. При последующих уже Тесей + Минотавр.
Игра заставляет меня повторять 1в1 то же самое, что и при самом первом прохождении. Поэтому «несколько раз не смог победить босса — надоело». Это уже переходит в тупой гринд, чтобы облегчить босса. Тот же Айзек не надоест хотя бы потому, что там набор умений каждый раз разный, и он действительно сильно влияет на геймплей, не то что здесь +0.0000005% к урону после рывка после получения урона при полной луне.
Еще, кстати, кто-то использует вообще вторую атаку, которая по Q? Она же полностью бесполезна у всего, кроме первого меча (можно черепки вокруг быстро убить). У копья вообще смешно, насколько мало она наносит.
Как и бросок по ПКМ полностью бесполезен без апгрейда (и то встречал только один полезный, который 160 урона сносит взрывом).
прекрасной боевкой

Не увидел тут боевки, если честно, прямо совсем. Дополнительные атаки в 99% случаев бесполезны, а апгрейды дают мизерные бонусы, которые почувствуются уровне на 3м улучшений. В итоге ЛКМ+Пробел, что хуже того же Dead Cells с его двумя оружиями, двумя дополнительными гранатами/ловушками.

Но при этом в Dead Cells совершенно дебильные правила повышения сложности

Согласен, до сих пор ее не прошел, но иногда захожу на 1-2 забега.
Это называется гринд. Разработчики им всё кормят и кормят потребителей, а они и рады.
Имба относительно другого оружия. Первый раз дошел до них с щитом и пожалел о всем забеге.
Недостатков не выявлено? Такое бывает у Стопгейм? Тут точно обзорщики? Потому что минусы видны невооружённым глазом — большая часть контента скрыта за тостенной стеной повторяющегося гринда. Разнообразие даров спасает только первые тридцать забегов. Потом рандом надоедает, и хочется собирать идеальный билд из нужных даров, а перед тобой валяется мешком рандом — суй руку и вынимай… ох, опять не повезло! Посейдон с увеличением количества даров, с мгновенной выдачей даров и с усилением атаки, которая заменит уже существующий дар! Ая-я-я-яй. Какая, сука, неудача! Ты взял себе 16-ую сложность, чтобы открыть статую, а рандом тебе не благоволит снова! А в следующей комнате или камни для открытия косметики хаба (ибо основные залы уже улучшил), или тьма для прокачки второго пула способностей, которыми не пользуешься, или ключ, который сгодится только на продажу в магазине (потому что им открывать уже нечего).
А к чему это ведёт? К концовке, которая обещает войну Олимпа и Ада, но в последний момент авторам как будто надоело, они стравили пар, и персонаж просто сделал то, чего не хотел, и это каким-то образом ни к чему плохому не привело.
Да и к пятидесятому забегу карты затираются уже до таких дыр, что уже едва ли тянет на то, чтобы выяснять, чем же закончится этот сюжет, требующий пройти игру ещё раз 15…
Все комментарии