2 октября 2023 2.10.23 13 1795

Игровая хроника жизни ч.5: первая эпоха PC (1999-2006)

+25

Первая часть

Предыдущая часть

Год 2001

Мне 13 лет, я учусь в 6 классе школы

Начну с бессмертной классики - (146) Дальнобойщики 2.

Абсолютно точно классика, потому что не знаю ни одного игромана, который бы не слышал про эту игру. И абсолютно точно бессмертная, так как и сейчас играется ничуть не хуже, чем тогда. Сам недавно переигрывал.

Конечно сейчас она уже не так завораживает, так как уже знаешь, как в нее играть. А тогда, в детстве, играть в нее было прекрасно. Крутая графика есть, отечественные автомобили есть, узнаваемые названия населенных пунктов (жили мы тогда в алтайском крае) есть, открытая карта, секретные дороги, мафия, полиция, возможность нанимать водителей, а самому кататься на легковой BMW. И одно из немаловажных аспектов — крутой саундтрек. Мне кажется, нет ни одной игры, саундтрек из которой записали бы через микрофон на кассету и слушали. А мой сосед с саундтреком из Дальнобойщиков именно так и поступил. Сосед у меня вообще был меломаном-общественником. Любил обогащать музыкальный кругозор соседей и прохожих. Для этого он выносил на крыльцо свою огромную колонку и включал музыку на всю улицу. И в 2001 году вся улица знакомилась с творчеством группы Ария.

Помимо выполнения заказов, когда в игре наступала ночь, я любил припарковаться где-нибудь на обочине, заглушить двигатель, выключить фары, повернуть камеру внутрь салона и представлять будто я ночую в пути, так как ехать далеко. А когда накапливал критическую массу наемных водителей, что игра объявляла меня победителем, пересаживался на легковой автомобиль и просто катался по поселкам, останавливаясь около различных зданий и представляя будто это я приехал на бизнес встречу.

А еще помню, как, поиграв в нее вечером первый раз, долго не мог уснуть, так как очень хотелось, чтобы скорее настало завтра и можно было поиграть снова. И я представлял, как я буду играть и думал, что надо скорее уснуть, чтобы быстрее поиграть. И от этого уснуть не мог.

Дальнобойщики 2
Дальнобойщики 2

(147) Operation Flashpoint: Cold War Crisis

А в этой игре я не выполнил ни одного задания, но играл в нее очень долго. Геймплей внутри заданий был для тринадцатилетнего меня слишком скучный и сложный. Зато в игре был редактор, в котором задание можно было создать себе самому. Но, так как враги в Operation Flashpoint достаточно злые, то создаваемые нами задания их не предусматривали. А что это тогда были за задания такие? Задания на спортивное ориентирование. Суть была простой — переместиться из точки «А» в точку «В» за максимально короткое время. Точки «А» и «В» располагались в противоположных концах карты, а между ними были припрятаны различные транспортные средства. При чем транспортные средства шли по нарастающей: велосипед, маленький автомобиль, автомобиль побольше, грузовик и т. п. Таким образом, перемещаясь от одного транспортного средства к другому, нужно было пройти всю дистанцию. Игровая физика в Operation Flashpoint на столько жестокая, что даже в таком мирном задании не было гарантии, что ты не погибнешь.

Operation Flashpoint: Cold War Crisis
Operation Flashpoint: Cold War Crisis

(148) Aliens vs. Predator 2

Люблю игры и фильмы про Чужих. Но первая часть Aliens vs. Predator в свое время прошла мимо, а сейчас на ее графику больно смотреть, что не скажешь про вторую часть, которая, как и Дальнобойщики 2 выглядит прилично до сих пор. Понятно, что там старая графика, но есть игры, которые выполнены таким образом, что их старая графика адекватно воспринимается и по сей день. Вот Aliens vs. Predator 2 как раз такая. И она про Чужих.

Очень круто было придумано дать возможность заразить лицехватом человека и потом родиться в виде маленького «чужонка». Расстроило, что этот процесс не воссоздали в игре 2010 года.

За морпеха играть было страшно, поэтому роль охотника, а не жертвы была предпочтительнее. Прикольно было за чужого кошмарить людишек.

Aliens vs. Predator 2
Aliens vs. Predator 2

(149) Robot Arena

Эту игру откапал Илюха на каком-то пиратском сборнике игр. На таком, где, чтобы побольше вместилось игр, из этих самых игр были вырезаны многие звуки, заставки и т. П. Но главное ж геймплей, как я говорил ранее. А когда этот геймплей сопряжен с творческим процессом, так это вовсе красота. А в Robot Arena основной геймлей состоит из процесса создания собственного робата, который должен побеждать соперников. И ограничений в его создании практически нет. Соответственно роботов было придумана уйма. Помню, что самым эффективным роботом получался просто вращающийся цилиндр с торчащими в разные стороны топорами.

Robot Arena
Robot Arena

Илюхин отец имел свойство красиво презентовать что-либо. Если ему, конечно же, самому нравилось то, о чем он рассказывает. Так, например, еще не посмотрев первого фильма по властелину колец, из-за презентации дяди Вити (так звали Илюхиного батю) я точно знал, что фильм шедевр. Дядя Витя в своих презентациях никогда не обманывал. Вот и следующие две игры обречены были на успех в наших сердцах, ведь их нам презентовал дядя Витя.

Во-первых, игра, которая во время своего выхода впечатляла в первую очередь, как это не странно сейчас вспоминать, своей графикой — (150) Serious Sam: The First Encounter. Это первая игра от первого лица, в которой я офигивал от того, что можно вплотную подойти к стене и она не развалиться на пиксели. Но и геймплей там, конечно, же был отличный. А безголовые камикадзе, которые бегут на тебя с воплем «АААААААААААААААААА!!!»? Это ж вообще что за прикол шикарный?

А еще там можно было играть вдвоем на одном компе, что мы с Илюхой с удовольствием и делали. Сотню раз переигрывали последний уровень, где тебя запирают перед финальным босом в каком-то загоне и волнами выпускают врагов. Прекрасная игра.

Serious Sam: The First Encounter
Serious Sam: The First Encounter

Во-вторых, игра, которая поражала своей свободой действий и интерактивностью — (151) Black & White.

Еще на стартовой заставке появлялось ощущение что игра эта особенная. Пожалуй, такой она и является. Это ж натуральная игра для VR, которую выпустили раньше времени, когда VR шлемов, способных ее воспроизвести, не было. Странно что до сих пор для Black & White нет официального VR порта.

Посредством компьютерной мыши в игровой мир погружали твою руку, которой можно было делать все что угодно. Рука ведь божественная. А значит можно выдергивать с корнем деревья и кидаться ими. Можно швыряться камнями. Можно кастовать движением руки заклинания. Но самым веселым для меня было швыряться людьми. Они такие визжат разбегаются, а ты одного хвать и в море кидаешь. А он там пузыри пускает — тонет. А ты такой: «Да лааааадно. Я ж не зверь. Спасу тебя». Берешь его и зашвыриваешь обратно на землю. Бедолага, пролетев по параболе пару сотню метров, встретившись с землей испускает дух в виде вылетающего из тела привидения. А ты сидишь и чувствуешь, что твои садистские наклонности только что были удовлетворены.

И тут самое время сказать: «Ага! Воооот! Вот оно! Игры порождают насилие! Игры потакают насильственным наклонностям!». Только что это были за наклонности? На уровне желания дернуть кота за хвост. А из-за компьютерных игр хвост нашего кота наоборот был целым. Я не знаю наверняка, но что-то мне подсказывает, что желание отвинтить кому-нибудь голову вряд ли сможет удовлетворить компьютерная игрушка. И уж точно вряд ли сможет на такое побудить.

А что до Black & White, так там еще можно было питомца завести, которого той самой рукой можно было гладить или наоборот шлепать. Но гладить было прикольнее.

Странно да? Животное прикольнее гладить, человека прикольней убить… кхм…

 Black & White
 Black & White

Про фремрейт, эргономику и игигену

Возможно, те кто читал предыдущие части моей хроники, зададутся вопросом: «А как он играл в Black & White и Serious Sam, ведь сам говорил, что у него не компьютер, а ведро списанное с батиной работы?». Сейчас расскажу.

Мой, и без того немощный комп, к 2001 году стал еще более немощным. И большенство новых игр на нем «тормозили». Но, ни про какое понятие частоты кадров я тогда не знал. Соответственно не знал про общепринятые 30 и тем более 60 кадров в секунду. Для меня было три состояния игры: тормозит; подтормаживает; не тормозит. И в основную массу игр на своем компьютере я играл с минимальными настройками графики в разрешении 800×600 и фреймрейтом «подтормаживает». Когда долго играешь в подтормаживающую игру, то мозг адаптируется и перестает это замечать. Тем более детский мозг, которому вообще все по плечу. Мозгу… По плечу…

Сейчас можно предположить, что «подтормаживает» это от 15 до 25 кадров в секунду. В подтверждение данного предположения есть воспоминания о Fraps, который, кстати, я устанавливал с диска Игромании, но было это не в 2001 году, а позже. Вот этот самый Fraps показывал непонятные для меня тогдашнего циферки в углу экрана. А когда я начинал запись, то циферки становились красными и падали до 6-8.

С тех пор у меня сформировалась своеобразная фобия. Каждый раз выставляя высокие настройки графики, мне не вериться, что игра не будет «тормозить».

Сам компьютер долгое время располагался на обычном советском столе, покрытом потрескавшимся лаком. В комплекте со столом шел обыкновенный деревянный стул со спинкой. Но никакого дискомфорта никто не испытывал. Главным образом потому, что больше часа сидеть за компьютером не получалось, нужно было делиться с братом.

Но компьютер у меня появился позже чем у Илюхи, а это значит, что по началу на PC я играл у него. А у него очень щепетильно к гигиене клавиатуры и мыши относился отец, тот самый дядя Витя, который, кстати, и был тем другом системным администратором моего отца, который привел в чувства списанный компьютер, который принес с работы мой папа. Я надеюсь не сильно всех запутал? Так вот, дядя Витя пускал за компьютер только тех, кто перед этим вымыл руки с мылом. И никакой еды во время игры!

***

(152) The Italian Job

В эту игру я тоже поиграл благодаря дяде Вите. Но тут все просто, он шарил за системные требования и помог подобрать новый диск с игрой, которую потянул мой комп.

И, наверно, объективно эта игра — проходняк. Но, напоминаю, что выбирать особо не приходилось, так как играли только в то, что комп тянул.

Забавная игра про ограбление банков, в которой геймплей состоял из поездок на автомобилях. Где-то надо было просто авто перегнать, а где-то от копов скрыться. В игре было аж два города, по которым можно было свободно перемещаться: Лондон и Турин. Если я правильно помню. В игре был режим свободной игры, где можно было на выбранном автомобиле бесцельно кататься по одному из городов. В то время ко мне ходил поиграть в компьютер другой мой друг Леха. Мы часто развлекались с ним следующим образом — я подтаскивал к компьютеру кресло и садился в него в наиболее вальяжной позе, а Леха включал в игре свободный режим и выбирал автомобиль наиболее представительского класса. Мы делали вид, что я бизнесмен, а он мой личный водитель. Я говорил Лехе куда мне нужно добраться, и он меня вез.

А еще там нельзя было сбить прохожих. Все они были жутко ловкими и всегда умудрялись избежать столкновения.

The Italian Job
The Italian Job

(153) Grand Theft Auto III

Что тут можно сказать? Всем и так все понятно. Все, кто играл в первые две части фантазировали о том, как бы было круто поиграть в такое же, но в полноценном 3d. Разработчики тоже так думали и реализовали. Не думаю, что есть смысл писать про восторг от игры и все в этом духе. GTA это редкая франшиза, в отношении которой мнения у всех в основном сходятся.

Что касается конкретно моего опыта, то комп мой тянул игру с жуткими тормозами и играл я в нее только на чужих компьютерах. Потому и не прошел. Постарела она, на мой взгляд, плохо, а потому сейчас закрывать гештальт не сильно хочется.

Grand Theft Auto III
Grand Theft Auto III

(154) Златогорье

Совсем недавно попадалось мне в интернете мнение про эту игру, мол игрушка так себе. А мне в детстве так не казалось. После Аллодов игралось вполне себе интересно. Главное было заполучить самый крутой в игре сет брони. Да и славянский колорит тринадцати летнему мне очень зашел.

Златогорье
Златогорье

(155) Fallout Tactics: Brotherhood of Steel

От большой любви к серии совершал много попыток пройти ее в разное время. По началу даже прикольно было сменить пошаговые бои на бои в реальном времени. Но после пары первых миссий появлялось ощущение, что играешь ты не в настоящий Fallout, а в какую-то подделку. И интерес сразу пропадал. Fallout это же не выполнение миссий, Fallout это свобода.

Fallout Tactics: Brotherhood of Steel
Fallout Tactics: Brotherhood of Steel

И по традиции оставшиеся игры одной строкой.

(156) Stronghold — что-то среднее между Age of Empire и Pharaon.

(157) Moorhuhn — это ж почти как The Punisher на Dendy!

(158) Max Payne — да-да, великая игра, а я про нее одной строкой. Мой комп её не тянул. Играл только у друзей немного. Это мой не закрытый гештальт.

(159) Commandos 2: Men Of Courage — вторая часть была уже не демо, но толку от этого было не много. Дальше второй карты все равно не прошли.

(160) Blade of Darkness — dark souls моего детства.

(161) Bob the Builder: Can We Fix It — да, играли и в такое.

Итог

16 игр за 2001 год.

Список культовых игр на 2001 год, в которые я поиграл:
— Дальнобойщики 2;
— Operation Flashpoint;
 — Aliens vs. Predator 2;
— Serious Sam: The First Encounter;
— Grand Theft Auto III;
— Max Payne.

Итого шесть игр в 2001 году против шести в 2000. Пока поровну.


Aliens vs. Predator 2

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
22 октября 2001
407
4.3
293 оценки
Моя оценка

Black & White

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
24 марта 2001
215
4.1
116 оценок
Моя оценка

Commandos 2: Men Of Courage

Платформы
PC | Mac | PS2 | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android
Жанры
Дата выхода
20 сентября 2001
206
4.4
128 оценок
Моя оценка

Fallout Tactics: Brotherhood of Steel

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
15 марта 2001
458
3.7
269 оценок
Моя оценка

Grand Theft Auto III

Платформы
PC | Mac | PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | iOS | Android | AmzKF
Жанры
Дата выхода
22 октября 2001
2.5K
4.1
1 689 оценок
Моя оценка

Heath: The Unchosen Path

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
12 июня 2001
22
3.5
13 оценок
Моя оценка

The Italian Job

Платформы
PC | PS
Жанр
Дата выхода
5 октября 2001
19
3.2
13 оценок
Моя оценка

Max Payne

Платформы
PC | Mac | PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | GBA | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
24 июля 2001
3.6K
4.5
2 615 оценок
Моя оценка

Robot Arena

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
март 2001
7
3.6
6 оценок
Моя оценка

Serious Sam: The First Encounter

Платформы
PC | Linux | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
23 марта 2001
1.1K
4.2
819 оценок
Моя оценка

Severance: Blade of Darkness

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
22 февраля 2001
237
4.5
170 оценок
Моя оценка

Дальнобойщики 2

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
27 июня 2001
382
4.2
287 оценок
Моя оценка

Operation Flashpoint: Cold War Crisis

Платформы
PC | XBOX
Жанры
Дата выхода
22 июня 2001
200
4.2
99 оценок
Моя оценка

Stronghold

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
12 октября 2001
453
4.5
325 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Спасибо, мысленно перенесся за свой старый школный стол :)

Я тоже играл в Operation Flashpoint и максимум проходил пару миссий, ибо для мелкого меня игра была очень хардкорной. Для тех, кто не в курсе, если тебя сильно ранили и рядом нет «юнита-лекаря», то лучшим решением будет начать сначала, потому что твой герой не может ходить, он может только ползать(!).

А вот с Italian Job у меня было все намного «интереснее», мною был куплен диск, в котором отсутствовала игра)), но каждую миссию можно было запустить отдельно из папки (ох уж это пиратство начала 00-х). Кстати в режиме свободного заезда в Турине можно было найти неуказанную миссию, не помню про что, но наверное проехать из точки в точку, но зато тебе награда была шикарная — золотой мини-купер. Ссори за размер скрина, более крупного не нашел.

Меня каждый раз поражает, что в те года у всех был свой игровой экспириенс, причем зачастую из-за того, что в магазине диски приобретались по обложке. Я ни во что из этого, кроме ГТА 3 не катал, но у меня с тех лет тоже остались абсолютно никому толком не известные игры, люто саммонящие ностальгию.

А я начало 2000-х встретил с динозавром 486 и поэтому для меня был только DOS.

Во, с первым Ведьмаком у меня такая же фигня =)

Ого! Не знал, что в свободном режиме Italian Job есть такой прикол с золотым мини-купером.

абсолютно никому толком не известные игр

даже тебе…
У Меня есть парочку сотен игр, в которые я все детство играл и даже название их не вспомню. Сказывается то, что комп уже при покупке был весь напичкан кучами играми…

Про Фолыч Тактикс согласен, тоже несколько раз пытался к ней подступиться, но всё время очень быстро бросал. Сейчас опять на протяжении какого-то времени есть желание попробовать, но хз хз)
С первым Ведьмаком такая же штука была, раза 4 начинал, один раз до второй главы даже дошел, но душнила сильно игра, так и не осилил.

Уважаемый автор, стоит ли ждать продолжения блога? Очень сильно жду, если что: )

Да, планирую. Но времени пока нет. Отвлекся на смежную тему. Надеюсь скоро допишу и вернусь к своей игровой хронике =)

а я его нашел абсолютно случайно, катался по городу, и внезапно появилась стрелка :)

Даже во вторые дальнобойщики не играл? О_о

Мне кстати первый Ведьмак наоборот на одном дыхании как-то залетел, и до сих пор с теплотой вспоминается (но я проходил его уже позже, в 2013, наверное)

Там была неудобная боевка, странный сюжет, и игрался он медленно, но почему-то очень запомнились атмосферные локации и подготовки к вылазкам. Это одна из немногих на моей памяти игр, которая на высоком уровне сложности прям требовала подходить вдумчиво и перед каким-нибудь особенно злым монстром полистать бестиарий, узнать слабости, сесть у костра, прикинуть план и наварить подходящих ядов и эликсиров — иначе огребёшь, и никакой скил щёлканья мышью не поможет.

Где-то еще в начале игры сунулся наудачу в пещеру без запасной «Кошки», и когда в ответственный момент экран просто погас, остался с монстром один на один в кромешной темноте — понял тогда, что игра тут с тобой не шутки шутит) Пришлось перезагружаться и собирать травки, помню до сих пор этот момент. В последующих частях такое тоже конечно есть, но уже в гораздо меньшей степени

Black & White — Ожидание & Реальность

Читай также