Разработчиками давно было замечено, что игра с необычным визуальным исполнением обязательно привлечёт к себе внимание. Только вот какое решение можно считать оригинальным? Нарисованные вручную игры уже не редкость, и ими не удивить игроков. Совсем другое дело — интерактивные развлечения, «сделанные» из таких материалов, как глина, пластилин, пластика; это куда более редкие гости на экранах наших мониторов. Есть в пластилиновых творениях что-то такое уютное и душевное, передающее привет из детства. И как тут не вспомнить о квесте 1996-го года The Neverhood, который придумал американский художник-мультипликатор Дуглас Тен-Нэйпл (Douglas TenNapel). В этой игре главному герою по имени Клэймен необходимо было спасти родной пластилиновый мир от своего злобного брата Клогга, захватившего там власть.
Но The Neverhood была не единственной в своём роде, и мы сейчас имеем в виду даже не её прямое продолжение, платформер Skullmonkeys. Этот эксклюзив для PlayStation появился в 1998-м году исключительно благодаря желанию сделать продукт более популярного жанра. По сюжету всё тот же неразговорчивый, но безумно обаятельный Клэймен попадает на планету Идзнак, где он снова должен свергнуть злого узурпатора Клогга. Несмотря на всё тот же пластилиновый стиль и фирменный юмор, Skullmonkeys не превзошла оригинал.
Наконец, спустя почти два десятка лет готовится к релизу духовная наследница The Neverhood под названием Armikrog. В связи с этим событием мы решили вспомнить, какие ещё игры были созданы при помощи пластилина, и рассказать вам о них.
Пластилиновые головоломки
Существует всего десяток-другой игр, выполненных в «рукотворной» тематике. То, что подобный художественный стиль не очень распространён, можно объяснить весьма трудоёмким процессом создания — помимо самой лепки героев ещё нужно «оживить», снимая покадрово каждое движение. Сложности добавляет и недолговечность самого материала: от яркого света ламп при фотографировании пластилин начинает таять, поэтому аниматоры должны работать максимально оперативно.
Но несмотря на всю кропотливость работы, всё же находились энтузиасты, вдохновлённые народным успехом The Neverhood. Один за другим стали появляться новые пластилиновые квесты, причём создавались они не где-то там, а у нас, в России.
В начале двухтысячных вышли «Операция «Пластилин»» и «Пластилиновый сон». Главный герой первой игры ищет потерянный золотой бильярдный шар, а протагонист второй — осколки кристалла сновидений. Из геймплейных отличий стоит отметить, что в «Операции» действие ограничено одним экраном: пока не решишь на нём загадку, не перейдёшь на следующий. А во «Сне», напротив, можно свободно перемещаться между несколькими комнатами, прямо как в The Neverhood. Впрочем, когда невольно сравниваешь все наши квесты с творением Дугласа Тен-Нэйпла, понимаешь, что до него им ещё далеко — и юмор в них странный, и подача оригинальной истории, ну а персонажи не имеют того обаяния, что было у Клэймена.
Но отечественных разработчиков было уже не остановить, и пластилиновые квесты всё продолжали и продолжали создаваться. В 2003-м году на прилавках магазинов появилась игра «Падал прошлогодний снег» по мотивам одноимённого мультфильма, а в 2006-м вышла, наверное, самая красочная российская адвенчура в подобной стилистике — «Танита, или Морское приключение». Она даже издавалась на Западе, но уже под названием Tanita: Plasticine Dream (редко какой подобный проект обходится без упоминания пластилина в названии).
Игра начинается с того, что главная героиня, словно кэрролловская Алиса, засыпает с книжкой в руках. Во сне Танита переживает крушение самолёта и в лучших традициях сериала «Остаться в живых» попадает на остров. Ну а дальше, как и положено в квестах, девочку ждут головоломки, задачки и прочие логические премудрости. Приключение можно похвалить за более скрупулёзную и аккуратную лепку, чем у предшественников. Правда, при таком внимании к деталям разработчики почему-то поленились сделать анимацию действий главной героини. Например, при сборе предметов они автоматически попадают к Таните в рюкзак, а девочка при этом просто стоит и иногда прихорашивается. А ведь ещё в «Операции «Пластилин»» у героя были движения подбирания и применения ключевых вещей!
Перечисленные игры различаются не только по степени проработанности, но и по внешнему виду, который зависит от техники. Есть «плоская» анимация, или так называемая «перекладка», когда слои пластилина располагаются друг над другом. Её можно увидеть в «Падал прошлогодний снег». Другой вид — это классическая «объёмная» техника: при её использовании герои находятся в настоящих трёхмерных декорациях. Часто при создании игр используется и комбинирование техник, когда отдельно снятые персонажи с помощью компьютера помещаются в нужное место.
Стоит заметить, что, в отличие от всё той же The Neverhood, которую делала команда настоящих профессионалов-аниматоров, вышеназванные квесты «вылепили» молодые и в большинстве своём неопытные студии. Например, над «Танитой» работала небольшая компания из Санкт-Петербурга — Trickster Games, и это была её первая игра. Какая-никакая практика была у студии «Авалон» из Обнинска — до работы над «Пластилиновым сном» её сотрудники занимались рекламой и снимали ролики с использованием этого материала. Когда авторы решили создать игру, они выбрали именно квест, потому что с него, по их мнению, легче всего начинать молодым разработчикам.
Не квестом единым
Однако мир пластилиновых игр не ограничивается одними лишь адвенчурами. И если выйти за пределы российского игропрома, то слепленных вручную персонажей можно встретить в совершенно разных жанрах.
В первую очередь стоит остановиться на скролл-шутере 2002-го года Platypus от новозеландской Squashy Software. Такое название игра получила вовсе не в честь необычного животного (на русский «platypus» переводится как «утконос») — просто это слово созвучно с «plasticine» и «blaster» («пластилин» и «бластер», он же «взрыватель», соответственно). По сюжету пилоту одноимённого истребителя необходимо защищать свою планету от космических захватчиков. Хотя разве важен в таких играх сюжет? Это тот случай, когда интереснее история создания игры.
За солидным названием Squashy Software скрывался всего один человек — Энтони Флэк (Anthony Flack). Он в одиночку сделал сначала демоверсию, а затем, когда ей заинтересовался издатель, и полноценную игру. Долгих полтора года Энтони работал над Platypus прямо у себя в квартире. Дело шло бы быстрее, если бы однажды в доме не случился пожар. К счастью, никто из людей не пострадал, но от оборудования и материалов разработчика ничего не осталось.
Единственное, что не уничтожил огонь, — это наработки игры. Так совпало, что за несколько дней до происшествия автор записал все игровые файлы на диск и принёс своему другу, чтобы тот оценил готовящийся проект. Если бы Энтони этого не сделал, Platypus, скорее всего, не существовала бы сегодня.
Тем не менее игра всё-таки была далека от завершения, а пожар погубил всё необходимое для работы: компьютеры, камеру и пластилин. И если с деньгами на покупку техники помогли родители, то с материалом для лепки было уже сложнее. Казалось, именно в этот период во всей Новой Зеландии был дефицит пластилина. В конце концов Энтони пошёл в магазин игрушек и купил маленькие «радужные» наборчики для детей. Он смешал их в один большой серый комок и использовал его снова и снова, чтобы делать из него разные фигуры для своей будущей игры. После того как разработчик их все сфотографировал, он стал раскрашивать объекты уже в Photoshop.
Вот так, в одиночку, несмотря на все свалившиеся трудности, Энтони сделал полноценную игру, а затем, спустя несколько лет, смастерил и её продолжение. После выхода Platypus 2 автор активно работал и над другим пластилиновым проектом — Cletus Clay. Сейчас эта игра отложена в долгий ящик, однако, по словам самого автора, не забыта, и когда-нибудь он к ней ещё вернётся.
Уже не одним человеком, а небольшой группой энтузиастов из Праги в 2005-м была «вылеплена» стратегия Dark Oberon. Шесть студентов Карлова университета не придумали лучшей идеи для своего проекта, кроме как адаптировать WarCraft 2 в пластилине. Причём их игра позаимствовала из оригинальной RTS не только основную концепцию, но даже фразы «юнитов».
Несмотря на интересную реализацию, с 2006-го года Dark Oberon перестала развиваться, но всё ещё доступна для игроков. Эта стратегия в реальном времени распространяется совершенно бесплатно, и сразиться можно как с живым противником по Сети, так и с искусственным интеллектом.
Вообще, The Neverhood была не первой игрой, где активно использовался пластилин. Ещё в 1993-м году на SNES вышел файтинг Clay Fighter. Правда, в этой игре слепленными были только персонажи-бойцы, арены же оставались нарисованными. Забава задумывалась как потешная альтернатива популярным в ту пору сериям Street Fighter и Mortal Kombat. Clay Fighter должна была не только составить этим файтингам конкуренцию, но и побить их продажи благодаря отсутствию жестокости — по мнению авторов, родители охотнее бы покупали игру детям, зная, что в ней никто никому не вырывает позвоночник.
Воодушевившись идеей, несколько месяцев художники-аниматоры экспериментировали с материалами. Разные персонажи были сделаны из разных типов пластилина, что придавало им некоторую индивидуальность. Ну и, конечно, прежде чем попасть в игру, каждый боец был покадрово отснят и оцифрован.
Несмотря на все усилия, Clay Fighter всё-таки не удалось сокрушить королей жанра. Тем не менее в прессе 1990-х годов она получила крайне высокие оценки и была признана весьма удачным пародийным файтингом. Серия продолжила разрастаться — появилось ещё несколько игр, выдержанных в том же стиле. Относительно недавно, в 2011-м, должно было выйти продолжение — ClayFighter: Call of Putty для Wii и DS, но игра была отменена, а о судьбе проекта с тех пор ничего не слышно.
Пластилиновые игры в наши дни
Как можно заметить, пластилиновыми играми занимаются в основном маленькие независимые компании, но тем не менее даже гиганты индустрии иногда обращают на этот уютный художественный стиль своё внимание. В качестве примера можно привести Nintendo, которая в этом году выпустила красочный платформер Kirby and the Rainbow Curse, выполненный как раз в таком дизайне.
Пластилиновый стиль в данном случае был выбран для того, чтобы у игрока создавалось ощущение объёмной картинки. А низкая частота кадров анимации позволила игре выглядеть так, будто она создана именно путём покадровой съёмки объектов. На самом деле Kirby and the Rainbow Curse, конечно, не была сделана «вручную» целиком и полностью, но некоторые вещи, в частности вступительный ролик, действительно «слеплены» из настоящего пластилина.
Такая эстетика придала Kirby and the Rainbow Curse очень уютный и сказочный вид, но никак не обыгрывалась геймплейно: игрок волен лишь рисовать кистью путь для главного героя.
Из относительно недавних игр можно ещё назвать шведский сюрреалистичный квест The Dream Machine. Правда, это не совсем пластилиновая игра: в ход там пошли глина, картон, пенопласт, акриловые краски и другие материалы из арсенала художников. С 2009-го года над игрой работали и продолжают работать всего два человека. На данный момент вышло 5 эпизодов, сейчас авторы создают шестой, который и завершит всю историю.
Мир The Dream Machine насквозь пропитан мрачной атмосферой человеческого подсознания. По сюжету главный герой Виктор Нефф путешествует по странным снам разных людей, попутно решая головоломки. И хоть игра местами получилась жутковатой, в каком-то шарме и очаровании ей нельзя отказать.
Окинув взглядом вышеперечисленные игры, стоит признать, что квест — всё-таки самый востребованный жанр для пластилиновых творений. Недаром создатели The Neverhood обратились именно к нему. Возможно, благодаря Armikrog «рукотворная» стилистика вновь станет на какое-то время популярной и породит проекты, которые будут выделяться на фоне остальных своей визуальной составляющей.
Лучшие комментарии