29 апреля 2013 29.04.13 0 16K

Будущее игрового «железа»

Традиционная война ПК против игровых консолей подходит к решающей схватке за расстановку сил на рынке. После объявления характеристик Sony PlayStation 4 и целей запуска этого центра сосредоточения самых высокотехнологичных видеоигр современности стало ясно, что нынешний среднестатистический домашний игровой компьютер с двухъядерным процессором и 4 гигабайтами оперативной памяти перестанет быть актуальным и начнет неприятно тормозить в новых играх. И неудивительно — типичная конфигурация настольного ПК сегодня уже вовсю используется в мобильных устройствах. Планшеты с мощнейшими четырехъядерными чипами NVIDIA Tegra 4 вот-вот появятся в продаже, а смартфоны с восьмиядерным процессором — уже давно не новость. Индустрия постепенно начинает адаптироваться под новое «железо». Благодаря формирующимся трендам мы уже сегодня сможем заглянуть в будущее хотя бы одним глазком.

Огромные компьютеры уже давно стали историей, та же судьба ждет и современные ПК (использован кадр из The Last of Us).
Огромные компьютеры уже давно стали историей, та же судьба ждет и современные ПК (использован кадр из The Last of Us).

Судьба индустрии стала предсказуемой

Итак, каким образом мы можем узнать будущее рынка игрового «железа»? Вы переключаете новостной канал, когда диктор заводит речь о финансовых сводках? А ведь именно они творят наше будущее. Ежедневно десятки тысяч информационных поводов провоцируют сделки на биржах. От этого полностью зависит состояние всей глобальной экономики. Такие процессы соответствуют реалиям и в индустрии видеоигр. Провал даже какой-нибудь маленькой игры ставит издателей или крупных разработчиков в неудобное положение, которое провоцирует резкие телодвижения на рынке. Раз — и студию распустили, два — и целое издательство пошло под молоток. Когда действия повторяются — формируется тренд. Electronic Arts уже второй год становится худшей компанией США. Это что — шутка? И несмотря на позитивный настрой компании, убыточные мобильные подразделения в апреле все-таки были сокращены.

Игровая индустрия за десяток лет трансформировалась из творческого поиска завсегдатаев подвальных помещений под дорогостоящими офисами в процветающий бизнес с собственными офисными небоскребами. По правилам капитализма этот бизнес стремится извлечь максимум прибыли из наших карманов, и только мощная конкуренция заставляет этих воротил преподносить игрокам лучшее из того, что они способны предложить. Аналитические эксперты старательно изучают рынок на предмет трендов, чтобы прогнозировать события обозримого будущего для лучших инвестиций. Другими словами, если на Челябинск снова не упадет метеорит, то богатая Electronic Arts в ближайшее время не обанкротится, а по кусочкам растащенная конкурентами THQ не возродится из пепла.

Разумеется, сейчас крайне сложно точно спрогнозировать, что нас ожидает в индустрии видеоигр хотя бы в 2014-м году, без официальных сроков запуска нового поколения игровых консолей Sony и Microsoft. Однако мы легких путей не ищем и припасли для вас чемоданчик аналитических наблюдений, тенденций и событий, с которыми уже сейчас можно отправиться в недалекое будущее, где консоли правят балом, игровой ПК занимает узкую нишу для энтузиастов, а мобильные устройства отвоевали себе место главного электронного помощника человечества. Погружаемся в нашу скромную машину времени…

Когда-то игры разрабатывались в творческом кругу друзей (слева: 23 этаж офиса Paradox Interactive), а теперь — в сжатые сроки по строгому регламенту менеджеров (справа: студия EA Hyderabad в составе 200 человек).
Когда-то игры разрабатывались в творческом кругу друзей (слева: 23 этаж офиса Paradox Interactive), а теперь — в сжатые сроки по строгому регламенту менеджеров (справа: студия EA Hyderabad в составе 200 человек).

Все началось с Windows 8

Еще в 2012-м году запуск Windows 8 гигантской корпорацией Microsoft стал предметом пристального внимания всех производителей и инвесторов во всем мире, поскольку эта мультимодальная оболочка подходит не только настольным ПК и ноутбукам, но и планшетам. Даже Intel имела виды на сенсорные ультрабуки (сверхтонкие и сверхмощные ноутбуки с тачскрином) на базе «восьмерки». Одна за другой компании заявляли о своем желании производить кроме Android-планшетов еще и портативные x86-устройства специально для последней операционной системы из Редмонда. Но основной поток анонсов таких устройств ожидается только этим летом, а их продажи — так и вовсе ближе к концу года.

Причина задержки в том, что «восьмерка» оказалась крайне непрозрачной платформой для производителей. Новый интерфейс отпугивает консервативно настроенных владельцев ПК, а сложное устройство операционной системы и высокие требования к аппаратной начинке — создателей планшетов. В Microsoft и не скрывали, что Windows 8 суждено объединить две аппаратные платформы. Но возможно ли это в современных условиях? Скорее да, чем нет. Однако пока для этого ничего не готово — планшеты все еще бьются с завышенным энергопотреблением чипов, достаточно мощных для редмондской платформы, тогда как успех в этой борьбе приводит к резкому росту цены конечного продукта или его габаритов. Поэтому все ждали финансового отчета Microsoft, из которого станет ясно, будет ли Windows 8 прародителем универсальных устройств.

Но Microsoft тянула с итогами и не сообщала о результатах продаж своих показательных планшетов Surface, Windows 8 и ARM-версии Windows RT. Утаить ничего не получилось: за первый квартал 2013-го года корпорация отчиталась 1.5 миллионами проданных Surface на фоне 23-миллионных продаж Apple iPad. Как бы богач Билл Гейтс (Bill Gates) ни пытался поднять настроение инвесторам, провал был слишком очевидным. Но главное, что для нас оказалось важным в этой ситуации, — партнеры Microsoft продолжили вкладывать деньги в устройства на базе Windows 8, несмотря ни на что. Будь то сенсорные ноутбуки или планшеты с мощной начинкой и док-станцией в виде клавиатуры — такие гиганты, как Acer, ASUS, Samsung, HTC и Intel, не собираются упускать перспективный и прибыльный рынок из рук.

Череда крупных вложений в портативные планшетные компьютеры и всеобщее внимание привели производителей к применению новых чипов меньших размеров и энергопотребления в основном в мобильных устройствах, а не настольных компьютерах. Безусловно, NVIDIA и AMD не упускают возможности подраться своими игровыми видеокартами за лидерство. Но последние годы это уже больше имиджевый шаг, нежели практичная эволюция. В феврале калифорнийцы нам уже показали GeForce GTX Titan с 2668 ядрами CUDA. Добавить к этому 6 Гбайт скоростной памяти GDDR 5… и Sony PlayStation 4 курит в сторонке! На самом деле такие видеокарты потребителям уже не требуются. Мы с радостью читаем эти заголовки, перетираем друг другу кости в спорах о том, что лучше — Radeon или GeForce, но в итоге покупаем лишь то, что нам действительно нужно и полезно.

Место традиционных настольных ПК уже начинают занимать планшетные компьютеры и гибридные системы.
Место традиционных настольных ПК уже начинают занимать планшетные компьютеры и гибридные системы.

Великое падение рынка персональных компьютеров

В этом году Microsoft и Apple оказались перед сложным выбором — традиционные «настолки» или современные «таблетки»? Лэптопы с Mac OS и Windows покатились словно ком с горы, забирая с собой все больше еще и старых компьютеров, от которых пользователи с удовольствием избавляются, заменяя их компактными планшетами. Продажи последних растут неимоверными темпами, а вот рынок персоналок находится в стадии серьезного спада. Аналитическое агентство в своем последнем обзоре сообщает страшную цифру: только за I квартал 2013-го года продажи рухнули на 14%. Представьте себе, сколько системных блоков и ноутбуков остались на полках магазинов невостребованными. Ни много ни мало 12 миллионов систем! С 1994-го года такого в мире ни разу не происходило.

Как мы уже сказали, сосредоточение внимания производителей на создании планшетов замедлило эволюцию персоналок. По сведениям IDC, теперь офисники меняют оборудование раз в пять лет, тогда как раньше это происходило раз в три года. Самый прибыльный костяк компьютерного рынка станет это делать еще реже, поскольку многие американские компании все стремительнее переходят на фрилансерский (удаленный) режим работы своих сотрудников. Также большинство из них уже сейчас заинтересованы в недорогих системах с сенсорными экранами на базе Windows 8 и ждут соответствующего снижения цен. Например, глава Intel Пол Отеллини (Paul Otellini) в этом году пообещал такие устройства выпускать по цене до 200 долларов, где сейчас пока доминируют Android-планшеты.

Компания Microsoft даже пошла на упрощение интерфейса Windows 8 для маленьких планшетов. Будет выпущена специальная OEM-версия платформы с измененным дизайном, которой будут наделяться будущие недорогие компактные новинки. Совместно с аппаратной начинкой от Intel «мелкомягкие» намерены вытеснить ARM-планшеты с рынка как морально устаревшие и тем самым сделать портативные устройства главным персональным электронным помощником, годящимся для работы и развлечений. Безусловно, такой исход обрадует и производителей ускорителей графики. NVIDIA и AMD не упустят возможности поставлять мощные чипы, которые будут активизироваться при запуске видеоигр на портативных консолях.

В итоге сейчас аналитики всего мира уверены в глобальном исчезновении традиционных настольных компьютеров. Системный блок размером с чемодан останется только ходовым товаром на барахолках и затем вовсе исчезнет из нашей жизни. Мощные дискретные комплектующие в ассортименте производителей сохранятся, но только как товар для компьютерных энтузиастов, фанатеющих от азотного охлаждения и «двухголовых» видеокарт. Даже Тим Кук (Tim Cook) после не самого удачного квартального отчета Apple в апреле выразился о падении продаж Mac-устройств как о внутреннем каннибализме — планшеты iPad отняли у традиционных «яблочных» компьютеров 2% рынка. И это касается прибыльных офисных «настолок» с Mac OS, что уж говорить про наши любимые игровые десктопы.

Владельцами мощных ПК останутся энтузиасты, для которых производители будут создавать лучшие видеокарты и процессоры небольшими партиями.
Владельцами мощных ПК останутся энтузиасты, для которых производители будут создавать лучшие видеокарты и процессоры небольшими партиями.

Кульминация игровых консолей

Небольшие казуальные игры и инди-проекты пользуются все большим спросом. В ближайшие год-два все они обретут огромное пространство для реализации на сенсорных планшетах, когда их характеристики сравняются с компьютерными. В свою очередь, традиционные смартфонные игрушки уйдут в историю, как Java-игры. Да они уже и сейчас испытывают проблемы с прибылями — разработчики жалуются на повсеместное нарушение авторских прав и копирование известных брендов мошенниками. Большинство сегодняшних мобильных игр однотипны, конкурируют между собой только «донат»-системами (у кого меньше надо платить, у того и лучше). Доступность производительных компактных систем вернет нам классические RPG в стиле Project Eternity от Obsidian Entertainment и нишевые RTS уровня Train Fever от Urban Games, которые перестанут создаваться только за счет краудфандинговых сервисов.

Анонсированные в эти месяцы для Sony PlayStation 4 игровые проекты в большинстве своем были обещаны и для платформы ПК. Но такая традиция формируется не желанием разработчиков сделать приверженцам «настолок» приятно. Это очередной способ на небольших инвестициях в порт заработать неплохие роялти. Сумма дивидендов издателей здесь напрямую зависит от популярности ПК как игровой платформы. И чем меньше продажи данной платформы, тем меньше шансов на то, что следующие грандиозные проекты для Sony PlayStation 4 и новой Xbox портируют для игровых десктопов.

Другим очевидным плюсом консолей выступает их стандартизация. Благодаря низкоуровневому доступу LibGCM разработчики имели возможность создавать на PlayStation 3 отдельные для каждой конкретной сцены эффекты, изымая оптимальные для этой задачи аппаратные ресурсы консоли. Такая возможность просто уничтожает в глазах любых программистов библиотечную систему DirectX на Windows, где сложные и красивые проекты требуют дополнительных затрат только на то, чтобы игра работала без сбоев и показывала именно те эффекты, что задумались арт-дизайнером. Sony PlayStation 4 пошла в этом направлении еще дальше, предоставив прекраснейшую среду для программистов. Например, тесселяция здесь уже возможна без Microsoft DirectX 11.

PlayStation и Xbox станут эпицентром домашних развлечений

Уже совсем скоро главный консольный конкурент Sony корпорация Microsoft анонсирует собственную игровую приставку нового поколения. Мероприятие назначено на 21 мая, а затем в рамках E3 2013 откроются подробности относительно будущих игр для Xbox. Все эти события говорят нам о приближении новой вехи в игровой индустрии. Величие некстгена снова захватит умы игроков и разработчиков. Нам уже показали масштабы Watch Dogs, Driveclub, Deep Down и других. Это грандиозный уровень графики, невиданный геймплей и впечатляющие киношные спецэффекты. Десять лет назад мы об этом даже не мечтали. Все великолепие по ту сторону экранов обеспечивается усилиями устройств с одинаковыми техническими характеристиками. Об этом уже как раз мечтали разработчики игр.

В ближайшие годы до финальной стадии разработки доберутся игровые контроллеры, позволяющие управлять персонажем силой мысли.
В ближайшие годы до финальной стадии разработки доберутся игровые контроллеры, позволяющие управлять персонажем силой мысли.

Западный журнал PC Gamer попытался сопоставить характеристики Sony PlayStation 4 с компьютерными комплектующими, имеющимися сейчас в продаже. По мнению редакции журнала, для запуска анонсированных игр и конкуренции с приставкой достаточно будет приобрести компьютер с шестиядерным процессором уровня AMD FX-6300 (~$130); системной платой на базе чипсета 970 (~$100); 8 гигабайтами памяти (~$100) и видеокартой уровня GeForce GTX 680/Radeon HD 7970 (~$400). Все вместе, включая дополнительные расходы и жесткий диск, приверженцу «настолок» обойдется в сумму не меньше $800. А что если вы покупаете компьютер с нуля? Тогда вам понадобятся еще корпус, геймпад, клавиатура, мышь и так далее.

Стоимость PlayStation 4 ожидается в пределах $500. В PC Gamer посчитали, что в рамки этой суммы не получится «затолкать» идентичные комплектующие. Таким образом, любители зрелищных игр получили еще одно преимущество при покупке игровой консоли — экономию. Но ведь и это далеко не все, чем будут обладать приставки нового поколения. Уже сейчас Xbox 360 и PlayStation 3 стали семейным медиацентром, способным соединить в комнате самые разные устройства и использовать все их преимущества в одной большой удобной цепи.

Например, Nintendo и вовсе предначертала нам будущее консолей со своей новинкой Wii U. Ее технические характеристики не могут похвастаться 8 гигабайтами графической памяти пятого поколения, но при этом способны переварить любые казуалки, популярные в веселых компаниях. Именно для коллективных развлечений Wii U и создавалась. Так и PlayStation 4 станет эпицентром одной глобальной игровой социальной сети. Кроме того, подходит к финальной стадии разработка различных интерфейсов, включая даже те, которые позволяют управлять персонажем силой мысли. Такая эволюция уже отправит на свалку истории «контроллер без контроллера» Microsoft Kinect.

Традиционные персональные компьютеры уже вытесняются компактными устройствами, которые можно носить с собой, — они недороги и предлагают все больше удобных удаленных сервисов, включая также игровые облачные системы. С появлением Sony PlayStation 4 и новой Microsoft Xbox потеряет всякий смысл приобретение дорогостоящих настольных систем и для игр. Киношные шедевры издателям обойдутся в копеечку, если продолжать их портировать на десктопы. Для классических ПК-эксклюзивов производительности даже самых простых гибридных систем на базе Windows будет вполне достаточно. Как выразились в Maxis при релизе SimCity (2013), для ее запуска хватит и «компьютера вашего отца». Мощные игровые ПК останутся площадкой для демонстрации мускулов AMD, Intel и NVIDIA, чьи разработки смогут заинтересовать лишь немногочисленных «железных» энтузиастов.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Читай также