Меню
StopGame  Аналитика Эпитафия на смерть некогда славной LucasArts

Самое актуальное

  • «Инфакт» от 27.05.2019 — Анонс Arma III: Contact, Call of Duty 2019, деньги CD Projekt, релиз Conan Unconquered…
  • Лучшие моменты стримов 2018, часть 3 (экспресс-запись)
  • Лучшие моменты стримов 2018, часть 2 (экспресс-запись)
  • Обзор игры Druidstone: The Secret of the Menhir Forest
  • Обзор игры Irony Curtain: From Matryoshka with Love
  • Блоги: «Обзор Fate/stay night. Сточасовая визуальная новелла про «Королевскую битву» магов»
  • Блоги: «Исторический контекст A Plague Tale: Innocence»
  • Обзор игры Bubsy: Paws on Fire!
  • Как пройти Doom за 20 минут [Спидран в деталях]
  • Хоррор-стрим. Paranormal Activity: The Lost Soul
  • Некро-Франция — восемь неочевидных фактов о мире A Plague Tale: Innocence
  • Следствие ведет покемон — обзор фильма «Детектив Пикачу»
  • Обзор игры Thea 2: The Shattering
  • Обзор игры Total War: Three Kingdoms
  • Видеопревью игры Dreams
  • Обзор игры Fade to Silence
  • Лучшие артхаусные игры. Часть 1
  • Вся суть Rage 2 за 5 минут (или больше) [Уэс и Флинн]
  • Блоги. «Делаем револьвер Неро из Devil May Cry 5»
  • Обзор игры Shakedown: Hawaii
  • История серии Dead Space, часть 5. Ignition, Mobile и другие
  • Видеообзор игры A Plague Tale: Innocence
  • A Plague Tale: Innocence. Очумелые детки
  • Rage 2. Этюд в яростных тонах
  • Обзор игры Close to the Sun
  • Skyrim: Собираем игру мечты! (часть 1)
  • Видеообзор игры Close to the Sun
  • Блоги. «История серии Divinity. Часть I»
  • Видеообзор игры Rage 2
  • Поиграли в Borderlands 3. Вооружённая жертва Epic Games Store

Эпитафия на смерть некогда славной LucasArts

4 апреля 2013-го года жадная, но легендарная Walt Disney Company объявила о закрытии не менее легендарной LucasArts. Ветеран игровой индустрии скончался на тридцать первом году жизни, мир его праху и все в таком роде.

Справедливости ради заметим, что в каком-то смысле жадные дяденьки из Disney оказали LucasArts услугу. Иногда нужно вовремя пресечь существование пафосного проекта, чтобы сохранить его в человеческой памяти как нечто эпически прекрасное, а не как очередной «уже не торт», каким «лукасы» стремительно становились в последнее время. Однако, следуя принципу «об усопших — либо хорошо, либо никак», попробуем вспомнить то хорошее и даже замечательное, что было сделано сотрудниками компании за тридцать лет ее существования.
LucasArts
Ballblazer. Вот так все начиналось. Трудно предположить, что создатели такой забавы сделают все то, что они натворили потом.
R.I.P.

Основанная в 1982-м году LucasArts была… еще никакой не LucasArts. Компания звалась Lucasfilm Games и изначально должна была послужить делу дальнейшего прославления и монетизации вселенной Star Wars. Все помнят, что уже в 1977-м году вышел первый (то есть четвертый) эпизод «Звездных войн»?

Первыми проектами будущей LucasArts были игрушки Ballblazer (восьмибитная забава с мячом при участии дроидов) и Rescue on Fractalus! — столь же восьмибитный трехмерный экшен, рассказывающий о спасении пилотов с планеты Фракталус.

В «серьезных» биографиях великих людей и историях великих компаний обычно принято упоминать о «периоде творческого поиска» — где-то на заре становления мастерства. Так вот, до Maniac Mansion, вышедшей в 1987-м, студия явно переживает поисковые муки: то в симулятор корабельного плавания заносит разработчиков (PHM Pegasus), то в очередные прогулки по воздуху и по суше на странных планетах (Koronis Rift).

Нельзя сказать, что все это было недостаточно круто, — Koronis Rift, например, вошла в круг легендарных игр прошлого. Эта «космолеталка», повествующая о сборе высокотехнологических обломков пропавших инопланетных цивилизаций, оказалась настолько самобытной, что в нее пытаются играть до сих пор, несмотря на ее почтенный возраст.

Однако истинное «устаканивание» если не стиля, то жанра произошло тогда, когда мир увидела Maniac Mansion, внесшая жирную лепту в становление адвенчур вообще и point-and-click в частности. Квест, в котором Пурпурный метеорит крадет девушку, а игрок бегает с бесполезной в течение всего прохождения бензопилой, не мог не стать хитом! Кстати, бензопила потом профигурировала еще во множестве игр LucasArts. Где-то можно было найти бензин для нее, зато самой пилы не было в наличии. Где-то герои ссылались на отсутствие этого инструмента, без которого, оказывается, не делается коктейль «Кровавая культя».

Такие пасхалки из предыдущих проектов стали одной из визитных карточек LucasArts позднее. А на тему Maniac Mansion недавно написал небезынтересную вариацию один из создателей этой игры — Рон Гилберт (Ron Gilbert), покинувший студию в 1992-м. Гилбертовская The Cave беззастенчиво эксплуатирует часть идей, возникших впервые именно в первой адвенчуре «лукасов».
LucasArts
Maniac Mansion. Торчащее из пола щупальце — залог успеха.
Requiem aeternam

«Распробовав» приключенческий жанр, разработчики решили не останавливаться на достигнутом. Буквально через год после рождения Maniac Mansion появилась еще одна адвенчура — Zak McKracken and the Alien Mindbenders. На этот раз господа из Lucasfilm Games вернулись к космической теме: главный герой игры сражается со злобными инопланетянами с Марса, задумавшими превратить людей в идиотов при помощи специальных «оглупляющих» импульсов, внедренных в телефонные сигналы.

До 90-х годов «лукасы» все еще не свернули на скользкую адвенчурную дорожку окончательно. Параллельно с созданием квестов они продолжали творить проекты в самых разных жанрах. Появилась, например, пара авиасимуляторов — Battlehawks 1942 и Their Finest Hour: The Battle of Britain. Кстати, авиасимуляторами, о которых знает мало кто, кроме любителей жанра, сотрудники студии занимались очень долго и продуктивно.

Наконец, в 1989-м году появилась еще одна игра, наметившая одну из генеральных линий разработки на все последующие годы существования LucasArts в индустрии, — Indiana Jones and the Last Crusade по мотивам третьего фильма о бесстрашном археологе. Позднее компания выпустила еще восемь разных игр, посвященных приключениям Индианы Джонса, эксплуатируя искателя сокровищ не так активно, как Дарта Вейдера со товарищи, но тоже достаточно успешно.

В 90-м году произошло эпохальное событие — Lucasfilm Games «сменила фамилию» и стала официально зваться LucasArts. И это оказалось хорошо. Потому что буквально сразу же студия выдала на-гора две игры, на которых невозможно не остановиться подробнее.

Первая — инновационная LOOM — оказалась очень необычным подарком для любителей музыки. Механика игры предусматривает использование заклинаний, составленных из четырех нот. Такое заклинание называется «узором» и позволяет воздействовать на предметы. Именно в инструкции к LOOM появилось официальное заявление разработчиков, которое определило принцип бессмертия персонажа в адвенчурах как для творений LucasArts, так и для множества поделок, созданных последователями.

Другим успехом года стала The Secret of Monkey Island, игра-легенда, подарившая миру Гайбраша Трипвуда — персонажа настолько яркого, что сейчас уже трудно представить себе игровую индустрию без его сумасбродства, неуемной тяги к приключениям и, конечно же, заразительного юмора, благодаря которому «обезьянья» серия смогла перерасти рамки наследия LucasArts и продолжить свое шествие по мониторам компьютеров уже в заботливых руках господ из Telltale Games.
LucasArts
LOOM. Поэтично, не правда ли?
Земля пухом

Начало девяностых вообще ознаменовано необычайным расцветом творческих сил для «лукасов». Через год после The Secret of Monkey Island вышло ничем не уступающее оригиналу продолжение — Monkey Island 2: LeChuck's Revenge, еще спустя два года — Day of the Tentacle, сиквел Maniac Mansion; пожалуй, еще более удачный и популярный, чем первая часть. Квест, посвященный борьбе с гигантским Пурпурным щупальцем, знаменит забавнейшей концепцией путешествий во времени, основанной на «эффекте бабочки».

Наконец, к концу 1993-го игроки смогли ознакомиться с Sam & Max Hit the Road — потрясающе шизоидной юмористической адвенчурой о сладкой парочке детективов: гигантском человекоподобном псе Сэме и психоделическом кролике Максе. Наполненный упоительным абсурдом, этот квест положил начало гигантской серии историй про Сэма и Макса, также в определенный момент переданной по эстафете Telltale Games.

В то же время, начиная с девяностых и вплоть до самого конца, LucasArts продолжала выпускать массу игр во вселенной Star Wars. Будучи продуктом, ориентированным преимущественно на фанатов одноименной киноэпопеи, эти проекты до определенного момента занимали далеко не ведущее место в списке удач студии. В отличие, например, от долгостроя под названием The Dig — неожиданно серьезной приключенческой игры, снова связанной с темой изучения следов древней инопланетной цивилизации.

Практически одновременно с The Dig вышла и Full Throttle — байкерская адвенчура, которая впервые в истории LucasArts была сразу же озвучена голосом. Однако не квестами едиными: градостроительная стратегия Afterlife, посвященная обустройству Рая и Ада, и пародийный вестерн-боевик Outlaws несколько разбавили засилье адвенчур во второй половине девяностых.

1997-й принес новый виток «обезьяньей» темы — The Curse of Monkey Island. И вышло тоже хорошо. Вышедшая через год Grim Fandango в каком-то смысле завершила «золотой век адвенчур» в творчестве студии. Здесь впервые появились трехмерные модели персонажей, а верный движок SCUMM, на котором создавались все предыдущие приключенческие проекты, уступил место новому — GrimE. Впрочем, не в этом счастье. Игра оказалась удивительной и гротескной историей о приключениях мексиканца Мануэля Калаверы в мире по ту сторону смерти. Сосланный на общественные работы турагентом по продаже усопшим билетов в Девятый мир, этот парень почему-то не смог повторить подвиг Гайбраша Трипвуда и стать чуть ли не национальным героем игростроя. О Калавере сейчас помнят разве что почитатели адвенчур — игра вышла уже на закате эры квестов и не приобрела такой безумной популярности, как серия Monkey Island, хотя многие квестофилы и квестофаги до сих пор считают, что лучше Grim Fandango «лукасы» ничего не создали.
LucasArts
The Secret of Monkey Island. Голубой дяденька не потому голубой, что вы подумали, а потому, что призрак.
Удачи в лучшем мире

После Grim Fandango в работе LucasArts явно произошла смена творческого вектора. Все больше становилось игр по миру Star Wars, все меньше — адвенчур, принесших студии такую невероятную популярность. В 2000-м до наших мониторов дошла Escape from Monkey Island. 2001-й и 2002-й прошли для компании полностью под знаком «Звездных войн». В 2003-м появилась пара игр «второго эшелона» и снова масса новых Star Wars, среди которых — знаменитая RPG Star Wars: Knights of the Old Republic, по отношению к которой студия LucasArts выступила издателем.

Этот год оказался критическим для студии. Трудно сказать, что ударило по ней больше: уход Саймона Джеффери (Simon Jeffery) с поста президента компании или Хэла Бервуда (Hal Barwood) — из команды разработчиков.

В 2004-м во главе компании оказался Джим Вард (Jim Ward), на которого возлагали большие надежды — к этому моменту дела LucasArts уже шли совсем не так радужно, как в середине девяностых. Созданием «звездновоенных» игр стали заниматься сторонние разработчики, а студия имени отца-основателя почти полностью переквалифицировалась в издатели. К числу успешных проектов того времени можно отнести Star Wars: Battlefront, построенную по принципу Battlefield. Игра была разработана Pandemic Studios, с которой LucasArts плодотворно сотрудничала еще и на почве издания шутера от третьего лица Mercenaries.

Адвенчуры в середине 2000-х совершенно сошли с дистанции: проекты, которые издавала LucasArts, теперь принадлежали к другим жанрам. Маленькой приятной неожиданностью стала Thrillville — забавная помесь аркады с бизнес-стратегией, посвященная развитию парка аттракционов. В 2009-м всплеском ностальгии пронеслось по мониторам специальное издание The Secret of Monkey Island — с осовремененной картинкой и комментариями разработчиков. Наряду с этим приветом из прошлого вышла красивая, немного печальная и очень «внемейнстримовая» аркада Lucidity по мотивам сказки о Красной Шапочке. Ей-то и суждено было стать последним оригинальным проектом от LucasArts. Позже были созданы еще одна игра об Индиане Джонсе, еще пара Star Wars; увы, ни одна из этих игр даже близко не подошла по значению к тем славным вещицам, которые выходили из-под пера и кода «лукасов» в девяностых.
LucasArts
Sam & Max Hit the Road. Не только Сэм и Макс в этой игре странные.
В октябре 2012-го студию приобрела Walt Disney Company. Разработка анонсированной ранее Star Wars 1313 и не успевшей дождаться анонса Star Wars: First Assault была отменена. 150 сотрудников студии будут искать другую работу.

Покойся с миром, LucasArts. Мы всегда будем помнить тебя.
Комментарии (47 шт.)
Вечная память им.
Чёртов Дисней.
Да.Сначала Оскар за «Храбрую сердцем», теперь это.Хотя, странно, но сделка с Marvel прошла безболезнено, а тут…
А тут была студия, которая реально работала плохо, особенно в последнее время. Марвел всю жизнь выдавала относительно успешный продукт, а вот лукасы в последнее время захирели, а раздавать лицензии и издавать игры Дисней мог бы и сам. Вот так и получилось.
Я даже чем то благодарен что Дисней купила и закрыла Лукас Артс, они помогли деньгами тем у кого покупали эту компанию и закрыли.Мне кажется это лучше чем они пытались бы что-то делать с ЛукасАртс (фильмы, мультики и т.п.) я бы просто смотреть не стал это
Мерзкий Микки! Убийца ветеранов.
В LucasArts не осталось ветеранов.
Я про саму компанию
Дисней распоясался. Зажрались…
Помним, любим, скорбим. Хотя честно говоря, в полсднее время Лукасартс не сделалла ничего по настоящему достойного.
А как же Republic Commando, это же отличная игра.Жаль, конечно,LucasArts, надеюсь, что эти 150 человек не разбредутся кто куда, а организуют новую студию.
Мени Калаверу жалко, хотелось чтоб сделали продолжение или перезагрузку Грим Фонданго
в ней был важен не столько сюжет, сколько по настоящему увлекательная атмосфера
да, я бы тоже с удовольствием побегал бы в grim без кривого управления…
Аналогично, одна из любимейших игр
Жаль Лукас Артс — хорошая была компания. Да и новый эпизод звездных войн будет от студии Дисней. (копец)
Спасибо, Капитан очевидность!
Эх, Jedi Academy даже не упомянули :( Хоть они и всего лишь ее издавали. Отличная игра, до сих пор на компе стоит. А LucasArts не забудем никогда.
Жаль, что закрыли — но оно и к лучшему. Все равно не продуктивно работала студия.
Помню я Грим Фанданго, правда мелкий был, нихера не понимал. А сейчас на комп не идет, вот же ж.
Она работает на современном железе и Windows 7 x64 — я сам проходил её два года назад. ;)
THQ померло, LucasArts тоже, Хейтер не озвучивает Снейка… Что дальше?
Мулене выполниьт обещания
Ну, Кулаков же выполнил, значит и тут не всё потерянно.
Кармак вернется в игрострой с шутером с крутым и крышесносным лихим сюжетом, поглощающим с головой.
Эх, была у них отличная стратегия Star Wars: Galactic Battlegrounds на том же движке что и Age of Empires II, вот ещё её бы HD переиздание выпустили, так нет, позакрывали всё нафиг! Вот что за люди?!
Шутки про Микки никогда не надоедят.
Звездный Микки
Лучше похоронить студию когда о ней в общем хорошо думали но ничего нового она дать не могла, чем выпустила бы кучу плохих игр и загнулась.Помним, любим, скорбим.Покойся с миром-аминь.
Все там будем.
Под Диснеем…
Почему-то мне вспомнилась Westwood. Хотя они были куда более однобоки в выборе жанра, но всё равно.

А так самым любимым творением Лукасов до сих пор остаётся Грим Фанданго. Помню, как покупал диск от «Фаргуса», с полным дубляжом и прочими фишками того поколения «пиратов». Эх…
Тяжёлые времена настали — сначала THQ, а теперь ещё и LucasArts.
Сколько ещё «старичков» покинет нас в этом году?
Покойся с миром! Скорбим и помним… :(
Помним, любим, скорбим.
Для меня она навсегда останеться создателем моих любимых квестов. Сейчас таких уже не делают.
Эээх, грустно как-то :( Пусть покоятся с миром
По мимо бесподобной Grim Fandango которая по моему мнению действительно лучшая игра в жанре квест я запомнил

Star Wars: Jedi Knight 2 и Star Wars: Jedi Knight Jedi Academy — лучшей боёвки на мечах я после этих игр не видел вообще. Да и вообще игры великолепные, я так и не понял почему больше ничего подобного не было.

И ещё в мой топ попала игра — Republic Commando. Очень понравилась.

Ситуация с лукасом всегда была странная. Они делали великолепные серии игр а потом про них забывали.
Отличная статься. Прочитал с удовольствием. Спасибо)
Да, не упомянули Jedi Outcast и Jedi Academy, последнюю я перепроходил много раз, хотя не люблю это дело. И разве не лукасы сделали Force Unleashed?
Jedi Otcast и Jedi Academy делали, вообще-то, Raven. Лукасы издавали. Они делали первые две части Dark Forces и Dark Forces 2: Jedi Knight. Вторую часть, вообще, считаю лучшей в серии. А Force Unleashed хоть и хорошая игра, все же не дотягивает до тобой перечисленных проектов. Не использовала она весь свой возможный потенциал. Хотя я эту игру прошел с огромным удовольствием.
Интересно, почему так и не появилось продолжение серии Indiana Jones
Отличная статья вышла, но жаль, что только по квестовой части Лукасов. Все-таки упоминаемые вскользь ЗВ тоже принесли определенную славу компании. Невозможно говорить о LucasArts не рассказав про великолепную X-Wing и конечно же серию Dark Forces (впоследствии ставшую Jedi Knight). А именно эти две игры в свое время внесли неоценимы вклад в жанры космосимов и шутеров. Стоило их хотя бы упомянуть.
Статья хорошая, если не счтитать десятки орфографических и пунктуационных ошибок.
Не согласен с rabenkralle, ибо Star Wars: The Force Unleashed и ее продолжение — самые худщие игры из всех, посвященных ЗВ.
Так я и не говорил, что они лучшие. И в данном конкретном комментарии, вообще, не упоминал. Для меня лучшими ЗВ будет Dark Forces 2 и KOTOR (жаль, что Obsidian не дали доделать вторую часть нормально). Форс Анлишд я прошел и не плевался! Но Jedi Knight 2 был лучше намного голов!
если не счтитать десятки орфографических и пунктуационных ошибок.

Например, мистер «счтитать»?
Только что статью прочитал, тучи ошибок не увидел.
Хорошие были ребята, столько игр нам подарили, даже не вериться что их нет:(Дисней вообще в последнее время с рельс слетели, что хотят то и делают… Но память в сердцах наших останется о них…
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир
Наверх ↑