Если бегло окинуть взглядом историю американского хоррора за последние 30-40 лет, то без труда можно выявить следующую закономерность: каким бы успешным ни был фильм на старте, почти всегда в процессе изнуряющей сиквелизации сериал неотвратимо обезличивается, а ближе к концу и вовсе превращается в натуральную самопародию. Разумеется, Голливуд про своих главных «дойных коров» так просто не забывает и в каждую последующую пятилетку нет-нет да и устраивает какое-нибудь «большое возвращение» — переснимет, продолжит, а то и вовсе перезапустит некогда культовый франчайз.
Режиссер Майкл Бэй — главный идеолог всего этого сомнительного мероприятия — уже спродюсировал ремейки «Техасской резни бензопилой», «Пятницы, 13», «Кошмара на улице Вязов» и еще ряда других картин калибром поменьше. Известно, что в одну реку дважды не войдешь, и создатели это прекрасно осознавали, а потому и не пытались угодить буквально всем, пересказав трудно воспринимаемую теперь уже классику ужасов с оглядкой на современного зрителя. Правда, до каких-то совсем уж радикальных изменений дело не дошло, разве что и без того удручающий IQ жертв человека-в-хоккейной-маске вдруг упал до совершенно кретинских значений, а Фредди Крюгер, некогда работавший сторожем на старой бойлерной, неожиданно для всех устроился садовником-педофилом в дошкольное образовательное учреждение.
По всей видимости, так уж сошлись звезды, что появление самого рентабельного и «долгоиграющего» слэшера всех времен — «Пилы» — выпало на середину первого десятилетия двухтысячных — эпоху Великого жанрового застоя, когда хоррор с годами все больше трансформируется в маргинальное развлечение.
Естественно, игроиндустрия мимо такого праздника жизни пройти никак не могла. В 2009-м году Zombie Studios под эгидой Konami соорудила весьма компетентное сюжетное ответвление (Saw: The Video Game), которое с горем пополам заполнило логический пробел между первым и вторым эпизодами киноленты. Сейчас же, спустя еще один год, когда в унисон с премьерой заключительной части «Пилы» состоялся релиз Saw 2: Flesh and Blood, всем вдруг стало понятно, что, в отличие от киносериала, игра такой же несокрушимой стойкостью похвастаться, увы, не может.
Ножовка 2.5
Сюжет Flesh and Blood, как это нынче стало модно, не пытается дословно процитировать первоисточник и основывается на классическом допущении вида «а что если у детектива Тэппа был сын Майкл, деяния которого также привлекли внимание Конструктора Смерти?». Вразрез с ожиданиями — подобная схема, с успехом зарекомендовавшая себя еще во времена The Chronicles of Riddick, здесь выглядит великой глупостью. Общая структура фильма выстроена таким образом, что с каждой новой частью, с одной стороны, все отчетливее становятся понятны мотивы и межличностные связи главных действующих лиц, с другой — эти самые части непрерывно взаимодействуют между собой на уровне многочисленных флешбэков и тонко завуалированных аллюзий. Все элементы головоломки очень хорошо скомпонованы и подогнаны друг к другу, а вместе — складываются в более-менее цельную картину, именно поэтому наивная попытка авторов пристроить сюда отсебятину ожидаемо привела к диким логическим конфликтам.
История скармливается старым, так сказать, дедовским способом: Майкл уперто продирается через поганые коридоры старых коммуналок, усыпанные битым стеклом, высаживает бесконечные двери, за которыми его обязательно будет поджидать заряженный дробовик, и заводит ряд вынужденных знакомств с сомнительными типами, которые потом без лишних слов непременно попытаются его убить. Вдобавок — постоянно натыкается на разбросанные всюду бумажки и магнитофонные записи, содержащие дополнительные сюжетные сведения, касающиеся непростого прошлого его отца, — в общем, фантазии у сценаристов ноль.
Не та нога!
Чтобы еще четче понять, какие ощущения вызывает Saw 2, попробуйте представить документальную нарезку прямиком со съемочной площадки, которую потом зашивают в DVD-диск с фильмом в качестве приятного довеска. Первичные половые признаки вроде бы те же самые: знакомые интерьеры обшарпанных клоповников, характерная работа с освещением, извращенные орудия смертоубийств, которых постеснялась бы сама святая инквизиция, а с экранов развешенных повсюду пузатых телевизоров неугомонно вещает та самая демоническая марионетка, которая вкрадчивым хрипом Тобина Белла в деталях разъясняет, что и как нужно себе отрезать, чтобы решить очередную садистскую шараду. Беда в том, что всему этому «добру» отчаянно не достает режиссуры.
Причем речь идет даже не о каких-то художественных изысках — игре банально не хватает интересных интерактивных ситуаций, которые бы мотивировали к дальнейшему прохождению. Вместо того чтобы внести хоть какую-то ясность в действия Конструктора (интересно же в подробностях узнать, как он вербовал нужных людей и как ему удалось создать настолько комплексную и отточенную карательную систему, которая продолжала бесперебойно работать даже после его смерти), разработчики бесцельно тратят время на решение надуманных, а под час — попросту нелогичных пазлов. Поначалу шарить голой рукой в сливном бачке грязного унитаза, кишащего использованными шприцами, в поисках очередного ключа и ковыряться в распределительных щитках может быть и занимательно, но когда подобные вещи приходится проделывать по десять раз кряду… на стенку хочется лезть от скуки, лишь бы поскорей это все уже закончилось.
Несмотря на то, что Saw 2 — survival horror лишь по паспорту (в действительности это самый заурядный квест), редкие стычки с врагами все же случаются. Но даже тут авторы нашли чем «удивить». С боевой системой за прошедший год приключился один неприятный казус — ее редуцировали до примитивного quick time events-упражнения. Плюс исчезла простенькая модель экосистемы: если раньше над встречными фриками можно было устраивать кровавые расправы, заманивая их в расставленные ловушки, то теперь за все отдувается QTE, а нам остается вовремя нажимать на кнопочки и… обливаться горькими слезами, глядя на отвратительно поставленные бои с кукольной анимацией.
***
Страшно сказать, но во всем этом есть даже некий высший смысл: смыкающийся медвежий капкан на шее после шести часов, проведенных в компании Saw 2: Flesh and Blood, покажется сущей безделицей. А как изуверская психологическая пытка игра с легкостью даст фору любой смертоносной конструкции Джона Крамера.
Друзья, остерегайтесь!
Плюсы: добротная актерская работа Тобина Белла (и просто отвратительная всех остальных).
Минусы: жиденький сюжет; безликий дизайн уровней; головоломки — одна тоска зеленая; изумительная графика (по меркам 2004-го года).
Лучшие комментарии
З.Ы. После прочтения таких статей, особенно смешно посмотреть видео об игре, где она расхваливается, что будет и то, и се, и полный набор свистоперделок в придачу))
А ведь так и оказалось, игра нагоняет ужас своим геймплеем (да и всем остальным — тоже)… в первую часть играл (зря наверное), в эту — ни в коем случае… даже если будет великий дефицит игр… к этой я не прикоснусь..
Смысл «Пилы» не в том чтобы показать смерть и т.д. (чем зрители уже по-горло сыты) а повергнуть его в ужас, только мыслями которые пояляються в голове (прыгнуть в яму с шприцами, отрезать ногу). Борьба за выживание — гениальное просто.
А делать игру по такой великолепной вещи, зная что у тебя всё-равно получится какашка, должно быть стыдно — не люблю когда наживаются на известных брендах. Все особенности «игры по фильму».
Согласен, на кол сценаристов седьмой пилы и разрабов игрыxD
допутим, но на лицо видно как это вся снято, между 1-3 и 4-7 частями, огромная разница, в 4-7 нет интриги, сама задумка этих частей хороша (кроме 7-ой) но сняти и срежиссированно это ужасно, потеряна самая главная задумка «Пилы».
В плане игровой механики сиквел — дословная копия первой части. Так что да, управление такое же.