17 августа 2009 17.08.09 37 113K

Hearts of Iron III: Обзор

Любители зубодробительных стратегий во всем мире ликуют – вышла Hearts of Iron 3. Радоваться можно было заранее, даже не знакомясь с игрой. Ведь Paradox не может подвести… Но почему-то после появления демо-версии началась паника. То не так, это иначе. Так что сегодня мы расставим все точки над i и однозначно решим, заслуживает ли этот проект нашего внимания или лучше подождать что-то более интересное…

Ликвидируем безграмотных

Если вы до этого никогда не переписывали историю и не сталкивались с подобными играми, то начать стоит с небольшого ликбеза.

«День победы 3» – это глобальная историческая стратегия, действие которой проходит в середине XX века аккурат перед Второй мировой войной и немногим после. Игрок может взять под руководство абсолютно любое государство из существовавших в то время. От выбора страны зависит и весь дальнейший путь. Так Германией вам придется завоевывать весь мир и делать Ось самым сильным и влиятельным союзом. У Югославии и Румынии задачи попроще – им надо лишь выжить и примкнуть к мощному альянсу. При этом вам необязательно возглавлять европейскую державу. Если захотите, сядете в кресло бразильского лидера и постараетесь, например, полностью подчинить всю Южную Америку.

Однако «День победы» состоит не только из войны. В игре представлены практически все аспекты жизни государства. Вы занимаетесь внешней и внутренней политикой, подписываете торговые соглашения, заключаете союзы и пакты о ненападении. Увеличиваете промышленный потенциал страны, растите армию, делаете людей счастливыми, издаете различные законы, выбираете лучших министров, занимаетесь пропагандой, шпионите за противниками и устраиваете чистки госаппарата.

Вот примерно об этом все глобальные стратегии «парадоксовского» типа. И сегодня мы подробно поговорим о третьей части, ее особенностях, новшествах и отличиях.

Переписать историю

Предыдущие игры серии славились тем, что мы сами писали историю. Германия могла напасть на Францию и не трогать Польшу, СССР без труда первым объявлял войну Германии и при поддержке Румынии брал Берлин, пока Англия и Франция лишь тряслись от страха и боялись даже пискнуть в ответ.

Это фишка проекта. Однако реализована она была немного странно. Представьте, вы в отличных отношениях с Польшей, чуть ли не союзники, хотите вместе нападать на Германию и тут ровно по расписанию, в тот самый день, в тот самый час заключается пакт Молотова-Риббентропа. И от вас уже ничего не зависит. Просто вот такое историческое событие.

Ну, или другой пример. Вы всячески оказываете давление на Германию, ее бойкотирует вся Европа, Франция возмужала и может так ударить, что Гитлер застрелится еще задолго до 1945 года. Но наступает 22 июня, 4 утра и – война! Плевать, что фашистам она невыгодна.

Все войны, пакты и союзы свершались, разумеется, не из-за каких-то дат. Сталин не ходил к гадалке, чтобы узнать, какого числа ему напасть на финнов. Просто он выбрал наиболее удачное время – и повел войска на север. И если игрок делает все, чтобы Германии было невыгодно атаковать 22 июня, то какого рожна компьютер все равно лез в бой?

Это недоразумение и исправили в третьей части. Исторические события остались, но их стало гораздо меньше, многие появляются далеко не в каждой игре и их разрешено игнорировать. Теперь если вы выберете Германию, то сможете затащить в союзники даже США или Китай. И необязательно будет устраивать аншлюс Австрии и говорить, что-де Польша и Чехословакия раскинулись на исконно немецких территориях. Вы сможете сделать из немцев классических добряков и обаяшек. И все подумают, что вы очень миролюбивый и крайне красноречивый немножко диктатор со смешными усиками и глуповатой привычкой вскидывать руку вверх…

Правда, до сих пор неясно, почему в игре появляются те или иные исторические события. Виной тому Великий Рэндом, или же «День победы» правда рассчитывает вероятность появления того или иного акта?

В новой системе, однако, есть свои недостатки. Так почти все страны ведут себя жутко неестественно. Допустим, вы играете за СССР и всецело повторяете то, что делал Сталин. Просто развиваетесь, немного общаетесь с Западом, продаете Германии сталь. Исторически все достоверно. Но при этом Канада может перейти на сторону к фашистам, Япония окажется в лагере Союзников… Тут уже не вы переписываете историю, а она сама веселится вдоволь. Устала, бедная, из года в год рассказывать одно и то же. Решила побезобразничать…

Другая проблема – очень уж законсервированная политическая система в тоталитарных государствах. Чтобы вы ни делали, Сталин не покинет своего поста. Гитлеру тоже не грозит смена. Да и правящие партии никогда не окажутся аутсайдерами. Вы можете хоть каждому гражданину в морду плевать и неприлично выражаться о его матери – все равно коммунисты останутся на коне. Да, не спасают абсолютно никакие действия, включая смену всех министров, повышения недовольства и уменьшение авторитета правящей партии. Когда начнется полная задница, и в провинциях вспыхнут восстания, страну просто захватит первый попавшийся сосед. Люди сами перейдут на его сторону. Но демократии в СССР не бывать.

И пускай это частично правдиво, но в такой игре могли бы быть и механизмы по смене правления. Да, в Великобритании это возможно. Но там есть выборы, а где их нет – о смене курса забудьте. Остается ждать модов.

Готовься к войне

Внутренняя политика – это лишь малая часть всего того, что есть в «Дне победы». Вам, безусловно, придется ей заниматься, но, пожалуй, меньше всего. Вы можете издавать законы, но написать их самому – невозможно. Есть несколько направлений и шаблоны. Так, например, в законах о призыве вы можете выбрать, сколько лет служат в армии: добровольно, 1 год, 2 года, 3 года и по требованию. Причем чем суровее вы к своим гражданам, тем выше отдача для государства. Это даже немного странно. Все самые вкусные указы можно издать лишь во время войны. Экономика увеличится до небес, мирные граждане перестанут требовать хлеба и зрелищ, заводы так запыхтят, что только успевай танки с конвейера забирать. А штрафы? Да никаких практически. Государству просто выгодно постоянно быть в войне.

Это, кстати, один из важных недостатков «Дня победы». Допустим, командуя европейской державой, вы гарантируете независимость какой-нибудь азиатской стране. Или даже любой. Как только там вспыхивает война, вы автоматически присоединяетесь к ней. Пользуясь этим, меняете законы и начинаете активно развиваться. При этом ни одной битвы вы так и не увидите. Плевать, что происходит на другом конце земного шара, главное, что сейчас вы сильно вырветесь вперед.

Другой важный аспект жизни государства – это исследования. Они сильно изменились со времен второй части. Раньше у всех ключевых государств было свое древо технологий. Немцы разрабатывали «Пантер», русские шли к Т-34. Причем сохранялась историческая достоверность. У Великобритании все основные технологии крутились вокруг флота, а Германия делала ставку на танки.

В третьей части разработчики отказались от заранее расписанных развитий. Теперь все страны… равны. Да, практически полностью пропал народный, так сказать, колорит. Технологии одинаковые, только названия у них различаются. То есть, русские совершенствуют винтовку Мосина, а немцы «Маузер», но итог один: +5% к атаке.

Такой подход позволяет игроку самому определить развитие государства. Вот решит он в 1936 году, что СССР должен стать самой сильной «воздушной» державой – есть все шансы на успех.

Но переход к такому типу исследований все-таки неоднозначен. Теперь не чувствуется та историчность, что была раньше. А как было приятно поручить тому самому заводу разрабатывать тот самый Т-34…

Зато сейчас абсолютно все во власти игрока. Древо технологий необъятное. Во-первых, в нем мы просто совершенствуем технику и оружие. Есть ветка для бронетехники, пехоты, флота и авиации. Причем в каждом разделе свои разветвления. Пехота делится на кавалерию, ополчение и обычных солдат. Танки – на легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые. Вслед за этими разделами идут теоретические исследования. Они могут как улучшать разработки в выбранной области (например, мы натаскиваем наших инженеров на более глубокое и детальное изучение флота), так и благодатно действовать на всю армию. Это, например, изучение блицкрига или атаки широким фронтом. И это не все. Рядом с военными «навыками» есть и промышленные. Такие как перегон электроэнергии в нефть или улучшенная добыча стали. Повышение промышленного потенциала и лучшее изготовление припасов для армии.

Голова кругом идет. Новичок обязательно потеряется во всем этом многообразии. Я, признаться, чуть ли не впервые вижу настолько всеобъемлющее древо технологий. А ведь чтобы начать что-то исследовать, надо выделить на это очки лидерства, а они нужны еще для шпионажа, дипломатии, набора офицеров… Настоящее испытание для стратегов!

Рассказать обо всех аспектах игры очень сложно. Мы затронули внутреннюю политику и исследования. А ведь вам предстоит постоянно заниматься и дипломатией. Если управляете Германией, то придется переманить на сторону Оси те державы, которые вам помогут в будущем. Например, коль решили нападать на СССР, то неплохо бы подружиться с финнами, турками и Китаем. Тогда во время наступления по Советскому Союзу ударят с нескольких сторон. И Сталин не сможет биться на четыре фронта.

И ведь вы не один такой. Сильные государства интересуют и Союзников, и Коминтерн. Они тоже постоянно занимаются дипломатией и заключают альянсы. Каждый день что-то происходит, кто-то с кем-то мирится, враждует, торгует. И нельзя все это упускать из виду.

***

И что в итоге? «День победы 3» – это действительно очень сложная, но столь же и увлекательная для стратегов игра. Сейчас у нее еще масса недостатков. Из-за огромного обилия провинций (их больше 10000!) устраивать мировые войны невероятно утомительно. Разработчики справились с проблемой элегантно: разрешили вам лишь намечать план наступления, всю рутинную работу сваливая на компьютер… но это не работает. Баги, дурной AI и прочее. И таких недоработок – три конвоя. Игра тормозит, отчего-то лагает, бьет сохраненки… Но, все-таки, она гениальна. Paradox просто запихнула в рот такой кусок, который еще не может переживать. Постепенно будут выходить патчи, вскоре появятся великолепные моды, и тогда проект полностью раскроется и зацветет. Ну а пока надо либо ждать, либо мириться со всеми недостатками. StopGame.ru выбрал второй вариант. Ни разу не жалеем.

Плюсы: стратегия старой школы, в которой надо часами ломать голову.
Минусы: немалое количество недоработок.


Поддержи Стопгейм!

Hearts of Iron III

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
7 августа 2009
66
4.0
49 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

To: [strong]JerlyMarleCras[/strong]   Иди0т!
поиграть можно, особенно молодому поколению которое историю не особенно любит
To: [strong]JerlyMarleCras[/strong] Товарищ! Совок готовился к атаке на Польшу а потом на Германию, историю надо учить не только по учебникам в школе.
Вообщето Сталин налаживал производство авиатехники способной десантировать войска, велась подготовка десаната, в массовых количествах выпускались самолёты АДД и бомбардировщики.Всё указывало на то, что СССР готовится к наступательной войне.И не для кого уже не секрет, что СССР собирался напасть на германию.
Глобальная стратегия что то типа civilization тольково время 2ой мировой войны и намного глобалней что бы пройти игру надо играть где то года 2
Шедевр. Одна из лучших игр года. Теперь надо ждать Europa Universalis 4.
Вы заметили на всех скринах игрок играет за фашисткую Германию.Видимо желание перепесать историю взяло вверх над патриотизмом)))А игра на мой взгляд классная,люблю игры где всего много,и можно захватить мир(*Злобный смех*)
To: [strong]Gamover[/strong] не на всех, автор оценивал все(большенство) фракций. А подтверждением тому является флажки в левом верхнем углу.
To: [strong]475466 [/strong]   [quote]это просто.....да это....мусор а не игра , оценка 4.5 слишком много 2.5 не больше[/quote]     Скорей врубай крайзис КРАЙЗИС [strong]КРАЙЗИС[/strong]!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!   Игра супер, вот только как бы по сети поиграть.
Мда...., не заснуть бы во время игры...
[strong][/strong] [quote]И таких недоработок – три конвоя.[/quote] Действительно, в подобных глобальных стратегиях без этого, к сожалению, никак... Уж слишком много внимания деталям надо уделить. Точно написали, "Paradox просто запихнула в рот такой кусок, который еще не может переживать". С выбором редакции полностью согласен. За обзор спасибо. [strong][/strong] [strong] [/strong]
[quote]И таких недоработок – три конвоя.[/quote] Извечная проблема Paradox-ов, которую они потом правят патчами и дополнениями. Не критично, переживем.    [quote]то наверно сталин бы не чистил ком.состав[/quote] Уж не про "40000 убиенных командиров" речь? Правда их было на самом деле 36 898, и были они "уволенные и исключённые из списочного состава Красной армии. В это число вошли все командиры, уволенные по разным причинам, то есть арестованные по обвинению в заговоре, за связь с заговорщиками, по уголовным статьям, а также умершие и по болезни. Среди них по причине ареста за антисоветскую деятельность было уволено 9589 человек." Но всем как говориться пофигу.   [quote]историю надо учить не только по учебникам в школе.[/quote] Не засоряйте мозг всякой ересью типа Суворова-Резуна. Тот еще "историк".
Статья нелепа, портому как автор как бы не в курсе, что дипломатия в игре провалена полностью. Не дай Задел для аддонов - типа... Борцы "за историческую правду" - нелепы, потому что "правда" которую они отстаивают выдумки совковых пропагандистиков. Суворов тоже во многом не прав, но писать чушь типа "у советов тока легкие танки! (ага Т-34, КВ...) - а у немцев сплошные "Тигры" и все с автоматами можно только по "историческим свидетельствам" типа советских "фильмов про войну". 
[strong][strong] [/strong][/strong]Еба люди сначала сыграйте а потом поливайте грязью![strong][strong] [/strong][/strong] Игра супер и очень интересная конечно до серии тотал вар далеко но тоже игра свой шарм имеет тоже [strong] [/strong]  
Норм игрушка, правда как на меня просто доработаная "Европа", и в другом часовом периоде. Единственый минус - гигансткое количество провинций.  Разработчикам не следовало так расходится. Для меня игра за такие гиганты как Советы или Великобританию - чистое самоубийство.
  Этот спор хотел Сталин напасть или не хотел будет длиться вечно! Так как у той и у другой версии есть свои факты и кто прав кто не прав мы не узнаем к сожелению НИКОГДА.   Но сам я отношусь к тому кругу людей кто считает, что Сталин готовился к [strong]наступательной[/strong] войне с Гитлером.  Вот один факт: 1.  в первые дни войны было уничтожено огромное количество техники (самолёты, танки, орудия, и.т.д) Причём  самолёты 95%(примерно) уничтожено на земле и заметьте (стратегической (дальней бобмондировочной авиации у немцов почти не было) [strong]делаем вывод: [/strong] что вся авиационная техника была сконцентрированна у границы (ВОпрос для чего обороняющейся стране держать  кстати, новейшую(которой было скажем очень мало по сравнению с остальным парком машин) авиационную технику прямо у границ???? кто-то мне сможет ответить?   На счёт [strong]ИГРЫ: [/strong][strong] [/strong] Люди которые говорят что HoI, это ГомНО, это просто задроты игр таких как Линейка, Либо просто Тупых Шутеров, где  не надо [strong]думать[/strong] !   Ясчитаю что игра просто супер, побольше таких бы игр, и молодёжь  может быть не так деградировала.!!!
1. Насчет игры. Игра супер, провинций конечно многовато, но если подумать то так даже интереснее. Дерево технологий впечатлило, тут есть над чем подумать. Конечно есть некоторые недоработки, но это мелочи. 2. Насчет истории. Чтобы узнать хотел ли Сталин нападать на Германию, нужно спросить у самого Сталина, так как фактов все равно недостаточно чтобы что-то утверждать. 3. Георгию Константиновичу. Стратегия, как военный термин действительно имеет данное вами определение. Но стоит учесть, что для игр используется общее определение, которое дается в толковом словаре.
Игра супер!!! Оценка 5 баллов. А насчет Германского Рейха, так его просто разозлили. Поэтому он на всех нападал. В игре есть только один минус. Армии долго создаются. Это очень бесит. Я дошел до 40-го года, а захватил только Австрию и Чехию, играя за Германский Рейх. В остальном я осилил ее за 2 дня. Могу дать совет. Когда начинаете играть доверьте производство и технологии компу, а затем можете постепенно брать их под свой контроль. Это помогает.
В.Суворов-Тень победы. Читайте!! Там разказано про планы Сталина по захвату Германии!! так что дерзайте)
Читай также