Коллапс: Прохождение
Будущее? Прошлое? Боевик плюс фехтование и эквилибристика? Трагедия? Нет времени на вопросы, пора взяться за меч. Пистолет тоже не забудьте. Впереди не только выдуманные противники — мы сыграем со временем, жанром, сюжетом, с собственными ожиданиями. Или это с нами кто-то забавляется?
Бытовая эклектика
Мало кто решится так назвать игру... А как же принцип «как вы яхту назовете, так она и поплывет»? Пусть имя будет негероическим, пусть оно расскажет о сюжете, пусть останется немного пафоса. Кому понадобилось столько темных красок, да еще в дебютной игре?
Короткое слово «Коллапс» скрыло за собой сразу несколько жанров. Мы начинаем с обычной перестрелки, знакомой по многим боевикам. Развалины домов, подозрительно бронированные личности напротив — навевает воспоминания, не так ли? А следующая парочка достает что-то длинное и острое: пули таких не берут, приходится шинковать по методу квашеной капусты. Надоело рубить направо и налево? Вот вам загадка, поломайте-ка голову на уровне без противника!
Может, враги кажутся слишком гуманоидно-однообразными? Нет проблем, перед вами необычный монстр с пятью дополняющими друг друга атаками. Получите, распишитесь, если ничего еще не откусили. Скучно размахивать мечом? Вот специальные энергетические атаки, четыре штуки. С ними в наборе несколько новых приемов.
Сюрпризы так и валятся на главного героя, будто кто-то открыл бездонную коробку. Судя по результатам, это был ларец Пандоры. При этом игровой процесс меняется без революций: просто герой постепенно обрастает навыками, способностями, знаниями...
История также привлекает внимание. Дело происходит в недалеком будущем, место действия — Киев. В центре города произошла непонятная катастрофа, и пострадавшую местность на всякий случай отделили от всего мира. Эвакуацией решили не заниматься. Результат очевиден: несколько банд поделили доступную для выживания область.
И случилось так, что все банды ополчились на одного человека. «Везунчиком» стал главный герой, призванный пройти по запутанной истории огнем, мечом и молниями. Знакомьтесь, это Родан. Мы проведем вместе несколько ночей.
О любви к родному городу
Смелые планы «Коллапса» известны были давно. На КРИ-2006 он получил приз «Лучшая игра без издателя» и сразу же избавился от этого незавидного статуса. КРИ-2008 принес награду посерьезнее: «Лучшая action-игра». В перерывах между конференциями мы не сидели без новостей — упорная поступательная работа убеждала в серьезности намерений.
Не стал секретом и профессионализм авторов. Хотя перед нами первый продукт от CREOTEAM, его работники далеко не новички. Многие из них отметились в известных проектах, а теперь реализовывали собственные идеи.
Постепенно стало ясно: перед нами проект высшего уровня. Таких игр и в мире-то выходит несколько в год, не то что в русскоговорящей части планеты! Впрочем, как вы прекрасно знаете, и такие масштабы легко загубить излишними амбициями. Тем интереснее было, получится ли, не заведет ли дорожка в болото?
Разработчики не выказывали сомнений, они увлеченно крушили родной Киев. Забавно, должно быть, по дороге на работу смотреть вокруг, а затем рисовать развалины увиденного! Город явно не жалели: катастрофа получилась глобальная, качественная.
Судя по всему, такая работа дарит вдохновение. «Коллапс» закончен, озвучен, проверен, протестирован, оптимизирован. Конечно, небольшая колония тараканов в коде присутствует, но при удачном раскладе вы можете пройти всю игру, не заметив их. Остается развести руками — почему же у остальных так не получается?
Отличия от абстрактного «среднего проекта» не только в завершенности. Как правило, рецензия постепенно сбивается на обсуждение недостатков или недоработок, бывает, мы даже отдельно указываем список пожеланий. Здесь хочется говорить только о достоинствах. Впрочем, о проблемах беседа тоже будет.
Главное, создателям игры удалось связать в один узел несколько жанров, гармонично перемежая их. Так музыка то ускоряется, то замирает ненадолго, оставаясь при этом единым произведением. Мелодия эта явно не джаз и не опера — скорее, мы слышим рок, причем во всем многообразии этого слова.
Меч против гранатомета
Сценарий направлен привычно: главный герой продвигается по развалинам города и крушит все на своем пути. На правом предплечье у него меч, готовый сам вскочить в руки, на спине автомат или дробовик, на бедре пистолет. Только что погибли главари всех банд — и в том числе отец Родана. В общем, обстановка далека от стабильности, а гуманизм населению откровенно чужд.
Сюжет, разумеется, совершенно линеен — нам же рассказывают историю! Нет, это не недостаток, а особенность: выбор кроется в методах убийства. Действие происходит большей частью в «коридорах», состоящих из «комнат» различной площади, порой весьма значительной. Фехтовальные поединки сменяются перестрелками.
Вы, конечно, можете застрелить мечника по примеру Индианы Джонса — но патронов в таком случае будет откровенно не хватать. Нелегко и зарубить стрелка, палящего в упор (другое дело, если он вас не заметил). В большинстве случаев автоматы чередуются с холодным оружием.
К схватке на мечах по-киевски нужно приноровиться. Здесь нет изящных приемов из Assassin’s Creed, нет и взаимодействия с окружением, привычного по серии Prince of Persia. Главное в местной драке — не заработать удар в спину, а один на один вы всегда победите. Сражения более всего похожи на уличную поножовщину, где один из участников заметно быстрее других. «Другие» успешно компенсируют скорость количеством.
Приемов у главного героя много, но все они не рассчитаны на фехтование как таковое. Редко когда клинки сталкиваются! Родан обрушивает на врагов град ударов, прыгает сверху, быстро кувыркается, одновременно атакуя. Особенно эффективны «комбо-удары», состоящие из комбинации нажатий с заданными паузами.
К сожалению, противники местами разочаровывают. Иногда они ведут себя необъяснимо, да и в лучшие моменты не подавляют интеллектом.
Перестрелки напоминали бы средний боевик, если бы не два важных фактора. Во-первых, значительную часть окружения легко разрушить, уничтожив укрытие врага. Кроме того, машины служат далеко не причудой дизайнера: если попасть по бензобаку, они взрываются. Эта забава доступна всем — и как же приятно выманить врагов к связке газовых баллонов!
Второй фактор — отличный, просто первоклассный дизайн карт. Уровни не только разнообразные, не только необычные, они прекрасно продуманы. Конечно, часть лавров принадлежит киевским архитекторам: главный зал центрального вокзала, например, перекочевал в игру целиком. Впрочем, это скорее достоинство «Коллапса» — особенно если вы посетите украинскую столицу в будущем.
Каждая из частей игры не претендует на новаторство, но союз получился жизнеспособным. Впрочем, и сочетание «меч плюс пистолет» — не новинка, серия Devil May Cry прославилась именно им. Кстати, «Коллапс» явно выигрывает в реализме у приключений Данте и Нерона, хотя и уступает им в зрелищности. Ролики между главами носят скорее информационный характер, а сами по себе не впечатляют.
Несложно заметить родство местного мира с другой украинской игрой: S.T.A.L.K.E.R. призрачно реет над Роданом. Такое родство вполне понятно, если вы бывали в Киеве: Чернобыль — слишком серьезная тема для горожан, о чем же другом говорить в художественном произведении? Другие параллели с реальным миром становятся понятны, когда сюжет проясняется, хотя авторы сохранили политическую нейтральность.
Похоже, CREOTEAM не особенно переживает о заимствованиях. Разработчики явно не стремились к экспериментам; и без того сложно слить несколько жанров, заметный сюжет и ярких героев.
Некоторые проблемы, впрочем, нельзя отрицать. «Коллапсу» явно не хватает яркого символа, который бы мгновенно запомнился. Нет чего-то такого, что хочется рассказать всем вокруг. С другой стороны, это проблема скорее для создателей рекламы и службы PR.
На третий взгляд
Интереснее всего, пожалуй, следить не за борьбой жанров, а за разнообразными деталями. О графических мелочах и говорить нечего: художники поработали отлично. Дело в другом.
Рассмотрим подробнее оружие. В «Коллапсе» есть шестиствольный пулемет, который встречался еще в Wolfenstein 3D далекого 1992 года. Эксперты поспорят, что такое оружие с собой не носят, а стреляют им из укреплений. Авторы учли и этот аспект! Главный герой держит пулемет в руках, но тащит он его еле-еле, бегать не может — а Родан, между прочим, значительно сильнее обычного человека. В карман такое оружие не спрятать, как бывало, за плечо не закинуть: если надоело, можно лишь поставить в уголке.
Как только надоедает в одиночку рубить врагов, нам дают напарников. Их, конечно, нужно защищать, но и в бою они помогают. Игровой процесс снова чуточку меняется — достаточно, чтобы возникло приятное разнообразие.
Некоторые уровни превращаются в своеобразные загадки. Впереди два пулеметчика, при прямой атаке нас стабильно фаршируют свинцом, обходных путей нет, все подходы простреливаются. Что же делать? Подумать пару минут — решение придет. Порой встречаются настоящие загадки, словно прилетевшие прямиком из квеста.
Отдельная история — битвы с «боссами» в конце уровней. Для большинства соперников нужна особенная тактика с использованием всех типов оружия. Иногда эти битвы включают мини-игры: необходимо быстро реагировать на появившиеся стрелки. Казалось бы, что такому примитивному «развлечению» делать в полноценном боевике? Но нет, эти чужаки на месте! Само по себе задание примитивно, но цена его высока — кровь так и кипит. Обидно, знаете ли, потерять пять-десять минут из-за одного неправильного нажатия!
Дружелюбная камера достойна добрых слов, а музыка порой просится в постоянный внеигровой список. Сложность порадует опытных игроков, обычно сетующих на «скучные» препятствия, но и новички найдут уровень по себе.
Если судить по таким деталям, всенародного ликования игре не избежать. Впрочем, чаще говорят о крупных целях, поэтому любителям, например, пошаговых стратегий «Коллапс» не подойдет. Любителям же «боевого» жанра зазорно пропускать настолько масштабный проект. У разработчиков припасена для вас пара сломанных шаблонов. Ценная находка.
Привычное оружие будущего
Общая структура вооружения в «Коллапсе» более или менее привычна. Есть три ячейки, в которые можно поместить смертоносные предметы: что-нибудь острое, что-нибудь маленькое, что-нибудь страшное. Кроме того, тяжелое вооружение получится лишь поднять и нести в руках.
Меч Родана на первый взгляд стандартен, и описания излишни — проще всего попробовать его на практике. Главное в нем комбо-удары, при которых клинок получает невероятные свойства: делится на два или становится гибким. В начале игры герой обходится обычными ударами и лишь затем получает специальные способности. Сообщение об этом вы не пропустите.
На заметку: все комбо-удары Родан вызывает комбинацией удар-удар-пауза-удар-удар-удар. На первых порах привыкнуть к ритму непросто, поэтому присмотритесь к действиям — после первых ударов персонаж должен подпрыгнуть и ударить противника обеими ногами. Следующие удары будут вдвое мощнее.
Пистолет «Шершень» подходит для борьбы с мелочью — в основном, пауками. При случае можно и солдата пристрелить, но с трудностями. Патроны часто встречаются в укромных уголках, но враги их не роняют, так что для постоянного применения пистолет не подходит.
Пистолет-пулемет «Стрекоза» нуждается в тех же патронах, что и «Шершень». Стреляет очередями. Человека убить уже легче, но на пауков уходит гораздо больше патронов. Если на вас набросились членистоногие, лучше взять оружие попроще.
Дробовик «Обрез» не нуждается в долгих представлениях. Два ствола, мощная атака на малых расстояниях — фирменный стиль этого бренда. Отлично подходит против монстров, на людей действует хуже.
Дробовик «Войд» так же мощен, но перезаряжать его нужно реже. Один из переводов слова void — «бесполезный», но это совсем не так: оружие успешно отправляет врагов в тартарары. Впрочем, привычный по другим играм принцип «один выстрел — один труп» тут не действует, так что лучше подобрать что-нибудь более скорострельное.
Автомат «Зверобой» — местная модификация «Калашникова». Мощное оружие, если только противник не похож на ходячую выставку брони. Главное достоинство в большом числе патронов. Разброс пуль велик, но снайпера тем не менее обезвредить можно.
Автомат «Гром» бьет сильнее и уверенней. Фактически перед нами лучшее оружие игры. Найти его можно, как вы понимаете, лишь ближе к финалу. Стреляет точно, так что проще дать несколько очередей, чем целиться через оптический прицел «Мохи».
Снайперская винтовка «Моха», как правило, встречается в четко заданных местах. Чаще всего нужна для решения загадок, например, «как пройти мимо здания с засадой».
Ракетная установка «Плазма» подходит против тяжелых врагов — например, танков. Против тяжелой пехоты неэффективна: убивает бронированного мечника лишь при прямом попадании.
Пулемет «Разрушитель» полностью соответствует названию. Жаль только, встречается редко — право, иногда он бы очень пригодился! А так он в разделе раритетов, не имеющих практического значения.
Немного взрывов, немного любви
Последний лорд
Родан поднялся и оглянулся. Через минуту он встретил вооруженных гостей, пока в скромном количестве. В здании слева взял оружие и припасы, не забыл забраться на второй этаж: там нашлось много полезного. Чтобы успешно туда попасть, пришлось взять в руки меч.
Это важно: с мечом в руке Родан прыгает выше, зато с автоматом — дальше!
Вариантов немного — герой пошел вперед. Кувырки во время схваток сберегли здоровье, удары в спину убедили врагов упокоиться. Затем он наткнулся на снайпера; пришлось держаться в «мертвой зоне» рядом со зданием.
Спуск в гаражах принес новую схватку с целой толпой врагов. К счастью, газовые баллоны и бочки с топливом помогли устроить локальный ад. Снова вперед, снова дворы и развалины! На крышах сарайчиков нашлось немало патронов — полезные ресурсы!
После большой драки с мечниками Родан пробрался через пролом в стене — это позволило зайти внутрь здания. Ага, тут снайперская винтовка! Соперники в доме напротив не успели и пикнуть.
Вот и первое большое сражение — враги валятся на голову, будто за углом их целый грузовик. Удар, удар, удар... Затем взрыв.
Тот, кто лишает сна
Родан, шатаясь, брел по подземной лаборатории. Из закоулков выскакивали пауки, сразу встречаясь с пулеметными очередями. Герой только что познакомился с неприятной тварью, зубоголовым. Выстрелы в голову успокоили кошмарное чудовище.
Вскоре нашелся шестиствольный «Разрушитель». Патроны пришлось экономить: иногда выгоднее подпустить врага поближе, чтобы выпустить очередь в лицо... морду... неважно, что у него там. После «Разрушителя» все равно ничего не остается.
Снова коридоры, где нужно обследовать каждый закоулок. Патронов мало, так что каждый секрет на вес золота. Новое знакомство — с тварью по имени спайд. Паук-переросток по праву принял несколько очередей.
Комната за комнатой, противник за противником. Иногда лучше обойти наросты на стене — тогда пауки, может, нас и не заметят. В уборной нашелся привычный «Зверобой», патронов, правда, мало, но автомат все равно необходим.
Наконец, состоялась встреча с профессором Гориным. А сразу за ним — первый «босс».
Это враг: перед вами современная реинкарнация Цербера. Единственное эффективное оружие против Стража — энергоудар «Вакуум». Нелишним будет и обстрелять противника, но это скорее остановит его, чем ранит. Главный наш шанс в том, что противник боится огня. Быстро забегаем на галерею сбоку, открываем решетку, затем отгоняем Стража «Вакуумом». Рано или поздно противник останавливается, ноги наливаются красным. В этот момент нужно подбежать к одной из ног и нажать E. Начнется мини-игра, в которой достаточно нажимать на W, A, S, D в соответствии со стрелками. Алгоритм повторить три раза.
Наконец-то Родан научился комбо-ударам! Небольшая перестрелка — и герой вырвался из тесных коридоров.
Лучшие комментарии