Мое первое знакомство с персонажами Gobliiins случилось в начале 1990-х. Непоседливые человечки кривлялись на экране "Макинтоша", говорили на непонятном языке и охотно участвовали в решении задачек. С годами количество главных героев уменьшалось, а удовольствие от прохождения только росло - апофеозом серии стала третья часть, вышедшая в 1993-м году, и намертво впечатавшая "Гоблинов" в пантеон классики адвенчурного жанра. С тех пор нам оставалось лишь грустно вздыхать и где-то в душе надеяться, что мы увидим их снова. Спустя почти 16 лет разработчики вняли мольбам и выпустили Gobliiins 4.
Соображаем на троих
Строго говоря, мольбам внял разработчик (в единственном числе) - четвертая часть "Гоблинов" сделана Пьером Гийодом практически в одиночку. Творить ему пришлось уже без помощи боевой подруги Мюриэль Трами, на пару с которой были созданы предыдущие приключения. Все мы прекрасно знаем, что если хочешь сделать что-то хорошо, то сделай это сам. Видимо, такой установкой руководствовался и Пьер - в результате, несомненно, получилось хорошо, ностальгия по старым-добрым "Гоблинам" захлестнула творца и… не позволила прыгнуть выше собственной головы.
Главных героев снова трое - здесь поклонники серии должны в восхищении замереть и робко вопросить: "Неужели, как раньше? Как в самой первой части?". Совершенно верно - в нашем распоряжении частный детектив Ч-чупс, силач Тугус и волшебник Херувимус. Каждому под силу совершать определенный тип действий, поэтому порой, для удачного исхода дела, следует задействовать каждого из героев в определенной комбинации. Тугус дубасит всех подряд, Херувимус колдует (в основном, заставляя предметы двигаться и подниматься в воздух), а основная работа лежит на плечах Ч-чупса. Ведь он единственный, у кого есть инвентарь, да и общаться с различными персонажами только ему под силу.
Идем в ногу со временем?
Увы, желание автора вернуться к истокам привело к тому, что Gobliiins 4 чувствуют себя неуютно в современной игровой действительности. Трехмерная графика вызывает недоумение у любого, кто созерцает угловатые текстуры персонажей, и в глазах читается немой вопрос: "Это проект 2009-го года?". Безусловно, никто не настаивает на системных требованиях а-ля Crysis, но локации и разгуливающие по ним забавные гоблины могли бы быть и посимпатичнее.
В России "Гоблины 4" вышли в виде совместного издания Snowball Studios и "1C". Главная его ценность - присутствие на диске трех предыдущих частей и печатное руководство от Пьера Гийода. Таким образом, кроме новой игры, поклонники получат "классических" "Гоблинов" (на английском языке), а новички смогут ознакомиться со всей легендарной серией.
Конечно, многие готовы смириться с графическими недостатками в случае увлекательного геймплея - но и здесь Пьер по какой-то причине не развернулся на полную. Уровни проходятся один за другим без каких-либо сложностей - чаще всего потому, что способы решения задачек не оригинальны и повторяются из раза в раз. Если видим разрыхленную почву, то, как пить дать, туда надо будет посадить зернышко. Заметили где-то устойчивое место? Смело водружайте туда раскладную лестницу. Повысить сложность и заставить игрока застопориться на каком-либо уровне получается лишь благодаря пресловутой охоте на пиксели (будь проклята локация с плюшевым медведем и поиски седьмой цифры!!!). Раздражение повышает и непродуманность последовательности действий персонажей. На уровне с Лягвой Ч-чупс и Тугус умудряются уйти на следующую локацию, а Херувимус остается на стене замка, не имея возможности спуститься: добрые друзья уже не вернутся, поэтому единственный выход - перезапустить злополучный уровень. Многие игроки помянут "добрым словом" разработчика и в ситуации кормления Ч.Е.Р.В.я - а ведь все эти неприятности случаются уже в первой трети приключения.
***
Сложно определить целевую аудиторию Gobliiins 4. Поклонники первых частей, несомненно, обрадуются возвращению героев, но будут огорчены их внешних видом, слабым сюжетом и не оригинальными задачками. Те же, кто знакомится с "Гоблинами" первый раз, скорее всего, сочтут проект детской адвенчурой и не поймут ажиотажа, созданного вокруг него. Тем не менее, игра рекомендуется всем без исключения, ведь на фоне выходящих квестов Gobliiins 4 - приятное событие, пусть и не такое возвращение, на которое мы рассчитывали. Если у Пьера есть планы на пятую часть, то настоятельно рекомендуем пересмотреть представление о графике, посидеть над сюжетом и более тщательно продумать головоломки. Может быть, стоит снова поработать в паре с Мюриэль Трами?
Плюсы: возращение полюбившихся героев; фирменный юмор и придурковатость персонажей.
Минусы: графика никуда не годится; слабый сюжет и недостаточно разнообразные задачки.
Лучшие комментарии