Казалось бы, от создателей очень слабых FPS не стоит ждать чего то пристойного и в любом другом жанре. Но на деле иногда случается иначе. Нет, польская компания-сама-себе-издатель City Interactive не создала ничего из ряда вон выходящего. Но и позором на этот раз себя не покрыла, в отличие от предыдущих. Напомним, ранее команда выпустила в свет кошмарную серию Terrorist Takedown 2. Теперь же нам предстоит ознакомиться с адвенчурой под названием Art of Murder: FBI confidential. Смена жанровых рамок явно повлияла на разработчиков благотворно: по сравнению с тем, как было, стало просто замечательно. Впрочем, если подходить к оценке игры серьезно, учитывая не только самоотверженный рост разработчиков над собой, но и существующие достижения других команд, придется признать: мы имеем дело с крепким "середнячком".
Вредная работа
Что и говорить, тяжело приходится агентам ФБР. Куда ни плюнь - маньяки, серийные убийцы. Стоит только немного зазеваться - к примеру, послать хорошенькую напарницу за кофе - так тут же и жизни лишат. Агенту Джеймсу не повезло: схема его ухода из мира сего оказалась именно такой. Главная героиня по имени Николь Боннет пережила серьезный шок, обнаружив своего непосредственного начальника при смерти после пятиминутной отлучки с оперативной точки - за тем самым злополучным кофе. Естественно, девушка задалась целью отомстить: найти и покарать негодяя, убившего Джеймса. Между тем, шеф ее отдела решает дать симпатичному агенту другое задание. Не менее опасное. В Нью-Йорке появляется серийный убийца, зверски расправляющийся со своими жертвами. На месте преступления изверг оставляет "визитную карточку" - старинную монетку. У трупов вырезаются сердца. В общем, здесь есть, где разгуляться воображению и следствию. Постепенно Николь выясняет, что таинственные убийства и трагедия, случившаяся с ее напарником - звенья одной цепи. Нить расследования заставит ее неоднократно посетить музей доколумбийского искусства (причем, вовсе не из-за любви к выставкам), покататься по чужим домам, где совершатся новые преступления и даже съездить в Перу.
Не отклоняясь от линии партии
Геймплей у игры стандартен как бюст Ленина в районной комсомольской организации. Здесь всего понемножку. И пробежки из комнаты в комнату в рамках одной локации. И головоломки - средней сложности, ничего поражающего воображение. И бесконечная болтовня с побочными персонажами, которую, к величайшему сожалению, нельзя пропустить. Что еще обиднее, мы никак не принимаем участия в диалогах, разработчики не позаботились о создании даже видимости свободы общения. Процесс коммуникации игра осуществляет самостоятельно в формате роликов. Игроку остается только смириться с ролью пассивного наблюдателя и покорно ждать, пока агент Боннет удовлетворит свое любопытство. Зато здесь нет занудных переходов из одного конца игровой карты в другой. Каждая локация "обслуживается" самостоятельно, покинуть ее, до выполнения всех необходимых действий, нам не позволено. Впрочем, определить, куда мы хотим двигаться дальше тоже нельзя. Черная машина (очевидно, служебная) автоматически перебрасывает Николь из отделения ФБР в музей, из музея - на место очередного преступления, оттуда - домой и так далее по маршруту. Впрочем, вру. Иногда на сидении автомобиля оказывается кокетливо пристроенная разработчиками то ли карта, то ли листовка с одним-единственным вариантом локационного перехода. По ней можно кликнуть. Мол, смотрите, граждане игроки, как мы вас любим и какую свободу предоставляем.
Но нет худа без добра: в отличие от множества адвенчур, Art of Murder: FBI confidential не наградила свою главную героиню модной нынче болезнью - гиподинамией. Николь - девушка спортивная, бегает быстро, как и положено тренированному агенту. Что приятно. Если бы еще геймплей был подинамичнее! Но, увы. Манипуляции с такими шедеврами бюрократии как отчет о преступлении, включающие в себя поиск бумаги для принтера, многоэтапное выяснение телефонного номера напарника и пробежки из офиса в офис… помилуйте, этого ли мы ждем от адвенчуры? Нам, кажется, таких "квестов" и в жизни более чем хватает!
Ритм развертывания сюжета и в дальнейшем будет таким же сонным. Вялые переговоры с вахтерами, секретаршами, коллегами по работе чередуются с унылыми поисками одного-двух-трех предметов на каждой локации. Выводы, которые наша героиня сделает спустя восемь совершенных действий можно предугадать заранее почти со стопроцентной вероятностью.
Искусство? Убивать?
Пожалуй, Art of Murder одна из немногих игр, причудливым образом сочетающих в себе очень качественную графику с практически полным отсутствием атмосферы. В чем тут дело - сказать трудно. Кажется, что на первый взгляд все составляющие колорита на месте. Красивая детализированная картинка радует глаз непривередливого любителя адвенчур. Саундтрек - не то, чтобы гениальный, но вполне пристойный для полицейского квеста. Убийства - страшные, ритуальные, с использованием символики и старинных ножей. Главная героиня - красивая, талия у нее тонкая, ножки - длинные и сильные. Даже анимация - страшный сон большинства гейм-девелоперов, работающих с малобюджетными проектами - достойная, по крайней мере, для этого жанра. Чего же нам, избалованным, не хватает?
Видимо, чего-то, не вписывающегося в ГОСТы и стандарты. В конце концов, самыми любимыми становятся именно те проекты, создатели которых умели вовремя нарушить общепринятые рамки. Причем делали это талантливо. Здесь же все до невозможности обыденно. Игра напоминает один из эпизодов детективного телесериала. Им тоже всегда недостает неизмеримого "чуть-чуть" для того, чтобы из рядовой "жвачки" стать чем-то большим и дотянуться до уровня творений Агаты Кристи, Рекса Стаута или даже старичка Конан Дойля.
***
Играть ли в Art of Murder: FBI confidential каждый геймер должен для себя решить сам. Адвенчура не настолько хороша, чтобы рекомендовать ее к прохождению, но и не столь плоха, чтобы настойчиво ругать. Вероятно, ярым поклонникам детективного жанра она придется по вкусу. Любителям же атмосферных квестов такая игра вряд ли понравится.
Плюсы: красивая графика; неплохая анимация; быстробегающая симпатичная героиня.
Минусы: скучноватый геймплей; отсутствие оригинальной атмосферы; непропускаемые "пассивные" диалоги.
Лучшие комментарии