Geo-Political Simulator: Прохождение
Внутренняя политика
Это один из самых главных инструментов в управлении страной. От того, какие законы приняты здесь, зависит длительность нашей политической карьеры, поэтому данный пункт рассмотрим подробнее прочих. Не имеет значения, президент или премьер-министр, главное, что в наших руках есть множество рычагов власти. Но и полной свободы тоже нет, наше нахождение на посту зависит от народа, правящей партии, а то и вовсе монарха. Очень многое в управлении зависит от политического строя государства, равно как верно и обратное - изменение аппарата управления способно внести коррективы в политическое устройство страны.
Глава государства/глава правительства
Здесь собраны действия и законопроекты, непосредственно касающиеся нашего игрового воплощения. Глава государства или глава правительства - зависит от страны.
Коммуникации
Три действия посвящены собственной популяризации - посетить общественное место, присутствовать на общественном мероприятии или выступить на телевидении. Но злоупотреблять не стоит, «светиться» перед прессой лучше не чаще раза в месяц, иначе население перестанет обращать внимание, а политики и вовсе обвинят в излишней медиатизации.
Культ личности определяет степень промывки мозгов при помощи бюстов и портретов. Их можно принудительным образом размещать в административных учреждениях, парках и общественных местах, а также учебниках. Использование подобных способов ограничивает права человека в государстве.
Законодательство
Способ назначения главы правительства. Выборы всеобщим голосованием - самый демократичный вариант, каждый может повлиять на судьбу страны. Глава правительства может избираться парламентом, он тоже демократичен, но при условии, что сам парламент независим от власти. В противном же случае о правовом государстве речи быть не может - кого сказали, того и выбрали. Ну, и третий вариант - пожизненное избрание. Т.е. закон изменяется таким образом, что больше выборов не будет.
Порядок выборов в один или два тура определяет длительность президентской гонки. При выборах в один тур победителем признается кандидат, набравший максимальное число голосов. А при двухэтапной системе во второй тур проходят два кандидата с наибольшими процентами (если только в первом лидер не набрал больше половины). Оба имеют возможность привлечь на свою сторону сторонников выбывших из борьбы конкурентов.
Количество сроков на посту может быть одним без второго срока (возможно несколько, но не подряд), одним, двумя или неограниченным. Как правило, демократические страны ограничивают количество переизбраний, но для длительной игры переизбрание без помех просто необходимо.
Продолжительность сроков на посту главы государства в годах - для разных стран это от четырех до семи лет. При пожизненном избрании этого пункта по понятным причинам нет.
Кабинет министров
Наши «помощники», хотя это то немногое, в чем практической пользы найти не удалось. Советы они дают крайне редко, их популярность тоже ни на что не влияет (но сильно зависит от успешности наших действий). Так что министра можно назначить, отправить в отставку, публично поддержать или покритиковать. В наших силах и распустить кабинет. Иногда министр сам просит отставки, как правило, после неудачных событий, произошедших в его сфере (министр внутренних дел после крупного теракта и т.п.).
Парламент
Здесь и кроется самое главное отличие диктатуры от демократии - в степени свободы парламента и его влиянии на политические решения.
Слева указаны главные союзники нашего государства в мире - с ними легче всего заключать договора, с большей вероятностью возможны личные встречи руководителей стран. Справа - целых четыре закладки.
Экономика. Фактически дублирует информацию из окна министерства промышленности, но подача несколько другая. Можно выбрать любую страну из ниспадающего списка и увидеть все заключенные договора одновременно, а не только по общим направлениям. Здесь же можно создать новое соглашение, здесь также будет доступ ко всем товарам.
Союзные соглашения. В этой закладке перечислены все страны и для каждой указано, есть ли у нас с ней военный договор. Для удобства используется цветовое выделение.
Договоренности действуют во время вооруженных конфликтов.
Закладка действий дает доступ к внешнеполитическим инструментам. Управление посольствами страны за рубежом и управление посольствами других стран на нашей территории определяет возможность дипломатических отношений. Здесь же можно выставить запреты на въезд глав других государств, но пользы от этого нет, можно только предположить, что нам не смогут предложить личную встречу для подписания договора. Управление репатриацией дает возможность разрешать или запрещать возвращение на родину граждан из других стран. Вариант разорвать отношения полностью соответствует своему названию - в одностороннем порядке прекращаются все контракты, военные договоры, помощь. Последний доступный пункт - эмбарго на оружие, где мы для каждой страны можем указать, разрешена ли поставка в одну или обе стороны.
Помощь
Здесь всего две закладки. Можно организовать поставку другой стране гуманитарной помощи в виде стабильного денежного потока.
Список пострадавших от катастроф. Наводнение, жара, голод, цунами - вот лишь некоторые из них. События возникают случайно на протяжении игры и добавляются в список. Через некоторое время после события подсчитывается размер ущерба, и мы можем выделить некоторую сумму денег, другие страны не окажутся в стороне.
Основные международные организации
Организация Объединенных Наций. В теории это основной международный орган по поддержанию мира и спокойствия, но с такой системой войны (и здесь вся надежда на патч) смысла в ней практически нет.
Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития - две кредитные организации, у них можно взять займ или попросить сократить уже существующий.
Секретные службы
Серьезный инструмент внутренней и внешней политики, можно заниматься как законными вещами, так и не очень.
Борьба с терроризмом. Внедряем агентов, если операция успешна, начинаем вторую стадию - уничтожения. Шансы зависят от уровня затрат на контртерроризм и подготовку агентов. Чем больше времени прошло между моментом внедрения и началом второго этапа, тем выше эффект. Но это как раз во вред, ведь каждый раз у нас растет популярность - сколько циклов пройдет до полного уничтожения, столько раз и получим плюсов. Рано или поздно террористы будут уничтожены.
Внутренняя деятельность. Можно (и нужно) составлять досье на известных личностей и проводить тайные обыски в штаб-квартирах политических партий (а это не очень нужно). Можно получить компромат и использовать его в политической игре, но есть вероятность наследить и самому оказаться в центре скандала.
Внешняя деятельность. Для начала нужно организовать шпионскую сеть в выбранном государстве, а затем задать одно из направлений деятельности. Список зависит от отношений между странами - работа с политическими партиями, промышленный или политический шпионаж, работа с террористическими группировками или их развал.
Война
Война в игре очень даже реальна, но наслаждаться процессом можно только при желании захватить весь мир. Слишком уж непроработан этот момент.
Есть несколько видов войск - обычные: пехота, танки, ракетные установки, вертолеты и истребители; и стратегические: крейсеры, подводные лодки, авианосцы и атомные подводные лодки. Все их, за исключением пехоты, нужно предварительно закупить. Можно управлять самостоятельно (как в обычной стратегии реального времени) либо отдать под начало главнокомандующего.
Захват территории происходит, если выбить с нее все вражеские войска и поместить свои. А страны сразу - если занять столицу. И это как раз сделать очень просто - марш-бросок к ней, химический удар, подписание капитуляции с аннексией.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - главный индикатор национальной экономики страны. Он обозначает суммарную стоимость всех произведенных конечных продуктов, т.е. тех, что потребляются непосредственно населением (сейчас или в будущем) или уходят на экспорт. Один и тот же товар может как учитываться при расчете ВВП, так и не браться в расчет, все зависит от того, какова его дальнейшая судьба. К примеру, молоко, попавшее в магазин, считается, а использованное для изготовления сметаны или творога - нет.
ВВП может быть номинальным, когда все расчеты ведутся в ценах текущего года, и реальным, при этом делается поправка на инфляцию. При сравнении номинальных значений на одном графике картина обычно очень впечатляет.
Но общее значение ВВП дает не полную картину о состоянии экономики страны, используется еще один показатель - ВВП на душу населения. Например, Россия по первому параметру находится на седьмом месте в мире, а по второму - в конце шестого десятка.
Принцип Кондорсе и парадокс Кондорсе
Французский математик, писатель, политик и просветитель Мари Жан Антуан Никола Кондорсе (1743 - 1794) - один из деятелей Великой французской революции, а впоследствии ее жертва.
В 1785 году опубликовал работу, посвященную проблемам коллективного принятия решений, в которой впервые были использованы ключевые понятия теории принятия решений. Впоследствии они получили названия «принцип Кондорсе» и «парадокс Кондорсе».
Принцип Кондорсе гласит, что для определения воли народа необходимо, чтобы каждый избиратель не просто отдал свой голос, а проранжировал кандидатов в порядке предпочтения.
Приведем пример из работы.
Пусть 60 голосующих имеют такие предпочтения:
23 человека: A > C > B;
19 человек: B > C > A;
16 человек: C > B > A;
2 человека: C > A > B.
Сравниваем предпочтения последовательно.
Сначала A и B:
23 + 2 = 25 человек за то, что A > B;
19 + 16 = 35 человек за то, что B > A.
Затем A и C:
23 человека за то, что A > C;
19+16+2=37 человек за то, что C > A.
И в заключение, B и C:
19 человек за то, что B > C;
23+16+2=41 человек за то, что C > B.
По Кондорсе, воля большинства выражается в виде трех суждений: C > B; B > A; C > A, их можно объединить в одно отношение предпочтения C > B > A. Если необходимо выбрать одного из кандидатов, то следует предпочесть кандидата С.
Сравним это с принятыми мажоритарными системами:
По системе относительной большинства победит кандидат A, поскольку за него отдадут 23 голоса, за B - 19 голосов, а за C - 16+2=18 человек.
По системе абсолютного большинства во второй тур пройдут кандидаты A с 23 голосами и кандидат B с 19 голосами. И там уже победит кандидат B, ему достанется уже 19+16=35 голосов, а кандидату А - только 23+2=25 голосов.
Вывод: правила игры определяют победителя.
Парадокс Кондорсе - следствие принципа Кондорсе. Состоит он в том, что правило простого большинства не может обеспечить транзитивность бинарного отношения (например, A > B и B > C, следовательно, A > C) общественного предпочтения среди выбираемых вариантов. А в силу нетранзитивности результат может зависеть от порядка голосования, что дает возможность манипулировать результатами.
Первая простая форма - если есть три утверждения A > B, B > C, C > A, то вместе они противоречивы и система решения не имеет.
Другая его форма называется парадоксом составного голосования. Он возникает при постатейном принятии решения, когда каждая из статей принимается большинством голосов, но целиком документ не может быть принят. Пример. Три человека голосуют по трем вопросам. Мнение первого - да, да, нет. Второго - да, нет, да. Третьего - нет, да, да. Простым суммированием голосов решение проходит, хотя ни один не удовлетворен результатом.
Статья публикуется с разрешения редакции журнала "Игромания". Автор Константин Закаблуковский.
Лучшие комментарии