3 мая 2007 3.05.07 4 85K

Смерть шпионам: Обзор

Смерть шпионам” – это такой, если хотите, русский убийца великого и ужасного Hitman. И в этих словах нет ни капли иронии. Haggard Games со своим дебютным проектом ни в чем не уступают, а во многом даже обходят зарубежных коллег. Однако на фоне S.T.A.L.K.E.R. выход стелс-экшена про Вторую Мировую остался практически незамеченным. А зря.

“Наша служба и опасна, и трудна…”

Главное управление военной контрразведки “СМЕРШ” было создано 19 апреля 1943 года на базе Управления особых отделов и Морского отдела НКВД. Его задачами являлись борьба со шпионской и диверсионной деятельностью иностранных разведок, а также с предательством, дезертирством и членовредительством в армейских частях. Самой сложной работой занимался 4-й отдел. Именно его сотрудники посылались за линию фронта для сбора разведданных, противодействия вражеским разведслужбам и ликвидации особо важных персон.

Главному герою игры, капитану Семену Строгову, довелось участвовать в наиболее значимых и опасных операциях 4-го отдела. Однако в 1951 году после ареста министра государственной безопасности Абакумова, который руководил “СМЕРШем” во время войны, бывший контр-разведчик оказался в застенках НКВД. Как и почему это случилось, история умалчивает. Сюжет в “Смерть шпионам” вещь вообще очень условная. Строгов рассказывает о своих подвигах на допросе у следователя. Каждое воспоминание являет собой отдельный уровень, однако друг с другом у них нет ничего общего. Подобный прием, кстати, с успехом использовался еще в Hitman: Contracts.

Основной интерес представляют сами задания. Многие из них связаны с реальными историческими событиями. Например, в одной из миссий необходимо устроить побег из концлагеря осведомителя, располагающего сведениями о связях шведского дипломата Валленберга с немецкой разведкой (в последствии тот был похищен и ликвидирован советскими спецслужбами). Придется также побывать в Лондоне и секретной лаборатории в Лос-Аламосе, США. Союзники союзниками, но “позаимствованные” чертежи атомной бомбы для СССР были как нельзя кстати.

Задумываться о правильности отданных командованием приказов нашему герою не приходится, работа такая. Сказано устранить предателя, укрывшегося на территории британского посольства – устранит, и глазом не моргнув. Даже если попутно придется прикончить несколько ни в чем не повинных служащих. Что сказать, суровая правда жизни, без всякого пафоса.

“Главное чтобы костюмчик сидел”

И без зрелищных перестрелок и погонь. В “Смерть шпионам” 95% игрового времени составляет чистый “стелс”. То есть зачистить уровень с автоматом наперевес, как в том же Hitman, нельзя. Попытаться, конечно, можно, но на звук выстрелов тотчас сбегутся все окрестные патрули. И если в первых двух миссиях еще можно успеть перестрелять немногочисленных врагов, пользуясь преимуществом открытой местности, то в помещениях такой трюк не сработает.

Впрочем, быстро понимаешь, что получить удовольствие от процесса можно, только если действовать скрытно и предельно аккуратно. Благо для этого есть все условия. Охрана на действия персонажа реагирует вполне адекватно, и если за секунду до гибели вас успеет увидеть мордастый эсэсовец, то это еще не значит, что тут же взвоет тревога. По меньшей мере ему нужна секунда, чтобы крикнуть “Alarm!” – пуля из пистолета с глушителем долетает быстрее. Если же фашистская гадина успеет поднять шум, то на истошные вопли явятся только те, кто был поблизости и услышал. Лишь после того, как будет обнаружено тело, кто-нибудь из солдат рванет к экстренной кнопке, и тогда вся база встанет на уши. Разумеется, этих ненужных свидетелей можно быстро прикончить. В игре нет непоправимых ситуаций, автоматических провалов миссии после обнаружения и всего остального, что так раздражало своей нелогичностью в подобных проектах. Предельная честность и реалистичность – основная идея “СМЕРШ”.

Значительно облегчает прохождение возможность облачиться в неприятельскую униформу. Хотя такая “фишка” была и в Hitman, но здесь она реализована гораздо интереснее. Дело в том, что вражеская охрана состоит как из рядовых, так и из офицеров, да и у тех разные звания. Обычно персонажа могут узнать те, кто старше либо одного с ним ранга. К примеру, в кителе ефрейтора Вермахта можно привлечь внимание даже обычных патрульных СС. А вот офицерская форма является билетом практически в любую точку карты, главное не попадаться на глаза какому-нибудь высокому чину.

Игры с переодеванием, пожалуй, самая захватывающая часть детища Haggard Games. Порой, чтобы достать нужный мундир, приходится совершать невозможные на первый взгляд вещи. Как вам, например, задачка: раздобыть форму штурмбанфюрера СС, беседующего в маленькой комнате с еще двумя немецкими офицерами, при том что из коридора периодически заглядывает часовой, которого еще и может привлечь шум. А если по-тихому застрелить или метнуть нож, то костюмчик запачкается кровью, поэтому надо накинуть сзади удавочку. Вот и приходится ловить каждую секунду, кто куда отвернулся, а затем действовать быстро и решительно. Спасибо разработчикам, что они не стали устраивать хардкор и оставили возможность свободного сохранения.

Кстати о ножах. Арсенал орудий убийства и других шпионских инструментов невелик, зато каждый экземпляр по-своему уникален и нужен в соответствующей ситуации. Бесшумный пистолет, конечно, намного проще в использовании, но иногда жертву необходимо просто обездвижить без нанесения вреда. В таком случае можно либо оглушить (очень громко, привлекает много внимания), либо усыпить хлороформом (достаточно долго, занимает около 5 секунд) – как именно действовать, решать вам исходя из обстановки. Ах да, имеются и винтовки с автоматами, и гранаты, и даже мины, но если дошло до их использования, лучше сразу загрузить последнее сохранение. Поэтому праздно болтающийся за плечом “шмайсер” служит симпатичным дополнением к внешнему виду, но никак не оружием.

Огромным послаблением оказался чудо-радар, на котором чудесным образом отображается направление взгляда и радиус обзора всех без исключения врагов. Видно даже, кто из них может разоблачить персонажа, а кто просто встревожен и сейчас прибежит проверить обстановку. Над тем, откуда Семен взял сей уникальный девайс, пока бьются лучшие умы человечества, но то, что с тех пор не изобрели ничего подобного – факт.

Немецкий порядок по-русски

Смерть шпионам” наряду со “Сталкером” выбивается из сотен поделок отечественной индустрии благодаря качественному исполнению. Прежде всего, бросается в глаза графика – не доморощенный глючный движок с мутными текстурами и угловатыми дуболомами-солдатами, а вполне себе приличная картинка уровня зарубежного экшена класса B. В кадре без проблем умещаются внушительных размеров открытые пространства с десятками высокополигональных моделей, при этом никаких тормозов или вылетов в систему. Особое уважение вызывает внимание к мелочам. Детально проработана военная форма и знаки отличий: по внешнему виду солдата или офицера всегда можно определить, в каком он звании благодаря соответствующим нашивкам или петлицам.

Кроме того, хочется сказать спасибо дизайнерам уровней, которые проделали по-настоящему серьезную работу, а не отделались, как у нас это обычно водится, халтурными декорациями с деревянными ящиками в качестве интерьера. Сотни уникальных текстур, предметов мебели, картины на стенах, фотографии. В разведшколе Абвера доски исписаны лекциями и схемами на тему снайперского искусства и скрытного преодоления укрепрайонов, а немецкий замок полон средневекового оружия и доспехов. Да и сами карты совершенно не похожи одна на другую: то заскочим в оккупированное гитлеровцами белорусское село, то по заснеженному Витебску пробежимся в лютую метель, а в перерыве можно нанести визит изменнику Родины в лондонском отеле. Именно поэтому происходящее не приедается, а наоборот с каждой новой миссией интерес к игре все больше возрастает.

Не обошлось, увы, и без негативных моментов. Спецэффекты сделаны из рук вон плохо. Уже лет 5 назад такие бледные вспышки от выстрелов и фонтанчики грязи, поднятые разрывом гранаты, смотрелись убого, а уж сейчас! Но ладно бы только это, на то он и стелс-экшен, чтобы без зрелищных взрывов. Но ведь и озвучка вышла никудышная! Звук идет то в правое, то в левое ухо без учета положения его источника в пространстве. Голоса врагов практически отсутствуют, записано всего несколько фраз. Доходит до смешного: двое патрульных стоят и о чем-то беседуют, судя по их оживленной жестикуляции, при этом не слышно ни слова. Не иначе глухонемые… Лишь в межмиссионных роликах можно насладиться нормальной актерской речью. Музыка такая же невыразительная, хотя пафосная тема в главном меню настраивает на боевой лад.

Итоговые комментарии

Подводя итог, скажу, что “Смерть шпионам” – это удивительно качественная и интересная игра для наших диких постсоветских просторов. Сделана с большой любовью и тщанием, хотя и не блещет огромным бюджетом. Дебютный проект Haggard Games показал несомненный потенциал этой команды, так что ждем от ребят новых шедевров. А пока погрузимся в нелегкие будни контр-разведчиков Великой Отечественной. И с наступающим праздником Победы вас, друзья!

Геймплей: “стелс” с элементами экшена, игра в переодевания и зубодробительные задания.
Графика: яркая сочная картинка, высокополигональные модели, неплохая анимация и ужасные спецэффекты.
Звук: Как всегда сэкономили, поэтому радуют разве что диалоги в роликах.
Надолго ли?: Многие миссии с удовольствием можно пройти заново и после завершения игры.

Поддержи Стопгейм!

Смерть шпионам

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
2 марта 2007
133
4.0
103 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Игра достойная РУССКАЯ альтернатива Hitman'у… радует то, что у нас еще в состоянии делать действительно ХОРОШИЕ игры… спасибо за обзор! =) 
Один из лучших стелсов, безусловно ЛУЧШИЙ клон Hitman'a.

Привет всем. Скажите пожалуйста кто знает. В каких миссиях игры смерть шпионам и смерть шпионам момент истины есть потайные комнаты? Спасибо

Читай также