Их было много, "...сынов, отвергнутых бесстрастно, или одаренных монаршей милостью". Игры, воссозданные с "потрясающей исторической достоверностью", все как на подбор "реалистичные", с графикой, "поражающей воображение"... Игры по мотивам Второй мировой войны. Они были когда-то доминирующим (не в смысле количества, конечно) звеном в цепочке стратегий в реальном времени. Их любили, их с жаром обсуждали, и вот, почему-то посчитав тематику овеянных порохом лет отличной кормовой базой, сотни разработчиков взялись клепать игры по мотивам. Всего за каких-то три года словосочетание "Игра повествует о сражениях Второй мировой" стало вызывать у многих людей устойчивое желание разбежаться и хрястнуть диском о стену, ну или, на самый крайний случай, бросить его под ходовую асфальтоукладчика.
Канадская студия Relic Entertainment - исключение из правил. Не побоясь обратиться к заезженной тематике, создатели Warhammer 40K: Dawn of War сотворили самый настоящий военный блокбастер. Красивый, умный и зверски увлекательный. Но обо всем по порядку.
Спасти рядового Райана.
Вслед за первым же обвинением воспоследует оправдание разработчиков. А претензия, между прочим, вполне прогнозируемая: геймплей неоригинален. Не принимая во внимание качества иных игровых компонентов, подчеркнем дважды, что, собственно играть в это приблизительно так же, как во многие другие игры "по WWII": вот медленные и неторопливые транспорты, что так печально тонут в холодной морской воде, омывающей побережье Нормандии, вот серый пляж, утыканный противотанковыми "ежами", сотни солдат, рвущихся к береговых укреплениям и гибнущих, гибнущих, гибнущих, вот пасторальные европейские пейзажи, в одночасье превращающиеся в хлам и крошево посредством авиационных бомб и артиллерийских подарочков, сносящих напрочь любой дом, вот вражий пулемет, кинжальный огонь которого прижимает отважных рейнджеров к земле и впору повторять ценою жизни одного из солдат подвиг Александра Матросова. Я мог, собственно, и не рассказывать вам об этом, а просто отослать к любой рецензии на любую подобную игру с ремаркой "Читать описание игрового процесса". Однако мне, при всем, местами даже изощренном воображении, трудновато представить себе, как же может иначе выглядеть стратегическая электронная забава про войну 1939-1945 годов. Разведгруппы, шасси с "фонарями" и глубиномеры подводных лодок всячески приветствуются, но это уже не по нашей части. Наставить вместо фрицев и гансов розовых ушастых покемонов, а "тигры" заменить треножниками из "Войны миров"? Нет, упрекать девелоперов я не хочу и не буду: в данном сеттинге оригинальные решения способен реализовать либо гений всех времен, либо безумец, что само по себе звучит абсурдно.
Но вы, смею уверить, просто забудете об этом, откровенно говоря, надуманном недостатке, проведя в обществе игры каких-нибудь пятнадцать минут. Потому, что в течение вышеупомянутой четверти часа на вашем мониторе будет происходить форменная вакханалия, оторваться от которой вы сумеете, вероятно, лишь по настойчивому требованию организма подкрепиться или, пардон, удовлетворить естественные потребности.
Свой безразмерный бюджет проект начинает отрабатывать с самых первых минут. Вводная миссия – высадка союзнических войск на песчаный берег Нормандии - потрясает неслыханным размахом действа. Причем творящееся на экране больше всего напоминает... Call of Duty 2 в изометрии.
Многотонный транспорт тыкается плоским носом в прибрежный песок, и штурмовая группа тут же выплескивается наружу. В это время пулеметчик в бетонной крепости замечает удальцов, и хлесткая струя огня щедро поливает посудину. Рейнджер, родившийся под несчастливой звездой, получает горсть свинца в часть тела, предназначенную для ношения шапки, и переваливается через бортик. Пенная вода вокруг упавшего бойца вмиг окрашивается алым. Второго бойца, который вознамерился пробежать очень опасный и хорошо простреливаемый участок до спасительного "ежа", очередь срезает прямо на подступах к укрытию, третий с разбегу бухается подле солдата на колени (мокрый песок летит в стороны), подхватывает его и тащит за собой, спустя пару секунд до воина доходит, что товарищ умер, и он отпускает безвольное тело, но в следующий миг сам падает на друга, подкошенный снайперским выстрелом. Это лишь одна сцена из великого множества драматических и потрясающе достоверных эпизодов битвы - все это время вокруг свистят пули, падают солдаты, орут офицеры, кровь смешивается с белоснежными гребешками пены, взрывы мин осыпают близлежащие территории миллионами микрочастиц, а сабвуфер трещит по швам, воспроизводя особо мощный "бадабум". Нашарив на полу челюсть, игрок вставляет ее кое-как и дрожащими руками робко трогает мышку, от души надеясь, что потрясающий скриптовый ролик не прервется от этого неосторожного движения. Ха! Не прервался, ибо это не ролик, а настоящий, реальный до физической осязаемости геймплей Company of Heroes. Волшебники клавиатур и манипуляторов из Relic Entertainment сотворили, наверное, самую реалистичную и будоражащую воображение модель боевых действий. Оркестр, тушь!
Поздно оседлали, да бодро поскакали.
Вы, уверен, поднимете меня на смех, если я заявлю, что начало игры, несмотря на все дифирамбы, в адрес оного спетые, вовсе не так цепляет, как продолжение. Но уж будьте милостивы - поверьте. Разработчики сделали все, чтобы игрок не заскучал за прохождением, поэтому каждая деталь игрового процесса тщательно подобрана, отлажена и протестирована.
Глобальная цель большинства миссий очень проста: нужно взять под контроль некую территорию. Это, как правило, кусок большой карты или стратегически важная точка. Но Виктория так просто не взмахнет над вами крыльями: для начала придется попотеть как следует, сплясать вокруг костра с барабаном и сочинить стишок. Впрочем, два последних действия опциональны, а вот необходимость первого не подлежит сомнению во всех миссиях.
Стать феодалом проще, чем кажется. В каждой из зон установлен эдакий флажок, символизирующий ключевую позицию фрагмента карты. Как только ваши доблестные войска проведут положенное время на территории вокруг означенного стяга, ломтик местности ваш. С подконтрольных владений капает далеко не бесполезная денежка, и, соответственно, чем больше у вас таких "ферм", тем быстрее и веселее заполняется счетчик финансовых средств. Конечно же, для того, чтобы овладеть очередным кусочком, порой предстоит совершить ряд действий, по первому ощущению с ценностью этого жалкого клочка суши, на котором и помидоры-то сажать неудобно совершенно несоизмеримых. Например, отбить добрый десяток атак оголтелых вражьих полчищ, уничтожить танковый взвод, обретающийся за ближайшей околицей, заминировать дорогу, по которой подтягиваются соединения противника. Практическая полезность отбитой пяди земли проявится чуть позже, когда вовремя отвоеванная у фашистов высота поможет затем организовать достойное отступление и продержаться до подхода основных сил армии.
Сразу спешу успокоить тех товарищей, что предвзято относятся к ограничению творческой деятельности в динамичных и реалистичных играх посредством временных ограничений. Да, таймер здесь есть. Кое-где он тикает столь шустро, что завершить некий набор деструктивных, обычно, деяний вместе с последней упавшей песчинкой почти невозможно. Но не стоит разбивать монитор с горя! Выполнение заданий на время просто-напросто приносит либо символическую, но почетную награду, либо дополнительные презенты вроде всегда нужных денежек. Считаете необходимым бороться за каждую монету - на здоровье, оттачивайте боевые и командирские навыки и на скорость истребляйте отборные немецкие части. Душевное равновесие важнее? Ну и славно, тщательно просчитывайте каждый свой шаг, никто вас за это не побьет.
Наряду с уничтожением врагов, во многих миссиях вам может быть предложено немножечко повкалывать на благо народного хозяйства. Ну, знаете, казарму отстроить или хотя бы отдаленное подобие базы. Строительная часть нисколько не замедляет игру. Здания не просто строятся - они взлетают ввысь, будто ускоренные волшебством. Особенное внимание порекомендую уделить тщательной проработке линий обороны. У игрока здесь есть очень много возможностей для формирования настоящих "линий Мажино", способных обломать зубы самому крутому захватчику. Колючая проволока против бодрой пехоты, противотанковые "ежики" и минные поля, доты и блиндажи. Два самых обычных станковых пулемета, установленные на двух дорогах, способны перерезать путь врагу настолько надежно, что без танков или прочей бронетехники он вряд ли разберется с препятствием. Здесь мы просто обязаны заметить, что искусственный интеллект врагов блестяще разрешает проблемы аннигиляции ваших войск в целом и прорыва обороны в частности. Ваши подопечные, обступив "Тигра" со всех сторон, скорее всего, будут с радостными ухмылками на физиономии расстреливать бронированное чудище из табельных автоматов, пока вы не сподобитесь приказать им задействовать взрыв-пакеты или гранаты. Отряд немцев, пожертвовав фланговыми бойцами, в принципе способен пройти три последующих друг за другом пулеметные точки, зачистить три-четыре траншеи и прямо с ходу отправлять танки на Небесный Металлоплавильный Завод. Так или иначе, основное время вам придется не любоваться шикарной детализацией юнитов, а думать о том, что противопоставить чертовски смышленым супостатам. Кстати, что приятно, игра вовсе не торопится раскатать новичка по асфальту и прокричать ему в уши все, что она о нем думает. На самом деле, очень трудно может быть только ближе к концу, ранее же в тяжелой ситуации помогает подкрепление от штаба или что-то аналогичное.
Порой, правда, очень тяжело заставить себя прекратить созерцание стайки солдат, перемазанных грязью, кровью и сажей, проворно улепетывающих от броневика с мощным пулеметом на борту. Бешено вращающиеся колеса разбрасывают во все стороны комки земли. Нечаянно подвернувшееся молодое деревце теперь повернуто на девяносто градусов, а заборчик какого-то хутора, кажется, сам разлетелся на куски, сочтя за лучшее не дожидаться, пока его разнесет массивный бампер броневика. Вдруг машина застревает в каком-то овраге, и за время, понадобившееся ей для преодоления препятствия, солдаты возвращаются и забрасывают бронетранспортер гранатами, вследствие чего последний картинно взрывается, усеяв землю вокруг овражка запчастями. Красиво, черт побери! Графический движок Company of Heroes способен выдавать умопомрачительную картинку, года два назад доступную лишь шутерам от первого лица. Но тут есть и реверс: для того, чтобы оценить местные красоты, копите на приличную видеокарту.
Итоговые комментарии:
Геймплей. Натуральное интерактивное кино. По большому счету, вы вообще можете не принимать активного участия в войне. Игра сама побеспокоится о том, чтобы "сделать вам красиво и интересно". Но стоит лишь вмешаться в процесс самому...
Графика. Долгие и искренние аплодисменты еще год назад звучали бы, предъяви кто-нибудь публике шутер с таким качеством картинки. А перед нами - стратегия в реальном времени, друзья!
Звук. При таком качестве картинки, потрясающем геймплее и честной физике мы простили бы этой игре звуковое сопровождение, сработанное посредством молотка и стамески. "Да пусть Company of Heroes хоть PC-Speaker использует!" - так и хочется воскликнуть. К счастью, нет нужды. Все, что происходит на экране, сопровождается изумительного качества звуковыми дорожками.
Вердикт.
Relic Entertainment, вам удалось реанимировать жанр WW2 RTS своей отличной во всех отношениях игрой! Уважаемая, Electronic Arts и иже с ней, прочь руки от Relic. Мы отказываемся верить, что сей талантище может быть заграбастан с целью наладить конвейер хитов.
Лучшие комментарии