«Вернуть детство не-ре-аль-но! И точка», - заявляют некоторые личности. Конечно, повернуть время вспять пока невозможно, но хотя бы на 30 минут почувствовать себя семилетним карапузом нам по силам.
Вспомните, как щемило в сердце, когда вы проходили мимо красочной витрины, на которой горкой лежали солдатики, машинки и коробочки с конструкторами, но, спешно отделавшись от пьянящих мыслей, снова устремлялись по «взрослым» делам. Постойте. Нельзя ли в век компьютерных технологий угомонить в себе, посредством мышки и клавиатуры, заигравшее в неподходящий момент детство? До недавнего времени разработчики баловали «детское» геймерское сообщество проходными играми из линейки LEGO, выше «тройки» которые получали только на Пасху или Рождество. В 2006-ом году ситуация резко изменилась, и, ранее неизвестная отечественная компания «Мультисофт», выкатила на гора прекрасный продукт, в который умело замешала «три жанровых кита»: shooter, action и… puzzle!
Название игры REFUZE восходит от английского слова «refuse», что в переводе означает «отклонить». Сие нехитрое словцо штамповала машина на коробках с игрушками, которых посчитали браком, в первую очередь, за ненормальное расположение опорно-двигательных конечностей. Вместо ноги – перочинный нож, а туловище заменяет циркуль. Однако дефектные игрушки, чуть позже выбравшись из картонных домиков, посчитали данный поступок аморальным и решили объявить войну светлому миру, который так злостно обошелся с ними. Первая цель – захват базы, была успешно преодолена. Дело оставалось за малым – наладить бесперебойный выпуск себе подобных уродцев. Все бы так и шло гладко, если б не три бравых солдата - вернее два бравых и одна отважная - встали на пути Рефьюзеров. Война за загородный дом началась!
После вступления у некоторых могла скиснуть мина, посинеть нос и позеленеть подбородок: «Очередная, 144785 стрелялка о Добре и Зле, да еще и для детей младшего дошкольного возраста. Хватит! Надоело!» Спешу вас заверить, что мисс Оригинальность оставила свои следы буквально на всех деталях игры.
Несмотря на то, что цели миссии, которых по сути всего две: «убей их всех» и «исследую территорию», меняются по кругу до победного конца, скука напирает лишь к концу игры, когда уже «вот-вот» будет финал. Этого удалось достичь благодаря умело расставленным и оригинальным загадкам, будь то подбор пароля к кодовому замку или активация механизма для сложения лестницы. Данные «паззлы» не надоедают все только потому, что их…мало! Действительно, то ли разработчики не смогли придумать «чего позатейливее», то ли решили что и так сполна - обломаетесь. В смысле, мозги надорвете над решением.
Дизайн локаций, на которых буду планироваться хитрые маневры и отчаянные атаки, поражает, в приятном смысле слова. Такое отношение к мелочам заслуживает как минимум рукоплесканий и бросание чепчиков в воздух! Каждая комнатка напичкана не только соответствующими атрибутами, но и чудными устройствами Рефьюзеров, собранными из подножных материалов. Захватывающие путешествия по трубам, по разбитым книжным шкафам, по холодильнику с телевизором наконец! Это, уверяю вас, оставляет какое-то непонятное, сладостное чувство, вызванное резкой сменой в размерах. В настоящей жизни ты был метр восемьдесят и мог преспокойно пнуть табуретку или запустить куда подальше книжку со стихами безымянного поэта, а теперь тебе приходиться использовать «кошку», чтобы добраться до письменного стола.
Мять кровати и топтать землю в цветочных горшках, а также (между делом) уничтожить оплот бракованных уродцев – все это задачи на ближайшие 15 миссий, которые стоят, прежде всего, перед тобой, читатель, и, конечно же, перед твоими подопечными. Познакомимся с ними поближе, благо запомнить трех пластмассовых героев легко. Командир отряда -«краснофуражчатый» щегол, по имени Разведчик. Наделен особым альпинистским снаряжением, с помощью которого может легко проникнуть в труднодоступные места комнат. Добавим к этому еще и арбалет, стреляющий точно и без поправок на такие «дурацкие» законы, как сила тяжести и трения, и в итоге получаем… дисбаланс, господа! Имея в наличие достаточное количество патронов, легко и беззаботно можно пробежать всю игру именно этим солдатиком. Надеюсь, вы так поступать не собираетесь?..
Вторым по счету и значимости идет Штурмовик. В руках пулемет с подствольным гранатометом, на лице – полное отторжение от мира сего (не хватает лишь ниточки слюны в уголке рта), в теле – неугомонное желание «шмальнуть хорошенечко!». Чаще всего используется как пушечное мясо и главный по делу «лоб в лоб».
Девчушка Снайпер получилась самым слабеньким персонажем. За спиной лишь винтовка с оптическим прицелом, зато какая! Прекрасно сносит головешки Рефьюзерам, заставляя их палить в припадке по сторонам, а также с легкостью выбивает оружие из вражеских лап.
Помимо отсутствия баланса в REFUZE также начисто отсутствует AI. Как бы мы того не желали, как бы звезды не расположились на небе в полнолуние – не видать вам интересных перестрелок, как своих ушей. Есть две стадии одной напасти, имя которой «избиение младенцев»: или мы, или нас. Бывает так, что подкрадешься к супостату по самое не хочу, уже и в пятки дышишь, а он изображает всесильного защитника базы. А бывает и наоборот, только нос из-за кубика высунешь, а по тебе такой обстрел минометчики поведут, что успевай руки-ноги по подоконнику собирать и клеем смазывать.
Компенсируется данный грешок легко и просто: врагов порою нереально много! Не спорю, забавно сидеть на шкафу и преспокойно «выстегивать» Рефьюзеров с винтовочки, но, милые мои, не в тир же играем! А тактикой от таких деяний не пахнет и за километр.
Встречаем же мы игру по «одежке» с двояким впечатлением. Оно и понятно, никто не ждал от «Мультисофт» откровений в области шейдеров и антиаляйсингов, но местами выпирает халтурка, выраженная малым количеством предметов. Конечно, я никого не заставляю делать два совершенно разных степлера – на них, скорее всего, и внимания никто не обратит. Но ни за что в жизни не поверю, что в доме проживают ботаники-искусствоведы. Все полки усеяны энциклопедиями про львов и скульптуры, а в детской малыш организовал подпольную базу для растиражирования пиратских дисков, всё записал, да вот этикетки «CD-R» забыл заменить яркими игровыми.
Но в общем и целом художников есть за что похвалить, ведь дом предстает перед нами будто настоящий: уж очень грамотно подобраны оттенки и израсходованы ресурсы движка. Местами могут обескуражить примитивные тени или освещение, но после того как посмотришь на минимальные системные требования – камень с плеч и сердца, и хочется даже прыгать от счастья, мешают только постоянные провалы в коде. Программисты дотошно вылавливают маленьких Глюков, не забывая попутно выкладывать свежие патчи. Кстати, все что вы изучали в первом и втором классе – забудьте. Отныне число 1.331 меньше чем 1.002. Такая вот арифметика!
Представленные в проекте «симфонии» ни в какую не берут за душу, а бесконечные «пиу-пиу», «тра-та-та» и подобные им навевают ностальгию по таким прекрасным и бессмертным играм, как Contra.
Итоговые комментарии:
После провальных «Корсаров» и Lada Racing Club, REFUZE смотрится так свежо, как перекати-поле рядом с розой (надеюсь, понятно, кто есть кто?). Обидно лишь за скупость мысли: из такого оригинального сеттинга можно было выжать в разы больше. По сложившейся дурацкой традиции, судьбой игры руководит не разработчик, а издатель и время.
Геймплей: Оригинальная смесь из детских фантазий и взрослых путей решения проблем, сбавленная несколькими прорехами. Девиз игры таков: минимум тактики, максимум стрельбы.
Графика: Сочные и яркие цвета вкупе с достоверными, но излишне простоватыми моделями окружающего мира-дома и деревянной анимацией заработали твердую «тройку».
Звук: Парочка саундтреков с ненавязчивой мелодией и игрушечные выстрелы «пиу-пиу» и «паф-паф» пришлись к месту. Однако почитатели «прекрасного» употребляют Refuze только в паре с Winamp’ом.
Надолго ли?: Несмотря на наличие альтернативных путей при прохождении, переигрывать старую сказку захочет не каждый, в первую очередь из-за недостающего разнообразия.
Лучшие комментарии