Согласитесь, когда за разработкой игры стоит солидная компания с известным в широких кругах именем сердце чувствует себя гораздо спокойней. Monolith относится как раз к таким, посему уже задолго до выхода Condemned: Criminal Origins, игре прочили немалый успех на игровом рынке. Недели за две до релиза в свет вышел 30-минутный ролик, просмотрев который можно было с уверенностью сказать: «Батюшки! Какой прекрасный action horror!»
Для Итана Томаса (Ethan Tomas) это был очередной рабочий день. Служить в ФБР - не семечки щелкать и орешки грызть, а постоянно балансировать между жизнью и смертью. Кто знал тогда, что «очередной рабочий день» перевернет всю его жизнь?..
Место для жестокого убийства женщины было выбрано весьма удачно – подвал заброшенного дома - приют для наркоманов и бомжей. Пробираясь сквозь тернии темноты и теней, наш герой успешно добрался до тела. На связи опытный следователь – Роза, которая из полученных нами улик быстренько составит план действий, а заодно и объяснит – что к чему. Здесь стоит сделать небольшое отступление, и сказать, что сей сбор отпечатков, фотографирование умерщвленных тел и сканирование капелек пота на деле оказывается нисколько не сложнее, чем выпарить среднего размера репку. Когда мы пришли на место «икс», компьютер, точнее интуиция Итана (эко как загнули!) немедленно сообщает, мол, включай прибор! Устройство, естественно, из кармана выходит то, что надо. Фактически, «фэбээровец» никогда не достанет детектор газа, если требуется заснять отрезанный палец. Возможно, такая упрощенная система сбора информации многим не приглянется, но! Друзья, мы же не в Myst’о подобный квест играем, правда? А в современных action’ах вас никогда и никто не заставит пошевелить более чем тремя извилинами. Данную тенденцию разрушить, увы, весьма не просто.
После первых стычек, о которых речь пойдет чуточку позже, как солнце из-за туч, начинает проясняться сюжетная линия, которая вопреки сложившимся мнениям о бездарных сценаристах не на шутку интригующая. Если бы сторилайн выпустили для широкого круга, то, вероятно, книгу можно было бы встретить не только в метро, но и в пристойных букинистических заведениях. Сюжет приковывает игрока к Condemned, и именно из-за него «пробежать» всю игру с удовольствием можно за три дня. Иначе, насладиться игрой вы бы смогли за 20 минут, просто-напросто устав от воистину прекрасных, но удручающе однообразных мордобоев. Не спорю, Monolith достойно реализовала боевую систему, не забыв попутно прикрутить реалистичную анимацию и вездесущий rag doll, однако «один в поле не воин».
«Один не воин, а парочка – вполне», - заявили разработчики, и с ними невозможно не согласиться. У них на руках имелась отличная заготовка для достойного проекта, осталось только «вдохнуть» в него жизнь, чтобы геймер не увял от скуки после 10-минутной пробежки по разрушенному метро. И они смогли, черт возьми, они это сделали! По атмосферности Condemned ничуть не уступает таким horror-грандам, как Silent Hill, Call of Cthulhu и Resident Evil. Не думайте, что игра будем пугать вас внезапными прыжками обезумевших людей из-за угла, она поступит более коварно, с присущей только таким проектам издевкой. Умело вставленные скрипты и умный ИИ жутковатых мародеров только подольют масла в огонь; уверен, что даже самые прожженные геймеры, вскормленные не на одном десятке фильмов ужасов, вздрогнут в парочке мест. Чего уж говорить о замученных до тика на работе дядечках и десятилетних малышах? Последним, кстати, ни в коем случае не рекомендую притрагиваться курсором мышки даже к ярлычку с Condemned – психика может не выдержать. Поверьте, рейтинг Mature присвоили не спроста.
Такую жестокость по отношению homo sapiens’a к другому представителю данного вида, забрызганные эритроцитами стены и фонтанчики алой крови из носа доводилось видеть не так уж часто. Из молодых достойных приемников Postal 2 и SoF на ум приходит лишь Manhunt. Однако Condemned имеет ничтожно мало общего с этим проектом – они развиваются параллельно относительно друг друга. Но существует одна неразрывная уза, оказавшая сильное влияние на автора и вынудившая прописать в графе жанр survival, и название ей – человеческий страх и беспомощность. Итан Томас далеко не супер-герой с обложки комиксов, и Monolith шикарно отразило эту черту в игре: агент не умеет прыгать, полосочка stamina имеет неприятное свойство убывать быстрее, чем пополняться, стреляет он вкривь и вкось (перекрестия прицела нет и в помине), а дерется не лучше шпаны из любого московского двора. В особо напряженных моментах имеет склонность к воспроизведению жалобных стонов, а от пробежки по «достопримечательностям» городка он может запросто испустить порцию «блиуэээээ» (просто произнесите данный набор букв в слух, и все поймете).
Такой подход работает безотказно, на 100%, влияя не только на сложность, но и на реалистичность происходящего. Вряд ли кто из читателей может запросто пройтись по кишащему крысами подвалу, чего уж говорить о тех местах, где пришлось побывать Итану. И видя, как страшится герой, который по нашему замыслу должен быть славным богатырем на пегой коняшке, мы боимся не меньше, а то и больше него.
Я давненько приметил, что человек недоволен всем и всегда. Стоит только обеспечить ему то, что требовалось, как он взвопит от ярости, кинется на вас с кулаками и потребует больше, еще больше! Напоминает сказку «О рыбаке и рыбке», не правда ли? Мораль сей басни такова, что не следует требовать заоблачного и трудно-тяжко-выполнимого, иначе останемся мы у разбитого корыта, т.е. с уровнем графикой времен конца XX.
Мы сетовали на скрещивание второй «Соньки», писишника и коробочки «Икс»? Пожалуйте, сегодня игры разрабатываются для консолей нового поколения. А ведь сами недавно кричали, мол, прогресс налицо, да здравствует ящичек Билла Гейтса! Получите и распишитесь, Condemned разрабатывалась одновременно и под Xbox 360, и под PC. Придраться особо не к чему, в частности к прелестной анимации с использованием motion-capture (финального босса исполнял реально существующий человек-ниндзя Джордан Паллен (Jordan Pallen)), да и игра светотени достойна преклонения. Однако… Однако и огрехи в наличие. К примеру, такой чудовищной ноги главгероя я не видел даже у Почтового Чувака в сами-знаете-какой-игре. Она отдаленно напоминает штанинину, набитую соломой, и протез за 300 рублей, купленный на оптовом рынке у вьетнамцев. Печально, что Monolith совершает проколы на, казалось бы, очевидных моментах. Говорят, на ошибках учатся…
Движок, доставшийся от папочки F.E.A.R., похвастаться отменной физикой не может, во всяком случае, до уровня Half-Life 2 ей далеко, но многие законы покойного Ньютона используются на полную катушку. Банки-склянки, тела и прочая мишура неплохо отскакивают от удара ноги или водопроводной трубы, но большинство объектов, даже такие как стулья (!), будто намертво приколочены к полу. Господа разработчики, вы думаете, что в творящемся хаосе должны переворачиваться столы и лететь коробки только строго по команде грамотного скрипта? Ошибаетесь…
Если не разглагольствовать долго и нудно по поводу имеющегося в Condemned звука, то в двух словах выглядеть будет так: «Это – сказка». Все. Ранее было достаточно описано, как с помощью таких нехитрых действий геймер способен менять памперсы в два раза чаще обычного.
Нетерпеливые читатели уже, скорее всего, проделали дырку в стуле, вопрошая: «Когда, ну когда же?» Отвечаю, что прямо сейчас и здесь поведу рассказ о вооружении смелого Итана. Оно подразделяется на две категории: стрелковое и для ближнего боя. С первым видом явный дефицит, особенно патронов. Найти в мире Condemned ствол с полным рожком большая честь. Со вторым можно сказать даже перебор – существует обширный определенный тип боевого арсенала, встречающийся повсеместно, а есть и редкости, присущие только отдельным локациям. Приведу небольшой список колюще-рубяще-оглущающе-режущих предметов: доска с гвоздями, несколько видов водопроводных труб, кочерга, пожарный топор, лом, лопата, рука манекена, дверца школьного ящика… Стоит заметить, что баланс соблюден идеально, путем простого набора характеристик (скорость, урон, блок, досягаемость), которые наглядно дают понять: что к чему.
Итоговые комментарии:
Отличные мордобои вкупе с прекрасным сюжетом и атмосферой делают свое благое дело: притягивают игроков к экранам и не отпускают как минимум в течение 3 часов. Перекур на 15 минут и можно продолжить покорять Condemned.
Геймплей: Проработанный баланс, умные враги, прекрасно реализованные «животные» схватки. В минусы можно причислить лишь некую однообразность происходящего – начистил рожу получеловеку, нашел улику, снова начистил, снова нашел. Повторяется 3457 вплоть до победного конца.
Графика: Плод от слияния матушки Xbox 360 и батюшки PC. Местами геймер может даже прослезиться от умиления, но в целом что-то среднее между «зашибись!» и «так себе».
Звук:Твердая пятерка и ни сотой долей меньше! Учитесь, господа разработчики, как нужно правильно и «со вкусом» оживлять игру. Кстати, если выключить звук вообще, то испугаетесь вы в двух-трех местах, а если держать систему 5.1 всегда наготове, то можете смело забыть про здоровый сон.
Надолго ли?: С одной стороны, после финальных титров не каждый захочет заново проходить ту же историю с одной единственной концовкой. С другой, можно постараться это сделать ради поиска секретных локаций и предметов, чтобы потом насладиться просмотров артов и видеороликов о том, как создавался Condemned.
Лучшие комментарии