Silent Hunter 3: Прохождение
Орудие к бою
Замеченный на горизонте торговый корабль, сухогруз, каботажник или танкер — напротив, событие радостное. Это повод показать Черчиллю, что именно он должен сделать со своей сигарой. Техника враждебных стран обозначается всегда красным цветом. Нейтралы — зеленые, собственные немецкие корабли — синие.
Алгоритм простой: догнать корабль и расстрелять из пушки. Желательно самому. Тратить ценную торпеду на небольшое суденышко — слишком много чести. Забросьте за пушку моряков, щелкните в боковой панели по ее изображению и можете начинать стрельбу. Tab — включение прицела и его увеличения. Если вам нужно быстро опустить или поднять ствол, используйте комбинацию клавиш “вверх” и “вниз” с Shift.
Огонь эффективен примерно с двух километров, но лучше сблизиться до одного километра, чтобы гарантированно не мазать. Самое слабое место у сухогрузов и танкеров — обычно под рубкой и трубой. На один небольшой кораблик уходит порядка двадцати обычных снарядов. Бронебойные стоит использовать, лишь когда кончится все остальное. (Вообще они предназначены для военных кораблей, но нападать даже на миноносец с одной лишь пушечкой — самоубийство.)
Если вас заметят с корабля, то вся округа будет знать о том, что в таких-то координатах обнаружена немецкая подводная лодка. Но бояться вам нечего: если только вы не у самых берегов Великобритании, у вас есть время на то, чтобы расстрелять судно и уйти.
Старайтесь не подходить к судну слишком близко — его капитан может попытаться таранить лодку. В истории таран для любой лодки — верная смерть. В игре, впрочем, бывали случаи, когда после тарана лодки эсминцем(!) она оставалась на плаву с поврежденной рубкой, а эсминец тонул.
Знаете ли вы: разработчики утверждают, что, если вы обнаружите корабль невдалеке от немецких аэродромов и будете “вести” его, прилетят самолеты вам на помощь. Это же касается и немецких кораблей — крейсеров, шнельботов и рейдеров.
Торпедная атака
Но не всегда на море бывает хорошая погода, позволяющая расчехлить пушку. Если скорость ветра превышает семь узлов, пушка захлестывается водой, и стрельба становится невозможной. Неужели придется отпускать “тоннаж” с миром? Или все-таки проведем торпедную атаку?
Немецкие подводники атаковали корабли по ночам с надводного положения. Посмотрите на карте положение своей подводной лодки и судна. Для успешной атаки вам надо оказаться на траверзе корабля и впереди его. Если между вами и кораблем — пять километров и высокие волны, скорее всего, вас никто не заметит. Самый полный вперед! Обгоните корабль, выйдите на позицию атаки. Если дело происходит ночью, можно не погружаться, а наводиться по UZO — биноклю, установленному на рубке подводной лодки. Днем придется погрузиться на перископную глубину: если корабль заметит вас, он тут же начнет двигаться противолодочным зигзагом, и вы в него не попадете при всем желании.
Немцы во время войны использовали две основных разновидности торпеды G7. Первая работает на сжатом воздухе. Достоинство: высокая скорость. Недостаток: след из пузырьков, который демаскирует торпеду (правда, в игре эти “следы” с корабля замечают очень редко и лишь в полный штиль).
Вторая — электрическая. Достоинство: корабль не знает, что его атакуют, вплоть до взрыва. Недостаток: медленный ход. Я предпочитаю пользоваться торпедами на сжатом воздухе. Скорость — очень важный параметр.
На каждой торпеде — два типа взрывателя: контактный и магнитный. Первый срабатывает при ударе торпеды о днище корабля. Тут есть одна важная деталь: если торпеда ударит в борт не под прямым углом, а по скользящей — она просто не взорвется. Именно поэтому важно атаковать корабли так, чтобы в момент удара торпеды лодка была на траверзе.
Магнитный взрыватель детонирует в момент прохода торпеды под днищем корабля. Такой взрыв намного разрушительнее — он вырывает из корабля кусок обшивки, и корабль тонет в считанные секунды. Тяжелый сухогруз C3 может остаться на плаву после двух попаданий “контактных” торпед, но у него нет никаких шансов против одной, установленной на магнитный взрыватель.
Но здесь у нас — два подводных камня. Во-первых, очень важно установить торпеде правильную глубину — на метр глубже осадки судна, а осадку придется смотреть по книге силуэтов и потом вручную выставлять в компьютере. При этом, само собой, не забудьте поменять переключатель взрывателя с I на M. Если глубина будет слишком большой, торпеда не взорвется. Если она будет слишком маленькой, торпеда воткнется в борт, и сработает контактный взрыватель.
Во-вторых, в начале войны из-за плохого качества торпеды часто не взрывались. Разработчики очень тщательно подошли к делу, и в игре они тоже очень часто отказываются детонировать. Впрочем, в меню выбора сложности игры такие неприятности можно исключить.
Это баг: на перезарядку торпеды требуется много времени — несколько минут. Но можно воспользоваться игровой ошибкой (которую, правда, исправили в заплатке). Попытайтесь “перетащить” заряжаемую торпеду к запасным — аппарат будет готов к бою немедленно.
Лодка стоит на месте, направив нос не прямо на предполагаемую траекторию корабля, а чуть-чуть под углом к нему. Перископ или UZO — ваш прицел. Захватите корабль в него (L). Оптимальная дистанция для стрельбы — порядка 700-800 метров. Ближе 300 нельзя — торпеда не успеет активироваться. Дальше километра растет вероятность промаха. Цвет маленького треугольника над кораблем в прицеле означает точность расчета: чем точнее нос лодки направлен на корабль, тем точнее расчеты для залпа. Желательно стрелять, когда треугольник позеленеет, но желтый цвет — тоже ничего.
Вам не нужно обращаться к оружейнику или делать сложные расчеты. Все считается за вас. Захватили корабль в прицел, дождались желтого цвета — огонь. Жмите Enter или большую красную кнопку. Торпеда пошла.
Но, само собой, это просто, если вы хотите включить контактный взрыватель. В случае с магнитным все немного сложнее. Откройте книгу распознавания кораблей. Нажимая на переплете кнопки “вверх” и “вниз”, найдите главу с гражданскими судами. Откройте ее и пролистайте до нужного вам корабля. Найдите данные по осадке (справа внизу). Допустим, это транспортник С2, осадка — 7,6 метров. Значит, надо включить корабельный компьютер, установить глубину торпеды на 8,5 или 9 метров и повернуть тумблер взрывателя на M. Остальное — как обычно: дождались зеленого треугольника, жмем красную кнопку.
К сведению: чтобы направить торпеду на судно, не обязательно захватывать его прицелом, нажимая L или черную кнопку. Достаточно того, что судно окажется в перекрестии прицела. При этом какая часть судна окажется в прицеле, туда и пойдет торпеда.
Как видите, в торпедных атаках нет ничего сложного. Встали в сторонке, навели прицел, нажали кнопку. Бабах! Но для самых отъявленных любителей симуляторов в игре есть возможность рассчитывать торпедную атаку вручную, вводя данные в компьютер. Это не так уж и сложно, но в ручной стрельбе так много тонких моментов, что ей, похоже, придется уделить целую статью в разделе “Советы мастеров”.
Ближе к середине игры у немцев появляются торпеды с наведением на шум моторов и идущие по зигзагу. Не от хорошей жизни изобретены такие “рыбки” — просто подходить близко к конвоям стало опасно.
Перехват конвоя
Одинокое судно — хорошо, а целый конвой — лучше. И не только потому, что дает возможность расстрелять все торпеды всего за пару игровых суток. Просто только в конвоях можно найти действительно крупные корабли и танкеры. Жаль, что ваша посудина — единственная немецкая подводная лодка в океане, а то можно было бы устроить союзникам хорошую встряску.
Выходите на одну из оживленных трасс и начинайте слежку. О передвижении конкретных конвоев вас могут уведомить из штаба. Обнаружить его может и радар, если приказать радисту обшарить горизонт по кругу. Злоупотреблять радаром не стоит: он сильно привлекает внимание, так что лучше всего, разок “оглянувшись” вокруг, уходить подальше с засвеченной позиции.
Как только квадратик конвоя появился на карте, он у вас в руках. Стройные ряды судов, вокруг которых снуют эсминцы, двигаются медленно. Направление вам известно с самого начала, так что ваша задача теперь — догнать конвой параллельным курсом или выйти ему наперерез. Сориентироваться на месте вам поможет гидроакустическое оборудование. Не доверяйте акустику — он самый бесполезный член вашего экипажа. Не слышит контакты, не может адекватно сообщить, что делает эсминец над головой. Садитесь за гидрофон лично (погрузиться в воду не забываем) и найдите, откуда доносится шум винтов, чтобы направить туда лодку. Через каждые полчаса проверяйте контакт и уточняйте курс. Вам надо выйти на конвой со стороны “половины второго”, как на обычный корабль. Для атаки желательно дождаться ночи. Можно атаковать и днем, но, сами понимаете, не с надводного положения.
Если в конвое идут нейтралы — убедитесь, что вы не потопите случайно нейтральный корабль: может получиться неловкость. Помните, что потопленный нейтрал — это маленькая короткая “война” со всей страной. В течение суток любой военный корабль или самолет этой же страны будет считать вас врагом.
Выбирайте суда с самым большим водоизмещением. Торпед всегда не хватает, так что хорошо подумайте о том, чтобы использовать магнитные взрыватели. Стреляйте из всех носовых торпедных аппаратов и сразу же уходите на глубину: можно в самый центр конвоя. Это удобно — однажды я избежал глубинных бомб разозленного эсминца, затолкав лодку под днище поврежденного танкера.
Хорошо подумайте о том, чтобы использовать залп — и даже залп с расхождением. Мне, правда, не нравится позиция “на кого бог пошлет”, но для выстрела издали она подходит идеально.
Конвой без прикрытия эсминцами — это либо игровой баг (есть такой), либо большая удача. Выстрелив торпедами, можно идти за беззащитными кораблями прямо в надводном положении, “сражаясь до последнего снаряда”. Но знайте, что крупные корабли бить из пушки — только зря тратить снаряды. Добейте те, что повреждены торпедами, а оставшиеся снаряды израсходуйте на небольшие суда.
Под глубинными бомбами
Не надо бояться крейсеров и линкоров: на них нет противолодочного оружия — неповоротливы они для этого слишком. Не бойтесь и авианосцев — пусть они вас боятся. Если не считать самолеты, то главный враг подводной лодки — эсминец (а на мелководье — еще и траулер).
Ну не приспособлено ваше ныряющее корыто к боям на поверхности. Если заметить издали катер, то можно еще попытаться вступить в дуэль с неизвестным исходом. Но эсминец, обнаруживший лодку, — это уже большая беда. Он будет нащупывать вас сигналами “асдика” (он же — “сонар”), прослушивать гидроакустикой и забрасывать глубинными бомбами (момент, без которого не обходится ни один фильм про подводников). А бомб у него в запасе достаточно — более полусотни штук.
Вообще говоря, лучше всего не допускать обнаружения лодки военными кораблями. Не подпускайте их ближе трех километров к себе, не шумите в воде, если эсминец все же проходит близко. Не рискуйте днем и при спокойной воде — нырните на перископную глубину и переждите опасность под водой. Помните, что заметить с корабля могут не только низкий силуэт лодки, но и пенный след за ее кормой.
Знайте, что у врага могут быть и радары. Вражеские радары с ходом войны станут для вас очень большой проблемой. Если обычные просто засекают всплывшую лодку за три с половиной километра, то 10-сантиметровые (1943 год) “видят” лодку за пять километров и могут устанавливаться на самолеты. В 1945 году у союзников появляются трехсантиметровые радары, которые могут засечь даже перископ или поднятый шноркель.
После залпа по охраняемому конвою сразу же ныряйте на глубину и замирайте. Но если беда случилась, немедленно ныряйте на полной скорости. Придется начинать игру в кошки-мышки.
Первый принцип: надо представлять собой как можно меньший силуэт для вражеского “асдика”. Старайтесь поворачивать так, чтобы держать эсминец перед носом лодки или за кормой. “Асдик” — ультразвуковой радар — не стоит демонизировать. Он не всесилен. Во-первых, его максимальный радиус действия — два километра. Во-вторых, он не может засечь лодки на поверхности. В-третьих, он определяет только направление на лодку, но не ее глубину.
Наконец, у него есть слепые зоны — это пространство под кораблем и за кормой. Конечно, вас могут засечь и гидроакустики, но это будет сложно: корабль находится на поверхности, и шум его собственных винтов напрочь заглушает звуки от подводной лодки, идущей самым малым ходом на большой глубине. К слову, глубина — это не только метры, но и температурные слои, сквозь границу которых импульсы “асдика” просто не проходят.
Ультразвук распространяется в форме широкого луча по сторонам корабля. Если поднырнуть под этот луч (чем дальше вы от корабля, тем глубже придется нырять), то корабль не сможет обнаружить вас по эху. Потому-то корабли и петляют, чтобы поймать лодку в ультразвуковой луч.
Как можно быстрее сверните в сторону эсминца и плывите к нему. Важно быть рядом с ним, но не за кормой — тогда вы попадете прямо на глубинные бомбы. На глубине 50 метров вам надо быть ближе 300 метров к источнику ультразвука, чтобы войти в слепую зону. Дальше — глубже. Не давайте ему сесть вам на хвост, пока не развернетесь к нему носом и не нырнете на глубину. Особый шик при этом — не пользоваться читерским видом сверху, а приникнуть к гидрофону и по звукам анализировать направление на эсминец, расстояние и время сброса бомб.
Кстати, звук взрывающихся глубинных зарядов хорошо глушит вас от гидрофонов корабля — вы можете перейти в этот момент на самый полный вперед и попытаться уйти в направлении кормы. Когда корабль развернется — снова повторите маневр ухода в слепую зону.
Само собой, моральный дух команды при этом будет падать. Если на капитанском мостике появится невменяемый машинист — доставайте пистолет.
Глубинные бомбы сами по себе не опасны, хотя в 1942 году появляются бомбы с двойным и тройным зарядом. Хуже всего “Хеджхог” — бомбомет, выстреливающий на двести метров впереди корабля залп из 24 бомб. Они падают кругом и “обкладывают” лодку, которая пытается зайти в слепую зону. Решение такой проблемы — уйти на гораздо большую глубину, прежде чем сворачивать к эсминцу. Помните одну вещь: безопасная глубина для лодок VII с целым корпусом — сто пятьдесят метров, но можно опускаться и до двухсот. Чем глубже вы опустились, тем легче вам избежать глубинных бомб (больше времени на маневр), но если на такой глубине что-то взорвется рядом, то пиши пропало.
В 1944 году на вооружении кораблей появляется “Сквид” — бомба, выстреливаемая на сто метров перед кораблем. “Сквиды” выстреливаются так, чтобы подловить лодку, стремящуюся пройти под залпом “Хеджхога”.
Если эсминцев не один, а два или три — пиши пропало. Они могут вычислять вашу позицию, глубину и скорость, сопоставляя данные “асдиков”. А это значит, что нужно не только непрерывно заходить “под сонар” одного из кораблей, но и постоянно менять глубину, направление и скорость. Пользуйтесь моментом взрыва бомбы и попытайтесь уйти, когда шум заглушит гидрофоны. И знайте, что есть одна хитрая командная тактика, которой умеют пользоваться вражеские ИИ-капитаны. Один эсминец стоит на месте и нащупывает лодку, тогда как другой на самом тихом ходу подходит к ее местоположению — и совершенно неожиданно для нее высыпает ворох глубинных бомб.
Так что легко при встрече с эсминцами не будет. Но все равно — удачной вам охоты.
Выучи наизусть!Полезные горячие клавиши:M — радиосообщения.
H — гидрофон.
U — прибор наведения UZO (бинокль на подставке).
В — бинокль.
Shift+PageUp/PageDown — усиление/ослабление программного сглаживания картинки эффектом свечения. Не работает вместе с аппаратным сглаживанием FSAA, выключая его. “Свечение” добавляет в картинку “мыла”, но ресурсов видеокарты на такое сглаживание тратится меньше, чем на “настоящее”.
Ctrl+PageUp/PageDown — полный подъем и спуск перископа.
Shift+F2 — недокументированная функция “свободной камеры” в игре. Вы сможете подробнее разглядеть все углы на мостике, заглянуть в капитанскую каюту и на посты радистов. Если от мостика полететь вверх по лестнице, вы попадете внутрь рубки.
Ctrl+P — в заплатанной игре убирает брызги от UZO, закрывающие вид и тормозящие компьютер на видеокартах nVidia.
Ctrl+F11 — скриншот.
Shift+F11 — включение “серийной” съемки скриншотов.
Del (цифровой клавиатуры) — убрать с экрана интерфейс.
Автор: Тимур Хорев. Материал был ранее опубликован в журнале "Игромания" (www.igromania.ru). Размещается с разрешения редакции журнала.
Лучшие комментарии