8 февраля 2023 8.02.23 9 11K

Age of Empires II на Xbox превзошла ожидания

Рассказываем, как классическая RTS играется на консоли

На днях состоялся релиз консольной версии  Age of Empires II: Definitive Edition. Переиздание легендарной стратегии уже давно вышло на PC, а до Xbox оно добралось только спустя два с половиной года. Срок довольно долгий, но после нескольких проведённых в игре вечеров можно с уверенностью сказать, что разработчики старались не зря и управление на геймпаде практически идеальное.

 

Комфортные условия

Вы наверняка об этом не знаете, но Age of Empires II уже выходила на консолях. Точнее, на PlayStation 2, и тогда она не только задержалась на те же два года после релиза на ПК, но и появилась только в Европе и Японии. Версия эта была довольно странной — достаточно лишь сказать, что двигать камеру в ней удавалось исключительно при перемещении курсора к краю экрана. То есть на левый, ни правый стики для этого не использовались. Видимо, по этой причине игра поддерживала на консоли клавиатуру и мышь — чтобы покупатели могли упростить себе жизнь.

Переиздание на Xbox тоже поддерживает клавиатуру и мышь, но на сей раз разработчики сделали так, чтобы игроку не хотелось их подключать. Как они объясняли в одном из интервью, вместо попыток адаптировать компьютерное управление под геймпад они решили забыть о нём полностью и представляли, что с нуля создают интерфейс для консольной версии. Нужно было учитывать ограниченное количество кнопок и разницу в скорости между стиком и мышью, шрифт следовало сделать читабельным на любом расстоянии и так далее.

От перемещающегося курсора отказались полностью — его нет даже в меню. В самой же игре левый стик отвечает за движение камеры, а правым можно изменять масштаб карты. Так что курсор всегда расположен по центру — если хотите с чем-то взаимодействовать, нужно сделать так, чтобы соответствующий предмет был в середине экрана.

Обучением здесь служит кампания Уильяма Уоллеса, где на протяжении нескольких миссий объясняют, какие кнопки за что отвечают и чем вообще нужно заниматься в Age of Empires II. Всё предельно ясно: нажимаем на кнопку A и выбираем человека или объект, затем зажимаем правый триггер, и открывается колесо действий. В случае с поселенцами выбираем желаемую постройку, определяемся с её местоположением и тем же нажатием на А начинаем строительство. Если нужно возвести оборонительные постройки вроде башен или стен, в том же колесе нажимаем на Y и переключаемся в другую категорию.

С постройками принцип тот же. Открываем колесо и либо генерируем солдат, либо призываем новых поселенцев, либо покупаем пассивные бонусы или что-то ещё — зависит от выбранного здания. Снять выбор можно кнопкой B — интуитивно понятно.

В обучающей кампании всё так разжёвывают, что никаких вопросов не остаётся.
В обучающей кампании всё так разжёвывают, что никаких вопросов не остаётся.

Никто не потеряется

Если нужно выбрать нескольких людей (или овец, которых вы хотите привести к своей ферме), вариантов несколько. Самый очевидный — зажать кнопку A, после чего появится растущий круг, выделяющий всех попавших в него существ. Однако круг очень маленький, так что это далеко не всегда удобно. Лучше зажать левый триггер и поочерёдно нажимать на каждого, кого вы желаете куда-то отправить, собирая таким образом группу. Тот же левый триггер используется, к примеру, при постройке одинаковых зданий — если вам нужно поставить десять жилых домов, можно сразу заложить все фундаменты и загрузить поселенцев работой.

А можно выделять людей третьим способом — используя крестовину. Когда зажимаешь в течение секунды кнопку «Вверх», сразу выделяешь всех поселенцев, и то же самое происходит с военными при зажатии «Влево». Если вы не задали точку сбора для новоприбывших воинов, а генерирующие их здания стоят далеко друг от друга, просто выделите разом всех своих лучников, всадников и рыцарей и прикажите куда-то идти.

Все способы наглядно.

Никто не запрещает по старинке использовать контрольные группы, которые здесь кажутся ещё более полезными, чем на ПК, но моментальное объединение всех военных и отправление их в атаку почему-то каждый раз вызывает очень приятное ощущение. А если нужен определённый тип бойцов, зажимаешь левый триггер и используешь крестовину, чтобы выделить всех осадных или стрелков, юнитов ближнего боя или всадников.

Самое главное нововведение консольной версии связано не с солдатами, а с поселенцами. Поскольку движение камеры стиком происходит не так быстро, как с помощью мыши, разработчики позволяют консольным игрокам немного упростить геймплей и автоматизировать действия рабочих. При нажатии на правый стик открывается колесо, в котором предлагается выбрать приоритеты поселенцев, то есть сделать так, чтобы они без вашей указки занимались какими-то делами. В одном режиме они равномерно распределятся и будут добывать древесину, камень, золото и еду. В другом займутся только сбором еды и древесины.

Если какой-то материал нужнее, чем все остальные, это тоже можно настроить — круговая диаграмма наглядно покажет, какую долю добытых ресурсов составляют камень, золото и всё остальное. Новые поселенцы, созданные в ратуше, сразу после появления пойдут на работу. Разумеется, этим авторежимом можно не пользоваться, если вы привыкли делать всё сами. Но мне это показалось очень удобной опцией, избавляющей от микроконтроля. Например, не хватает еды для призыва новых солдат — парой нажатий изменил приоритеты, и поселенцы тут же идут резать овец и пахать на ферме.

Эта «фишка», равно как и управление в целом, делает консольную Age of Empires II замечательным портом. Здесь постарались учесть всё, даже мини-карта не просто для красоты висит в углу — нажатием на RB можно её увеличить, после чего двигать в ней стиком маленькую рамочку, приказывать выбранным отрядам идти в указанную точку или самому быстро переключаться на нужное место, нажав на Y. Это полезно, если лень заниматься расстановкой навигационных меток, «прыгать» между которыми тоже очень легко — зажать левый триггер и наклонять в стороны правый стик.

Команды, связанные с построениями солдат, тактиками и патрулированием, тоже можно раздавать в колесе, которое вызывается одним нажатием.
Команды, связанные с построениями солдат, тактиками и патрулированием, тоже можно раздавать в колесе, которое вызывается одним нажатием.

О самой Age of Empires II вряд ли стоит что-то говорить — и  наш обзор, и многочисленные отзывы не дадут соврать: это прекрасная стратегия, не просто так обретшая культовый статус. Множество карт и однопользовательских кампаний, пачка мультиплеерных режимов, очаровательная графика в ремастере — игра одинаково хороша и для новичков, и для фанатов стратегий, хотя последние наверняка уже затёрли её до дыр. Подписчики Game Pass могут загрузить стандартную версию без дополнительной платы, а вот за три DLC денежку придётся отдать — если игра понравится, устоять будет трудно.

Если по какой-то причине ваш единственный способ ознакомиться с  Age of Empires II: Definitive Edition — прохождение на Xbox с геймпадом, это не будет пыткой и не вызовет дискомфорта. Разработчики отлично адаптировали управление и интерфейс, никак не навредив игровому процессу. Теперь ждём  Age of Empires IV на Xbox — судя по всему, за консольную версию беспокоиться уже не придётся.


Поддержи Стопгейм!

Age of Empires II: The Age of Kings

Платформы
PC | Mac | PS2 | XONE | XBOXSX | J2ME
Жанр
Дата выхода
30 сентября 1999
770
4.4
151 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Честно сказать, представить себе даже не могу каково в это играть на консоли, сейчас вылез из полутарочасовой катки 4в4, так там пот стекает в семь ручьёв, хотя у меня командный рейтинг достаточно низкий(1150 после того, как рейтинг всем понизили, до этого 1500), а что говорить о играх на более продвинутом уровне.
Надеюсь, на консоли перенесли только кампании, потому что я себе не могу представить какой же кластерфак ждёт людей в мультиплеере, где одновременно можно пользоваться И клавамышью, И геймпадом.

Вы наверняка об этом не знаете, но Age of Empires II уже выходила на консолях. Точнее, на PlayStation 2, и тогда она не только задержалась на те же два года после релиза на ПК, но и появилась только в Европе и Японии. Версия эта была довольно странной — достаточно лишь сказать, что двигать камеру в ней удавалось исключительно при перемещении курсора к краю экрана. То есть на левый, ни правый стики для этого не использовались. Видимо, по этой причине игра поддерживала на консоли клавиатуру и мышь — чтобы покупатели могли упростить себе жизнь.

2 абзац статьи

А кампании или ИИ переделали при портировали, чтобы игрок не так сильно страдал? В ПК версии лучники врага доставляли много проблем, как и катапульты.

Читай также