Stronghold: Warlords – новая стратегия в реальном времени (RTS), разработанная FireFly Studios. Игра чтит традиции франшизы, впервые запущенной приблизительно 20 лет назад. В этом руководстве я собрал для вас список максимально полезных советов, которые упростят ознакомление и вникание в игровой процесс. В отдельном гайде будут рассмотрены все доступные военачальники, как их захватить и какие бонусы можно получить за каждый уровень прокачки.
Добыча ресурсов
Ключ к победе в любой RTS – научиться как можно скорее собирать ресурсы и создавать новых юнитов. В Stronghold: Warlords следует позаботиться о том, чтобы добывающие здания и склад были размещены как можно ближе к источникам четырех типов ресурсов:
– Древесина – ищите леса, деревья, которые можно выделить при наведении курсором (некоторые заросли в игре не выделяются, а значит, ваши рабочие не смогут их срубить). Требуется для строительства зданий.
– Камень – добывается на каменоломнях и используется преимущественно для возведения защитных сооружений вокруг крепости (стен, башен и так далее).
– Железо – необходимо для крафта оружия и брони, без которых невозможно нанять специализированных, более могущественных юнитов. Добывается на железных залежах.
– Селитра – первое звено в пороховой цепочке. Из нее создается порох, а из пороха – различные осадные орудия. Добывается на селитровых залежах.
Поскольку у вас есть только один склад, на который рабочие приносят добываемые ресурсы, постарайтесь разместить его таким образом, чтобы он оказался в центре всех источников полезных ископаемых. Для некоторых добывающих зданий потребуются упряжи с буйволами. По-другому доставить ресурсы до склада не выйдет. Эти вьючные животные понадобятся для транспортировки камня и железа.
Примечание. Самое интересное, что в Stronghold: Warlords любые постройки появляются на карте моментально, как только вы их установите (убедившись, что достаточно ресурса для строительства). Аналогичная ситуация с юнитами. Единственное, на что тратится время – на саму добычу ресурсов. Вы можете увеличить запасы древесины, камня, железа или любой пищи, захватив военачальника и потребовав у него очередные поставки (за очки дипломатии). Но это – тема для отдельного руководства!
Популярность среди крестьян – счастье, рабочие, жилье, налоги, еда
В Stronghold: Warlords не нужно самостоятельно обучать/создавать/нанимать рабочих. Вместо этого они автоматически придут в ваше поселение, если его популярность (уровень счастья) будет на высоком (положительном) уровне. В правом нижнем углу экрана перечислены основные параметры, запасы и расход еды. И возвышается над всем этим уровень счастья, показанный в виде зеленой, серой или красной рожицы. Зеленая рожица с улыбкой указывает на положительный уровень счастья, серая – на нулевой (значит, население не растет и не убывает), а красная – на отрицательный (люди начинают уходить, вскоре вам попросту не хватит рабочих и некоторые здания перестанут функционировать).
Ваши действия могут привести к росту или спаду популярности. Все зависит от настроек на панели под уровнем счастья.
Факторы, влияющие на популярность:
– Налоги – вы можете повышать или понижать налоги, заставляя крестьян платить больше или меньше. Более того, налоги можно полностью отключать или переводить в отрицательный баланс. Последний вариант – отличный способ за счет определенного количества золота подкупить обиженных крестьян, вернув их на рабочие места.
– Еда (рис, овощи, мясо) и одежда. Раздавая больше еды, вы повышаете уровень счастья. По умолчанию крестьяне едят одну порцию риса, но вы можете разнообразить их рацион. Помните, что еда помещается в амбар, а не на склад.
Идея заключается в том, чтобы найти хороший баланс между расходами еды (обеспечить ее прирост за счет полей, свиноферм или военачальников), повысив уровень счастья населения, а затем воспользоваться этим, чтобы увеличить налоги и собрать как можно больше золота. При помощи последнего можно напрямую нанимать специализированных юнитов из военной академии. Для них требуется только золото (никакого оружия).
Кроме того, не забывайте про жилье и его качество. Под уровнем счастья показано текущее количество населения и максимальное число жилых мест. Текущее население может уменьшиться, когда вы нанимаете воинов для своей армии. Но при этом растет и потребление пищи. Максимальное число жилых мест можно повысить за счет строительства новых домов. Кроме того, практически все дома дают по 8 жилых мест, но отличаются качеством жилья. И чем выше это качество, тем выше бонус счастья будет предоставлен через жилую площадь. То есть со временем я рекомендую сносить худшие жилые постройки и на их месте возводить улучшенные версии.
Дополнительные бонусы – бонус духа и фактор страха
Вы можете получить дополнительные бонусы к уровню счастья за счет строительства различных храмов. Чем больше построек находятся в зоне действия храма, тем выше будет популярность лидера. Кроме того, есть здания с фактором страха:
– Положительный фактор страха увеличивает вашу популярность и урон войск, но снижает эффективность рабочих.
– Отрицательный фактор страха снижает популярность и урон войск, но повышает производительность рабочих.
Создание мощной армии
Хотя в Stronghold: Warlords говорится о том, что на поле боя лицом к лицу сошлись лидеры разных наций, игра совершенно не ограничивает вас в типаже нанимаемых юнитов. Вам доступны абсолютно все войска: от воинов-монахов, самураев, солдат Империи до ниндзя и огненных копейщиков. Свободные рабочие, которые есть в вашем поселении, автоматически становятся военными, как только вы нанимаете любого юнита.
Начинать нужно с казарм, хотя по умолчанию доступны самые слабые юниты в виде племенных отрядов. Затем нужно будет построить арсенал и несколько мастерских для создания разнообразного оружия и доспехов. Разместите их как можно ближе к складу, поскольку рабочие идут за ресурсами именно туда, а затем относят готовые предметы в арсенал. Для оружия и доспехов нужны древесина и железо. Эта цепочка зданий в конечном счете позволит нанимать высокоуровневых юнитов, включая воинов, знаменосцев Империи, арбалетчиков и так далее.
Не стоит забывать про конюшни, которые открывают доступ к кавалерии (ближнего и дальнего боя), а также о военной академии, откуда выходят спецвойска исключительно за золото (дорогое удовольствие). От казарм военная академия отличается следующими принципами:
– Для всех юнитов в казармах требуется немного золота и оружие с доспехами.
– А для юнитов военной академии требуется только большое количество золота.
Осады – защита замка и осадные орудия
В осадном лагере можно создавать осадные башни, баллисты, мортиры, катапульты, требушеты и многое другое. Вы даже можете нанимать ракетные войска, которые способны запускать единичную ракету и наносить огромный урон вражеским постройкам или армиям.
Для большинства осадных орудий требуется огромное количество золота, а в редких случаях – свободные рабочие. Для других типов потребуется еще и порох, который производится из селитры, добываемой на аналогичных шахтах. Поскольку речь идет об игре из серии Stronghold, то осады и захват территорий – незаменимая часть игрового процесса. Вы сможете захватывать территории, но то же самое попытается делать и AI. Окружайте свою крепость стенами, для которых необходимо много камня. Создавайте лестницы, бастионы, ловушки, баррикады, защитные платформы и прочие оборонительные сооружения.
Быстрый старт в любой миссии
Пройдите через эти 5 шагов независимо от выбранной миссии, и сможете максимально быстро развить свою базу:
– Шаг 1 – размещение склада. Это самое первое здание, которое вы должны разместить на карте, поскольку именно в нем будут храниться все добываемые и покупаемые ресурсы. Таким образом, первое, что нужно сделать – разместить склад в таком месте, чтобы он был расположен на равноудаленном расстоянии от основных источников древесины, камня, железа и селитры. Впрочем, все зависит и от удачи, поскольку на одной карте ресурсы могут оказаться поблизости, а на другой – далеко друг от друга.
– Шаг 2 – добывайте как можно больше древесины. Основные запасы древесины следует потратить на создание лесопилок, на которых будут работать крестьяне, добывающие древесину. Естественно, разместить их следует как можно ближе к бамбуковым деревьям.
– Шаг 3 – жилье. В зависимости от преднастроек ресурсов перед запуском игры у вас будет определенное количество древесины, камня и так далее. В большинстве случаев всем доступно достаточное количество древесины, чтобы потратить его на строительство парочку обычных домов. У жилья есть шесть уровней качества, и его следует учитывать для того, чтобы добиться высокой популярности среди населения и повысить налоги для получения максимума золота. Как правило, никогда не пытайтесь строить жилье ниже обычного дома. Если только этого не требует отчаянная ситуация, когда вам внезапно понадобился существенный скачок населения.
– Шаг 4 – возводим стены. Опять же, все зависит от настроек ресурсов, но у вас, вероятно, будет достаточно камня, чтобы поставить стены. По крайней мере, вокруг цитадели, где находится лидер. Постройте эти стены как можно раньше, поскольку AI будет довольно-таки агрессивен в своих стремлениях.
– Шаг 5 – расставить приоритеты в арсенале. Без строительства арсенала (оружейной) вы сможете нанимать только два типа юнитов. И это самые простые воины, которые практически бесполезны в бою против специализированных войск. Они намного слабее топорщиков и лучников, не говоря уже о более серьезных войсках. Создайте оружейную в паре с различными мастерскими, чтобы создавать оружие и доспехи, необходимые для специальных отрядов. Вероятно, начинать нужно с мастерских луков и топоров, но в дальнейшем обратите внимание и на другие постройки.
Быстрые советы и подсказки
– Не забывайте про функцию ускорения времени. Для этого нажимайте клавишу «+». Или замедления при помощи клавиши «-».
– Если решите захватывать крепости полководцев силой, убейте всех врагов вокруг, а затем расставьте по кругу лучников или арбалетчиков. Пусть они атакуют военачальника, в таком случае вы не потеряете ни одного юнита.
– Если на здании появляется маркер «зеленых следов с красным перечеркиванием», значит, ваши рабочие не могут до него добраться. В таком случае либо уберите с пути преграду, либо демонтируйте здание и постройте его в другом месте.
– Рисовые и овощные поля не могут преградить путь вашим рабочим, однако свенофермы и остальные постройки делают это. Учитывайте данную информацию, особенно в некоторых миссиях сюжетной кампании.
– Иногда выгодно демонтировать лишние постройки (стены, башни), доступные в начале миссии, чтобы получить ресурсы и потратить их на что-то другое. Или продать и получить золото, если в нем есть необходимость.
– Никогда не позволяйте вашей популярности опускаться до отрицательных значений. Крестьяне начнут покидать поселение, совсем скоро пропадут рабочие места, и вы даже не сможете обеспечить людей пищей. Это может привести к полной капитуляции. Если что-то идет не так, лучше пожертвуйте золотом и установите отрицательные налоги, чтобы подкупить крестьян.
Лучшие комментарии