Избитый вопрос, могут ли игры быть искусством, для авторов и героев The Last Show of Mr. Chardish неактуален, и ответ для них очевиден. Они берут выше и спрашивают так: имеет ли художник право на «чистое искусство», как далеко он может пойти в попытке творить «искусство ради искусства» и к чему это приводит?
Весь мир – театр!..
The Last Show of Mr. Chardish начинается как типичный симулятор ходьбы – с прогулками по красивой местности и чтением разбросанных то тут, то там записок. Но быстро становится понятно, что источником вдохновения для авторов послужила знаменитая What Remains of Edith Finch – иными словами, это вариация симулятора ходьбы, но с геймплеем, причём в разных жанрах.
Играем мы за Эллу – актрису, которая в 1976 году вернулась в Англию из Америки и решила навестить старый и, как оказалось, ныне заброшенный театр в маленьком провинциальном городе. Бродя по полуразвалившемуся зданию театра, Элла читает записки о театральной жизни и быте (есть, например, инструкции, как причёсывать актрис), видит сцену, зрительный зал, подсобки с декорациями и афишами, столы, где делались костюмы, – там ещё лежат ножницы и театральные маски.
Параллельно она слушает интервью главного режиссёра, титульного Роберта Чардиша, которое у того брали, когда он уже болел и кашлял, но не терял присутствия духа. То, какое отношение Элла имела к театру и Роберту, почему уехала, – это и есть один из главных сюжетных якорей The Last Show of Mr. Chardish.
Вторая важнейшая тема – озвученная мною в начале, про художника и чистое искусство. Этот провинциальный театр ставил в основном сказки, но даже в них режиссёр пытался смотреть выше, поднимать более сложные темы. А потом начал ставить авторские пьесы, которые многие его зрители не понимали. Он стремился сказать что-то значимое, чтобы его услышали, а театр заметили. Насколько далеко Чардиш зашёл в этом стремлении и к чему это привело?
…А люди в нём – актёры разных жанров
Помимо записок и аудиозаписей ответы дают вольные реконструкции некоторых постановок и мыслей режиссёра. Мы находим очередную театральную маску, надеваем её и переносимся в другие миры. Одни – словно нарисованы французскими импрессионистами, другие – типичная футуристическая фабрика роботов, третьи – нечто сюрреалистичное, с вырастающими из воздуха статуями и уходящими ввысь лестницами.
В каждом таком эпизоде действуют свои геймплейные правила. Где-то нужно прокладывать путь, решая загадки с перемещением объектов, на которые падает свет:
На фабрике роботов мы управляем сразу двумя «железяками», пытаясь одновременно совершать действия. Бывает, что второй робот движется в том же направлении, в котором движется первый, а бывает, что и в другом:
В целом всё тоже достаточно просто, хотя и не совсем уж примитивно.
Есть и экшн-сцены, где мы должны избить энное число подвешенных к нитям бутафорских зверушек, чтобы занавес открылся и герой прошёл дальше.
Наконец, самый сильный эпизод, заставивший дрожать мой подбородок, – тот, где французский художник в характерной шапочке превращает метлу в кисть и с её помощью раскрашивает бесцветное серое пространство вокруг в яркие краски жизни. А там, где кистью не достать, помогают … пушки:
Выглядит всё это концептуально, стильно, свежо. И единственное, что может помешать погружению в атмосферу чистого искусства, – редкие баги:
The Last Show of Mr. Chardish – это, с одной стороны, игра, наделённая вполне осязаемыми геймплейными элементами. И даже с финальным выбором концовки. Но прежде всего это красивая и грустная инсталляция о любви, искусстве и любви к искусству, призванная проиллюстрировать тот факт, что силой фантазии, стремления к прекрасному и высокому можно создавать мосты из воздуха, преодолевать расстояния на ковре-самолёте и раскрашивать окружающую серость краской из пороховых пушек.
Плюсы: сюжет, персонажи, сама тематика; необычный визуальный ряд; прекрасная музыка и озвучка.
Минусы: как игра проект практически не ставит сложных задач; встречаются баги.
Лучшие комментарии
видимо, своим мнением — то есть тем, что конкретный автор пишет про конкретную игру в конкретном тексте
Я так понимаю, что каждая игра оценивается в своей весовой категории и в своем сегменте, и поставленная Assassin’s Creed оценка «похвально» с поставленной The Last Show of Mr. Chardish оценкой «изумительно» никак не пересекаются.
искусство всегда должно быть только ради искусства, у вас на сайте про это был интересный блог, который тратил много времени на объяснение самого термина «искусство»
и какое это будет гетто? «инди-мусор для тех кто не любит пиксели и искусство»? ну для вас спецом может и сделают такой сайт-зеркало стопа.
Художественная ценность у неё всяко выше чем у AC..
Ради искусства и живописи можно приобрести
да что вы в крайность-то бросаетесь? просто пометку в поисковой и rss- выдаче хотя бы, что это инди. хотя я был бы счастлив от такого зеркала. и думаю не только я. не все любят в пикселях эпохи 90-х копаться
я поэтому и предлагаю вынести такие проекты в отдельную категорию, а то постоянно приходится разгребать мусор в поиске или ожидании серьезной игры. ваш сайт лучший из всех игровых сайтов, поэтому хочется, чтобы он стал немного удобнее
Когда инди-проекты выделят в отдельную категорию, которую можно отфильтровать и убрать из выдачи? А то непонятно, чем руководствуются обзорщики, когда ставят Assassin’s Creed похвально, а вот этому вот изумительно