Занятно прикинуть, куда повернула бы индустрия, если бы Dreamcast не пошла ко дну или Switch вдруг наступила бы на те же грабли, что и Wii U. Конечно, сами игры куда важнее, чем «железо», однако и устройства, случается, предлагают неожиданные геймплейные возможности. Обидно, когда такие возможности оказываются упущены. Мы решили вспомнить о похороненных консолях – производители вложили в них миллионы долларов, но вывести на рынок не сумели. Список составлен очень просто – в хронологическом порядке.
Atari Panther
В конце года поступят в продажу сразу три консоли: PS5, XSX и… VCS от Atari. Ещё планировался релиз Intellivision Amico с новой Earthworm Jim в качестве эксклюзива, но её премьеру в итоге сдвинули на апрель 2021 года.
Так вот, об Atari. В конце 1980-х и первой половине 1990-х компания экспериментировала с разными прототипами. Наследницей Atari 7800 и предшественницей Jaguar должна была стать Panther. К слову, и Jaguar, и Panther названы в честь машин, а не кошек.
Panther по заказу Atari готовила британская Flare Technology. Она оснастила 16-битную машинку чипом Motorola 68000, аудиомодулем Ensoniq и процессором Panther для обработки графики. Хотя консоль позиционировалась как конкурент SNES и Sega Genesis, она бодро «пережёвывала» и трёхмерную графику. Картриджи в неё вставлялись спереди, как в видеомагнитофон. По габаритам она уступала Jaguar.
Технодемо для Panther подготовил Джефф Минтер (Jeff Minter), легендарный программист из 80-х. Возможно, вы его знаете по недавним Tempest 4000 и Polybius. Да, этот человек делает игры уже 40 лет!
«Демки» Минтера описаны в номере журнала The One за август 1991 года. Девкиты Panther разошлись по разработчикам. Известно о нескольких оригинальных проектах и портах для консоли – к примеру, Cybermorph и Pit-Fighter. Cybermorph позднее перекочевала на Jaguar.
Для запуска консоли Atari выбрала осень 1991 года. Увы, в последний момент компания передумала – Jaguar показалась ей более перспективной затеей.
Nintendo PlayStation
Эпоха четвёртого и пятого поколений консолей – время неожиданных союзов. На исходе 80-х Sony договорилась о сотрудничестве с Nintendo. Предполагалось, что она изготовит аддон для SNES, умеющий проигрывать CD формата Super Disc, и монолитный гибрид Nintendo PlayStation (или Play Station, как писали в изданиях тех лет), способный принимать диски и картриджи.
На летней CES 1991 в Чикаго Sony сообщила об альянсе с Nintendo. На следующий день Nintendo неожиданно отвесила Sony пощёчину, заключив союз с Philips. Обе сделки можно считать тупиковыми. Огорошенная Sony оставила идею аксессуара для SNES и произвела от 200 до 300 копий Nintendo PlayStation, Philips же выпустила систему CD-i, не снискавшую успеха среди геймеров.
Почему Nintendo так обошлась с соотечественниками? Sony собиралась жёстко контролировать распространение игр на компакт-дисках. Тем же занималась Nintendo со своими картриджами. Лишиться контроля над «софтом» компания не желала. Она проучила Sony, предпочтя её конкурента (Philips) и объявив об этом публично.
Из пары сотен Nintendo PlayStation уцелел один экземпляр. Его из стен Sony вынес Олаф Олафссон (Olaf Olafsson) – первый руководитель Sony Computer Entertainment, выведший на рынок PS1. После Sony Олафссон какое-то время трудился в финансовой фирме Advanta. Здесь он и забыл коробку с Nintendo PlayStation. 10 лет назад Advanta обанкротилась, и хлам, хранившийся в её кабинетах, ушёл с молотка. Включая Nintendo PlayStation! Обнаруживший консоль счастливчик долго готовил её к продаже на аукционе – и недавно таки продал за 360 тысяч баксов. Дороговато для устройства, которое «понимает» лишь музыкальные компакт-диски и картриджи от SNES!
Sega Neptune
В книге «Консольные войны» Блейка Дж. Харриса (Blake J. Harris) упомянуто, с каким остервенением Sega изобретала и штамповала различные устройства. Где-то среди бесчисленных аддонов к Genesis и шлемов виртуальной реальности затесалась Sega Neptune.
Neptune соединяла в одном корпусе Genesis и 32X. Она работала с картриджами от обоих устройств и могла функционировать в тандеме с Sega CD. Neptune – кодовое название. В США Sega намеревалась выпустить её в 1995 году под вывеской Genesis 32X System.
До Neptune японцы умудрились выложить на прилавки Saturn. Необходимость в Neptune отпала.
На память о системе остался пластиковый макет, который долгие годы мелькал в ретрозоне E3 и GDC. Сейчас он хранится в Национальном музее видеоигр в городе Фриско, штат Техас.
Попыткам Sega выбраться из кризиса посвящена игра Segagaga (2001). Менее экзотичный зверь – серия Hyperdimension Neptunia, с юмором описывающая битву приставок. Главная героиня, Нептуния, получила имя как раз в честь отменённой консоли.
Panasonic M2
Переходим к тяжёлой артиллерии. Продвинутые технологии, проваленные дедлайны, затяжной ажиотаж… Да, речь о Panasonic M2.
The 3DO Company Трипа Хокинса (Trip Hawkins) не производила консоль. Она нарисовала 3DO Interactive Multiplayer на бумаге, продумала архитектуру и продала лицензию на выпуск куче компаний. Одни пошли торговать своими медиаплеерами (Panasonic, Sanyo, GoldStar), вторые отсиделись (AT&T, Toshiba). Чем-то напоминает эксперимент Valve со Steam Machines. В итоге же королевой рынка CD-консолей стала PS1 – дешёвая, более понятная для разработчиков и бешено разрекламированная.
Шанс потягаться с PS1 был у Panasonic M2, преемницы 3DO. Matsushita (сейчас – Panasonic Corporation) заплатила за эксклюзивную лицензию 100 млн долларов. Panasonic M2 приезжала на E3 1995, кичилась обратной совместимостью с 3DO, посматривала в сторону формата DVD… Боссы Matsushita даже предлагали технологию Sega, но та отказалась.
В середине 1997 года выяснилось, что нерождённой Panasonic M2 конец. Компоненты для неё были дорогими, для DVD время пока не наступило. Партнёры Matsushita, готовившие эксклюзивные проекты на M2, остались ни с чем. В том числе – Кэндзи Эно (Kenji Eno), автор D (1995) и Enemy Zero (1996). Его D2 не вышла на M2, зато переселилась на Dreamcast и отлично дополнила и без того впечатляющую библиотеку консоли.
Konami по договорённости с Matsushita выкатила аркадный автомат на базе M2. Для него были сделаны пять игр, не покинувшие пределов Японии. В 2010 году в Интернет попала бета-версия IMSA World Championship Racing, гонки для брошенной консоли. Вот, собственно, и всё её наследие. Сама Matsushita с игровой индустрией не прощалась: она разрабатывала диски для GameCube, Wii и Wii U – заодно с CD компания Nintendo проигнорировала DVD и Blu-ray.
Dreamcast 2 (?)
Кто-то помнит Dreamcast по файтингам (SoulCalibur, Street Fighter 3). Кто-то – по спортивным симуляторам от Visual Concepts. Кто-то – по чудаковатым The Typing of the Dead и Seaman. Кто-то – по взрывным Crazy Taxi и Sonic Adventure. Научный факт: Dreamcast не испытывала проблем с играми. Тем не менее консоль провалилась. Причин тому много – от пиратства до долгов, в которых Sega основательно увязла к концу 1990-х.
К разработке приставки следующего поколения Sega обычно приступала загодя. Dreamcast продержалась на рынке недолго, и можно предположить, что потенциальная Dreamcast 2 ковалась в стенах японской компании в 1999–2000 гг. По крайней мере, исследовались различные концепции, связанные с играми будущего – какими их себе представляли топ-менеджеры Sega. Dreamcast получила встроенный модем и «затачивалась» под онлайн – согласитесь, рискованное решение для консольного рынка конца 90-х. В 2000-м Sega продавала цифровую камеру Dreameye. Она позволяла щёлкать фотографии, редактировать их на Dreamcast, отправлять знакомым да созваниваться – в этом случае Dreameye выступала веб-камерой. Sony развила идеи Dreameye в EyeToy для PS2.
Аркадный близнец Dreamcast – Naomi (у них общая архитектура). Как следствие, игры с автоматов Naomi было легко переносить на Dreamcast. Известные примеры – Crazy Taxi, Dead or Alive 2, F355 Challenge. За Naomi в 2001-м последовала куда более мощная Naomi 2. Вероятно, такой Sega задумывала Dreamcast 2. Именно на Naomi 2 дебютировали Virtua Fighter 4 и Beach Spikers, позже перенесённые на PS2 и GameCube соответственно.
Благодаря Naomi 2 формат GD-ROM (особый носитель данных для Dreamcast) оставался актуальным до второй половины 2000-х. После Naomi 2 Sega уже не инвестировала в создание собственной архитектуры, предпочитая собирать автоматы на базе PC. Скажем, внутри относительно свежей платформы Sega Nu2 отдуваются Core i5-6500 и GeForce GTX 950.
Однако к производству консолей Sega всё же вернулась. Вернее, к «производству» – пока речь лишь о ретроконсолях Sega Genesis Mini и Game Gear Micro.
Разумеется, мертворождённых консолей больше, чем перечислено в статье. Мы взяли только яркие. На ум приходят также «портативка» Red Jade, Atari Jaguar II, Sega Pluto, Konix Multisystem… Жаль, поиграть на них никому не удастся. Надеюсь, Atari VCS и Intellivision Amico в их число не попадут.
Лучшие комментарии
А из-за чего вы думаете постоянно возникают такие статьи, такие мысли о заезженном ретро, ретро каналы и их подписчики коим и я являюсь? Может из-за несбывшейся все-таки детской мечты? Привет всем ретроманам!
Хорошее вложение средств, как по-мне.
Любопытно, выйдет ли Smach Z (SteamBoy) со Стимом в кармане
Поправьте если ошибся.
www.youtube.com/watch?v=y9pwX-j6dfw
Вот это я понимаю — самая дорогая консоль в мире. Но для кого то это как священный грааль, которого ни у кого нет. Как автомобиль, выпущенный в нескольких экземплярах, как редкая марка с ошибкой в изображении или как купюра 1000$ 1928 года выпуска.