15 августа 2020 15.08.20 13 8888

Мертворождённые консоли: от Nintendo PlayStation до Panasonic M2

Занятно прикинуть, куда повернула бы индустрия, если бы Dreamcast не пошла ко дну или Switch вдруг наступила бы на те же грабли, что и Wii U. Конечно, сами игры куда важнее, чем «железо», однако и устройства, случается, предлагают неожиданные геймплейные возможности. Обидно, когда такие возможности оказываются упущены. Мы решили вспомнить о похороненных консолях – производители вложили в них миллионы долларов, но вывести на рынок не сумели. Список составлен очень просто – в хронологическом порядке.

Atari Panther

В конце года поступят в продажу сразу три консоли: PS5, XSX и… VCS от Atari. Ещё планировался релиз Intellivision Amico с новой Earthworm Jim в качестве эксклюзива, но её премьеру в итоге сдвинули на апрель 2021 года.

Так вот, об Atari. В конце 1980-х и первой половине 1990-х компания экспериментировала с разными прототипами. Наследницей Atari 7800 и предшественницей Jaguar должна была стать Panther. К слову, и Jaguar, и Panther названы в честь машин, а не кошек.

Panther по заказу Atari готовила британская Flare Technology. Она оснастила 16-битную машинку чипом Motorola 68000, аудиомодулем Ensoniq и процессором Panther для обработки графики. Хотя консоль позиционировалась как конкурент SNES и Sega Genesis, она бодро «пережёвывала» и трёхмерную графику. Картриджи в неё вставлялись спереди, как в видеомагнитофон. По габаритам она уступала Jaguar.

3D-модель Atari Panther (изображение с сайта atarimuseum.com).
3D-модель Atari Panther (изображение с сайта atarimuseum.com).

Технодемо для Panther подготовил Джефф Минтер (Jeff Minter), легендарный программист из 80-х. Возможно, вы его знаете по недавним Tempest 4000 и Polybius. Да, этот человек делает игры уже 40 лет!

«Демки» Минтера описаны в номере журнала The One за август 1991 года. Девкиты Panther разошлись по разработчикам. Известно о нескольких оригинальных проектах и портах для консоли – к примеру, Cybermorph и Pit-Fighter. Cybermorph позднее перекочевала на Jaguar.

Для запуска консоли Atari выбрала осень 1991 года. Увы, в последний момент компания передумала – Jaguar показалась ей более перспективной затеей.

Nintendo PlayStation

Эпоха четвёртого и пятого поколений консолей – время неожиданных союзов. На исходе 80-х Sony договорилась о сотрудничестве с Nintendo. Предполагалось, что она изготовит аддон для SNES, умеющий проигрывать CD формата Super Disc, и монолитный гибрид Nintendo PlayStation (или Play Station, как писали в изданиях тех лет), способный принимать диски и картриджи.

На летней CES 1991 в Чикаго Sony сообщила об альянсе с Nintendo. На следующий день Nintendo неожиданно отвесила Sony пощёчину, заключив союз с Philips. Обе сделки можно считать тупиковыми. Огорошенная Sony оставила идею аксессуара для SNES и произвела от 200 до 300 копий Nintendo PlayStation, Philips же выпустила систему CD-i, не снискавшую успеха среди геймеров.

Почему Nintendo так обошлась с соотечественниками? Sony собиралась жёстко контролировать распространение игр на компакт-дисках. Тем же занималась Nintendo со своими картриджами. Лишиться контроля над «софтом» компания не желала. Она проучила Sony, предпочтя её конкурента (Philips) и объявив об этом публично.

Из пары сотен Nintendo PlayStation уцелел один экземпляр. Его из стен Sony вынес Олаф Олафссон (Olaf Olafsson) – первый руководитель Sony Computer Entertainment, выведший на рынок PS1. После Sony Олафссон какое-то время трудился в финансовой фирме Advanta. Здесь он и забыл коробку с Nintendo PlayStation. 10 лет назад Advanta обанкротилась, и хлам, хранившийся в её кабинетах, ушёл с молотка. Включая Nintendo PlayStation! Обнаруживший консоль счастливчик долго готовил её к продаже на аукционе – и недавно таки продал за 360 тысяч баксов. Дороговато для устройства, которое «понимает» лишь музыкальные компакт-диски и картриджи от SNES!

 

Sega Neptune

В книге «Консольные войны» Блейка Дж. Харриса (Blake J. Harris) упомянуто, с каким остервенением Sega изобретала и штамповала различные устройства. Где-то среди бесчисленных аддонов к Genesis и шлемов виртуальной реальности затесалась Sega Neptune.

Neptune соединяла в одном корпусе Genesis и 32X. Она работала с картриджами от обоих устройств и могла функционировать в тандеме с Sega CD. Neptune – кодовое название. В США Sega намеревалась выпустить её в 1995 году под вывеской Genesis 32X System.

До Neptune японцы умудрились выложить на прилавки Saturn. Необходимость в Neptune отпала.

На память о системе остался пластиковый макет, который долгие годы мелькал в ретрозоне E3 и GDC. Сейчас он хранится в Национальном музее видеоигр в городе Фриско, штат Техас.

Изображение Neptune из британского Sega Magazine, номер за март 1995-го.
Изображение Neptune из британского Sega Magazine, номер за март 1995-го.

Попыткам Sega выбраться из кризиса посвящена игра Segagaga (2001). Менее экзотичный зверь – серия Hyperdimension Neptunia, с юмором описывающая битву приставок. Главная героиня, Нептуния, получила имя как раз в честь отменённой консоли.

Panasonic M2

Переходим к тяжёлой артиллерии. Продвинутые технологии, проваленные дедлайны, затяжной ажиотаж… Да, речь о Panasonic M2.

The 3DO Company Трипа Хокинса (Trip Hawkins) не производила консоль. Она нарисовала 3DO Interactive Multiplayer на бумаге, продумала архитектуру и продала лицензию на выпуск куче компаний. Одни пошли торговать своими медиаплеерами (Panasonic, Sanyo, GoldStar), вторые отсиделись (AT&T, Toshiba). Чем-то напоминает эксперимент Valve со Steam Machines. В итоге же королевой рынка CD-консолей стала PS1 – дешёвая, более понятная для разработчиков и бешено разрекламированная.

Шанс потягаться с PS1 был у Panasonic M2, преемницы 3DO. Matsushita (сейчас – Panasonic Corporation) заплатила за эксклюзивную лицензию 100 млн долларов. Panasonic M2 приезжала на E3 1995, кичилась обратной совместимостью с 3DO, посматривала в сторону формата DVD… Боссы Matsushita даже предлагали технологию Sega, но та отказалась.

В середине 1997 года выяснилось, что нерождённой Panasonic M2 конец. Компоненты для неё были дорогими, для DVD время пока не наступило. Партнёры Matsushita, готовившие эксклюзивные проекты на M2, остались ни с чем. В том числе – Кэндзи Эно (Kenji Eno), автор D (1995) и Enemy Zero (1996). Его D2 не вышла на M2, зато переселилась на Dreamcast и отлично дополнила и без того впечатляющую библиотеку консоли.

 

Konami по договорённости с Matsushita выкатила аркадный автомат на базе M2. Для него были сделаны пять игр, не покинувшие пределов Японии. В 2010 году в Интернет попала бета-версия IMSA World Championship Racing, гонки для брошенной консоли. Вот, собственно, и всё её наследие. Сама Matsushita с игровой индустрией не прощалась: она разрабатывала диски для GameCube, Wii и Wii U – заодно с CD компания Nintendo проигнорировала DVD и Blu-ray.

Dreamcast 2 (?)

Кто-то помнит Dreamcast по файтингам (SoulCalibur, Street Fighter 3). Кто-то – по спортивным симуляторам от Visual Concepts. Кто-то – по чудаковатым The Typing of the Dead и Seaman. Кто-то – по взрывным Crazy Taxi и Sonic Adventure. Научный факт: Dreamcast не испытывала проблем с играми. Тем не менее консоль провалилась. Причин тому много – от пиратства до долгов, в которых Sega основательно увязла к концу 1990-х.

К разработке приставки следующего поколения Sega обычно приступала загодя. Dreamcast продержалась на рынке недолго, и можно предположить, что потенциальная Dreamcast 2 ковалась в стенах японской компании в 1999–2000 гг. По крайней мере, исследовались различные концепции, связанные с играми будущего – какими их себе представляли топ-менеджеры Sega. Dreamcast получила встроенный модем и «затачивалась» под онлайн – согласитесь, рискованное решение для консольного рынка конца 90-х. В 2000-м Sega продавала цифровую камеру Dreameye. Она позволяла щёлкать фотографии, редактировать их на Dreamcast, отправлять знакомым да созваниваться – в этом случае Dreameye выступала веб-камерой. Sony развила идеи Dreameye в EyeToy для PS2.

Аркадный близнец Dreamcast – Naomi (у них общая архитектура). Как следствие, игры с автоматов Naomi было легко переносить на Dreamcast. Известные примеры – Crazy Taxi, Dead or Alive 2, F355 Challenge. За Naomi в 2001-м последовала куда более мощная Naomi 2. Вероятно, такой Sega задумывала Dreamcast 2. Именно на Naomi 2 дебютировали Virtua Fighter 4 и Beach Spikers, позже перенесённые на PS2 и GameCube соответственно.

Sega Naomi 2 (фото с segaretro.org).
Sega Naomi 2 (фото с segaretro.org).

Благодаря Naomi 2 формат GD-ROM (особый носитель данных для Dreamcast) оставался актуальным до второй половины 2000-х. После Naomi 2 Sega уже не инвестировала в создание собственной архитектуры, предпочитая собирать автоматы на базе PC. Скажем, внутри относительно свежей платформы Sega Nu2 отдуваются Core i5-6500 и GeForce GTX 950.

Однако к производству консолей Sega всё же вернулась. Вернее, к «производству» – пока речь лишь о ретроконсолях Sega Genesis Mini и Game Gear Micro.

Разумеется, мертворождённых консолей больше, чем перечислено в статье. Мы взяли только яркие. На ум приходят также «портативка» Red Jade, Atari Jaguar II, Sega Pluto, Konix Multisystem… Жаль, поиграть на них никому не удастся. Надеюсь, Atari VCS и Intellivision Amico в их число не попадут.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Atari VCS и Intellivision Amico в их число не попадут.

Хороший материал. Спасибо!
Очень интересная статья, люблю такие исторические факты, спасибо автору
Помню, играя мальцом в Утиные истории на денди, заходит старший брательник и говорит. Вот ты играешь в такую чепуху, поехали ко мне я покажу тебе настоящие игры, с видео, скалолаз, гонки, мотоциклы и т.д. Ну, поехали… Но приставка была не у брата, а у его соседа, уже такого прошаренного мужика с седыми усами, звали его Леха, почти ровесник моему бате, который вообще не лю-лю в этом деле. Обычный работяга, по ночам часто проходит игрухи на английском, не обращая внимания на злющуюся жену, которой мешает спать, днем водитель маршрутки. Абсолютный меломан, вся его коллекция дисков, экшен, гонки, паззл, драки типа supreme warrior, аркады типа star fighter пройдены на 100%. Ну это ладно, заходим мы к нему, открывает, а он там с мужиками играет в только вышедшую ps1, пьют пиво рубятся в tekken. Ну думаю круто, ладно, прикольно, совсем мальцом был. Дал он нам свою старушку Panasonic 3do, и стопку своих любимых игр, про которые он нам однажды рассказывал, сюжет, нюансы и т.д. Так вот, когда мы впервой включили Need for Speed, я был обескуражен, это непередаваемые ощущения, после денди и тыканья прыг-скок. Тут тачка, салон, руль, переключаю скорость, врезаюсь, менты, стрелки шевелятся и т.д,, графика на то время казалась очень правдоподобной. Ну и к итогу, конечно запал не по-детски. Леха продал приставку моему брату, а сам перешел на ps1, стал я играть в игрухи всякие, но они мне казались не только правдоподобными, но и повышенной сложности, не то что сейчас часто бывает. Пока все это на 3do я переваривал, я влюбился в нее, даже в ее начальную заставку, это было молитвой. К тому времени начала занимать нишу ps1, я ревновал, мне не нравилось, что приезжая с братом на рынок, для 3do оставалось пара точек со старыми играми, все заполонила сонька, да и лучшее у нас уже все было от старого владельца, а для 3do почему-то ничего нет, но откуда малолетний пацан, без интернета, у большинства его и не было, имея несколько зализанных журналов по 3do и новостей о вскоре приходящей Panasonic M2. Конечно, взрослев, со временем я сам перешел на ps1, ну а выбор какой… я раньше не мог понять, почему портируют старые игры с 3do на соньку, почему не делать их на том что мне нравится, работает же. Сейчас мне 35, я много перепробовал консолей, меломан, несколько портативок в ящике ждет своей подзарядки, собрал новый комп и привык к долбанным 60-120фпс, но до сих пор меня гложет та ненависть к ps1 (малолетки не в обиду, просто не поймут), за что у меня как у геймера любящего 3do, отобрали его и мечту о Panasonic M2 и возможно другом интересном будущем…
А из-за чего вы думаете постоянно возникают такие статьи, такие мысли о заезженном ретро, ретро каналы и их подписчики коим и я являюсь? Может из-за несбывшейся все-таки детской мечты? Привет всем ретроманам!
Тоже о ней подумал ) но она вроде вышла, и даж какието эксклюзивы были.
Ещё есть российская консоль собранная на али — GS Gamekit. За 15 тысяч ты поддерживаешь российских разработчиков и получаешь доступ на своём телевизоре к паре игр с Google Play. А ещё у этой консоли есть пульт и GS Gamekit можно повесть в красный угол вместо иконы.

Хорошее вложение средств, как по-мне.
Самое интересное, что у нее были временные эксклюзивы ) К примеру, TowerFall
Любопытно, выйдет ли Smach Z (SteamBoy) со Стимом в кармане
Вот только Atari VCS показали на рендере, а Intellivision Amico хотя бы существует и имеет любопытные контролеры.

Поправьте если ошибся.
Да, но Apple Pippin все же была в продаже, в отличие от перечисленных в статье
...Nintendo PlayStation! Обнаруживший консоль счастливчик долго готовил её к продаже на аукционе – и недавно таки продал за 360 тысяч баксов. Дороговато для устройства, которое «понимает» лишь музыкальные компакт-диски и картриджи от SNES!

Вот это я понимаю — самая дорогая консоль в мире. Но для кого то это как священный грааль, которого ни у кого нет. Как автомобиль, выпущенный в нескольких экземплярах, как редкая марка с ошибкой в изображении или как купюра 1000$ 1928 года выпуска.
Читай также