ArmA II: Обзор
«Видя бой со стороны, каждый мнит себя стратегом.»
Козьма Прутков
Вопреки мнению, что хардкорные симуляторы непопулярны, в подобных играх дефицита не наблюдается. Все дело в том, что продажи качественных представителей данного жанра порой превосходят все ожидания разработчиков и издателей. Таким свойством обладало в свое время детище чешской студии Bohemia Interactive – военный тактический симулятор Operation Flashpoint (OFP), родившийся на свет в 2001-ом году. Аналитика подсчитала, что тираж этой игры превысил два миллиона копий. Можно только представить, сколько в мире оказалось любителей реализма, и как сильно тогда разбогатела небольшая студия. В течение пяти лет боевик стал культовым и быстро оброс любительскими аддонами от преданных фанатов, ждавших появления сиквела. Но, потеряв богатенького издателя в лице Codemasters и раскрученный бренд, оставшаяся в одиночестве Bohemia Interactive выпустила Armed Assault (ArmA), внешне напоминающую OFP, но качественно ей несоответствующую. Коммерчески ArmA провалилась, попутно разочаровав преданных фанатов своей неиграбельностью. Спустя три года мучительной работы со стапелей чешской студии выходит ArmA 2, а главным конкурентом ей становится некогда близкий и родной проект Operation Flashpoint 2 от Codemasters.
«Войны начинаются в умах людей»
Из преамбулы Устава ЮНЕСКО
Bohemia Interactive предлагает игроку в очередной раз принять участие в вымышленном вооруженном конфликте, основанном на реальных международных проблемах современного мира. До ArmA 2 наиболее ярко запомнились события OFP, которая охватила времена холодной войны между США и СССР, при этом сюжет тогда оказался богаче и ярче, чем в первой ArmA, это также отмечали и многочисленные фанаты. Однако вторая часть предложила новый подход в представлении кампании.
События игры разворачиваются во время гражданской войны, происходящей на территории постсоветского вымышленного государства Чернарусь. Постоянные вооруженные стычки между сторонниками западной демократии, местной властью и коммунистическим движением «Красная Звезда» (ЧДКЗ, они же «Чедаки»), ищущим поддержки со стороны России, закончились отступлением Чернарусских Сил Обороны (ЧСО). Под руководством военачальника с прозвищем «Акула» ЧДКЗ захватило большую часть Северной Чернаруси, установив в регионе свою собственную власть. После возобновили военные действия с целью захвата западной части страны.
Премьер-министр Чернаруси Александр Баранов обратился за помощью в установлении мира в регионе к своим западным партнерам. По решению Альянса НАТО приводит в готовность свои силы быстрого реагирования в евроазиатском регионе с целью предотвратить дальнейшие жертвы среди гражданского населения в области конфликта. В этот момент игроку и предлагается взять на себя роль 33-летнего чернокожего сержанта Мэта Купэра, члена команды разведки «Лезвие» 27-го экспедиционного корпуса морской пехоты США.
В кампании теперь существуют четыре стороны, и у каждой свои интересы в данном регионе. Представленные миссии стали еще продолжительнее и интереснее, чем в OFP и ArmA. Сам процесс выполнения заданий насыщен внезапными поворотами сюжета и стремительным развитием событий. Существует и обещанная разработчиками зависимость сложности выполнения будущих заданий от текущих действий игрока. Несколько концовок имеет не только весь сюжет, но и практически каждая миссия, а если выполнять дополнительные задания, то в дальнейшем могут стать доступны различные бонусы в виде средств поддержки.
«Солдатский ранец не тяжелее, чем цепи военнопленного»
Дуайт Эйзенхауэр
Геймплей ArmA 2 изначально рассчитан на игрока, готового часами бродить по виртуальным лесам и болотам в поисках цели, способного не беспокоиться об ответственности за своих подчиненных и умеющего провести целую армию с минимальными потерями путем точного тактического расчета. Однако специально для тех, кто этого не умеет, но желает научиться, Bohemia Interactive не без помощи некоторых нововведений сделала игру еще доступнее, чем когда-либо. Так, в обучающем лагере теперь не заваливают лишней информацией и быстро вводят в курс дела. После познания азов новичку предлагается выполнить нестандартные задания вроде прыжков с парашютом, спасение неисправного вертолета или посадки реактивного истребителя на палубу авианосца. Отдельные миссии окажутся полезными ветеранам, которых заинтересует демонстрация новых возможностей.
Внешне ArmA 2 выглядит на порядок лучше, чем ее предшественница. Обновленному движку Real Virtuality 3 объяснили, как надо работать с многоядерными процессорами и научили полностью использовать все возможности DirectX 9. Результатом стала похорошевшая картинка с объемными текстурами, улучшенными эффектами освещения и новой растительностью. Разнообразие 3D-моделей поражает воображение: козы и кролики соседствуют со 130 видами военной техники и 80 моделями оружия на фоне архитектурных сооружений в виде средневековых замков и храмов. Сами модели претерпели переход на качественно новый уровень.
Кроме посвежевшей графики ArmA 2 приобрела и новый искусственный интеллект. Система жестов, активное использование укрытий, командная работа с тактическими маневрами, симулирование зрения и интуиции (враг может терять цель из виду и целиться в то место, куда она двигалась) и многое другое, - все это способствует ощущению реализма при сражении с виртуальным противником. Но не обошлось и без крупных недоработок в системе ИИ: солдаты застревают в объектах, водительские навыки компьютера оставляют желать лучшего, вертолеты с незавидной регулярностью бьются о лесной массив и т.д. Поэтому самые лучшие впечатления оставляют сражения между людьми в рамках мультиплеера с широкими возможностями, но об этом позже.
«Генералы всегда готовятся к прошлой войне»
Уинстон Черчилль
Одиночная кампания теперь предлагает продвинутый командный режим, позаимствовавший элементы RTS. В ArmA 2 вам придется поучаствовать в крупномасштабных сражениях и лично контролировать войска посредством двухмерной карты. Реализация этой задумки, конечно, сильно расширяет возможности игры, местами переводя ее в статус стратегии, однако этот пункт требует доработки. Трудновоспроизводимые команды для отрядов иногда обрабатываются с очень большим запозданием, а их вооружение и пополнение достаточно сложно осуществить, так как интерфейсы, предназначенные для этих целей, дико тормозят.
Но если новичка ArmA 2 старается привлечь новой графикой и продвинутой кампанией, то хардкорщика это все заинтересует едва ли. Еще со времен ArmA у ветеранов серии образовалась традиция: начинать знакомство с новой игрой Bohemia Interactive со встроенного редактора, предназначенного для создания пользовательских миссий. Кстати, изменений в редакторе оказалось в этот раз больше: новая система стрингтейблов, брифинга и овервью теперь использует скриптовые команды и хранится в формате XML. Game Logic обрела более гибкие настройки и вынесена в отдельный пункт нового интерфейса редактора. Многочисленным изменениям подверглись и скрипты, о чем вы узнаете из официального документа, опубликованного Bohemia Interactive по данному адресу.
Мультиплеер в ArmA 2 теперь дает возможность пройти с друзьями всю кампанию в кооперативном режиме, который поддерживает до четырех игроков одновременно. Кроме того, Bohemia Interactive представила улучшенную версию режима Warfare, реализованного еще в патче 1.14 для ArmA. На одной карте в масштабной войне игрок может сражаться в кооперативе с друзьями или против других людей. При этом доступна любая роль – от рядового до главнокомандующего, который избирается голосованием. Не забыты и популярные классические сетевые режимы: deathmatch, командный deathmatch, битва за флаг и другие. Кстати, ничто не мешает пользователям самим делать миссии для сетевых баталий.
Технологически ArmA 2 хоть и шагнула вперед, но по сравнению с другими современными шутерами и симуляторами детище Bohemia Interactive пока еще выглядит отстающим. Только здесь вы сможете встретить ультрареалистичную физику полета пули наряду с взлетевшим в воздух танком от наезда на камень, а красивый детализированный замок на фоне холма с размытыми текстурами и плоскими деревьями. Такие казусы случаются еще со времен OFP, и почему Bohemia Interactive до сих пор не смогла изменить ситуацию к лучшему – непонятно. В ряд недоработок органично вписываются и трудности перевода: обозвать капитана Карла Дресслера женщиной и написать для него женский диалог – лишь один из многочисленных примеров ляпов работников пера и словаря.
«Эта война положит конец войнам. И следующая – тоже»
Дэвид Ллойд Джордж
В целом, несмотря на огромное количество багов и глюков, казусов и рестартов миссий, ArmA 2 увлекает и от нее трудно оторваться. Целая армия фанатов, вновь атакуя сервера и ожидая патчи, уже не верит в то, что грядущий проект Operation Flashpoint: Dragon Rising сможет хотя бы даже близко подойти к творению Bohemia Interactive. И действительно, зачем верить кому-то чужому из богатой Codemasters, предлагающей сомнительную альтернативу лишь с красивым названием и в привлекательной обертке, если чехам уже удалось возродить шарм полюбившейся оригинальной Operation Flashpoint, вложив в нее всю душу и энтузиазм. Они вновь создали симулятор, в котором игрок, погружаясь в атмосферу боевых действий, понимает, что на войне не все так просто, как кажется на первый взгляд – там жизнь человека ничего не стоит и обрывается в один миг. Они говорят языком своего, хоть еще и не законченного, но уже достойного интерактивного произведения: война – тяжелый труд для сильных, готовых к испытаниям людей.
Плюсы: лучший хардкорный тактический шутер; возвращенный шарм полюбившейся ветеранам-хардкорщикам Operation Flashpoint; огромный реалистичный игровой мир; расширенный мультиплеер и кооперативный режим в кампании; продвинутый искусственный интеллект; переплетающиеся элементы симулятора, стратегии и экшена; выполнено огромное количество просьб фанатов.
Минусы: просто колоссальное количество ошибок, мешающих нормальному восприятию игры; заслуживающая доработки физика взаимодействия объектов; модель разрушений и повреждений оставляет желать лучшего; завышенные системные требования.
Лучшие комментарии